Семинар 1. Занятие 1 Воспитание, школа и педагогическая мысль в древних государствах Ближнего и Дальнего Востока
Скачать 32.82 Kb.
|
Тихевич А.Семинарское занятие № 1Воспитание, школа и педагогическая мысль в древних государствах Ближнего и Дальнего Востока Вопросы для обсуждения8.Идеи Конфуция о воспитании. Для Конфуция (Кун-Фу-Цзы - Почетный учитель Кун) целъ воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение. Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки». Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости». Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний. В 523 г. до н.э. Конфуций основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Вначале нашей эры Конфуций стал почитаться наряду с предками и природой, богом, Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию. Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня. Проблемные задания Задание № 1 Прокомментируйте высказывания царя Соломона (965 –928 до н.э.) Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Суета- это пустота. Богатство- это имущество, которое дает человеку Бог. То есть тот, кто не собирает – тот расточает. А кто трудится- тот умножает. Душа ленивого желает, но тщетно. Часто мы слышим такое, что чтобы что-то получить нужно очень сильно хотеть. Но это вранье. Чтобы что-то получить нужно делать правильные действия. Нужно делать, а не хотеть. Нужно быть прилежным и мыслящим человеком, чтобы развиваться. Если будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя. Если будешь работать, действовать - получишь прибыль или, вернее, результат. Не будешь трудиться, тои результата никакого не бедет и останешься ты ни с чем. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей. Нужно радоваться чужим добрым поступкам, независимо от того, с какой мотивацией они были совершены. Кротость противостоит гордыне, следствием гордыни являются зависть, ревность и другие негативные эмоции, разрушающие не только душу человека, но и тело. Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным. Тот, кто столь жесток, столь бесчеловечен, что смеется в то время, когда нужно помогать, действительно, он заслуживает наказания и поэтому погибнет как совершающий грех против великого и премудрого Божественного управления. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. Здесь говорится об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Кто хранит уста- тот бережет душу свою. Нужно научиться быть осмотрительными в словах. Нужно понимать важность слов в материальном и духовном мире. В мире материальном - слова источник раздора или счастья. В мире духовном – слова это источник благословения или проклятья. И одно связано с другим. Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Потому что мудрость, идущая свыше, это несравненное благо. Когда мы прикасаемся к ней, мы обретаем божественный свет, разум наш проницающий, мы уже более не блуждаем, но идем вперед и приходим к тому, что полезно для духа нашего. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. Человек трудолюбивый сможет достигнуть больших вершин, а ленивый так и будет работать на других Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам. Слушая своего учителя, сможет быть умным и применять свои знания и умения в жизни. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. Мудрый праведник действует с благоразумием, а глупый человек – он не действует. Он что-то выставляет напоказ. Берегитесь тех кто выставляет напоказ свою доброту , говорит о ней, или говорит о своей мудрости или любви. Человек мудрый – действует. Человек глупый – выставляет напоказ. Главное – мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя. Слушать нужно учителя своего, чтобы в голове отложились знания Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Благая мысль славнее богатства, и превыше любых златых сокровищ. Вера сама в себе изобилует, по богатству своему превыше богатства любого богача. И все принадлежит мудрому, кроме того, что с добродетелью не согласуется; куда не придет - все его, и весь мир - владения его, ибо всем им он пользуется, как своим. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Тот, кто отвечает на добро злом, тому всё время будет и возвращаться это зло, и не будет давать ему покоя, будет мучить совесть. Не замышляй против ближнего твоего зла. Не умышляй зла. Не просто ни делай зло ближнему своему, а даже и не думай. Именно это говорит Соломон. Ведь зло, да еще и ближнему, это тяжкий грех. Нерадивый в работе своей – брат расточителю. Ленивый работник – все равно, что разрушитель. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Любой труд вознаграждается, а пустословие приводит к нужде. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Высоко цена за щедрость и благотворительность. Человек, который помогает нуждающимся, он никогда не будет бедный , ведь ему это вернётся, а человек скупой никогда не разбогатеет ведь так всегда и будет скуп. Практические задания Дайте сравнительную характеристику развития школьного дела в Египте и Иране. Образование в Древнем Египте высоко ценилось, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов. Обучение детей из семьи фараона проходило во дворце, куда допускались также дети знатных семей. ОбучениеАрхеологами не обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила мать дома, затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт. Обучение детей простолюдин оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле. В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономия, геометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Юным ученикам приходилось доводить своё умение писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях прежде чем взяться за чистый папирус. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.). По окончании обучения ученики сдавали экзамены. Образова́ние в Ира́не сильно централизовано и делится на K–12 и высшее образование. Двенадцатилетнее школьное образование (K-12) управляется министерством образования, а высшим образованием заведует Министерство науки, исследований и технологий. Грамотно 85 % населения страны, причём в регионе средний показатель находится на уровне 62 %. В возрастной группе 15—24 лет грамотны 97 % населения, причём женщины так же грамотны, как и мужчины. К 2007 году в Иране соотношение числа студентов к числу работающих было равно 10,2 %, что является одним из самых высоких показателей в мире. Начальную школу посещают с 6 лет, обучение длится 5 лет. Средняя школа, также известная как «цикл ориентирования», продолжается с шестого по восьмой годы обучения. Старшая школа, три последних года которой не обязательны, специализирована: существует теоретическая, техническая и прикладная программы обучения. Условиями для вступления в университет являются наличие школьного аттестата и прохождение всеиранского вступительного экзамена, аналогами которого являются ЕГЭ и SAT. Многие выпускники проходят годичные или двухгодичные курсы подготовки, эквивалентные британскому General Certificate of Education уровня A и международного бакалавриата. По окончании подготовительных курсов абитуриентам выдаётся сертификат. Университеты, технические институты, медицинские высшие образовательные учреждения и муниципальные колледжи предоставляют высшее образование. В процессе его получения студенту выдают несколько дипломов: Fogh-e-Diplom или Kārdāni после двух лет обучения, Kārshenāsi (также известен под названием «лицензия») — через четыре года (аналог диплома бакалавра), Kārshenāsi-ye Arshad — через шесть лет (аналог магистратуры). По окончании университетского курса студент может поступить в аспирантуру для получения степени доктора философии. |