Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие №2. Информация как объект воздействия на сознание общества. Цель практического занятия

  • Требования к выполнению работы

  • Теоретические сведения

  • История возникновения информационно-психологических войн

  • Задание Подготовить эссе на выбранную тему. Требования к эссе

  • Темы для эссе (темы у докладчиков не должны повторяться)

  • Описать в виде тезисов основные отличия рекламы от пропаганды

  • Разработайте план (не менее 7 мероприятий) по пропаганде вакцинации среди населения от короновируса.

  • лаб 1-5. Практическая работа №2. Занятие 2. Информация как объект воздействия на сознание общества. Цель практического занятия


    Скачать 65.38 Kb.
    НазваниеЗанятие 2. Информация как объект воздействия на сознание общества. Цель практического занятия
    Анкорлаб 1-5
    Дата16.11.2022
    Размер65.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа №2.docx
    ТипЗанятие
    #791013

    Практическое занятие №2. Информация как объект воздействия на сознание общества.
    Цель практического занятия


    • научиться решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно - коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

    • научиться ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ


    Требования к выполнению работы


    • Работу необходимо оформить в соответствии с правилами оформления практических работ (Правила оформления практической работы.doc)

    • Отчет должен включать в себя:

    1. титульный лист

    2. задание

    3. выводы формул, построение вычислительных схем, расчеты, выполненные студентом, теоретическая часть

    4. выводы по проделанной работе

    5. список использованной литературы.

    • Защита практической работы проходит по результатам работы программы и тексту отчета.


    Теоретические сведения

    То, что видим мы – видимость только одна.

    Далеко от поверхности моря до дна.

    Полагай несущественным явное в мире,

    Ибо тайная сущность вещей – не видна.
    Омар Хайям
    История возникновения информационно-психологических войн
    Информационно-психологическая война появилась как форма информационного противоборства на определенной стадии развития средств и методов информационно-психологического воздействия и представляет собой наиболее социально опасную форму данного противоборства, осуществляемого насильственными средствами и способами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения стратегических задач.

    Исторически информационное противоборство возникло как составная часть вооруженной борьбы. Причинами его возникновения явилось стремление нападающей стороны поднять дух своих воинов и ослабить волю врага. Подобным образом она лишала последнего способности к активному сопротивлению, содействовала его более быстрому уничтожению, уменьшала собственные материальные и физические потери, в том числе – потери завоевываемых для себя трудовых и материальных ресурсов. Самая ранняя из известных форм воздействия на противника не боевыми средствами – устрашение его своей (иногда мнимой) боевой мощью, – возникла достаточно рано. Ее следы мы видим в вооруженных столкновениях племен в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в войнах рабовладельческих государств. Под воздействием страха, особенно в бою, когда нет времени для обдумывания своего поведения, противник принимает решение о сдаче или бегстве практически рефлекторно. Еще в древности противоборствующие стороны использовали средства духовного воздействия, чтобы ослабить моральный дух и боевую мощь противника, а также поднять боевой дух своих войск. Это была исторически первая форма информационного противоборства – информационно-психологического обеспечения боевых и повстанческих действий. В качестве основного носителя и средства доведения информации на первом, вербальном этапе выступал человек, в качестве объекта воздействия – психика человека, определяющая направленность его деятельности. Аристотель еще в IV в. до н.э. выделил те составляющие психики человека, которые по настоящее время являются основными объектами информационного воздействия – сознание, волю и чувства человека. (Есть три силы души, главные для поступка и для истины: чувство, ум, стремление).

    Способы ведения информационного противоборства в тот исторический период были ограничены вербальными технологиями (выступления ораторов, религиозных проповедников, распространение слухов, дезинформации и т.п.), наглядными средствами устрашения (демонстрация военного превосходства, устрашающие знаки, пропагандистские письмена на камнях, деревьях и строениях и т.п.) и физического противодействия (аресты, убийства ораторов и т.п.). Важнейшими субъектами информационного противоборства того времени являлись священнослужители как наиболее образованные люди, обладавшие значительным влиянием на все социальные слои населения. При этом появление первых печатных средств не сыграло заметной роли в осуществлении информационного противоборства, так как на тот период основная масса солдат и гражданского населения были неграмотны. Истоками идей информационно-психологического воздействия на противоположную сторону можно считать первоначальное осмысление правителями древнего мира физически ненасильственного управления массами людей. О понимании важности психологического противоборства в тот период свидетельствуют взгляды египетских и ассирийских военачальников, прямо связывающие развитие хода сражения с психическим состоянием бойцов. Не случайно основной задачей воспитания считалась выработка психической устойчивости у бойца, готовности погибнуть, его лицо, а не спина, должно быть всегда обращено к врагу. В воспитательных целях военачальники широко опирались на религию, обряды, традиции и ритуалы. Этому способствовал и народный эпос. Вместе с тем, уже тогда военачальники понимали, что на ход сражения оказывает влияние не только настрой своих воинов, но и психическое состояние вражеских бойцов. Поэтому замысел битвы, как правило, строился на основе маневра, вносившего смятение в ряды противника. Наиболее распространенными способами внесения смятения было распространение слухов о превосходящей численности и мощи своего войска (особенно часто этот способ применял Александр Македонский – IV в. до н.э.), использование устрашающих штандартов, масок, звукового сопровождения военных действий и т.п. Важным способом являлась также дезинформация противника с целью обеспечения внезапности нападения.

