Сохранения индивидуальной свободы человека. История. Занятие 22 Тема Круглый стол по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека,его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации и различных сторон в жизни общества
Скачать 22.25 Kb.
|
Практическое занятие №22 Тема: »Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека ,его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации и различных сторон в жизни общества. Нравственные ценности — это сугубо личностные ценности Первым главным признаком нравственных ценностей является то, что они с необходимостью предполагают личность. Безличный объект не может быть носителем нравственных ценностей. Другими словами, мы не можем приписать безличному объекту нравственность или безнравственность. Ни одно материальное тело, растение, животное не может быть нравственно хорошим или плохим. Нелепо называть камень справедливым, дерево правдивым, а животное целомудренным. Эти эпитеты могут употребляться по отношению к ним либо в переносном смысле, либо в поэтическом контексте. Ни один безличный объект, строго говоря, не может быть нравственно хорошим54. Нравственно хорошими или плохими могут быть только реальные личности, их действия или установки. Эстетические ценности — такие, как красота — могут быть реально свойственны горному ландшафту, дереву или животному, но в особенности — произведениям искусства. Поэтому в качестве первой важнейшей черты нравственных ценностей мы констатируем, что они по своей сути являются ценностями личности55. Под «личностью» мы подразумеваем отнюдь не только человека. Кто станет отрицать, что, когда мы говорим: ангелы святы, мы представляем их себе чистыми, добрыми существами, полными благоговения и любви? И не является ли Люцифер, олицетворение всего нравственно дурного и злого, падшим ангелом, а не человеком? Мы еще вернемся к этому решающему моменту в конце настоящей главы. Здесь будет достаточно подчеркнуть: хотя характерной чертой нравственных ценностей (таких, как справедливость, нравственная чистота, великодушие,любовь) является то, что они с необходимостью предполагают личность, мы тем не менее совершенно не имеем в виду, что это обязательно должна быть человеческая личность. Само собой разумеется, при исследовании нравственных ценностей мы должны начать с людей, единственных известных нам из опыта личностей. И все же нравственные ценности не следует связывать лишь с человеком — хотя естественный опыт открывает нравственные ценности лишь в человеке — как и ограничивать сущность личности лишь человеческой природой. Мы не можем считать «личностность» чем-то специфически и существенно человеческим, а наоборот, должны рассматривать человеческую личность только как отражение абсолютной личности Бога. Тем самым мы признаем и существенную личностность ангелов. Но, констатировав, что нравственные ценности с необходимостью подразумевают личность, мы еще недостаточно определили их сущность. Существуют различные типы ценностей, которые связаны исключительно с личностью, например интеллектуальные. Если мы превозносим чей-нибудь необыкновенный ум, например ум великого философа — скажем, Платона или Аристотеля — или восхищаемся грандиозным талантом гения, такого, как Бетховен или Микеланджело, то мы, без сомнения, имеем в виду то, что является подлинно ценным, — тот вид ценностей, который может быть свойствен только личностям. Ни одно материальное тело, ни растение, ни животное, не могут реализовать в себе интеллектуальные ценности в подлинном смысле. Глубина и богатство великого интеллекта, блестящие духовные дарования, величие и мощь художественного гения, остроумие выдающегося писателя — все это, несомненно, личностные ценности. И все же они образуют группу ценностей, четко отличающуюся от специфически нравственных ценностей. Таким образом, охарактеризовав последние как существенно личностные ценности, мы темсамым еще недостаточно описали их характер. Нравственные ценности имеют уникальный характер, отличающий их от всех остальных ценностей и дающий им неоспоримое превосходство. Ответственность Первым бросающимся в глаза признаком, отличающим их от всех остальных ценностей, является то, что человек несет за них ответственность. Мы порицаем человека за то, что он жаден, нравственно нечистоплотен или несправедлив, но не вменяем ему в вину то, что он, например, бездарен или не полон жизни. Если кому-то при всем желании не удается достичь задуманного из-за недостатка необходимого для этого интеллекта, то мы не считаем его ответственным за неудачу. Если же кто-то действует из дурных побуждений, то он отвечает за свои действия. Вина и заслуга имеют место только в сфере нравственных ценностей. Нравственное недостойное всегда включает в себя вину; нравственно положительная ценность — заслугу. Эта связь с ответственностью является фундаментальной чертой нравственных ценностей, отличающей их от всех