Главная страница
Навигация по странице:

  • Язык и мышление Вопрос 1. Менталингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания. Менталингвистика

  • Вопрос 2. Проблема языка и мышления как центральная проблема языкознания, философии (логики) и психологии.

  • Вопрос 3. Теория Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа, этнолингвистика и языковой детерминизм. Этнолингвистика

  • Лингвистический детерминизм

  • Вопрос 4. Функции языка по отношению к мышлению и функции мышления по отношению к языку. Мышление

  • Функции языка по отношению к мышлению

  • Функции мышления по отношению к языку

  • Вопрос 5. Вербальное и авербальное мышление. Типы авербального мышления. Вербальное мышление

  • Паралингвистический канал

  • Вопрос 6. Логический и семантический аспекты в содержательной структуре языковых знаков.

  • Вопрос 7. Логическое, психологическое, семиотическое и контенсивное рассмотрение языковых значений. Знак

  • Фпя. Занятие 1 Язык и мышление


    Скачать 22.09 Kb.
    НазваниеЗанятие 1 Язык и мышление
    Дата14.06.2022
    Размер22.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDistsiplina_FPYa_Grishina_Anastasia_214_gruppa_seminarskoe_zanya.docx
    ТипЗанятие
    #591478

    Дежурова Дарья/214 группа

    Филологический факультет

    Дисциплина: Философские проблемы языкознания

    Семинарское занятие №1

    Язык и мышление

    Вопрос 1. Менталингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания.

    Менталингвистика - область языкознания, в которой изучается взаимоотношение языка и мышления, языка и сознания, а также концепции вербализации речемыслительных процессов. Это средство взаимодействия живого существа с непосредственной средой как отражение и переживание им жизненного процесса. Низшие формы отражения действительности, формы взаимодействия со средой – ощущения, восприятия, представления. Это механизмы первой сигнальной системы. Они имеют физиологическую природу и обеспечивают биологическое выживание в среде. Эти формы свойственны и человеку. Человека отличает от животного наличие сознания. Сознание – это связь человека с миром, обусловленная наличием второй сигнальной системы – языка.

    Каждый человек имеет свое индивидуальноесознание как совокупность представлений о мире и о себе в нем. Несколько основных классов проявлений бессознательного: Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение. Сознание и язык – две разные системы.

    Вопрос о языке как средстве абстрактного мышления осложняется тем, что при единстве логической системы мышления у всех народов системы значений в разных языках существенно различаются между собой. На основании этого последователи В.фон Гумбольдта пытаются доказать, что в семантических системах языков отражаются различные системы понятий. В более широком плане эта проблема сводится к вопросу об активной роли языка в процессе познания окружающего мира.

    Вопрос 2. Проблема языка и мышления как центральная проблема языкознания, философии (логики) и психологии.

    Язык является сложным общественным явлением и представляет собой не только систему знаков, служащих средством коммуникации, но и, главным образом, средством формирования мысли, а также способом приобретения знаний, инструментом организации, переработки, хранения, передачи и порождения информации.

    Язык играет важную роль в осуществлении процессов познания и в осмыслении мира. Дело в том, что ограниченность наших органов чувств не позволяет нам воспринимать достаточно большой объём информации. Выйти за пределы непосредственного окружения человеку удаётся через язык, через тексты как языковые феномены. Бытие мира раскрывается нам через языковое бытие. Именно через язык мы познаём мир. В силу своей значимости проблема языка и познания, соотношения языка и мышления, так или иначе, интересовала мыслителей разных эпох и продолжает интересовать в наше время.

    Говорение (речевая деятельность) – это и озвученное мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мышления они стали значительно позднее.

    Язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно друг другу. Например, у А. Бергсона подлинное понимание мира может быть осуществлено только в интуиции свободной от языка.

    Многие учёные считают, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и др. учёные признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

    Гумбольдт впервые говорит о единстве языка и мышления, об их равновесии, диалектической связи.

    В результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного познания к познанию логическому, выделить признаки, сформулировать известные обобщения или категории.

    Но говоря о взаимном влиянии языка и мышления не следует забывать философский вопрос о первичности и вторичности. Первичен реальный мир, его логика и законы. Человек не мог бы выжить, если бы в своей деятельности он опирался бы не на действительные закономерности мира.

    Вероятно, действительную роль языка как промежуточного мира можно уподобить очкам с цветными линзами. Если у одного человека линзы розовые, он видит все в розовом цвете, голубые - в голубом, но очертания предметов для всех будут одинаковые.