    Классическим примером дезинформации является "троянский конь", сыгравший решающую роль в троянской войне за раздел сфер влияния в Малой Азии между греческими племенами в XIII в. до н.э. Благодаря троянскому коню, которого, по утверждению подосланного спартанцами лица, якобы подарила городу богиня Афина, спартанцы захватили Трою и разрушили ее до основания. (Выражение "троянский конь» стало профессиональной поговоркой разведчиков для обозначения операции по дезинформации противника с последующим его военным поражением).

    Одним из лучших специалистов античного мира по дезинформации военного противника считался Ганнибал (III–II в. до н.э.). Так, древнегреческий историк Полибий оставил свидетельства того, как Ганнибал мастерски проводил операции по дезинформации противника. Он длительное время распускал слухи о том, что в его войске появилась некая болезнь, чтобы римляне не удивлялись, услышав, что он давно стоит со своим войском на одном месте, когда сам находился всего в трех днях пути от Тарента. Этот маневр позволил Ганнибалу быстро захватить город.

    Другим примером может служить подготовка Ганнибала к битве с римскими легионерами при реке Треббин, в ходе которой он активно распускал слухи о несокрушимой мощи нового оружия карфагенян, чем способствовал формированию психологической готовности римлян к поражению. Перед походом в Грецию в 480 г. до н.э. Ксеркс военачальник Персии в целях максимального эмоционального воздействия на противника распространял слухи о многочисленности своего войска, утверждая, что если все персидские войны выстрелят из луков, то его стрелы затмят солнце. Кроме того, осознавая недостаточность доведения информации устрашающего характера по каналу «из уст в уста», Ксеркс отпускал греческого лазутчика, предварительно продемонстрировав ему многочисленность персидского войска. В ходе войны с греками Ксеркс активно использовал для оказания воздействия на эллинов и так называемую «пятую колонну». В роли «пятой колонны» выступали жрецы Дельфов, занимавшие персофильскую позицию. Они доводили до эллинов оракулы (предсказания) о неминуемом поражении. Впоследствии, когда греки победили, жрецы, чтобы оправдаться перед современниками и потомками, изобрели версию о «чуде», якобы совершенном богами, помогшими дельфийцам внести решающий вклад в победу над варварами. Противостоящие персидским войскам афиняне также не оставили без внимания возможность использования информационно-психологического воздействия. В частности была предпринята попытка внести раскол в рядах сторонников персов. Фемистокл, чтобы предотвратить участие на стороне Ксеркса этнических греков ионийцев, обратился к ним со следующими словами, высеченными на камне, куда ионийцы приходили за пресной водой: (Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая (варварам) поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то, по крайней мере, упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжелой цепью принуждения и не можете ее сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдет до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царем) . Греческий историк Геродот, описавший этот эпизод, отмечал, что автор обращения действовал с двойным умыслом: либо ионяне изменят персам и перейдут к эллинам, либо Ксеркс, получив донесение об этом, возьмет под подозрение ионян и сам не позволит им участвовать в морских битвах. Средствами информационного противоборства в древние времена решались соответствующие задачи не только в военное, но мирное время.

    Таким образом, основными наступательными методами информационного противоборства стали устрашение (психологическое давление) и дезинформирование противника в предвоенный и военный периоды, главным образом, с целью обеспечения внезапности нападения и ослабления воли врага к сопротивлению. Также были разработаны и такие наступательные методы, и способы информационного противоборства, взятые на вооружение спецслужбами, как дезориентация, компрометация, дискредитация, использование агентов-дезинформаторов, предназначенные для скрытного направления деятельности противника в интересах воздействующей стороны. И те, и другие из названных наступательных методов выполняли функцию принуждения противника к определенным действиям и являлись в этой связи методами информационной войны.