остальных ценностей. Мы видим, что свобода воли есть важная предпосылка нравственных ценностей. Ответственность с необходимостью предполагает свободу. Животное, которому не свойственна свобода воли, не может ни за что отвечать. Даже личностное существо, например ребенок, обладающее свободой воли в соответствии со своей сущностью, но не фактически, не отвечает за свои действия, поскольку оно не в состоянии воспользоваться своей свободой. В свою очередь, и взрослый не может отвечать за то, чему он был виной, но на что он не мог свободно повлиять. Для доказательства того, что какая-то личность не несет ответственности за определенное событие, нам достаточно показать, что оно находилось вне сферы ее свободного влияния. И наоборот, ее ответственность убедительно доказана, если мы смогли показать, что она действоваласовершенно свободно. Нравственные ценности основываются на свободе Отсюда явствует, что все нравственные ценности предполагают свободу личности. Личность способна быть носительницей нравственных ценностей только потому, что она свободна. Только благодаря свободному выбору человек может быть нравственно хорошим или плохим. Никакая другая личностная ценность — например, интеллект, музыкальная одаренность, остроумие, блестящее красноречие, могучая витальность — не основывается на свободе. Человек не может сам приобрести эти достоинства. Они не являются результатом свободного выбора, а носят дарственный характер. Они не основаны непосредственно на свободе и не связаны со свободным выбором личности. Итак, благодаря тому, что нравственные ценности основаны на свободе и тем самым имеет место личная ответственность за них, они четко отделены от всех остальных ценностей. Злоупотребляя свободой воли, человек становится виновным; правильное использование свободы ставится ему в заслугу. В тесной связи с этим фактором находится свойственная всем нравственным ценностям совершенно новая серьезность, отличающая их от остальных личностных достоинств. Когда речь идет о нравственных ценностях, то ярко проявляется одно, несравнимое ни с чем качество. Если мы, например, думаем о Макбете и его страшном грехе, который он взял на душу своими деяниями, то мы сразу же понимаем, что имеем дело с чем-то исключительно серьезным, с таким глубоким содержанием, которое свойственно только нравственной сфере. Все поразительные дарования и таланты кажутся чем-то поверхностным и незначительным по сравнению с фактом его моральной вины. Совесть Этот уникальный характер нравственных ценностей становится еще очевидней, когда мы исследуем их второй отличительный признак: осознание нравственной несостоятельности затрагивает нашусовесть. Когда мы понимаем, что совершили нечто дурное в нравственном смысле, в нашей душе звучит беспокойный голос, который мы называем «совестью». Этот неумолимый голос, обращенный к нам, нарушает наше душевное равновесие и обременяет нас несравнимым ни с чем грузом. Конечно, нас может огорчать и наша интеллектуальная несостоятельность; мы можем чувствовать собственную физическую неполноценность. Но такие депрессивные состояния имеют совершенно другой характер по сравнению со страшной дисгармонией, которую вызывает неспокойная совесть. Эта дисгармония, которую не могут заглушить никакие удовольствия и рассеять никакие развлечения, которая омрачает наше существование, возникая в самых глубинах души, которую мы тщетно пытаемся изгнать и которую в конце концов прячем за другими вещами, коренится только в сфере нравственного. Безошибочные признаки больной совести, источник которой — исключительно нравственная вина, особенно выразительно изображены в заключительной части «Орестеи». После убийства своей матери Клитемнестры Орест преследуем богинями мщения эринниями и не может найти покоя. Персонификация больной совести в эринниях показывает нам, что даже язычники греки понимали уникальную роль того неумолимого судьи, который следует по пятам за нравственной виной. В этом втором отличительном признаке — связи нравственных ценностей с совестью — мы опять сталкиваемся с их необыкновенной значительностью, их торжественной серьезностью, которая выделяет их из всех остальных ценностей. Все нравственные ценности обязательны Третьей характерной чертой нравственных ценностей является их необходимость. Достойно сожаления, когда кто-нибудь мало одарен или ему недостает внешнего обаяния. Если же он нравственно плох, то он несостоятелен в своей главной задаче; он не выполняет того, что от него категорическитребуется. Если человек является хорошим в нравственном отношении, то мы не рассматриваем его интеллектуальные недостатки, отсутствие таланта или остроумия как свидетельство невыполнения им своего главного человеческого предназначения. Мы не считаем, что любой человек должен быть гением или обладать особым физическим обаянием. Мы сознаем, что таких вещей нельзя требовать от каждого. Однако нравственные