Педагогика Л.Н. Толстого. Занятие 1 Задание Познай самого себя (Сократ)
Скачать 38.7 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Задание 1. «Познай самого себя» (Сократ). Сократовская установка на самопознание, т. е. превращение проблемы человека и "человеческих дел" в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и стала весьма актуальной в век научно-технической революции. Во всяком случае она невольно приходит на ум в связи о дискуссиями, развернувшимися за последнее время вокруг проблем "Человек – наука техника", "Наука, этика, гуманизм". Эти дискуссии перекликаются с сократовским пониманием основной задачи философии и ценности знания вообще. Неудивительно поэтому, что они нередко сопровождаются даются прямыми или косвенными ссылками на Сократа, на его идеи и мысли. В моем понимании, смысл этого изречения сводился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полезность объективной самооценки. Сократ заявляет, что тот, кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий.1 «О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор) В основе релятивизма Протагора лежат определенные онтологические представления о мире. Он материалист. Из всех этих онтологических принципов релятивизма Протагор сделал смелый гносеологический вывод. Если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения. Протагор и сам утверждал, что одинаково можно говорить «за» и «против» не только о всякой вещи, но и о том, что о всякой вещи можно одинаково говорить «за» и «против». Протагор допускал: тезис о том, что об одной и той же вещи есть два противоположных мнения, истинен не более, чем противоположный тезис – что об одной и той же вещи не может быть два противоположных мнения. Платон, рассматривая это выражение Протагора, делает вывод, что Протагор прав в своем утверждении субъективности ощущений, но он не прав в утверждении того, что все они истинны. В действительности в ощущениях нет истины, субъективность ощущений говорит о том, что ощущение не есть знание. Такое мнение близко и моему воззрению. 2 «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит). Значение фразы по Гераклиту — все изменяется. Это выражение часто применяют в значении — не стоит дважды пытаться делать одно и то же (второй раз получится хуже, чем в первый). До наших дней дошло философское сочинение Гераклита Эфеского "О природе" (Peri Physeos), которое сохранилось частично. В этом произведении он пишет: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».3 Эту же мысль он поясняет словами: «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды». Философ Платон упоминает: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно». В моем понимании, это выражение означает, что если войти второй раз в реку, то это уже будет другая река, так как вода, в которую входил человек в первый раз, уже утекла. «Живи незаметно. Кому не довольно малого, тому всего мало» (Эпикур). "Живи незаметно". Это изречение приписывают Эпикуру. Произнесено оно им с целью объяснить, как же пережить тяжелое время эллинам? Эпикур жил в четвертом и третьим веках до нашей эры. Когда Эпикур был мал, эллины вышли за границы своих греческих полисов, благодаря империи Александра Македонского, а умирал Эпикур уже в войне диадохов. Греки жили "замкнуто". У них были метрополии и колонии. На протяжении веков метрополии (например, "крупные игроки", Фивы, Афины, Коринф и Спарта) и их сателлиты, колонии боролись между собой за установление единого правления, абсолютной гегемонии. Каждая из сторон старался достигнуть этого, но не было перевеса ни у одной из сторон. Пока однажды, с севера, не пришли "варвары" из Македонского царство. Александр Македонский сумел объединить эллинов (Битва при Херонее (338 до н. э.)) и вывести их за обычную знакомую эллинам территорию. Рушился мир тысячи людей. Культурные, религиозные и ментальные догмы, границы. Когда первая эллинская империя расширилась и установила "золотой век", то все эллины ждали окончательного становления гомилии (по Аристотелю равного и свободного мира между всеми), но империя развалилась. Шакалы, в лице бывших сподвижников Александра, диадохов, после его смерти растащили на куски общую эллинскую идею. Стали уничтожать себе подобных. Раньше, поколение назад, никто не мог о таком помыслить, чтобы эллин эллина убил просто так, из прихоти. Раньше эллин эллина мог только поработить, сделать рабом, но не убивать из прихоти, сейчас эллин эллина истребляет, как бешеного пса. Нравы востока испортили свободных людей Эллады. Азиатский деспотизм, запрещающий любую критику власти, рушил тысячелетнюю ментальность, установленную со времен дорийского вождя Агамемнона. Эпикур рос в этих событиях и остро их переживал. Во времена зрелого Эпикура уже стало обыденностью, что могли запросто отобрать имущество, лишить жизни и обесчестить. Мир изменился. Мир стал другим. Мир варваризировался. "Латхэ виос" - "живи незаметно" - сказал Эпикур, дабы избежать такой участи и уберечь себя от несправедливости и варварства.4 Но в современном обществе, образ жизни, который предписывает данное изречение, неуместен. В современном мире каждый человек раскрывается как уникальная многогранная личность, жизнь и права которой имеют исключительное значение. Задание 2. Педагогические воззрения Сократа. Сократ - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Сократ первый указал, что образование должно исходить и строиться на познании человека или его души.5 Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.6 “Главнейшим элементом методики греческого мудреца была его знаменитая ирония -…шутливое притворство, будто бы сам, не зная решения той или иной проблемы, выспрашивал мнение собеседника и подводил его самого к правильному ответу на поставленные вопросы”.