    Мифы также можно считать инструментом воздействия на людей. Чтобы действовать, нам необходима завеса иллюзий, отмечал Д. Белл. В обычном понимании мифы – это, прежде всего, античные, библейские и другие старинные легенды о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев. Само слово «миф» в переводе с греческого означает «предание», «сказание». Первыми, начиная с эпохи Возрождения, получили распространение в Европе античные мифы древних греков и римлян о богах и других фантастических существах. Позднее в Европу проникают мифы древних индийцев, арабов и американских индейцев, затем иранцев, германцев, славян, народов Африки, Океании и Австралии. Становится очевидным, что мифы существовали и существуют практически у всех народов мира. Со второй половины ХІХ века растет интерес к исследованию мифов, появляется специальная наука – мифология. Создаются литературные обработки ряда мифов, европейцы узнают древнегреческую «Илиаду», индийскую «Рамаяну», карело-финскую «Калевалу» и другие эпические произведения. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что в самых различных частях мира целый ряд мифических тем и мотивов неизменно повторяется.

    Очевидно, сама жизнь ставила народы перед необходимостью отражать в мифах определенные проблемы, в частности:

    - проблемы происхождения культурных благ: огня, ремесел, земледелия, социальных институтов, обычаев и обрядов;

    - представления о взаимосвязях людей с живой природой (например, древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве как о бывших людях);

    - вопросы происхождения человека, земли, солнца, звезд и мира (центральная тема мифов практически всех народов);

    - отношения между реальным и сверхъестественным в жизни;

    - тайны рождения и смерти, представления о судьбе и загробном мире.

    Спустя столетия, на смену мифам первобытного общества и верованиям древних цивилизаций приходят – в качестве очередного спасительного средства – религии; а затем, новые и общественно-научные мифы – научного коммунизма, национал-социализма, теории рыночного процветания, – всегда объясняющие жизнь и рисующие радужные перспективы. Основными объектами информационного воздействия являются, с одной стороны, информационно-технические системы различного масштаба и назначения, с другой - организационно-психологические объекты (психика отдельной личности; психологические явления и процессы в социальных общностях, группах различного масштаба, в обществе в целом; феномены общественного сознания; социально-политические системы и процессы).
    В Средние века славу известного специалиста по психологическому воздействию на войска противника снискал Чингисхан. Так, в полевом уставе армии США FM33-1 «Психологические операции» описывается как монгольские лазутчики, характеризуя татаро-монгольское войско обывателям и правителям стран — потенциальных жертв, отмечали, что «все монгольские воины — истинные мужчины и выглядят как настоящие богатыри; все их помыслы связаны ни с чем иным, как только с войной и кровью; они выражают такое громадное нетерпение к бою, что их полководцам трудно удается их сдерживать; однако, несмотря на то, что они такие жестокие, они держат себя в рамках строгой покорности командованию и полностью посвятили себя своему правителю; они довольствуются любой пищей и не очень тщательны в выборе зверя или скотины для еды ... едят не только свиное мясо, но могут питаться и мясом волка, медведя и собаки. По численности, войска Чингисхана напоминают кузнечиков, сосчитать которых не представляется возможным». Приемами дезинформации успешно пользовался и другой монгольский хан - Батый, всегда заранее распространявший слухи, преувеличивающие численность и жестокость монгольских войск. К XIII в. относится один из первых исторических примеров масштабного применения дезинформации в военных целях. Этот пример связан с вторжением монголов в Венгрию в 1241. Разбив венгров и их союзников на реке Шайо, монголы среди захваченных трофеев нашли королевскую печать. По приказу Батыя грамотные пленные от имени короля Белы написали на венгерском языке указ о прекращении сопротивления, копии которого, скрепленные королевской печатью, были разосланы в разные концы еще не завоеванной страны.

    С распространением христианства (а на Востоке - ислама) в ходе оказания ИПВ значительную роль стал играть религиозный фактор. Особенно это проявилось в ходе идейно-пропагандистского обеспечения крестовых походов. Официально целью этих походов, организованных феодальными государями Европы и Папой Римским, было освобождение "гроба господня" в Иерусалиме. Эта версия удовлетворяла необходимость замаскировать истинные захватнические цели светских и церковных руководителей, их стремление овладеть легендарными богатствами Востока. Со стратегической линией церковной пропаганды, изображавшей агрессивные войны как войны священные, в ходе крестовых походов отрабатывались приемы, которые стали типичными для психологической войны. К ним можно отнести дискредитацию противника путем распространения версии об их зверствах, разжигание разногласий между государствами Востока и т. д. Не менее активно использовали каноны религии и мусульманские завоеватели, державшие своих подданных в состоянии перманентной «священной войны» (джихад, газават), в ходе которой догмы непримиримости к иноверию уживались с тактическими хитростями. Тем, кого стремились обратить в мусульманство, обещали различные привилегии, включая освобождение от налогов или рабства.

