лекция. Занятие для обучающихся спо по теме день театра. 160 Лет со дня рождения к. С. Станиславского
Скачать 133.24 Kb.
|
Сценарий занятия ДЕНЬ ТЕАТРА. 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского СПО 27 марта 2023 г. ЗАНЯТИЕдля обучающихся СПО по теме «ДЕНЬ ТЕАТРА. 160 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО»Цель занятия: опираясь на наследие нашего великого соотечественника К. С. Станиславского, создать для обучающихся воспитательную ситуацию- размышление об исконной роли театрального искусства нести людям жизненную правду, идеалы нравственности и справедливости. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация, развитие. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации. Комплект материалов:сценарий, методические рекомендации, видеоролики, презентации, комплект интерактивных заданий. Структура занятияЧасть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика. Часть 2. Основная.Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий. Часть 3. ЗаключениеПодведение итогов занятия, рефлексия. СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯЧасть 1. Мотивационная. Педагог. Сегодняшний наш разговор посвящен Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта. Скажите, а зачем мы ходим в театр и почему мы иногда так любим играть в театре сами? Ответыобучающихся. Педагог. Наверное, кто-то находит в театре ответы на сложные жизненные вопросы, кто-то приобретает новые знания, кто-то переживает сильные эмоции, а кто-то просто получает эстетическое удовольствие… Но совершенно точно театр заставляет всех нас думать и сопереживать. Современный театр — это разнообразие жанров и синтез самых разных видов искусства: музыки, хореографии, литературы, живописи. Предлагаю посмотреть видеообращения Владимира Львовича Машкова – художественного руководителя Московского театра Олега Табакова и Евгения Владимировича Князева – ректора Театрального института имени Бориса Щукина. Демонстрация видеороликов (видеообращения В. Л. Машкова, Е. В. Князева). Педагог. Реформатором русского театра был Константин Сергеевич Станиславский. Без него сложно представить себе современный театр. В этом году мы празднуем юбилей этого выдающегося человека, реформатора театра, актера, режиссера и педагога. Что вы слышали о Станиславском? Чем он знаменит? Почему его ценят во всем мире? Ответы обучающихся.Педагог. Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах. Предлагаю посмотреть видеоролик, в котором рассказывается о выдающемся русском мастере театрального искусства Константине Сергеевиче Станиславском. Демонстрация видеоролика (дикторский текст).Знаете ли вы, что знаменитые актеры, которыми мы восхищаемся вкино,практическивсеработаютпосистемеактерскогомастерства,которуюразработалвеликийрусскийрежиссерипедагогКонстантинСергеевичСтаниславский ещев начале ХХвека. КонстантинСергеевичродилсявМоскве17января1863годавмногодетной купеческой семье. Его отец, Сергей Владимирович Алексеев,владел крупнейшей в России фабрикой, руководство которой в дальнейшемдоверилсыновьям,вчастности,иКонстантину. Семейное дело Алексеевых процветало, и Константин мог бы спокойнопродолжатьзаниматьсяделамифабрики.НоглавнойстрастьюКостисталтеатр. В 1877 году несколько членов семьи создали домашний любительскийтеатр–Алексеевскийкружок.ОтецКонстантинапеределалсарайзагородногодомавнебольшойтеатральныйзал,гдеюныеартистыипоказывали свои спектаклидляблизкихдрузейи родственников. НоКонстантинмечталобольшем. Занятие театром в то время было не настолько почетным, как сейчас.Потому, чтобы не пятнать знаменитую фамилию и всерьез заниматьсялюбимым делом, Константин Сергеевич взял псевдоним. Так, купец Алексеевпревратилсявактера,режиссера,величайшеготеатральногопедагогаСтаниславского. А уже в 1897 году состоялась легендарная беседа Станиславского сВладимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, которая навсегда измениларусскоеискусство. В1898годубылсозданобщедоступныйтеатр,насценекотороговоплощали своиидеи Станиславскийи Немирович. ВтожевремяКонстантинСергеевичпродолжалискатьупражненияи инструменты, с помощью которых актеры могли максимально правдивовоплощатьсвоихперсонажей.ИсоздалуниверсальнуюсистемуНЕдлягениев,а длявсех желающихискреннеичестновыступатьнасцене. Вотнекоторыееепринципы: Действие.Насцененужнодействовать,анепоказыватьэмоции. Не играть, а жить.Чемсильнееактерпроживаетсвоюроль,тембольшеэмоцийиспытаетзритель,глядяна егоигру. Анализ.