Главная страница
Навигация по странице:


  • культурология. Практическое занятие 2. Занятие 2 Обучающийся Лазарева Надежда Юрьевна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна


    Скачать 44.08 Kb.
    НазваниеЗанятие 2 Обучающийся Лазарева Надежда Юрьевна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна
    Анкоркультурология
    Дата05.03.2022
    Размер44.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое занятие 2.docx
    ТипЗанятие
    #383803


    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"




    Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №2




    Выполнил: Обучающийся Лазарева Надежда Юрьевна

    Преподаватель: Чепрунова Дарья Владимировна


    Задание 1

    Философия

    Основные направления

    Ведущие представители

    Обсуждаемые проблемы

    Западноевропейская

    1 Позитивизм
    2.Неопозитивизм
    3. Постпозитивизм
    4. Экзистенциалиизм

    1. О. Конт, Д. Стюарт Милль, Г. Спенсер
    2. Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Виттгенштейн
    3. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С. Тулмин.
    4.М. Хайдегге, К. Ясперс Жан-Поль Сартр ,Г. Марсель, Альбер Камю


    За философскую основу всего берет опыт
    Философия должна заниматься логическим анализом языканаукипоскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
    Рациональный метод познания
    Человек как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы

    Русская идеалистическая

    1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.
    2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».
    3. Обращение к проблемам нравственности.
    4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»
    5. Практическая направленность.
    6. Связь с отечественной культурой.

    П.А. Флоренский
    А.С. Хомяков
    В.С. Соловьев
    Н.А. Бердяев



    Проблемы свободы.
    Религиозный космологизм.
    Проблемы гуманизма.

    Проблемы жизни и смерти
    Проблемы творчества.
    Проблемы добра и зла.
    Проблемы власти и революции.

    Задания 2

    Представитель

    Философская концепция, идея

    Основные категории

    Произведения

    1. Л.Н. Толстой

    Христианская философия


    Полемика христианской веры с

    господствующей современной философией

    Война и мир

    1. П.А. Флоренский

    Православное богословие

    Систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.

    Столп и утверждение истины

    1. А.Ф. Лосев

    Интуитивный персонализм


    Противоположность материализму

    Философия имени

    1. Ф.М. Достоевский

    Экзистенциализм


    Уникальность бытия человека

    Преступление и наказание

    1. Ф.И. Тютчев

    Славянофильство и почвенничество


    Самобытность России

    Лирика

    1. А.И. Герцен

    Утопический социализм


    Учение о возможности преобразования общества на

    социалистических принципах, о его справедливом устройстве

    Повесть «Кто виноват?»

    1. А.А. Блок

    Русский символизм


    Само течение символизма несёт в себе интуитивно-подсознательное наблюдение скрытых смыслов, которые недоступны обычному взору.

    Лирика

    1. Н.В. Станкевич

    Западничество


    «Западники» хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения.

    «Следы на пути твоем»

    1. Н.М. Коркунов

    Позитивизм


    Получение объективного знания

    Указ и закон. Докторская диссертация

    1. В.И. Вернадский

    Космизм


    Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении

    Биосфера и ноосфера

    1. П.Д. Успенский

    Оккультизм


    Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой»

    «В поисках чудесного»

    1. Б.Н. Чичерин




    Эпистемология, логика и метафизика


    Научный подход к исследованию процессов познания

    «Наука и религия»

    1. Л.Н. Толстой




    Анархизм


    Политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком

    «Война и мир»

    1. И.М. Сеченов

    Материализм и нигилизм


    МАТЕРИАЛИЗМ - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Нигилизм- философия, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как зна

    «Элементы мысли»

    1. В.И. Ленин

    Социалисты и марксисты


    Социализм - стремление к миру, основанному на гармоничной социальной организации и борьбе с несправедливостью.
    Марксизм утверждает неизбежность классовой борьбы и социалистической революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества

    «Что делать?»