достоинства обязательны для каждого. Но их необходимость простирается еще дальше. Кажется совершенно естественным, что отдельный человек не может обладать всеми интеллектуальными талантами, но каждый обязан обладать всеми нравственными достоинствами. Совершенно естественно, когда кто-нибудь заявляет: «Я музыкант, но у меня нет никаких философских способностей» или: «Моя область — наука, а искусство я предоставляю другим, имеющим соответствующие таланты». Однако настолько же нелепо, как и смешно, если кто-нибудь скажет: «Мое дело — справедливость; нравственная чистота — это дело коллег». Разделение достоинств между разными людьми, совершенно естественное в отношении всех остальных личностных ценностей, не касается нравственной сферы. Здесь все нравственные достоинства обязательны для каждого человека. Все моральные достоинства необходимы для человека. В этом проявляется глубокая связь между нравственностью и основным предназначением человека. Нравственные достоинства принадлежат к unum necessarium, к единственно необходимому (Лк. 10, 42). Они являются тем, что в первую очередь требуется от человека. Быть нравственно хорошим — это цель и предназначение человеческого существования. Если мы понимаем это, то уникальное значение и достоинство нравственных ценностей становится еще очевидней. Они причастны к несравнимой ни с чем серьезности unum necessarium, единственно необходимого. Нравственные ценности человека или, как их еще называют, этические добродетели, прививаются человеку в течение всей его жизни. Они являются значимой частью мировоззрения и оказывают большое влияние на мысли и поведение каждого индивида. Формирование нравственных ценностей Первые нравственные ценности личности встречаются в самом раннем детстве. Уже тогда родители объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, как в определенных ситуациях поступать правильно, почему что-то нельзя делать и т.д. Проще говоря, они его воспитывают. В это время все слова взрослых для ребенка являются неоспоримой истиной и не вызывают сомнения. Но малыш растет, попадает в ситуации морального выбора и постепенно учится делать выводы самостоятельно. В переходном возрасте система нравственных ценностей подвергается серьезному влиянию со стороны сверстников. На фоне гормональных всплесков возможны частые перемены взглядов, сопротивление позиции, навязываемой родителями, и постоянный поиск ответов на значимые вопросы. Существенная часть нравственных убеждений приобретается именно в этом возрасте и остается с человеком на всю жизнь. В последствие, конечно, они могут меняться в сложных жизненных ситуациях и под влиянием людей, которые считают авторитетными. Проблема истинных нравственных ценностей Не секрет, что нравственные ценности очень часто связывают с религией. Верующие люди не подвергают сомнению слова священных писаний и живут в соответствии с изложенными там законами. В какой-то степени это существенно облегчает жизнь, ведь ответы на главные вопросы давно найдены. Да и если духовно нравственные ценности, описанные там, будут близки каждому, общество может стать чище и добрее. Это в идеале. Но жестокая реальность не раз доказывала, что во все времена находились умельцы, которые интерпретировали учение таким образом, что люди шли убивать ближнего своего в уверенности, что делают это в угоду Богу. Сейчас мы постепенно все больше отдаляемся от религии, но ей на смену приходят своды законов, идеологии общественных движений и многое другое. Причем одному и тому же человеку одновременно могут навязываться совершенно противоположные взгляды. И крайне сложно в них разобраться и выбрать что-то действительно стоящее, достойное и правильное. Эта ситуация предполагает, что главные решения каждый принимает сам для себя, и истинные нравственные ценности индивидуальны. Сохранение нравственных ценностей Несмотря на то, что нравственные идеалы разных людей могут различаться значительно, все равно можно выделить достаточно много общего. Высшие нравственные ценности остаются неизменными на протяжении многих веков. Например, свобода, которая позволяет человеку действовать и думать в соответствии со своими желаниями, ограничивает которые только совесть. Она также является важной ценностью. Также крайне важные составляющие нравственного благополучия – здоровье физическое и душевное, уважение к себе и окружающим, гарантированные безопасность и неприкосновенность личной жизни, право на труд, признание его плодов, личностное развитие, творческое выражение своих способностей и самореализацию. Для многих людей высшая нравственная ценность – любовь. И правда, стремление к близким, искренним отношением, созданию семьи, продолжению рода и воспитанию детей часто является одним из основных смыслов жизни. Если мы стремимся, чтобы наша жизнь не была прожита бесполезно, то разве не стоит обеспечить достойную жизнь тем, кто останется после нас? |