Практика 3-4. Занятие 3 Раздел философии, изучающий проблемы бытия мира (его происхождение, структуру, сущность, закономерности развития), традиционно называется онтология
Скачать 31.98 Kb.
|
Занятие 3 1.Раздел философии, изучающий проблемы бытия мира (его происхождение, структуру, сущность, закономерности развития), традиционно называется «онтология». Сам термин существует с 17 века, но имеет греческие корни (ontos – сущее, logos – слово, учение). Онтология – это умозрительное учение о сущем, о бытии, философская дисциплина, изучающая первоначала всякого бытия, включающая в себя совокупность основополагающих принципов философствования. В качестве синонима понятию «онтология», особенно в западной литературе, часто используют термин «метафизика», т. е. изучение того, что лежит за пределами чувственного опыта, мира физических явлений, что представляет собой общую сущность, первооснову Вселенной. Предмет онтологии включает в себя вопросы происхождения мира, его универсальных связей, основных характеристик и законов. Главный вопрос, на который пытаются ответить философы, что такое мир? Можно ли его познать и выразить в понятиях? Отвечая на данные вопросы, исследователи сталкиваются со следующими проблемами: • происхождения мира: • бытия Бога; • бытия природы; •материи и духа; • пространства и времени; • единства и множественности мира и т. д. Центральное место в онтологии занимает категория «бытие». Она образует смысловую ось и, организуя философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом «философствование». Это исходное понятие, на базе которого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер. В онтологии не сложилось единого понимания данной категории. Условно можно выделить следующие основные трактовки термина «бытие»: -Бытие как субстанция. Бытие мыслится как субстанция, первооснова всего сущего, т. е. термином «бытие» обозначают реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. -Бытие трактуется как сущее, как то, что реально существует. Бытие выступает как фиксация наличия чего-либо в нашем мире. -Бытие понимается как настоящее, как то, что мыслится здесь и сейчас. Бытие можно помыслить только во времени. Бытие – это то, чего никогда не было и не будет, но то, что есть сейчас -Бытие как единство объективной и субъективной реальности. Категория «бытие» не просто фиксирует существование чего-либо здесь и сейчас (вещи, процесса, состояния), не просто констатирует их наличие, она указывает на задействованность человека в мире, на единство мира и смысла Принято различать ноуменальное и феноменальное бытие. Ноуменальное бытие – бытие, которое реально существует, независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны («ноумен» – вещь сама по себе). Феноменальное бытие – кажущееся бытие, т. е. бытие каким его видит познающий субъект («феномен» – явление, данное в опыте). В отечественной философской литературе в качестве основных форм бытия называют: •материальное бытие (включает бытие вещей состояний процессов первой и второй природы); •идеальное бытие (включает индивидуализированное духовное и объективированное духовное); • человеческое бытие (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие); • социальное бытие (бытие социума и бытие отдельного человека в обществе). 2. Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея. У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, именно абсолютный дух, идея порождают материю. Виды материи: вещество – вид материи, имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное, плазма. Поле – не имеет массы покоя Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, проявляющихся в общих св-вах и специфичных для данной формы материи способов существования. Формы: социальная (ч-к, человечное общ-во, труд), биологическая (живая природа), химическая (атомы), физическая (низший – атомы, молекулы, поля) 3. Пространство – место, в котором определяется положение физических тел, происходит их движение. Время – форма протекания физических процессов, условие возможности изменения. Пространство и время – основные формы существования материи, они неотделимы от материи. В этом проявляется их универсальность и всеобщность. Материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга; движение является сущностью пространства и времени. Опыт говорит о том, что физическое пространство трёхмерно, однородно и изотропно, а время – одномерно и однородно. 4. Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии. Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника. В настоящее время понятие диалектика – это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления. Существует 3 основных закона диалектики, к которым относятся: Единство и борьба противоположностей. Превращение количества в качество. Отрицание. Единство и борьба противоположностей — суть закона состоит в том, что все сущее является совокупностью противоположных основ, которые считаются целостными по своей природе, однако, при этом противоречат друг другу и самое главное, что один не может существовать без второго. В настоящее время выделяют следующие основные категории диалектики: единичное и общее, часть и целое, содержание и форма, качество и количество, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность 5. Виртуальная реальность(ВР) - это уникальный симбиоз технологии и культуры. Освоение не