Главная страница
Навигация по странице:

  • Насколько логичен финал комедии

  • 1. Почему Дефо помещает своего героя на необитаемый остров и что дает ему выбор подобного пространства

  • Повествование ведется от первого лица

  • 3.Происходит ли в романе становление личности героя, т.е. можно ли его назвать “романом воспитания”

  • зарубежная литература семинар. Занятие 1 характер в комедии классицизма


    Скачать 49.5 Kb.
    НазваниеЗанятие 1 характер в комедии классицизма
    Дата04.11.2020
    Размер49.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлазарубежная литература семинар.doc
    ТипЗанятие
    #148085

    Жилкова Анастасия

    201 группа з/о

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 ХАРАКТЕР В КОМЕДИИ КЛАССИЦИЗМА

    Что такое литературный характер. Какими признаками обладает характер в комедии классицизма.

    Ответ: литературный характер- это coвoкyпноcть чepт oбpaзa пepcoнaжa, литepaтypнoгo гepoя, в кoтopoй индивидyaльныe ocoбeннocти cлyжaт oтpaжeниeм типичecкoгo, oбycлoвлeннoгo кaк явлeниeм, cocтaвляющим coдepжaниe пpoизвeдeния, тaк и идeйным и эcтeтичecким зaмыcлoм aвтopa, coздaвшeгo этoгo гepoя.
    Идеалом классицизма был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. Герой классицизма – воплощение определённой идеи, положения.

    Характер в классицизме статичен (не развивается),он строится на преобладании одной (важной, определяющей) черты. Все остальные «окрашены» этим качеством, зависят от него.

    В комедии основной конфликт – столкновение долга и страсти; противоборство разума и неразумия, Разумный выбор – в пользу здравого смысла и заблуждения. общего начала (чести, закона, Смешным считается то, что долга). Неразумный выбор неразумно (прямо противоположно (любовь, эгоизм) трагедии), приводит к трагическим

    обстоятельствам (смерти героя).

    Сценическая судьба комедии Мольера “Тартюф”

    Чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными церковными властями 5 лет, исправляя текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Запрет на произведение нанес удар по Мольеровскому репертуару. «Тартюф» стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Тартюф- Лицемер.

    Почему Тартюф появляется на сцене только в середине пьесы? Как подготавливается его появление на сцене?

    Два первых действия — это спор о Тартюфе. Лицемерие героя приводит к тому, что на него существуют два прямо противоположных взгляда. Одни (Глова семейсва) считают его святым, другие его ненавидят(сын Оргона- Дамис). Первые две сцены, дают нам некое представление (заочное) о Тартюфе, мы видим, два отличных друг от друга, представления о нем.

    В третьем действии, автор показывает нам Тартюфа, теперь мы сами можем оценить характер данного героя. III и IV действия построены очень сходно: Тартюф дважды по падается в «мышеловку», его сущность становится очевидной. Пытается соблазнить Эльмиру.  V действие, в котором Тартюф, сбросив маску, угрожает Оргону самыми большими бедами, приобретает трагические черты, комедия перерастает в трагикомедию. Прозревший Оргон стал объектом шантажа Тартюфа, вместе с ним вся его семья оказывается на улице. И особо драматично то, что спасения ждать неоткуда: никто из героев произведения не может побороть Тартюфа.

    Количество сцен с Тартюфом не велико однако его образ при этом не теряет своей мощи: он вырастает из синтетического сплава его идеи, поступков, отражений в восприятии других героев, катастрофических последствий лицемерия, а также из той свободной информации, которую добавляют зрители и читатели, опираясь на свой личный опыт.

    С помощью каких приемов раскрывается характер лицемера? Можно ли говорить о его развитии?

    Характерный облик Тартюфа создают его мнимая святость и смирение

    Тартюф не лишен внешней привлекательности, у него обходительные, вкрадчивые манеры, за которыми скрываются расчетливость, энергия, честолюбивая жажда властвовать, способность мстить. Он хорошо устроился в доме Оргона, где хозяин не только удовлетворяет его малейшие прихоти, но и готов отдать ему в жены свою дочь Марианну — богатую наследницу. Тартюф добивается успеха потому, что он тонкий психолог: играя на страхе доверчивого Оргона, он вынуждает последнего открывать ему любые секреты. Свои коварные замыслы Тартюф прикрывает религиозными доводами. Важная тема, связанная с образом Тартюфа, — противоречие внешности и сущности, лица и наброшенной на себя личины. Противоречие лица и маски –главная проблема.

    Какое место занимает в содержании комедии и какую функцию выполняет сюжетная линия Валера и Марианы?

    По форме "Тартюф" строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия — линия любовных недоразумений между Валером и Марианной, их любовь (традиционная комедийная любовная интрига). Можно даже сказать, что образы любовников у Мольера — своеобразная дань традиции. Влюбленный в комедии Мольера, безразлично, выходец он из дворянской или буржуазной семьи, порядочный человек, вежливый, воспитанный и учтивый, пылкий в любви. Мольер снисходительно относится к любви молодых людей, понимает естественность и законность их страсти. Но влюбленные чересчур предаются своим страстям и потому оказываются смешными. Пылкость, внезапные подозрения, неосторожность и неосмотрительность влюбленных переводят их в комическую сферу, то есть в ту сферу, где Мольер чувствует себя хозяином.