“Я знаю, что ничего не знаю, - говорил Сократ, - но хочу вместе с тобой поразмыслить по тому или иному вопросу; я буду задавать вопросы и возражать на твои ответы, чтобы ты меня получше научил”. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Сократ выдвинул идею природных способностей, которую связывал с идеей права на образование. Он считал, что могучие духом люди, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись же без образования, они бывают дурными, вредными людьми. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям. Гипотезы Сократа служат вечно действенным стимулом развития педагогического знания. Среди них важнейшая: путь к знанию лежит через боль расставаний с привычными заблуждениями; подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Задание 1. Умственное воспитание Чему Ваня не научился, того Иван не выучит. Знание человека возвышает,а невежество унижает Век живи,век учись,ученье-свет,а неученье-тьма Об обучении чтению, счету и т. п. Что в письме и в счете(записано и сочтено),в том ни греха, ни поклепу Испокон века книга растит человека Без букв и грамматики не учатся и математике О нравственном, физическом воспитании Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься. Учение образует ум, воспитание — нравы. Человек без воспитания — тело без души. О семейном воспитании Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется - трудно будет. Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил. Кто от кого, тот и в того. У доброго батюшки добры и детки. Задание 2 Христианство 988 г. Причины его выбора Русью. Крещение Руси – это процесс распространения и укоренения православного христианства в Киевской Руси, который относят к концу 10 века ( 988 год). Это период правления Великого князя Киевского Владимира Святославовича. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей. В византийском церковно-государственном правосознании Император считался как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Правители других христианских народов получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в колею византийской государственности.7 Крещение Руси объяснялось рядом исторических причин: Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла больше оставаться языческим государством. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности и духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало новой идеологии.8 При монастырях появились школы и библиотеки, которые были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь работали первые русские летописцы, художники-иконописцы. Также, церковь содействовала развитию хозяйства страны. Церковные деятели и монастыри уже в 11-12 вв. получили от великих князей земельные владения и построили на них собственное хозяйство. Церковь влияла и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц, а церковные деятели играли роль миротворцев в княжеских конфликтах. Таким образом, можно сделать вывод, что принятие христианства имело для Руси огромное значение, благотворно повлияло на политическую, экономическую, духовную и культурную жизнь древнего русского государства. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 Задание 1. Ян Амос Коменский, рассматривая свою педагогическую систему как противоположность современной ему схоластической образовательной системы, выступал за предоставление учащимся большей свободы в образовательном процессе. Коменский считал важным понимание учеником самой сущности изучаемых предметов и явлений, самостоятельное изучение и креативное понимание каждого ученика. В то время как в схоластических школах, не следуя строго обозначенным рамкам изучения того или иного предмета, можно было даже подвергнуться физическому наказанию.9 В современной школе и образовательной системе вообще, эту проблему удалось устранить, в основном ее проявлении. Хотя осуществление тех или иных принципов при обучении детей зависит в основном от каждого педагога в частности. Задание 2. «…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое.10 Задание 3. Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни. При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. После чего, учащимся будет значительно легче и проще, при надобности, выучивать наизусть уже осознанные вещи. Ян Коменский подчеркивает важность принципа последовательности и систематичности в обучении. Он указывал необходимым доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом. Все должно быть расположено в правильной последовательности, так, чтобы изучение каждого нового вопроса было вполне подготовлено предшествующими занятиями.11 Задание 4. Принцип природосообразности в воспитании из философских взглядов Я. Коменского на положение человека как часть природы. Однако природа в широком смысле слова у него служит только средством аналогий, в действительности же он имеет ввиду природу самого человека. Естественный метод обучения дает возможность детям понимать вещи, ибо обучение состоит в понимании вещей. Коменский верил в безграничные возможности познания человеком внешнего мира, а школа должна совершенствовать человеческую природу, развивать ум, волю и способность к действию.12 Задание 5.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 Задание 1. Д. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.13 Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк, – это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский характер”. Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.14 Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. С позиции современной концепции гуманистической педагогики, такая система образования является не совсем правильной. Так как ограждение ребенка от внешнего мира для воспитания особого «джентельмена», в ущерб социальным контактам и развитию являлось неоправданно вредным для его психологического состояния и получения определенных навыков.