    Задание 3

    В данном вопросе заключается неразрешимая дилемма, высказанная в размышлении Ивана Карамазова, одного из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»  о том, что вся гармония мира не стоит слезинки одного замученного ребенка», приходя к выводу о том, что мир несовершенен, а благого Бога нет. Возможность существования Бога не исключается, но он совсем не добр к людям. Эта дилемма так же свидетельствует о соотношении цели и средства, о том, какими жертвами эти благие цели достигаются, оправданы ли они, есть ли в них смысл. Почему ребенка, потому что он не винен, и не должен страдать от нищеты,   агрессии других. За образом невинного ребенка стоит любая жертва, которая страдает неправомерно. Если столько жертв страдает ради социального прогресса и счастья всеобщего, то такая благая гармония мира Карамазову не нужна, и он со всем пылом своего характера и горячностью это высказывает:  «Нет! Мне ничего от этого Бога не нужно! Я такой Рай не принимаю и не приемлю! Я не могу принять мировую гармонию, ибо дети уже плакали!». И никакое прекрасное будущее этого не искупит. Этот гнев разночинной интеллигенции высказан как протест всей думающей интеллигенции конца XIX века против системы социального устройства

    Задание 4

    Главными принципами учения Л.Толстого являются: непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение.

    Задание 5

    1. Александр Герцен является представителем русской школы русского реализма, как он о себе сказал. Это написано в его работе «Письма об изучении природы», в которой он поднимает проблему  между естествознанием и философией. Познание этого мира возможно, по Герцену, путем познания за счет изучения науки естествознания. Таким образом, философия и естествознание связаны между собой, так как они не могут развиваться без опоры друг на друга и изучают одно и то же – окружающий нас фактический мир. Естествознание без овладения философской диалектикой не сможет создать истинную картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет развиваться

    2. Природа развивается до духа, что «сознание вообще не постороннее для природы, а высшая степень ее развития», дух же развился позже. Герцен называет идеализм «не чем иным, как схоластикой протестантского мира», логика – только «отвлеченная разумность природы и истории законы мышления – сознанные законы бытия». Дух – это воплощение разума, то есть человеческого сознания, ведь без человека «природа не заключает в себе смысла своего , именно мышление и дополняет, развивает его , мышление делает не чужую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна…». Герцен рассматривает человека как часть природы и подчиненным ее законам.

    3. О методе А. И. Герцен писал, что метод «не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внешнего удобства»,…что он «есть самое развитие содержания, — эмбриология истины, если хотите». Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях; вывод образа или формы действия их закона, связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих причины; нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений. Знание и познание в целом возможно через опыт, но просто одномерный эмпиризм, опираясь на чувственный опыт, хотя и правильно описывает факты, но бессилен раскрыть единство в многообразии, постигнуть сущность и внутреннюю закономерность природы. Необходим диалектический подход, чтобы преодолеть  крайности как эмпиризма, так и рационализма. Данные опыта человек подвергает рациональному обобщению, всякое истинное знание, отмечает он, есть результат диалектического единства чувственного и логического. Источником знания является опыт, впечатления, которые передают нам образы и вместе с тем моральное убеждение, верование, что они соответствуют предметам сущим, возбудившим их в нашем сознании…». Так пишет А .Герцен, для него реальность принципиальна познаваема.

    4. Антропология Герцена реалистична и материалистична, он твердо стоял на защите русского мужества, исходя из необходимости освобождения трудящегося человека. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой, его антропология рационалистична. Он считал, что человек вышел из «животного сна» именно благодаря разуму, и чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным.

    Задание 6

    Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших людей в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции.

    Чернышевский высоко ценил диалектический метод, сущность которого состоит в том, что «все в мире изменяется» ввиду существования противоположных сил и качеств. Материалистам чрезвычайно трудно объяснить, как материальный процесс может вызвать психический. Чернышевский разрешает эту проблему ссылкой на учение Гегеля, согласно которому количественные изменения приводят на определенной стадии к возникновению нового качества. Аргументация Чернышевского относительно колебаний эфира и цветовых впечатлений особенно интересна.

