Законов власти Роберт Грин 48 законов власти 1 Роберт Грин 48 законов власти
Скачать 5.87 Mb.
|
ИСПОЛЬЗУЙ СВОЕ ОТСУТСТВИЕ, ЧТОБЫ ПРЕУМНОЖИТЬ УВАЖЕНИЕ И ЧЕСТЬ НАРУШЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА Средневековый трубадур шевалье Гийом де Бало странствовал по дорогам юга Франции от замка к замку, декламируя стихи и во всем являя образец рыцаря без страха и упрека. В замке Жавиак он встретил и полюбил прелестную хозяйку, мадам Гильельму де Жавиак. Он пел ей свои песни, читал стихи, играл с ней в шахматы, и постепенно она, в свою очередь, полюбила его. У Гийома был друг, шевалье Пьер де Баржак, который путешествовал вместе с ним и также был принят в замке. Пьер тоже влюбился в даму, живущую в замке Жавиак, добрейшую, но темпераментную Вьернетту. Как-то между Пьером и Вьернеттой произошла ужасная ссора. Дама прогнала Пьера, и он обратился к своему другу Гийому за помощью, умоляя его помочь вернуть расположение любимой. Гийом как раз собирался на время оставить замок, но по возвращении, через несколько недель, пустил в ход свои чары и помирил Пьера с Вьернеттой. Пьер ощущал, что любовь его усилилась многократно, — ведь не бывает любви сильнее, чем та, что вспыхивает после примирения. Чем глубже и длительнее размолвка, говорил он Гийому, тем слаще чувство, сопутствующее миру и сближению. Как трубадур шевалье Гийом гордился тем, что вкусил все радости и горести любви. Слушая речи друга, он тоже пожелал испытать радость примирения после ссоры. С этой целью он разыграл сильнейшую обиду на мадам Гильельму, перестал писать ей любовные письма, затем внезапно покинул гостеприимный замок и не появлялся даже на праздниках и охотах. Это выводило из себя юную даму. Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 114 Гильельма посылала к Гийому гонцов, пытаясь выведать, что произошло, но он отправлял их обратно. Он думал, что все это рассердит даму и она потребует, чтобы он, подобно Пьеру, умолял ее о прощении. Однако его отсутствие возымело противоположный эффект: оно заставило Гильельму полюбить его еще сильнее. Теперь дама преследовала своего рыцаря, посылая гонцов и письма с объяснениями, что было почти неслыханно — дамы никогда не гонялись так за своими трубадурами. Гийому это совсем не понравилось. Поведение Гильельмы, казалось ему, свидетельствовало об утрате достоинства. Он теперь не только сомневался в своем плане — он также сомневался в своей даме. В конце концов после многих месяцев вдали от Гийома Гильельма сдалась. Она перестала забрасывать его посланиями любви, и он задумался: может, она рассержена? Может, его план все- таки сработал? Он ведь так этого ждал. Настало время примирения. Он облачился в свой лучший наряд, выбрал самую дорогую упряжь для лошади, надел великолепный шлем и выехал в Жавиак. _______________________________________ ВЕРБЛЮД И ПЛЫВУЩИЕ ПОЛЕНЬЯ Кто первый увидал Верблюда, Тот прочь бежал при виде чуда; Второй осмелился приблизиться к нему, А третий — и узду надел на дромадера. Так, силою привычки и примера, Становимся мы близки ко всему, Что нам казалося пугающим и странным — С ним находясь в общенье постоянном. В пример тому я приведу рассказ. Стоявшие на страже как-то раз Увидели предмет, плывущий в отдаленье. Немедленно решили все вокруг: «Большой фрегат иль брандер!» Чрез мгновенье Все в нем увидели простой с товаром тюк, челнок и, наконец, — плывущие Поленья. Знаком я в свете кое с кем, Кого касается мое повествованье: За нечто их сочтешь на расстояньи, Вблизи они окажутся ничьим. Лафонтен (1621-1695) (пер. О.Чюминой) Услышав, что ее возлюбленный вернулся, Гильельма поспешила навстречу, упала перд ним на колени, сбросила вуаль, чтобы поцеловать его, и умоляла о прощении, чем бы ни был вызван его гнев. Вообразите его разочарование — план полностью провалился. Она не вышла из себя, она вообще никогда не выходила из себя, она лишь крепче полюбила, а ему так и не придется испытать радость примирения после ссоры. Видя ее теперь, он решился попытаться достичь задуманного еще раз: оттолкнул ее с грубыми словами и угрожающими жестами. Она удалилась, на этот раз жестоко обиженная. На следующее утро трубадур пожалел о содеянном. Он снова поехал в Жавиак, но дама не приняла его и приказала слугам прогнать его от замка по подвесному мосту и дальше по холму. Гийом бежал. Вернувшись к себе, он разразился рыданиями: он совершил ужаснейшую ошибку. В течение следующего года, лишенный возможности видеть даму сердца, он страдал от ее отсутствия, ужасного отсутствия, которое лишь разжигало его любовь. Он написал одно из своих прекраснейших стихотворений «Моя песнь возносится, словно покаянная молитва». Он написал множество писем Гильельме, объясняя свой поступок и умоляя о прошении. После долгого сопротивления мадам Гильельма, вспоминая его мелодичные песни, красивое лицо, а также сноровку в танцах и соколиной охоте, почувствовала, что не прочь вернуть его. Чтобы наказать трубадура за его жестокость, она приказала ему удалить ноготь с мизинца правой руки и прислать ей вместе со стихами, описывающими его страдания. Он выполнил все в точности. В конце концов Гийом де Бало получил возможность ощутить это чувство — примирение после размолвки, которое превосходило даже испытанное его другом Пьером. Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 115 ТОЛКОВАНИЕ Пытаясь открыть радость примирения, Гийом де Бало непреднамеренно испытал истинность закона об отсутствии и присутствии. В начале операции следует возвысить и усилить значение своего присутствия в глазах окружающих. Если исчезнуть слишком рано, вас могут попросту забыть. Но когда вас любят, разлука воспламеняет и волнует. Если причина вашего исчезновения неизвестна, это лишь подливает масла в огонь: партнер начинает думать, что это его (или ее) вина. Пока вас нет рядом, воображение влюбленного взбудоражено, а разгоряченное воображение делает любовь сильнее. Напротив: чем больше Гильельма преследовала Гийома, тем меньше он любил ее, — она стала слишком доступной, не оставляла простора для его воображения, так что чувство начало задыхаться. Когда она перестала посылать к нему гонцов, он получил возможность сделать глоток воздуха и вернулся к первоначальному плану. ____________________________________ ПЯТЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ПЕТУХА Служа у герцога Аи из Лю, Тъен Чжао, раздосадованный тем, что его не ценят по достоинству, сказал своему господину: «Я хотел бы улететь далеко, подобно снежному гусю». «Что ты хочешь этим сказать?» — спросил герцог. «Видите петуха? — отвечал Тъен Чжао. — Его гребешок — символ учтивости. Его мощные шпоры свидетельствуют о силе. Его готовность схватиться с любым врагом говорит о храбрости. Его привычка созывать других к месту, где есть пища, показывает великодушие. Наконец, точность, с которой он всегда возвещает об уходе ночи, являет нам пример надежности. И все же, несмотря на пять добродетелей, петухов каждый день убивают, чтобы приготовить кушанье для вашего стола. Отчего? Причина в том, что петухи находятся в пределах вашей досягаемости. А снежные гуси за один перелет покрывают расстояние в тысячу ли. Отдыхая в вашем саду, они ловят рыбу, черепах и клюют ваше просо. Но, хотя они не наделены пятью добродетелями петуха, вы цените и оберегаете этих птиц из-за того, что они редки. Вот поэтому я и мечтаю улететь, подобно снежному гусю». Ю Шусен, «Древнекитайские притчи». То, чего не хватает, неожиданно кажется заслуживающим нашего уважения и чести. То, что длится слишком долго, надоедает, начинает докучать. В средние века дамы постоянно подвергали любовь своих рыцарей испытаниям, посылая их в долгие и изнурительные странствия, — для того чтобы в их жизни были разлуки и встречи. В самом деле, если бы Гийом первым не оставил свою прекрасную даму, ей самой пришлось бы отослать его, самой позаботиться о разлуке. Разлука гасит мелкие страсти и усиливает великие, подобно тому как ветер задувает свечу и разжигает пожар. Ларошфуко, 1613—1680 СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА Когда-то давно ассирийцы правили в Азии в течение многих столетий. Однако в VIII веке до н. э. народ Мидии (северо-западная часть Иранского нагорья) восстал против них и добился свободы. Жителям Мидии предстояло установить новое правление. Решительно настроенные против любой формы деспотизма, они не хотели предоставить неограниченную власть одному человеку, кем бы он ни был, не соглашались на монархию. Без лидера, однако, стране грозил хаос, раздробленность, соседние деревни воевали бы друг с другом. В одной из таких деревень жил человек по имени Дейос, известный своей справедливостью и умением разрешать споры. Он справлялся с этим так успешно, что местные жители спешили к нему с любым спорным вопросом, а его влияние возрастало. По всей стране закон дискредитировал себя и не пользовался уважением — судьи были продажными, и никто не шел в суд для решения своих проблем, полагаясь больше на силу. Вскоре весть о мудрости Дейоса, его Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 116 неподкупности и непоколебимой беспристрастности облетела страну, и люди со всей Мидии потянулись к нему. Он стал основным вершителем правосудия. Находясь на вершине славы, Дейос неожиданно решил, что должен остановиться. Довольно ему восседать в кресле судьи, примирять брата с братом, деревню с деревней. Объяснив, что проводил слишком много времени за решением чужих