Задание 2.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 Задание 1.
Задание 2. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.15 На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.16 Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля». Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.17 На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте. Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей. Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д. Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА История и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. Под редакцией З. И. Васильевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 327 с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 545 с. Гусейнов А. З., Турчин Г.Д. Я. А, Коменский – классик научной педагогики. – Учебное пособие. – Саратов, 2015. – 363 с. Карташев А. В., проф. Очерки по истории Русской Церкви. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. – 1225 с. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: «Гардарики», 2005. – 496 с. Поснов М. Э., проф. История Христианской Церкви. – К.: «Путь к истине», 1991. – 1442 с. Фребель Ф. Детский сад. / В кн. История дошкольной педагогики. Хрестоматия. – К.:, 1990. – 524 с. Фребель Ф. Будем жить для наших детей. / Пер. с нем.: состав. Предисл. Л. М. Волобуевой. – Екатеринбург, 2005. – 328 с. Электронные ресурсы Кессиди Ф. Х. Сократ. [Электронный ресурс] // https://fil.wikireading.ru/25103 Философия Протагора. [Электронный ресурс] // http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/3744-filosofiya-protagora «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». [Электронный ресурс] // https://dslov.ru/pos/p1534.htm Кузнецов М. Ю. Эссе: История. [Электронный ресурс] //http://samlib.ru/k/kuznecow_mihail_jurxewich/epicurusandthemeaningofhisstatement955940952949946953974963945962-livequietly.shtml История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина. [Электронный ресурс] //https://studfile.net/preview/4665573/page:3/ 1 Кессиди Ф. Х. Сократ. [Электронный ресурс] // https://fil.wikireading.ru/25103 2 Философия Протагора. [Электронный ресурс] // http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/3744-filosofiya-protagora 3 «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». [Электронный ресурс] // https://dslov.ru/pos/p1534.htm 4 Кузнецов М. Ю. Эссе: История. [Электронный ресурс] //http://samlib.ru/k/kuznecow_mihail_jurxewich/epicurusandthemeaningofhisstatement955940952949946953974963945962-livequietly.shtml 5 История и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. Под редакцией З. И. Васильевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 49. 6 История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина. [Электронный ресурс] //https://studfile.net/preview/4665573/page:3/ 7 Поснов М. Э., проф. История Христианской Церкви. – К.: «Путь к истине», 1991. – С. 624. 8 Карташев А. В., проф. Очерки по истории Русской Церкви. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. – С. 567. 9 Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: «Гардарики», 2005. – С. 29. 10 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 103.. 11 Гусейнов А. З., Турчин Г.Д. Я. А, Коменский – классик научной педагогики. – Учебное пособие. – Саратов, 2015. С. 32. 12 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 105. 13 Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: «Гардарики», 2005. – С. 35. 14 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 115. 15 Фребель Ф. Детский сад. / В кн. История дошкольной педагогики. Хрестоматия. – К.:, 1990. – С. 78. 16 Фребель Ф. Будем жить для наших детей. / Пер. с нем.: состав. Предисл. Л. М. Волобуевой. – Екатеринбург, 2005. – С. 124. 17 Там же. |