    В Древней Руси в воспитании и поддержании русских традиций, нравственности среди населения, боевого духа воинов большую роль играли религия, народное творчество, сказания и песни гусляров. Древнерусские мыслители исследовали информационно-психологическую сторону ратного дела в таких произведениях литературы, как «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».

    Военачальники Древней Руси, создавая войско, не только обучали воинов, но и постоянно поддерживали высокий психический настрой на победу. Киевский князь Святослав (X в.), понимая, что состояние духа войск предопределяет успех битвы, всегда стремился оказывать мобилизующее воздействие на своих воинов. Известен один из его призывов: «...да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, мертвые сраму не имут, если же побежим, то позор будет на нас...». В военной деятельности Дмитрия Донского (XIV в.) также видно понимание роли психического состояния людей, умение уловить это состояние и повлиять на него, что явилось немаловажным обстоятельством в ходе Куликовской битвы. В последующем, с созданием регулярной армии в России, потребность в информационно-психологических средствах подготовки приобретает постоянный практический характер. Важную роль средствам информационного противоборства отводил Иван IV (XVI в.). После смерти царя Ивана IV внешняя политика его сына царя Федора Иоанновича попала под информационное воздействие английской дипломатии. Его проводником был агент английской разведки сын астролога королевы Елизаветы Артур Дей, присланный к русскому двору в качестве «эксперта» по медицине, который составлял для московского царя гороскопы, негативно влиявшие на внешнюю российскую политику.

    Задание

    1. Подготовить эссе на выбранную тему.


    Требования к эссе:

    • темы у докладчиков не должны повторяться

    • время выступления не более 5-7 минут


    Темы для эссе (темы у докладчиков не должны повторяться):
    1. Объект и предмет курса «Информационные войны: история и современность».

    2. Основные понятия, применяемые при анализе информационных войн.

    3. Степень разработанности проблемы «информационные войны».

    4. Соотношение понятий «информационная война» и «идеологическая борьба».

    5. Информационная война и психологическая война: общее и особенное.

    6. Зарождение и основные этапы развития информационных войн.

    7. Идеи Наполеона об информационном противоборстве с противником.

    8. Информационное противоборство в годы Первой мировой войны.

    9. Ведение пропаганды Германией в годы Первой мировой войны.

    10. Органы пропаганды Великобритании и ведение пропагандистских операций в годы Первой мировой войны.

    11. Пропагандистские операции России в годы Первой мировой войны.

    14. Информационное противоборство в годы холодной войны.

    15. Влияние перестройки на ведение информационного противоборства.

    16. Информационное противоборство в начале XXI века.

    17. Принципы ведения информационных войн западных государств.

    18. Психологическая война как вид информационной войны.

    19. Психологическое воздействие на массовое и индивидуальной сознание как средство психологической войны.

    20. Психологические операции и их типы.

    21. Цели и объекты психологических операций.

    22. Пропаганда в системе психологической войны.

    23. Сетевые войны и их особенности.

    24. Сетевое общество как предпосылка сетевой войны.

    25. Сущность, структура и функции сетей в сетевом обществе.

    26. История создания концепции сетевых войн.

    27. Основные принципы сетевых операций.

    28. Самосинхронизация и глубокое сенсорное проникновение как принципы сетевых войн.

    29. Кибервойна как вид информационной войны.

    30. Кибероружие и его особенности.

    31. Ассиметричный характер кибервойны.

    32. Психологическая война и кибервойна: общие и особенные черты.

    33. Разоблачения Эдварда Сноудена.

    34. Подготовка к кибервойне ведущих государств мира.

    35. Силы и средства США для ведения кибервойны.

    36. Американская стратегия ведения кибервойны.

    37. Информационная безопасность и национальные интересы России.

    38. Угрозы информационной безопасности России и их виды.

    39. Состояние информационной безопасности России.

    40. Система обеспечения информационной безопасности России.

    41. Методы обеспечения информационной безопасности России.



    1. Описать в виде тезисов основные отличия рекламы от пропаганды

    2. Используя открытые источники в сети Интернет, привести пример СМИ, осуществляющих пропагандистскую деятельность. Свое утверждение подтвердить публикациями на основе материалов соответствующего СМИ

    3. Разработайте план (не менее 7 мероприятий) по пропаганде вакцинации среди населения от короновируса.


    написать администратору сайта