Актеру нужно анализировать свои действия, поступки, свои сильные ислабыестороныипостоянносовершенствоватьсебя.Важноизучатьианализироватьмирвокруг,чтобы создаватьи творить. Простота, логика и последовательность.Всесложныезадачинужноразбиватьнамаленькиеипростые,тогдаихлегче будетрешить. Применениеэтихпринциповувидимпрямосейчас. Данила Козловский - для роли Валерия Харламова в знаменитойЛегенде17-несколькомесяцевучилсяспрофессиональнымитренерамикататьсянаконькахи владетьхоккейнойшайбой. ТомХолланддляролиЧеловека-паукаусерднозанималсягимнастикой,балетомипаркуром. ДляролиТораКрисХемсвортзаполгоданабрал18кгмышечной массы. ДжонниДепппридумалсвоегоДжекаВоробья,частичновзяв чертыотанимационногоперсонажаПепеЛеПьюиздетскогомультика «ЛуниТюнз». ЭдрианБроудизаслуженнополучилОскарзарольвфильме «Пианист»-онусерднокнейготовился:похуделна14кг,научилсяигратьна пианино и отказался от своей квартиры, машины и даже длительныхотношений сдевушкой. Более100летсистемаСтаниславского–самаявостребованнаясистема актерского мастерства в мире. И не только на сцене театра или вкино. Ею пользуются предприниматели, политики, ораторы, журналисты,чтобыповыситьэффективностьсвоейработы. ИвытожеможетесмелоиспользоватьпринципысистемыСтаниславского в своих выступлениях как в образовательной организации,такизаее пределами. Часть 2. Основная.Педагог. Итак, Константин Сергеевич создал свою знаменитую «систему». Простыми словами, это метод обучения актера, который позволяет достоверно играть, или «проживать» роль. То есть существовать так, чтобы зритель верил мыслям, чувствам, поступкам персонажа. Жизнь актера на сцене, по мнению Станиславского, должна быть без малейшего намека на фальшь и притворство. Во время спектакля зритель должен забыть, что он находится в театре, верить и сопереживать всему, что он видит на сцене. Если же актер не овладевал мастерством правдоподобности игры, его работа оценивалась знаменитым высказываем Станиславского…. Педагог. Кто из вас знает, что это за фраза? Ответы обучающихся.Педагог. «Не верю!» – действительно, самая знаменитая и цитируемая фраза К. С. Станиславского, но Константин Сергеевич – автор большого количества ярких и глубоких фраз, над которыми полезно задуматься и интересно обсудить применительно как к театру, так и к повседневной жизни. Предлагаю сегодня познакомиться с некоторыми из них. Работа с интерактивным заданием «Как говорил Станиславский».На экране появляются цитаты К. С. Станиславского, в которых недописанопоследнееслово.Педагогпредлагаетобучающимсязакончитьфразу. Каждогоотвечающегопедагогпроситпояснитьсвоепродолжениефразы,объяснить/предположить,какойсмыслмогвнеевкладыватьКонстантинСергеевичпритакомпродолжении. После нескольких вариантов ответов обучающихся педагог выводит наэкранокончаниефразыК.С.Станиславского.Еслиподобнаяверсиянеозвучиваласьобучающимися,топедагогпродолжаетобсуждение. «Любиискусство всебе, а не себя……В ИСКУССТВЕ». Вопросы для обсуждения: Как вы понимаете это утверждение? Как можно перефразировать высказывание, если проводить аналогии между жизнью актера на сцене и жизнью человека в обществе? Насколько велико влияние любви «искусства в себе» на развитие и формирование личностных качеств человека? «Жить—это значит…..ДЕЙСТВОВАТЬ». Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, почему для К. С. Станиславского жить означало действовать? Как это убеждение помогает актерам в их работе на сцене? Полезно ли такое убеждение для людей других профессий и в повседневной жизни? «Искусство—отражениеипознаниежизни;незнаяжизни,нельзя…. ТВОРИТЬ». Вопросы для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением К. С. Станиславского? Или готовы с ним поспорить? Действительно ли нельзя создать великого литературного произведения о любви или передать актерской игрой страдания человека, не испытав соответствующих чувств в жизни? Методическийкомментарий.Взавершениеобсуждения,подытоживвысказывания,еслимненияобучающихсябылипротивоположными,необходимопостаратьсясоблюстибаланс,согласившись,чтосоздаватьшедевры можно и с небогатым жизненным опытом, а большой жизненныйбагажэмоцийипереживанийнедаетгарантиисозданиявеликогопроизведения искусства, но деятелям искусства «знание жизни», безусловно,помогаеттворить. «Сначалаубедись,апотомуж….