    Вопрос 3. Теория Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа, этнолингвистика и языковой детерминизм.

    Этнолингвистика – это отрасль лингвистики, изучающая отношения между языком и культурой, а также особенности восприятия мира разными этническими группами.

    Основы для исследования культуры в рамках данной науки заложил немецкий лингвист-теоретик, философ Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Он исследовал эту проблему с точки зрения обусловленности отношений человека и окружающей его средой.

    Неогумбольдтианцы, американские лингвисты Э. Сепир и Б. Уорф, разработали теорию лингвистической относительности, которая в последствии стала основой этнолингвистики. Её суть заключается в том, что структура языка определяет структуру мышления человека. Язык в данной теории рассматривается как «движущая сила» лингвистического строя. Согласно данной теории, язык, на котором «мыслит» человек, определяет то, как он воспринимает действительность, т.е. язык оказывает прямое влияние на мышление, мировоззрение и поведение людей.

    Исходя из положений концепции авторов данной теории, можно сделать вывод, что изучать культуры других народов можно через изучение их языка. Язык является первичной единицей по отношению к культуре.

    Последователями теории Сепира-Уорфа была выдвинута концепция, утверждающая, что «языковые формы (морфемы, синтаксические и морфологические структуры и т.п.) составляют класс более общей категории – культурных форм». Данная концепция была сформирована путём проведения аналогии между структурой общества и структурой языка.

    Лингвистический детерминизм–это сильная форма лингвистической относительности (широко известная как гипотеза Сапира-Уорфа), которая утверждает, что индивиды воспринимают мир на основе структуры языка, который они обычно используют.

    Языковые же формы имеют равное значение, как и культурные формы, т.к. между участниками языкового сообщества есть некая договорённость в виде грамматических правил, которые определяют свойства и распределение единиц языка.

    Данная концепция не отдаёт первенство ни феномену языка, ни феномену культуры, наоборот – она уравнивает данное соотношение.

    Вопрос 4. Функции языка по отношению к мышлению и функции мышления по отношению к языку.

    Мышление - процесс отображения действительности в формах понятий, суждений и заключений. Мышление составляет часть сознания. Сознание - система идей, воззрений, верований.

    Язык - средство выражения сознания. Функция сознания по отношению к языку - формирование речевых и языковых стилей.

    Функции языка по отношению к мышлению:

    1) участие в формировании мысли,

    2) функция выражения информации о работе мысли,

    3) познавательная функция языка,

    4) моделирующая функция.

    Функции мышления по отношению к языку:

    1) функционирование языковых единиц как знаков,

    2) мышление - главное орудие развития системы лексических и грамматических значений.

    Одни ученые считают, что мышление совершается исключительно на базе языка. Их называют вербалистами. Сторонники вербального мышления говорят о том, что 1) мысль непосредственно материальна, 2) мысль появляется вместе со словом и может существовать только на базе языка, 3) материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс.

    Мышление осуществляет контроль над построением речи. Речь соотносится с работой сознания отдельного человека. Все зависит от типа и характера мышления. В связи с этим встает другой вопрос: как язык связан с разными типами мышления? Ответ на этот вопрос требует рассмотрения основных форм мышления.

    Мышление разделяется на чувственное и абстрактное. Связь человека с действительностью осуществляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, вкуса. Чувства человека - это каналы получения им разнообразной информации о действительности.

    Под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека.

    Сущность языка проявляется в его функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

    Вопрос 5. Вербальное и авербальное мышление. Типы авербального мышления.

    Вербальное мышление – это процесс отражения объективного мира, который осуществляется в словесной форме. Вербальное мышление протекает в словах, использует в качестве знаковой системы речь. Она является уникальным средством передачи информации, поскольку с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. При вербальном мышлении задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.

    Лингвистический канал. Слова имеют множество смыслов. Они могут обладать денотацией – прямым, явным значением, и коннотацией – неявным, но подразумеваемым значением.

    Вербальное мышление имеет еще одну особенность. Коммуникатор не всегда прямо и непосредственно выражает то, что хочет сказать, прибегая к кодированию, зашифровке своих сообщений. Для этого могут быть социальные причины. Например, в индивидуальной коммуникации имеется прямой смысл высказывания «Я устал». Но коммуникатор может вложить в него и закрытие подтексты: «Я ничего делать не буду».