    В письме к своему сыну из Сибири Чернышевский писал: «…натуралисты напрасно и воображают, будто световые колебания эфира превращаются в цветовые впечатления. Цветовые впечатления — это те колебания, продолжающие идти по зрительному нерву, доходящие до головного мозга и продолжающие совершаться в нем. Превращения тут никакого нет». Если бы это утверждение не заключало в себе абсурдного отождествления между волнами эфира и цветами, то его следовало бы понимать в том смысле, что даже вне человеческого организма материальные процессы содержат чувственно воспринимаемые качества цвета, звука и т. д. Отсюда можно было бы сделать вывод, что эти качества являются материальной, а не психической действительностью. Эта теория довольно широко распространена в современной философии.

    В биологии Чернышевский был сторонником учения трансформизма, но относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи является злом для организма и приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию. Если бы борьба за существование являлась главным фактором эволюции, то органическая жизнь, как полагает Чернышевский, исчезла бы вообще и была замещена неорганическими соединениями, которые более устойчивы, чем организмы.

    В области этики Чернышевский был сторонником теории «разумного эгоизма». Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский излагает свои этические теории в романе «Что делать?». Один из персонажей этого романа — Лопухов,— жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь». Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности даже гедонических теорий этики. В действительности, однако, он таит в себе заблуждение малообзервации. Целью всякого нашего действия является какая-то действительная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается, — это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда, красота или ценности другого существа, поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто является следствием того, что называется скромностью, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.

    В 1854 г. в Петербургском университете Чернышевский представил на соискание степени магистра философских наук диссертацию по эстетике («Эстетические отношения искусства к действительности»). Однако главным предметом научных занятий Чернышевского была политическая экономия. В своей диссертации Чернышевский подверг резкой критике идеалистические немецкие теории эстетики, «…прекрасное, — он понимал,— как полноту жизни…». Цель искусства суть воспроизведение действительности и объяснение ее. Красота живой действительности выше произведений искусства. Отрицание традиционных устоев общественной жизни, выраженное в работах Чернышевского и его единомышленника Добролюбова (1836—1861), удачно названо нигилизмом.

    По мысли Чернышевского, содержание и характер философской деятельности передовых общественных сил должны определяться не отвлеченным содержанием самих философских вопросов — как бы значительны они ни были сами по себе,— но прежде всего тем практическим значением, которое постановка и разрешение этих вопросов должны иметь в деле революционного раскрепощения общества и его подъема — а высшую ступень развития.

    В идейных стремлениях, в теоретическом творчестве необходимо, по Чернышевскому, строго отличать стремления, вытекающие из «действительных и законных потребностей человеческой натуры, которые необходимо требуют удовлетворения», от стремлений, которые представляют лишь замаскированную форму ухода от «соприкосновения с действительною жизнью» в «отвлеченное царство мечтаний».

    Критерием для различения обоих этих видов стремлений Чернышевский признал практику: «Практика», этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницею нашею и здесь». При этом практика — что особенно знаменательно — выступает у Чернышевского как критерий не только в вопросах собственно практических, но также и в вопросах, которые кажутся достоянием одной лишь теории: «Практика — великая разоблачительница обманов и самообольщений не только в практических делах, но также в делах чувства и мысли. Потому-то в науке ныне принята она существенным критерием всех спорных пунктов. «Что подлежит спору в теории, начистоту решается практикою действительной жизни».

    Этот свой взгляд на главенство практики Чернышевский возводил к традиции великого английского материалиста XVII столетия Бэкона «Смеем уверить,— пояснял Чернышевский,— что истинно современные мыслители понимают «теорию» точно так же, как понимает ее Бэкон, а вслед за ним астрономы, химики, физики, врачи и другие адепты положительной науки».


    написать администратору сайта