УБЕЖДАЙ». Вопросы для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением К. С. Станиславского? Или готовы с ним поспорить? Как это убеждение помогает актерам в их работе на сцене? Полезно ли такое убеждение для людей других профессий и в повседневной жизни? Методическийкомментарий.ПедагогможетподытожитьобсуждениеещеоднойцитатойК.С.Станиславского–«Собственныйпример — самое лучшее доказательство не только для других, но главнымобразом для себя самого. Когда вы требуете от других того, что сами ужепровеливжизнь,выуверены,чтовашитребованиявыполнимы,выпособственномуопыту знаете,труднооно илилегко». Педагог. Станиславским был предложен термин, который теперь широко используется в сценическом искусстве – «сверхзадача». Как вы это понимаете? Ответы обучающихся.Педагог (вдополнениекответамобучающихся). На самом деле, сверхзадача – это высшая цель, ради которой создается спектакль. Ведь самая простая и очевидная цель театра – это рассказ истории, когда-то написанной автором. Станиславский настаивал на том, что актер и режиссер не должны быть просто «передатчиками информации», марионетками. Они должны вкладывать в создаваемый спектакль свой личный смысл, ради которого им будет интересно работать. То есть, создавая роль Гамлета, артисту нужно не только рассказать о том, как принц мстит за убитого отца-короля. С помощью своей игры актер может рассказать о духовности, о высшем чувстве справедливости, которое сильнее страха смерти, о важности принятия решений… Да мало ли еще о чем. В этом и будет его актерская личная сверхзадача. Иными словами, это цель, к которой стремится актер. Он задает себе вопрос: для чего я сегодня выхожу на сцену, что хочу сказать зрителю, чем мечтаю поделиться. Педагог.–Как вы думаете, важны ли эти принципы только для деятелей театрального искусства? – Можно ли использовать систему Станиславского не только для игры в театре и кино, но и для жизни? –Может ли она вам пригодиться в образовательной организации? Приведите примеры. Ответы обучающихся, обмен мнениями.Методическийкомментарий:еслиобучающиесязатрудняютсяпривестипримерыизжизни,можнообсудить,какпринципысистемыСтаниславскогомогутпомочь,например,призащитепроекта,чтениидоклада,написаниисочинения,декларированиистихов. Педагог. Будучи не только педагогом, но и театральным режиссером, Станиславский всегда требовал от актеров простоты, естественности, жизненной правды, перевоплощения в образ героя. Как вы думаете, это легко сделать? Какие качества необходимо в себе развивать актеру, чтобы добиться желаемого эффекта? Ответы обучающихся.Педагог. Действительно, успех актера – это результат большого ежедневного труда. Необходимо постоянно развивать в себе такие качества, как внимание, наблюдательность, креативность, управление эмоциями и т. д. Константин Сергеевич в своей системе предложил целый ряд упражнений, направленных на тренировку важных для актера качеств. Приналичиивремениможнопредложитьобучающимсявыполнитьупражнения на внимание и наблюдательность, или развитие воображения(на выборпедагога). Упражнения на внимание, наблюдательность.Внимание к деталям играет немаловажную роль в театральном искусстве, с помощью внимания актер может управлять как своими внутренними процессами, так и внешней ситуацией – общаться с партнерами, учитывать все нюансы театральной действительности (декорации, реквизит, свет, звук). Давайте выполним следующее упражнение. Работа с интерактивными заданиями.Упражнение 1. «Живые картинки».Фронтальная работа с обучающимися. На экране появляется 3 карточки с рисунками, они двухсторонние (изначально мы видим только одну сторону карточки). Рисунки на двух сторонах каждой карточки похожи, но чем-то обязательно различаются:
Педагог просит обучающихся внимательно рассмотреть картинки, запомнить как можно больше деталей. Затем обучающиеся закрывают глаза, педагог нажимает на одну из картинок, она переворачивается другой стороной. Педагог просит обучающихся открыть глаза и ответить, какая картинка изменилась, и что именно изменилось (обратно перевернуть можно толькокартинку,котораяизменилась). Затем педагог нажимает «добавить картинку», теперь на экране 4 картинки, упражнение повторяется. Продолжать упражнение можно до 10 картинок (в зависимости от того, сколько времени остается на занятии). Упражнение 2. «Что не так?».Педагог предлагает одному из обучающихся выйти к доске, просит остальных внимательно посмотреть на сокурсника (цу) и постараться запомнить все мельчайшие детали его/ее одежды, прически и т. д. Затем педагог выходит с этим обучающимся за дверь, и они меняют какой-то незначительный элемент (застегивают пуговицу, делают проборволосна другуюсторону,подворачиваютрукава,снимаютзаколкуи т.