проблем, а при этом совсем забросил свои дела, он удалился на покой. С неожиданным уходом такого справедливого и влиятельного судьи, как Дейос, уровень преступности вырос, а авторитет закона никогда еще не был таким шатким. Представители всех деревень Мидии собрались на совет, чтобы решить, как быть. «Наша страна не может больше так жить, — заявил глава одного из племен. — Давайте выберем правителем кого-либо из нас, чтобы в стране был установлен порядок, пока мы не лишились всего в этом хаосе». Хотя жители Мидии достаточно натерпелись от деспотизма ассирийцев, они решили, что стране необходим правитель. Человеком, который всем казался самым подходящим для этой роли, был, конечно, справедливый Дейос. Его было трудно уговорить, но люди просили, умоляли — без него, повторяли они, страна скатится в полное беззаконие. Дейос наконец согласился. Но он поставил условия. Для него должны были построить огромный дворец, приставить к нему телохранителей, а еще выстроить столицу, из которой он правил бы страной. Когда всё было выполнено, Дейос въехал во дворец. Расположенный в центре столицы дворец был окружен стенами и совершенно недоступен для простых людей. Дейос выдвинул еще одно условие: общение с ним возможно только через посредников. Никому из его придворных не разрешалось видеться с ним чаше одного раза в неделю, и то по специальному разрешению. За пятьдесят три года своего правления Дейос расширил владения Мидии и заложил основы государства — Персии, империи, которой правил его праправнук Кир. За время правления Дейоса людское уважение к нему переросло в почитание и своеобразное обожествление: люди верили, что он не обычный смертный, а сын богов. ТОЛКОВАНИЕ Дейос был человеком с большими амбициями. Он раньше других понял, что страна нуждается в сильной руке, и решил, что станет ее правителем. В стране, измученной анархией, самым влиятельным лицом мог стать праведный судья и арбитр. Поэтому Дейос начал с того, что создал себе репутацию человека неподкупной честности. Находясь на вершине карьеры судьи, Дейос, однако, осознал истинность закона отсутствия и присутствия: работая с такой обширной клиентурой, он оказался слишком «на виду», стал чересчур доступен, а это грозило потерей уважения, которым он наслаждался до тех пор. Люди начали воспринимать его услуги как нечто само собой разумеющееся. Единственным способом вновь завоевать желанные почитание и власть было полностью отступить в тень, дав жителям Мидии почувствовать, каково им придется без него. Как он и ожидал, вскоре они явились умолять его править ими. Открыв для себя этот закон, Дейос стал воплощать его на практике. Во дворце, который был для него выстроен, никому не разрешалось его видеть, за исключением горстки придворных, да и те удостаивались этого лишь изредка. Вот что писал Геродот: «Была опасность, что, если бы они видели его постоянно, это вызвало бы зависть и обиды, а они повлекли бы за собой заговоры. Но раз его не видел никто, это порождало легенды о том, что он был не таким, как обычные люди». Человек сказал Дервишу: 'Почему я так редко вижу тебя?» Дервиш отвечал: "Потому что слова: "Почему я так редко вижу тебя?" — слаще для моего слуха, чем слова: "Зачем ты снова явился?"» Мулла Джами, цит. по Идрис Шах «Караван снов», 1968 Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 117 КЛЮЧИ К ВЛАСТИ Всё в этом мире зависит от отсутствия и присутствия. Яркое присутствие привлекает к вам власть и внимание — вы сияете, затмевая остальных. Но через какое-то время возникает противоположный эффект: чем больше вас видят и слышат, тем стремительнее снижается ваше влияние. К вам привыкают. Как бы вы ни старались быть неординарным — по непонятной причине, люди ценят и уважают вас все меньше. Вы должны уметь уйти в нужный момент, прежде чем незаметно перестанете существовать для окружающих. Это игра в прятки. Истинность закона легче всего увидеть на примере любви и охлаждения. В начальных сценах этой пьесы отсутствие предмета вашей любви будит воображение, окутывая его или ее некой аурой. Но эта аура блекнет, когда вы знакомитесь ближе, — когда для воображения больше нет простора. Возлюбленный становится таким же человеком, как все, человеком, в присутствии которого для вас нет ничего удивительного. Вот по какой причине французская куртизанка XVII века Нинон де Ланкло советовала постоянно применять хитрость, скрываясь от своего любовника. «Любовь никогда не умирает от голода, — писала она, — но ее часто убивает пресыщенность». Стоит вам позволить видеть в себе просто человека, как все потеряно, — вас проглотят, и вами пресытятся. Чтобы этого не случилось, необходимо заставить людей жаждать вашего возвращения. Добейтесь их уважения, пугая