    Как Мольер показывает, что Тартюф не является исключением, и порок лицемерия глубоко проник во французское общество?
    Мольера уже давно привлекала тема лицемерия, которое он наблюдал повсюду в общественной жизни. Тартюф — не воплощение лицемерия как общечеловеческого порока, это социально-обобщенный тип. Недаром в комедии он совсем не одинок: лицемерны и его слуга Лоран, и судебный пристав Лояль, и старуха — мать Оргона госпожа Пернель. Все они прикрывают свои неприглядные поступки благочестивыми речами и неусыпно следят за поведением других. Характерный облик Тартюфа создают его мнимая святость и смирение. Тартюф добивается успеха, потому что он тонкий психолог. «Ничем так не проймешь людей, как изображением их недостатков. Упреки они выслушивают равнодушно, а вот насмешку перенести не могут. Комедия в приятных поучениях упрекает людей за их недостатки». Тартюф — не конкретный человек, а обобщенный образ, литературный тип (Le Tartuffe), за ним стоят тысячи лицемеров.



    Насколько логичен финал комедии?

    Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа. В этой развязке Мольер обнаруживает себя как истинный классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств – правдолюбием, прозорливостью, обострённым чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины. Тартюф отправляется в тюрьму, но лицемерное сострадание к узникам, до которых ему не было никакого дела, сменяется неподдельным страхом за себя. Король же, напротив, не тип, а единственный человек в государстве. Невозможно представить, чтобы он мог знать обо всех «Тартюфах». Таким образом, трагикомический оттенок произведения не снимается его благополучной концовкой.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РОМАН:ДЕФО


    1. Почему Дефо помещает своего героя на необитаемый остров и что дает ему выбор подобного пространства?
    Дефо первым сделал историю «человека на острове» главным сюжетом повествования. Для чего вообще Дефо понадобилось помещать одинокого героя на необитаемый остров?
    Дефо жил на заре эпохи Просвещения, которую живейшим образом интересовала проблема «естественного человека». Однако как определить, что для человека естественно, а что привнесено влиянием общества? Логично поставить мысленный эксперимент и попросту человека из общества «вынуть». По мнению Дефо, такой моделью может служить потерпевший кораблекрушение на необитаемом острове, вынужденный строить свою жизнь с нуля.
    2. С помощью каких приемов автор «Приключений Робинзона Крузо» пытается придать повествованию видимость рассказа о реальных событиях?

    в романе Дефо "Робинзон Крузо" статичные описания встречаются всего пару раз: при описании моря после шторма и при осмотре острова, - и вмещаются в два абзаца, а динамичные - каждое в 1 - предложения -раскиданы по всему тексту. Повествование ведется от первого лица, усиливая эффект правдоподобия, автор из текста полностью изъят. Однако, хотя по жанру роман был близок описательному жанру реального происшествия (морской хроники), назвать сюжет чисто хроникальным нельзя. Многочисленные рассуждения Робинзона, его отношения с Богом, повторы, описания владеющих им чувств, нагружая повествование эмоциональной и символической составляющими, расширяют рамки жанрового определения романа.


    3.Происходит ли в романе становление личности героя, т.е. можно ли его назвать “романом воспитания”?

    Попадая на дикий остров первое что делает Робинзон, создает искуственную границу между человеком и дикой природой. У героя происходит переоценка внешних качеств человека. Герой возвращается к началам человеческого «существования», он вынужден заново создавать условия для своего существования, строить свою жизнь с самого начала. Описывая осваивание героя на острове, автор использует пафос. Главный герой имеет двойственный образ: игрушка стихий и «кузнец своего счастья». Робинзону пришлось не только переосмыслить свою жизнь, но и научиться выживать среди дикой природы, ему пришлось освоить ремесло портного, гончара, из нескольких зернышек вырастить урожай пшеницы, смастерить календарь и научиться многое делать своими руками. На острове и происходит становление личности героя, он преодолевает возникшие трудности, решение которых не имеют обыденного решения


    4. Какое место занимает религиозная тема в книге Дефо? Меняется ли отношение Робинзона к религии на протяжении романа? Как эпоха Просвещения влияет на религиозные взгляды героя?

    Психология образа Робинзона в его развитии раскрывается в его отношениях с Богом. Анализируя свою жизнь до и на острове, пытаясь отыскать ей аллегорические высшие параллели и некий метафизический смысл, он пишет «Увы! Моя душа не знала Бога: благие наставления моего отца изгладились из памяти за 8 лет непрерывных скитаний по морям и постоянном общении с такими же, как сам я». Однако, делая столь атеистическое признание, Робинзон тут же отступает, признаваясь, что только теперь, захворав, он почувствовал пробуждение совести и "понял, что своим греховным поведением навлек на себя Божий гнев и что беспримерные удары судьбы были лишь справедливым мне возмездием". Слова о Каре Господней, Провидении, Божьей милости преследуют Робинзона и довольно часто встречаются в тексте, хотя на практике он руководствуется житейским смыслом. Мысли о Боге посещают его обыкновенно в несчастьях. Повествование строится на столкновении этих двух функций, на скрытом диалоге между верой и рационалистическим безверием, детской простодушной восторженностью и рассудительностью. Две точки зрения, слитые в одном герое, без конца ведут между собой спор.
    Разговор с Богом, равно как и постоянное упоминание Его имени, многократные обращения и упования на Божью милости пропадают, как только Робинзон возвращается в общество, и прежняя жизнь восстанавливается. С обретением внешних диалогов исчезает потребность в диалоге внутреннем. Из текста исчезают слова "Боже", "Бог", "кара" и их всевозможные производные. Оригинальность и живая непосредственность религиозных воззрений Робинзона послужила поводом для упреков писателя в нападках на религию и, видимо, это послужило причиной написания им третьего тома - "Серьезные размышления Робинзона Крузо на протяжении его жизни и удивительных приключений: с присовокуплений его видений ангельского мира".


    написать администратору сайта