п.). Возвращаются в аудиторию, задача обучающихся заметить изменения. Вопросы для обсуждения после выполнения упражнений:–Как вы считаете, какую роль играет внимание и внимательность в жизни человека, не связанного с театральным искусством? –Нужно ли развивать в себе эти качества? –Для людей каких еще профессий эти качества являются также важными и полезными? Упражнение 3. «Друдлы» (на развитие фантазии, воображения). Педагог. Фантазия переносит актера в обстоятельства, которые никогда не существовали и не могут быть в действительности; воображение помогает воскресить в памяти пережитые моменты или же придумать новые, но основанные на реальных событиях – все это позволяет актеру «проживать» роль. Педагог. Предлагаю вам еще одно задание, которое поможет вам развивать воображение и нестандартное мышление. Они тоже важны в театральном искусстве. (Наличиеярковыраженногонестандартногомышлениялучшевсегоподходитпредставителямтворческихпрофессий.Творческийпоисктребуетизбавленияотустойчивыхстереотипов.Человекунеобходимобогатоевоображение,свободноеотнавязчивыхобразовиумозаключений.) Обучающиеся делятся на команды. Педагог. Игра называется «Друдл». Слово «друдл» составили из двух английских слов: «рисунок» и «загадка». Это загадка-головоломка, рисунок, про который невозможно точно сказать, что это такое. Этот рисунок не закончен, его нужно дополнить и завершить. Поэтому «отгаданное» изображение зависит только от вашего воображения. Каждая команда получает листки, на которых напечатаны друдлы. У вас есть всего 60 секунд, чтобы их завершить и нарисовать как можно больше разных вариантов. Потом мы сравним, у какой из команд получилось больше законченных картинок. В следующем раунде педагог раздает еще листки и предлагает то жезадание – нарисовать как можно больше вариантов завершения трех видовдрудлов. Игра может включать до 4 раундов. Победителя нет, так как нетточных и однозначных ответов на картинки-загадки, однако та команда,которая сможет предложить больше законченных вариантов дорисованныхдрудлов,всежепродемонстрируеткреативностьинестандартностьмышления. Вопросы для обсуждения после выполнения упражнений:–Как вы считаете, какую роль играет фантазия и воображение в жизни людей, не связанных с театральным искусством? –Нужно ли развивать в себе эти качества? –Для людей каких еще профессий эти качества являются также важными и полезными? Часть 3. Заключение.Педагог. Сегодня мы познакомились с К. С. Станиславским, который признан великим реформатором театра не только у нас в стране, но и за рубежом. В заключение хотелось бы привести вам одну цитату и услышать вашу интерпретацию того, что вкладывал в нее К. Станиславский. Обращаясь к молодым актерам, К. Станиславский писал: «…Учитесь вовремя, с первых шагов слушать, понимать и любить жестокую правду о себе! И знайте тех, кто вам может ее сказать. Вот с такими людьми говорите побольше об искусстве. Пусть они почаще ругают вас!». Педагог. Как вы думаете, какой смысл Станиславский вкладывал в такой посыл своим студентам? Обмен мнениями.Педагог. Театр – это особый мир искусства, в котором мы получаем уроки художественной красоты, где мы переживаем глубокие чувства, задумываемся о смысле жизни. Посещать театры, смотреть захватывающие постановки, видеть игру гениальных актеров, разбираться в тонкостях театрального искусства – это всегда интересно, это делает богаче наш духовный мир. Но еще интереснее – попробовать сыграть самим, поставить свою постановку: в театральном кружке образовательной организации или даже в собственной группе. И это совсем несложно. Стоит только начать. И для этого в нашей стране создано много возможностей. Педагогзнакомитобучающихсясрегиональнымиифедеральнымипроектами,поддерживающимитеатрыобразовательныхорганизаций(Всероссийский проект «Школьная классика» РДДМ «Движение первых» иТеатрального института имени Бориса Щукина, направление «Создавай ивдохновляй»РДДМ«Движениепервых») –см.дополнительныематериалы. А чтобы побольше узнать о театре, о сценическом искусстве, о деятельности К. С. Станиславского, предлагаю вам познакомиться с литературными произведениями, фильмами и пр. (см.дополнительныематериалы). Педагог. Наш разговор хочу закончить еще одной фразой К. С. Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь». |