Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства ( IX - XI вв.)

  • 4. Русские земли в XII - XIII вв. Политическая раздробленность.

  • 5. Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине XIII века.

  • Практика 1. История. Занятие 1 Образование Древнерусского государства. Норманизм иантинорманизм в исторической науке


    Скачать 25.23 Kb.
    НазваниеЗанятие 1 Образование Древнерусского государства. Норманизм иантинорманизм в исторической науке
    АнкорПрактика 1. История
    Дата27.09.2021
    Размер25.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPraktika_1.docx
    ТипЗанятие
    #237654

    Практическое занятие 1
    1. Образование Древнерусского государства.

    «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.
    Предки современных славянских народов издревле жили на европейском континенте в эпоху великого переселения народов (7-8 века). Образовались три ветви славянства: южная (болгары, сербы, хорваты.),восточная (русские, украинцы, белорусы.), западная (поляки, чехи, словаки. )

    В эпоху расселения происходило разрушение родоплеменных связей у славян, а на их место постепенно приходят территориально-политические общности (племенные княжества и их союзы). Именно на их основе происходит складывание первых славянских раннефеодальных государств. В конце 9 века мощное политическое объединение возникло и у восточных славян - Киевская Русь, 882 год!!!

    За год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово “русь” норманнского происхождения. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.
    2. Религиозные верования восточных славян.

    Принятия христианства на Руси.
    Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Внешний культ у славян также не был развит : не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы”. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие ; этим и ограничивалось идолослужение. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали “по-ворот солнца на лето” особым праздником - колядою. За этим праздником следовали другие в честь того же солнца - проводы зимы, встреча весны (”красная горка”), проводы лета (праздник “купалы”).

    Одновременно шли праздники и в воспоминаниях об умерших, носившие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам - “радуница”, был летний праздник “русалий”, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили само язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря : коляда - к Святкам, проводы зимы - к маслянице.

    «крещение» В 987 году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть : “кто как служит Богу”. Побывав на востоке и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников : “Где крещение примем ?” А они ответили : “Где тебе любо”. И вот в следующем, 988 г. Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям- братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за “поганого”, т.е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.-СКАЗАНИЕ ЛЕТОПИСИ.

    Как обстояло дело. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды- Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и полу-чил в супружество царевну Анну. Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир в 988 г. начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу.

    3. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства (IX-XI вв.)
    Самым распространенным видом поселений на Руси были деревни и села. Многие села стали центрами княжеских и боярских вотчин. Центрами государственной, экономической, административной, общественной и духовной жизни были города. Число городов росло постоянно. Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980-1015). Он посадил на княжение в 9-ти крупнейших центрах Руси своих сыновей.

    Древнерусское государство по форме правления на тот момент представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, являлся основой, в политической организации русских княжеств существовало также сочетание аристократического и демократического правления.

    Бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников, воевод, тысяцких, данников, судебных чиновников.

    В данный период выделяют 3 основные социальные группы.

    1) Высшие классы — князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

    2) Средний класс — купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

    +3) Низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
    4. Русские земли в XII-XIII вв. Политическая раздробленность.
    В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности. Признаки политического раздробления Киевской Руси появились вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей. Принцип отчинности, т.е. семейного наследования от отца к сыну, начинал слагаться в умах этой эпохи, разлагая родовое начало.

    Русь раздробилась на самостоятельные княжества - земли. Крупные самостоятельные княжества получили название земли, т.е. название, прилагаемое к суверенным государствам. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств.

    В конце ХII–ХIII вв. на Руси определились три основные центра оказывающие влияние на политическую жизнь (Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля, Новгородская феодальная республика). В каждой земле были свои старшие (великие) князья и младшие (удельные) князья. Права суверенного государя имели великие князья. Они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.



    5. Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине XIII века.
    XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

    В 1236 г. Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город пал, а в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом».

    Русские княжества проявляли героизм и мужество, но не смогли дать отпор завоевателям. Конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

    Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев и Тевтонский орден. Эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование.

    В 1240 г. новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси Новгородской земле была обеспечена.


    написать администратору сайта