возможностью утратить вас навсегда. Примените схему исчезновения и появления. Наполеон имел в виду именно этот закон, когда сказал: «Если я буду слишком часто появляться в театре, люди перестанут меня замечать». Сегодня, когда мир перегружен потоком зрительных образов (пресса, телевидение), прием с исчезновением со сиены становится еще более действенным. Ничто не кажется больше достоянием частной жизни, так что каждый, кому удается скрыться, вызывает особое восхищение. Романисты Дж. Д. Сэлинджер и Томас Пинчон вызвали культовое поклонение потому, что знали, когда им исчезнуть. Другой, более приземленный, случай этого закона, но зато даже более наглядно демонстрирующий его значимость, это закон дефицита в научной экономике. Если какой-либо товар пропадает, его иена на рынке мгновенно возрастает. В Голландии XV11 века правящие классы хотели сделать тюльпан символом государства. Они добились того, что цветок стал редкостью, а это вызвало то, что впоследствии получило название тюльпаномании. Цветок тюльпана тогда стоил дороже, чем равное ему по весу количество золота. В нашем веке торговец произведениями искусства Джозеф Дювин достигал своей цели сходным образом — торговал лишь самыми редкими из них. Чтобы держать иены на высоком уровне и не ронять авторитета, он скупал целые коллекции и хранил их в своих подвалах. Картины, которые он продавал, становились чем-то большим, чем живописные полотна, — это были фетиши, и их стоимость неизмеримо возрастала из-за их уникальности. «Можете купить любую картину, какую только хотите, за пятьдесят тысяч — это просто, — сказал он однажды. — А вот покупать картины по четверти миллиона за штуку — тут надо повозиться!» Образ: солнце. Мы особенно ценим его, когда его нет. Чем дольше тянутся дождливые дни, тем больше нам недостает солнца. Но слишком много жары и солнца выматывают. Научитесь исчезать так, чтобы люди ждали вашего возвращения. Распространите закон дефицита на то, что вы умеете. Сделайте то, что вы предлагаете миру, редкостью, труднодоступной диковинкой, — и вы немедленно возрастете в иене как уникальный специалист. Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 118 Неизбежно настает момент, когда кто-либо из власть имущих задерживается на своем посту, словно гость, который все сидит и не уходит. Мы устаем от таких властителей, теряем к ним уважение. Мы видим, что они ничем не отличаются от других представителей человечества, а это значит, что теперь нам они кажутся хуже, так как мы неизбежно сравниваем их теперешний имидж и наше отношение к ним с тем, что было раньше. Вовремя уйти со сиены — тонкое искусство. Если проделать все правильно, вы вновь завоюете утерянную было популярность и вернете себе хотя бы часть власти. Крупнейшим правителем XVI века был Карл V. Король Испании из дома Габсбургов, он правил империей, которая в какой-то момент объединяла значительную часть Европы и Новый Свет. Находясь на вершине власти, в 1557 году он внезапно удалился в монастырь. Вся Европа была захвачена его неожиданным уходом. Люди, которые ненавидели и боялись его, стали называть его великим. Он стал казаться святым. В недавние времена киноактрису Грету Гарбо никогда так не обожали, как после ее ухода на покой в 1941 году. Авторитетное мнение. «Используя свое отсутствие, добейся, чтобы тебя уважали и ценили. Если присутствие уменьшает известность, отсутствие ее увеличивает. Человек, в котором во время его отсутствия видят льва, появляясь подчас, становится обыкновенным и смешным. Таланты теряют свой блеск, если мы слишком близко знакомимся с ними... Даже выдающийся гений использует уход от дел так, что люди получают возможность чествовать его и чтобы шумиха вокруг его ухода помогла оценить его должным образом» (Бальтазар Грациан). ОБОРОТНАЯ СТОРОНА Этот закон можно применять лишь тогда, когда достигнут определенный уровень власти. Необходимость удалиться возникает только после того, как вы упрочили свое положение. Слишком ранний уход не будет способствовать росту уважения к вам, вас попросту забудут. Если вы впервые вышли на сиену, вначале создайте узнаваемый, воспроизводимый образ, образ, который будет виден отовсюду. До тех пор пока это не будет достигнуто, отсутствие для вас опасно — пламя, вместо того чтобы разгореться, может погаснуть. Похожим образом в любви и охлаждении разлука действенна лишь тогда, когда вам удалось сделать так, чтобы ваш образ был рядом с вашим партнером, чтобы вы стояли перед его мысленным взором, чтобы ваш голос звучал в его ушах, чтобы каждая вещь напоминала о вас. Следует помнить: вначале не раздавайте себя понемногу, а, напротив, будьте вездесущим. Только о том, что видят, ценят и любят, будут сожалеть, лишившись. |