Задание 4 план урока по Музыке 5 класс Фрески софии киевской. Задание 4 План урока. Занятие на основании примерной рабочей программы, умк по предмету
Скачать 43.7 Kb.
|
Практическая работа № 4. Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету. Цели и задачи учебного занятия. Уметь находить взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством. Углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. Уметь находить взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством. Углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.
Планируемые результаты обучения.
Краткое учебное содержание. 1. Организационный момент: - приветствие стоя - правильная певческая посадка - дыхательная гимнастика - вокальные упражнения (добиваемся плавного легато и кантелены). 2. Песня Г. Струве на стихи В. Локтева «Моя Россия»: - узнать по главной интонации песню; - повторить мелодический рисунок на легато; мягкое дыхание; - работа над текстом (местная и главная кульминации); - концертное исполнение песни у доски; - самоанализ исполнения; - работа над ошибками. Ребята, давайте послушаем музыку . Что это за пьеса и кто ее автор? (Пьеса «Прогулка» из сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».) Вспомните, какую роль выполняет «Прогулка» в сюите? (Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке). На доске схема:
Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес? (форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды) На доске формула: А + В + А + С + А, где А – рефрен, ВС – эпизоды Замените буквенное выражение геометрическими фигурами. (ученик рисует на доске треугольник, круг, треугольник, квадрат, треугольник) Что получилось? (узор). Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент) 3. Новая тема: «Фрески Софии Киевской»: Сегодня мы обратимся к музыке современного композитора XX века Валерия Григорьевича Кикты (р. 1941 г.), который обращается в своем творчестве к русским народным интонациям и пропагандирует у слушателей бережное, чуткое отношение к прошлому, к нашей истории. Учебник: читаем тему; выясняем цель и задачи урока; обращаем внимание на термины - фреска, орнамент. Тетрадь: запись темы урока и получают задание на весь урок: составить план - конспект нового материала. Слушание фрагментов «Орнамента I и II», пластическое интонирование; анализ. Можно ли назвать эти части произведения живописной музыкой? - Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? (Как - будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории). - Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике Отмечаем звучание солирующего инструмента - арфы и подголосок флейты. С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема? Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? Совершим экскурсию по Собору Софии Кевской (слайды презентации). - Что же такое фреска? (выступление ученика); - Почему композитор так назвал произведение? В. Г. Кикта посетил Собор Софии Киевской и под сильным впечатлением сочинил произведение, в котором рассказал о них. Очарованный увиденными фресками, композитор назвал части концертной симфонии также как и фрески. Собор построил князь Ярослав Мудрый, у которого были дочери (презентация фреска «Групповой портрет дочерей князя Ярослава Мудрого»): Творческое задание - вы композиторы: расскажите, как будет звучать эта часть симфонии? Какие музыкальные инструменты смогут нарисовать образы утонченных девушек? Слушаем 4 часть «Групповой портрет дочерей князя Ярослава Мудрого» Анализируем трепетное звучание скрипок (ощущение, что мы находимся в соборе); арфа изображает мерцание свечи. Выступление о старинной скрипке - гудке (презентация). Делаем вывод, что музыка живописная. В старину на больших площадях часто выступало «беспечное племя бродяг». Узнайте из учебника, про кого идет речь? (скоморохи). Кто такие скоморохи? Смотрим на фреску «Скоморохи» (презентация) - на каких музыкальных инструментах играют скоморохи? Как будет звучать их музыка? Прислушайтесь, какие инструменты изображают звучание наигрышей свирели, перезвоны бубенцов, подражает балалайке? Слушаем 8 часть «Скоморохи». Анализ прослушанного фрагмента. Инструменты симфонического оркестра имитируют звучание старинных инструментов (флейта, бубен, арфа). Виды организации учебной деятельности. -Словесный -Наглядно-зрительный -Вопрос-ответ -Ретроспективы -Похвалы Учебные задания для разных этапов учебного занятия. На доске формула: А + В + А + С + А, где А – рефрен, ВС – эпизоды Замените буквенное выражение геометрическими фигурами (ученик рисует на доске треугольник, круг, треугольник, квадрат, треугольник) Что такое - фреска, орнамент. Кто такие певцы-баяны, кто такие гусляры, что такое былина. Что же такое фреска? Почему композитор так назвал произведение? Творческое задание - вы композиторы: расскажите, как будет звучать эта часть симфонии? Какие музыкальные инструменты смогут нарисовать образы утонченных девушек? Кто такие скоморохи? На каких музыкальных инструментах играют скоморохи? Что такое - флейта, бубен, арфа. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения. Уметь находить взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством. Углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. Уметь находить взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством. Углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. Когда композитор В. Г. Кикта сочинял концертную симфонию «Фрески Софии Киевской», его задачей было сохранить для нас, потомков, события древности, историю. Как вы думаете, у него это получилось? Какими средствами композитор этого добился? (инструментовкой - имитация под старинные музыкальные инструменты; музыкальной формой - каждая часть самостоятельная и обрамлена общим связующим разделом, «Орнамент»). Почему спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы? На сколько в наши дни актуальна тема духовности? (во все времена ценились человеческие качества - забота, любовь, добро, терпение, добропорядочность…В этом заключается внутренняя красота человека - духовность.) Чему вас научил урок Какими надо быть людьми? Какой музыкальный фрагмент симфонии произвел на тебя особое впечатление? |