философия1(пос). Занятие 1 Обучающийся Бокий Мария Васильевна Преподаватель
Скачать 15.34 Kb.
|
Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №1 Выполнил: Обучающийся Бокий Мария Васильевна Преподаватель: Романенкова Наталья Дмитриевна Задание 1. Заполните таблицу. «Типы мировоззрения и их характеристики»
Мировоззрение связано с социальной эволюцией. Поэтому философские системы могут с течением времени претерпевать определенные изменения. Итак, различные виды и типы мировоззрения обусловлены социально-историческим развитием, они формировались входе практической деятельности человека по мере развития его мышления и накопления опыта. Из известных основных видов мировоззрения — мифологического, религиозного, философского — в наше время преобладает последний. Представлять мировоззрение — важная, хоть и не единственная, функция философии. Задание 2. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: «Нет философии без политики и политических выводов». Кто прав, по вашему мнению? а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: «Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…». б) «Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность» (М. Мамардашвилли). Я считаю, что политика без философии будет полной чушью. Философия должна служить и политике и науке. Философия должна быть частью государственной идеологии. Помогать разбираться в мировоззренческих проблемах. Философия - это не индивидуальная мыслительная деятельность! Индивидуальная мыслительная деятельность скорее относится к психологии, поэтому я не соглашусь с мнением М. Мамардашвилли. Философия - это универсальная деятельность, имеющая универсальные (общечеловеческие) законы, принципы, понятия. Поэтому Философия должна служить социальному движению - распространению философской грамотности, ликвидации скудоумия, объединения в политические организации для уничтожения стабильности государства ради развития государства. Задание 3. Прочитайте текст: «Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали». Как понять эти слова: «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если мы не философствуем, то мы не люди? Что означает быть умным? Мудрым? Когда человек философствует, он подвергает те или иные события, мысли, факты, анализу приходя к каким либо выводам, тем самым смещает свою точку зрения. Смещая свою точку зрения, он меняет своё мировоззрение. Когда меняется мировоззрение, меняется сущность личности, а если меняется эта самая сущность, человек развивается умственно и морально. Человек, который не хочет развиваться может считаться овощем. Задание 4. Прочитайте текст: «…философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство. Не только философия учит человека быть человеком». А какие еще науки занимаются тем же? (учат человека быть человеком?). Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, также нельзя его представить без философии. Задание 5. Как Вы думаете, можно ли устранить из науки мировоззренческие проблемы? Докажите правоту Вашего суждения Конечно, при рассмотрении того, какие проблемы являются мировоззренческими, недостаточно ограничиться ссылкой на эмпирически выявленную устойчивость перечней мировоззренческих проблем, встречающихся у различных мыслителей. Дело в том, что, во-первых, полного совпадения этих перечней у различных авторов не наблюдается, а, во-вторых, эмпирический подход не гарантирует, с одной стороны, полноты этого перечня, с другой, что еще более важно – от ошибочного включения в этот перечень не мировоззренческих, а собственно научных проблем или проблем какого-либо иного рода. Не входя в детальное обсуждение весьма объемного вопроса, касающегося установления своеобразия собственно научных и собственно мировоззренческих проблем, предложим подход, позволяющий, на наш взгляд, достаточно корректно “развести” эти проблемы. В основе этого подхода лежат следующие два предположения. Согласно первому из них, собственно научные проблемы концентрируются вокруг того, что можно назвать центральной научной проблемой, которую можно сформулировать в виде вопроса: как устроен мир? В соответствии с этим предположением каждая наука интересуется тем, как устроен тот сектор мира, который выступает в качестве объекта соответствующей науки. Все науки вместе, система наук стремятся ответить на вопрос: как устроен мир? Согласно второму предположению, мировоззренческие проблемы концентрируются вокруг того, что можно назвать центральной мировоззренческой проблемой, которую можно сформулировать в виде вопросов: для чего живет человек, в чем смысл его бытия? В соответствии с этим предположением все мировоззренческие проблемы, так или иначе, включены в эту центральную мировоззренческую проблему, их решения более или менее опосредованно работают на решение этой проблемы. Можно сказать и иначе. Научное знание всегда объектно: оно описывает и объясняет мир объектов. Даже если наука исследует определенного субъекта (человека, социальную группу, сообщество), она подходит к нему как к объекту. Сказанное позволяет в значительной мере конкретизировать представления о характере знаниевого компонента научного мировоззрения, если не сводить его к совокупности (системе) научных знаний о мире, человеке и их взаимоотношениях, то есть, если находиться в рамках второго из указанных выше пониманий сущности научного мировоззрения. По всей видимости, знаниевый компонент так понимаемого научного мировоззрения либо очень близок, либо совпадает с тем, что называется научной картиной мира, представляющей собой синтез наиболее существенных и общих научных знаний о мире. Сказанное выше о своеобразии собственно научных и собственно мировоззренческих проблем позволяет предположить, что на базе научных знаний можно решить не все мировоззренческие проблемы, а лишь те из них, которые непосредственно примыкают к научным проблемам. Другие мировоззренческие проблемы не могут быть решены на базе научных знаний, но эти знания могут выступить в качестве основы для отбраковки некоторых вариантов решения таких мировоззренческих проблем. Ссылки на источники: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovozzrenie-i-filosofiya.html Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319. |