скованной физическими законами реальности сулит невиданные перспективы для развития. Но использование ВР таит в себе и негативные последствия. Она может служить фактором манипуляции сознанием человека, уход в виртуальность способен заменить нормальную и активную жизнедеятельность. ВР составляют отношения разнородных объектов, она всегда порождена некоторой исходной реальностью. Виртуальный мир может быть виртуальным только до тех пор, пока он контрастирует с реальным. ВР рассматривается как концептуализация нового уровня развития науки и техники, позволяющих создавать новые измерения культуры и общества; как развитие идеи множественности миров; как технически конструируемая интерактивная среда. Философская интерпретация ВР в постнеклассической науке вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально. Занятие 4 Гносеология или общая теория познания – это учение о природе, механизмах и закономерностях познавательной деятельности. Предметом гносеологии являются такие вопросы как: сущность познавательного процесса и его общий механизм; возможности и границы познания; его специфика, предпосылки, условия, источники и основания, социокультурные детерминанты; проблема истины и ее критериев; проблема знания и веры; знания и понимания; взаимосвязи объекта и субъекта познания; методов и средств познавательной деятельности; взаимосвязи рационального и иррационального и т. п. Этапы становления: -Античная философия ставила вопрос о первоначале, разрешала онтологические проблемы, понятия гносеологии не существовало. Атомист Декарт рассматривал познание как материальный процесс. Сократ утверждал, что мы можем знать только то, что мы ничего не знаем, однако истина есть и она едина (в противовес софистам, утверждавшим, что истинно все, что логически-непротиворечиво), но познать истину, по Сократу, невозможно, отсюда этический принцип познания – пытаясь познать истину, узнаешь, что не истинно и пытаешься не совершать неистинного, не разрушать. Платон делил мир на мир эйдосов (истинный мир) и мир вещей; эйдосы оформляют формы предметов. Аристотель утверждал, что эйдос неотделим от материи. А мир познаваем, т.к. существует конечное число эйдосов. Характер познания в Античности созерцательный с целью поддержания космического порядка. - В Средневековье вопрос о познаваемости мира не ставился, поскольку существует одна неопровержимая истина – Бог. В эту эпоху познание – это практическая деятельность, попытка вернуть полноту знания, утерянную в результате грехопадения человека, с целью спасения от смерти - Эпоха Возрождения ознаменовала переход от монотеизма к пантеизму (растворенности Бога в природе). Проблема познания теперь – это познание Бога через познание мира. Развитие антропоцентризма, когда в центре картины мира человек. Мир признается познаваемым разумом, и целью познания является выяснения границ человеческого разума. Человек пытается проявить себя во всех сферах жизни для формирования целостной личности и дальнейшего построения общего блага. Характер познания отсюда: извлечение конкретной пользы – блага. - В Новое время познание приобретает практический характер – познание для извлечения практической пользы (человек познает, чтобы преобразовывать реальность в соответствии с понятием общего блага). В эту эпоху происходит переход от гносеологического оптимизма к пессимизму: агностицизму (мир непознаваем или познаваем частично, но познание возможно) и скептицизму (сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины). Фейрбах, на котором закончилась эпоха немецкой классической философии, ознаменовал переход к познанию самого человека. В современной философии антропологический характер познания. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта У человека познавательный процесс и его результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны осмысленность, целенаправленность, целесообразность, творчество, предвидение. Знания у человека закрепляются не только в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе, основанной на языке и речи .Всякий познавательный процесс человека имеет объект познания и познающего субъекта. Субъект познания - всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять познавательную деятельность. Объект познания - бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Когда человек познает сам себя, субъект и объект познания предметно совпадают. В современной философии принято различать три основные формы или уровня познания: Чувственное познание - выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы. .Формы чувственного познания: • ощущения; • восприятия; • представления. Выделяют два метода научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический метод познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях. Эмпирические методы: Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы. Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями. Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них. Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам. Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности. Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка. Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов. Теоретические методы: исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность. Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи. Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении. Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов. Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют. У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром. Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности. Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение. Знание — результат познания действительности, содержание сознания. Виды знаний: Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию. Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы). Практическое — овладение вещами, преобразование мира. Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением. Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию: Донаучное — прототип, предпосылки научного знания. Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами. Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием. Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки. Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Аристотель дал классическое определение истины – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истина — это знание, соответствующее действительности. Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания. Виды истины: Абсолютная истина - • это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется (например, учение Демокрита об атомах; • это знание, содержание которого остается инвариантным (Пушкин родился в 1799 г.); • это абсолютно полное и исчерпывающее знание о предмете. В таком понимании абсолютная истина не достижима, потому что все связи предмета не могут быть исследованы. Объективная истина – это знание о предмете, содержанием которого выступают свойства и связи объективно (независимо от человека) существующего предмета. Такое знание не несет на себе отпечаток личности исследователя. Объективная истина - это содержание знания, не зависящее от человека, это адекватное отражение субъектом окружающего мира. Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Относительная истина содержит в себе элементы заблуждений, связанных с конкретно-историческими условиями познания. Конкретная истина – это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления. Критериями истины являются: Соответствие логическим законам Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук Простота, общедоступность формулировки Соответствие фундаментальным законам и аксиомам Парадоксальность Практика Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития К критериям научного знания отнесены: доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность (когерентность), эссенциальность, однозначность терминов, способность к развитию. Информационная реальность — это определенная система, процесс реализации определенного информационного взаимодействия различных компонентов. Взаимодействие, в свою очередь, — это фундаментальная философская категория, отражающая процессы воздействия различных составляющих разных типов реальностей друг на друга, их взаимная обусловленность, изменение состояния, взаимопереходы. Исходным основополагающим компонентом информационной реальности является информация, закономерности ее развития, информационная картина мира, информационные процессы, все формы генерации информации, структуры информационного взаимодействия и форм движения, т. е. онтология информационной реальности. В настоящее время существует несколько подходов к определению информации, среди них наибольшее распространение получили — атрибутивный (структурный), функционально-кибернетический, социоориентированный (антропоцентрический), в последнее время — синтетический. Информация как философская категория является ступенькой развития не только познания, но и общественной практики людей, их отношения между собой и природой. Информация, удовлетворяя всем требованиям философской категории, не только отражает всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленности, но и является фактором развития от низшего к высшему в природе, обществе и познании. В самом общем виде можно разделить философские проблемы информационной реальности на четыре большие группы, охватывающие не какие-либо отдельные информационные дисциплины и процессы, а информационную реальность в целом как особый исторически сложившийся феномен. К первой группе относятся проблемы, идущие от философии к информационной реальности. Философия прежде всего стремится к универсальному осмыслению информационной реальности, к постижению ее общих принципов в связи с деятельностью и природой человека. Она вырабатывает определенный взгляд на информационные процессы и информационную сферу — исторически и социально обусловленное мировоззрение. Вторая группа проблем возникает внутри самой информационной реальности, порождается механизмами и потребностями, связанными с повседневной информационной деятельностью. К третьей группе проблем относятся вопросы, посвященные взаимодействию информационного и философского знания с другими формами и видами реальности. Наконец, к четвертой группе относится проблема, касающаяся к компонентам и элементов информационной реальности. Итак, можно считать, что исходной «категорией» философии информационной реальности является сама «философская проблема информационной реальности». Пытаясь дать свое определение понятия «информационная реальность», можно сказать, что информационная реальность – это разнообразие особенного в отражении. |