    Паралингвистический канал сообщает не о том, что говорится, а о том, как это делается. Паралингвистические средства включают в себя: а) речевые модификации – высота голоса, ударения, темп, ритм речи, паузы; б) вокальные модификации – смеющийся, плачущий, стонущий голос, а также всякого рода покашливания, стоны и т.д.

    Анализ паралингвистического сопровождения речи дает не меньше сведений, чем анализ самой речи. Так, низкий тон голоса может свидетельствовать о вежливости, скуке, грусти, а высокий – о гневе, страхе, злобе, удивлении, лжи.

    Итак, отправитель информации кодирует свое сообщение. Задача реципиента состоит в том, чтобы понять, какими намерениями, интересами руководствовался коммуникатор. Иногда реципиент может обнаружить и такой скрытый смысл, который коммуникатор изначально не вкладывал. В этом случае задействуются процессы, связанные с мировоззрением реципиента, его картиной мира.

    Вопрос 6. Логический и семантический аспекты в содержательной структуре языковых знаков.

    Слово — основной элемент и одновременно — знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

    Основополагающая роль в исследовании особенностей семантического аспекта слова принадлежит Л. С. Выготскому и другим отечественным психологам: А. Н. Леонтьеву, А. Р. Лурии, О. С. Виноградовой, А. А. Леонтьеву и др. (138, 142, 154 -156).

    Значение слова — это категория, объективно сформировавшаяся в процессе исторического развития общества. По определению А. Н. Леонтьева, значение слова «есть то, что открывается в предмете или явлении объективно — в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость»

    Семантическая структура слова сложна. Так, его основной компонент — значение слова — включает два аспекта, два «уровня», которые тесно связаны с функциями слова. Еще Л. С. Выготский обращал внимание на то, что слово всегда указывает на предмет (действие, качество), замещает его или «служит его представлением» (50). Эта функция значения слова по предложению Л. С. Выготского получила название «предметная отнесенность слова». Другой функцией слова является объективное и обобщенное отражение обозначаемого объекта или «собственно значение слова», по Л. С. Выготскому. В свою очередь, собственно значение слова также представляет собой многомерное, «полиморфное» явление, включающее три взаимосвязанные составляющие; соответственно им слово как знак языка выполняет три основные семантические функции. Наряду с объективными свойствами, «семантическое поле» имеет субъективный характер, поскольку его структура и «наполнение» во многом определяются индивидуальной «речевой практикой» каждого человека, а более широко — всем его жизненным, познавательным опытом.

    Второй составляющей семантики слова является его смысл*. Под смыслом, в отличие от значения (как явления объективного), понимается его (слова) индивидуальное, субъективное значение — значение, которое приобретает слово для человека в каждой конкретной ситуации осуществления речевой деятельности. «В слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуальный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, выделение из числа всех связей, стоящих за словом, той системы связей, которая актуальна в данный момент»

    Таким образом, смысл слова изначально (по своему «происхождению») представляет собой часть значения слова, необходимую человеку в определенной ситуации речевого общения. Важно также отметить еще одно свойство смысла слова, на которое указывал Л. С. Выготский: смысл связан со всем словом (как единым звукокомплексом) в целом, но не с каждым его звуком, точно так же, как смысл фразы связан со всей фразой в целом, а не с отдельными ее словами.

    В заключение рассмотрения данной темы следует специально отметить, что знание и правильное понимание семантической природы слова (как основного и универсального знака языка) и таких его составляющих, как значение и смысл, правильная интерпретация категории понятие являются важным средством и действенным орудием в руках коррекционного педагога (как при проведении обследования детей и взрослых с нарушениями речи, так и при организации коррекционно-педагогической работы).

    Вопрос 7. Логическое, психологическое, семиотическое и контенсивное рассмотрение языковых значений.

    Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

    Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

    Жестовая речь.

    Дорожные знаки.

    Морские семафоры.

    Азбука для глухонемых.

    Изучаются системы в семиотике. С семиотикой у языка отношения особые. Почему? С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

    С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем.

    Язык доступен для овладения каждому, поэтому его материал должен быть просто организован и всегда готов к использованию.

    Содержание языковых знаков обычно такое, которое может быть единообразно и однородно понимаемо носителями языка.

    Каждой языковой единице соответствует речевая единица. Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

    1. парадигматические;

    2. синтагматические;

    3. иерархические;

    Парадигма - совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

    Синтагматические отношения – отношения взаимодействия. Члены парадигмы, функционируя в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетательными возможностями.

    Роль данных отношений часто преувеличена, так структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения.

    Они (объекты) постоянны и более важны нежели отношения между ними.


    написать администратору сайта