Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Культурология Практическое занятие №4 Выполнил: Обучающийся Перетягина Наталья Александровна Преподаватель

  • Чепрунова Дарья Владимировна Задание 1.

  • Титульный лист (43) культурология. Занятие 4 Обучающийся Перетягина Наталья Александровна Преподаватель


    Скачать 79.48 Kb.
    НазваниеЗанятие 4 Обучающийся Перетягина Наталья Александровна Преподаватель
    Дата13.04.2023
    Размер79.48 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаТитульный лист (43) культурология.rtf
    ТипЗанятие
    #1059681

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина: Культурология

    Практическое занятие №4


    Выполнил:

    Обучающийся Перетягина Наталья Александровна

    Преподаватель:

    Чепрунова Дарья Владимировна


    Задание 1.

    Напишите ответ на вопрос: «Как вы оцениваете роль техники в динамике современной культуры»?  Охарактеризуйте технократический подход к культуре.

    Ответ:

    Термин "технократия" впервые применен американским исследователем В. Смитом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале "Industrial Managment". В буквальном переводе с греческого это слово означает "власть мастерства". В дальнейшем понятие получило три обще употребляемых толкования: во-первых, теоретические концепции власти, основанной не на идеологии, а на научно-техническом знании; во-вторых, тип социально-политического устройства общества, практически реализующий принципы этой концепции; в-третьих, социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления. Центральной в технократических концепциях является идея о возможности эффективного функционирования власти, основанной на научной компетенции, о возможности замены политического субъективного решения решением рациональным и объективным. Основой претензий на власть для технократов служит все возрастающая роль техники и, следовательно, специальных знаний в управлении не только производственными, но и социально-политическими процессами, а также значение научно-технического прогресса для развития современного общества в целом.

    Машинная техника радикально изменила повседневную жизнь человека, превратив все существование в действие некоего механизма. Технизация все шире распространялась в индустриальном обществе: от подчинения природы до подчинения всей жизни самого человека. В этой связи представляется чрезвычайно удачным термин "технокультура", примененный Ж.-П. Кантеном для характеристики содержания западноевропейской цивилизации.

    В ауре технокультуры все и вся, что хочет быть влиятельным и эффективным, должно сорганизовываться по подобию машин, то есть должно приобретать точный, обязательный, связанный с внешними правилами характер. Результатом стало формирование устойчивого набора массовых ценностных ориентаций.

    Во-первых, это понимание природы как упорядоченной, закономерно устроенной системы, в которой человек разумный, познав ее законы, способен поставить внешний мир под свой контроль. Научная рациональность выступает в качестве важнейшей составляющей в комплексе ценностей технокультуры и задает парадигму деятельности в любой севере.

    Во-вторых, идея преобразования мира и подчинения человеком природы, ставшая доминантой технокультуры: преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека.

    В-третьих, постоянная и все возрастающая нацеленность на перемены, в основе которых лежит научно-технический прогресс.

    В-четвертых, воспроизводство всех отношений в обществе по аналогии с машинными технологиями, распространение технического мышления на все виды деятельности 

    Однако Н. Бердяев считает, что процесс технизации и процесс массовой демократизации ведет к перерождению культуры в техническую цивилизацию, вдохновленную материалистическим духом. Технический и экономический процесс современной цивилизации, с его точки зрения, превращает личность в свое орудие, требует от нее непрерывной активности, использования каждого мгновения жизни для действия. Удушение созерцания есть удушение огромной части культуры, с которой связана ее вершина и цветение, - мистики, метафизики, эстетики…
    Задание 2.

    Составьте сводную таблицу «Развитие современного искусства» от авангарда к постмодернизму.

    Основные тенденции развития современного искусства

    Выдающиеся представители

    Влияние на жизнь общества

     МОДЕРНИЗМ Характерные признаки: высокая роль внутреннего мира человека; поиск новых оригинальных идей; огромное значение уделяется творческой интуиции; литература способствует одухотворению человека; появление мифотворчества.

     Пабло Пикассо, Джексон Поллок, Джеймс Джойс и Т.С. Элиот экспериментировали с красками, образами и словами, пытаясь докопаться до сути вещей, исследуя «внутреннюю правду» скрывающуюся за пределами внешнего.

     Ницше предвидел пустоту, которая останется в результате распада регулирующих жизнь мифов и традиций. Художники модернизма искали, что могло бы содержать в себе ценность в мире, в котором отсутствует явно определенный духовный центр. В первой половине 20 века наблюдается взрыв новых течений в искусстве, спрос был на «все новое».

     ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

     Индикаторы постмодернизма: Новая вера в разум и прогресс Смена парадигм Кризис прогрессистского мышления. Йозеф Бойс — немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма

    В. Комар и А. Меламид-считаются основателями направления «Соц-арт»

     Постмодернистская чувствительностьспецифическая форма мироощущения и соответствующий ей способ теоретической рефлексии, характерные для научного мышления. Черты: ощущение мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации особая «манера письма» (любовь к парадоксу, интуитивизм, техника намека и гротескной мысли и т. д)

     Авангардизм. Использование оригинальных, новаторский средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству.

     Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

     Художники видели революцию по-своему: они приветствовали революцию в искусстве, революцию духа, они стремились к радикальному разрыву с искусством традиционным, классическим. Авангардисты смело отказывались от реалистического воплощения физического мира, они создавали собственный язык, описывая им метафизические невидимые процессы. Идеи авангарда стали способом постичь нечто неизвестное, непознаваемое.




    Пермь - 2021


    написать администратору сайта