практическая работа 1 философия 1с нспк. Практическая работа 1.. Занятие 1 Обучающийся Горковенко Оксана Юрьевна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна
Скачать 25.51 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №1 Выполнил: Обучающийся Горковенко Оксана Юрьевна Преподаватель: Романенкова Наталья Дмитриевна Задание 1. Заполните таблицу «Типы мировоззрения и их характеристики»
Задание 2. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: «Нет философии без политики и политических выводов». Кто прав, по вашему мнению? а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: «Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…». Я считаю, что Л. Флам был прав лишь отчасти. Философия, действительно не должна никому служить, но так или иначе философия повседневно присутствует во всех областях нашей жизни и влияет на них. Философия влияет на политику и наоборот. Политическая жизнь изучается разными науками, в том числе и философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений в их взаимодействии. Но при этом требовать от философа заниматься только лишь политикой – абсурдно. Философия – это особая форма познания мира. Невозможно разделить природу и человека, разорвать взаимосвязь человека и окружающего мира. б) «Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность» (М. Мамардашвилли). Философия не может не быть частью государственной идеологии. Да, с одной стороны философия – это индивидуальная деятельность. У каждого философа своя система взглядов, свои ценности. С другой стороны, государственная идеология строится на работах отдельных философов. (Например, государственная идеология СССР строилась на работах К. Маркса, Ф. Энгельса. В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, работников института марксизма – ленинизма, советских философов, историков и т.д.) Задание 3. Прочитайте текст: «Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали». Как понять эти слова: «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если мы не философствуем, то мы не люди? Что означает быть умным? Мудрым? Устаревать могут знания, а мудрость - это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между человечностью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходиться чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской интуицией, которые нас часто подводят. Любой человек, прежде, чем совершить какое-то действие, ведет внутренний диалог, взвешивая все «за» и «против», намечая план действий, продумывая все ходы. Животные, в отличие от людей, действуют на основе инстинктов. Человек философствует с рождения, с любопытством изучая окружающий мир, он задает вопросы: «зачем?», «откуда?», «как?», «почему?». Поиск ответов на эти вопросы и есть философствование. Желание получать знания естественно для человека. Умный человек – образован, очень начитан, эрудирован, имеет широкий взгляд на разные вещи. Мудрый человек соединяет свои знания и жизненный опыт, и успешно применяет их. Разница между умным и мудрым человеком в том, что умный знает многое, а мудрый знает нужное. Задание 4. Прочитайте текст: «…философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство. Не только философия учит человека быть человеком». А какие еще науки занимаются тем же? (учат человека быть человеком?). Человек — существо непостоянное, внутренне неустойчивое; в течение жизни человек проходит путь становления личности и поиска индивидуальности, чтобы обрести целостность и состояться как Человек. Человек становится человеком, приобретая определенные внутренние черты, ценности, качества. Человек должен иметь мораль, нравственность, высокие духовные, душевные, личностные качества, характер. Человек должен контролировать эмоции, желания, чувства быть терпеливым, честным, справедливым, милосердным, верным, радостными смелым. Человек должен постоянно развиваться. Быть человеком - это значит, вести сознательную жизнь иметь право выбора и пользоваться выбором, быть индивидуальностью. Не только философия учит человека быть человеком, этим же занимаются литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, воспитывая человека и смягчая его нравы, психология, раскрывая причины и зависимости воспитания и поведения, обществознание – помогая взаимодействовать в обществе. Задание 5. Как Вы думаете, можно ли устранить из науки мировоззренческие проблемы? Докажите правоту Вашего суждения При рассмотрении того, какие проблемы являются мировоззренческими, недостаточно ограничиться ссылкой на эмпирически выявленную устойчивость перечней мировоззренческих проблем, встречающихся у различных мыслителей. Во – первых, полного совпадения этих перечней у различных авторов не наблюдается, а, во-вторых, эмпирический подход не гарантирует, с одной стороны, полноты этого перечня, с другой, что еще более важно – от ошибочного включения в этот перечень не мировоззренческих, а собственно научных проблем или проблем какого-либо иного рода. Не входя в детальное обсуждение весьма объемного вопроса, касающегося установления своеобразия собственно научных и собственно мировоззренческих проблем, предложим подход, позволяющий, на наш взгляд, достаточно корректно “развести” эти проблемы. В основе этого подхода лежат следующие два предположения. Согласно первому из них, собственно научные проблемы концентрируются вокруг того, что можно назвать центральной научной проблемой, которую можно сформулировать в виде вопроса: как устроен мир? В соответствии с этим предположением каждая наука интересуется тем, как устроен тот сектор мира, который выступает в качестве объекта соответствующей науки. Все науки вместе, система наук стремятся ответить на вопрос: как устроен мир? Согласно второму предположению, мировоззренческие проблемы концентрируются вокруг того, что можно назвать центральной мировоззренческой проблемой, которую можно сформулировать в виде вопросов: для чего живет человек, в чем смысл его бытия? В соответствии с этим предположением все мировоззренческие проблемы, так или иначе, включены в эту центральную мировоззренческую проблему, их решения более или менее опосредованно работают на решение этой проблемы. Можно сказать и иначе. Научное знание всегда объективно: оно описывает и объясняет мир объектов. Даже если наука исследует определенного субъекта (человека, социальную группу, сообщество), она подходит к нему как к объекту. Сказанное позволяет в значительной мере конкретизировать представления о характере знаниевого компонента научного мировоззрения, если не сводить его к совокупности (системе) научных знаний о мире, человеке и их взаимоотношениях, то есть, если находиться в рамках второго из указанных выше пониманий сущности научного мировоззрения. По всей видимости, знаниевый компонент так понимаемого научного мировоззрения либо очень близок, либо совпадает с тем, что называется научной картиной мира, представляющей собой синтез наиболее существенных и общих научных знаний о мире. Сказанное выше о своеобразии собственно научных и собственно мировоззренческих проблем позволяет предположить, что на базе научных знаний можно решить не все мировоззренческие проблемы, а лишь те из них, которые непосредственно примыкают к научным проблемам. Другие мировоззренческие проблемы не могут быть решены на базе научных знаний, но эти знания могут выступить в качестве основы для отбраковки некоторых вариантов решения таких мировоззренческих проблем. Начало формы Конец формы Пермь - 2020 |