Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Культурология Практическое занятие №2 Цель занятия

  • Танталовы муки

  • Сизифов труд.

  • Дамоклов меч

  • Авгиевы конюшни

  • Яблоко раздора

  • Прокрустово ложе

  • Культурология Практическая 2. Культурология пр.р.2 отпр.. Занятие 2 Цель занятия формирование умения применять знания по культуре периода Античности при решении практических задач


    Скачать 127.71 Kb.
    НазваниеЗанятие 2 Цель занятия формирование умения применять знания по культуре периода Античности при решении практических задач
    АнкорКультурология Практическая 2
    Дата11.06.2022
    Размер127.71 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурология пр.р.2 отпр..doc
    ТипЗанятие
    #584911

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.02 Преподавание в начальных классах

    Дисциплина: Культурология
    Практическое занятие №2

    Цель занятия: формирование умения применять знания по культуре периода Античности при решении практических задач.

    Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Культура Древней Греции и Древнего Рима» с определением черт различия.

    Культура Древней Греции и Древнего Рима

    Черты сходства

    Черты различий


    Идейная сфера

     

    В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека.

    После завоевания Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

     

    Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды.

    Идеал человека в греческой культуре – свободная личность, в римской – дисциплинированный послушный воин.

    Греки использовали свободное время для всестороннего физического и духовного развития, римляне - для праздного времяпрепровождения

    Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы.

     

    Воспитание и обучение

    И римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.

    Античная культура и в Древней Греции и в Древнем Риме создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде. Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы - Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство. Разумеется, им преподавались элементарные знания - счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.

    Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом.

    Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.

     


    Античное искусство

    Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества,

    Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания.



    В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров - Нерона, Калигулы, Клавдия - характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.


    Архитектура

    Культура античного мира - Древних Греции и Рима - наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры.


    Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой. По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса - наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса. Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.

    Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий. Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок. Воспринятые от греков эстетические категории (например, три ордера - дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.


    Литература


    Культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.


    Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество.

    Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей. Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.


    Театр


    Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство.

    Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима.


    Различное в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме. Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни. На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.


    Письменность

    Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук.


    Различия же проявились в фонетическом составе речи. Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков).

    Научные знания




    Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь - геометрия. Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире. Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.

    Науку Древнего Рима отличает практическая направленность: в ней преобладают сочинения по вопросам земледелия, гидротехники, архитектуры, военного дела, медицины, истории, географии. Математика у римлян носит в основном прикладной характер и сводится к разработке методов решения практических задач.


    Бытовая культура


    Из истории культуры Древних Греции и Рима известно, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в "Пире" Платона). Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом - это заменяло собой развод




    Задание 2.

    Прочтите представленные ниже устойчивые словосочетания, базирующиеся на культуре Древней Греции. Дополните их. Дайте им объяснение.

    Танталовы муки. Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан. Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям - они поднимаются вверх. Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».

    Сизифов труд. Так говорят об изнурительной работе, лишенной видимого результата. Фразеологизм пришел из древнегреческой мифологии: царь Сизиф после смерти был обречен вечно вкатывать на гору огромный камень, который с вершины скатывается обратно вниз.

    Дамоклов меч - это нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны, это наивысшая опасность, которая может стать реальностью в любой неподходящий момент, к которому надо быть готовым, не поддаваться эмоциям, а обладать, как древнегреческий царь, незаурядной выдержкой. Этот фразеологизм восходит к греческой легенде о тиране Дионисии и его друге Дамокле.

    Авгиевы конюшни - Очень грязное место, где всё находится в полнейшем беспорядке. В другом значении - запущенные дела. Расчистить авгиевы конюшни - это значит выполнить огромный объем грязной работы, навести порядок. Этот древний фразеологизм отсылает к мифу о Геракле. Одним из подвигов античного героя было то, что он ловко очистил конюшни царя Авгия, где годами копились нечистоты.

    Яблоко раздора в древнегреческой мифологии - золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Гера, Афина и Афродита стали претендовать на это яблоко. Богини попросили Зевса решить этот спор, но Зевс повелел Гермесу передать яблоко Парису, чтобы тот присудил яблоко достойнейшей (суд Париса). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, а Афродита - отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин - Елену, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война.

    Прокрустово ложе - фразеологизм, означающий некие жесткие рамки, под которые насильно стараются кого-то или что-то подогнать, в угоду принятым стандартам. Речь может идти о манере поведения, внешности, следованию традициям и правилам. Данный фразеологизм родом из Древней Греции. Прокруст персонаж древнегреческих мифов, разбойник, известный своей жестокостью. Обманом он заманивал уставших путников в свой дом, где предлагал сытный ужин и мягкую постель. На самом же деле он укладывал свою жертву на специальное ложе, и дальнейшие его действия зависели от роста человека. Если путник был низкорослым, Прокруст при помощи молотка ломал кости и растягивал суставы до тех пор, пока рост жертвы не начинал соответствовать размерам постели. Если же путник отличался высоким ростом, то разбойник попросту отрезал выступающие за край ложа части тела. Прокруст окончил свою жизнь аналогично своим жертвам - древнегреческий герой Тесей уложил его на кровать и обезглавил

    Пермь - 2020


    написать администратору сайта