Критерии сравнения
|
Аристотелевская ФКМ
|
Ньютоновская ФКМ
|
Эйнштейновская ФКМ
|
Отношение к космосу
|
Аристотель – геоцентрист. Он признает что, в центре космоса находится неподвижная Земля. Он говорит, что земля шарообразная.
|
Первый ученый, который обнаружил силы космической значимости. Он считал, что космическое вещество первоначально было равномерно распределено по всему бесконечному космическому пространству, то различные его части сгущались бы, образуя Солнце и, как, неподвижные звезды, а также планеты;
|
Вселенная не является статичной, а расширяется с одновременным торможением («сила отталкивания») «Большой Взрыв» - причина происхождения Вселенная имеет конечные размеры, но вместе с тем у нее нет границ (искривление пространства)
|
Место Земли в системе мироздания
|
В центре мира находится Земля, над ней расположены вода, воздух и огонь
|
Земля вращается вокруг солнца, с помощью гравитации
|
Так же и искривление нашего трехмерного пространства, или Вселенной превращает его в замкнутое и безграничное (но не бесконечное).
|
Различия физики Земли и физики неба
|
Каждая из стихий имеет свое «естественное место»: огню и воздуху по их внутреннему принципу свойственно двигаться вверх, а земле и вода – вверх.
Небо состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них – звездное небо – резко отличается своими свойствами от других сфер, составляющих планетную систему
|
отменил различия между небесами и Землей – яблоко, падающее на землю, и планеты, движущиеся по своим орбитам вокруг Солнца, были теперь подчинены одним и тем же законам.
|
Эйнштейн не ощущает разницы между пребыванием в стремительно падающем лифте на Земле и плавающей в космосе ракете.
|
Отношение к эксперименту
|
Опыт - источник знаний. Каждое тело знает свое место. Т.е. все тела в силу тяжести или легкости стремятся к центру мира либо от него. Таким образом, естественное движение возможно под действием тяжести, во всех остальных случаях – под действием силы.
|
Эксперимент мысленный и реальный. И хотя все математическое естествознание нового времени, начиная с Галилея, опирается на эксперимент и последовательно стремится изгнать из науки отвлеченную спекуляцию, тем не менее, именно в ньютоновской программе эксперимент, опыт действительно играют решающую роль.
|
Мыслительные эксперименты Эйнштейна принимали различные формы. В отличие от физических экспериментов, мысленные эксперименты не сообщают новых эмпирических данных. Они могут делать только выводы, основанные на дедуктивных или индуктивных рассуждениях, исходя из своих исходных предположений. Мысленные эксперименты привлекают частные лица, не имеющие отношения к общности их выводов. Именно обращение к этим деталям придает мысленным экспериментам экспериментальный вид.
|
Язык научного описания
|
В своих письмах Аристотель пользовался самыми разнообразными стилями, начиная от близких к научным трактатам и кончая живой беседой, шутками и бытовыми деталями. Для пояснения своих трудных мыслей Аристотель часто приводит простейшие примеры, понятные даже малообразованному человеку.
|
Язык, целиком и полностью основанный на природе вещей.
|
Несмотря на то, что Эйнштейн ясно отделял свой процесс творческого мышления от языка, он признавал его значимость и влияние на процесс мышления и общения.
|
Способ доказательства
|
В проблеме доказательства Аристотель различает достоверные и вероятные знания. Ни правдоподобные, ни неправдоподобные знания не могут быть началом доказательства, и вывод должен быть сделан из необходимых помещений. Теория доказательства утверждает, что начальным началом доказательства являются сущности, природа которых недоступна для доказательства, но доказательство, тем не менее, способно получить из сущностей свойства, вытекающие из их природы.
|
Системный способ объединения частей выражает их принципиальное единство - благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем.
|
Системный способ объединения частей выражает их принципиальное единство - благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем.
|
Первоосновы материи
|
Материя - пассивна, форма - активна
|
Форма материи- вещество, состоящее из дискретных копускул
|
Теория относительности. Понимание материи как субстанции.
|
Специфика пространства и времени
|
У Аристотеля нет категории пространства, у него есть категория места; это означает, что пространства без тел не бывает, следовательно, в природе нет пустоты. Аристотель отрицает пустоту на том основании, что ее признание влечет за собой массу трудностей для понимания космоса. Согласно Аристотелю, пространство состоит из мест, занимаемых телами.
Время не существует без движения, но оно не есть движение. Время не есть движение, потому что время равномерно, движения же неравномерны, а если и равномерны, то одна равномерность более медленная, другая - более быстрая. Поэтому "время - мера движения"
|
Пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и друг друга. В них «погружены», «помещены» материальные объекты.
Пространство – пустое вместилище для тел. Тела, находясь в пространстве и двигаясь в нем, не взаимодействуют с ним.
Время – чистая длительность. Свойства времени не зависят от материальных объектов и протекающих процессов.
|
Эйнштейн объединил пространство и время в так называемый пространственно-временной континуум. Внедрение любой массы в пространство искажает окружающее её пространство. В то время как естественное движение вещей состоит в том, чтобы следовать простейшему пути через пространство-время, масса изгибает окружающее её пространство так, что мы движемся к центрам большей массы. Это и есть сила, которую мы называем гравитацией.
|
Понимание диалектики движения и покоя
|
Движение, по Аристотелю, всегда есть движение к определенному конечному состоянию. Естественное движение — это просто движение к состоянию покоя, соответствующему данному телу. Оно не имеет других определений, кроме указания конечного пункта, места, в котором телу естественно покоиться. В насильственных движениях, где естественное место не является определяющим, конечный пункт все же задан целевым устремлением двигателя.
При таком подходе движение описывается через задание двух точек, начальной и конечной (а фактически через задание одной конечной точки, поскольку начальная точка обозначает само данное тело), так что путь, проходимый телом, есть отрезок между этими точками. Именно отрезок, а не вектор.
|
Движение, по Ньютону, можно описывать лишь относительно инерциальной системы отсчета (в которой при отсутствии внешних воздействий тело движется равномерно и прямолинейно).
|
Движение - способ существования материи. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой как относительный. Покой относителен в двух смыслах: 1) В пределах каждого покоящегося происходят непрерывные изменения, подрывающие покой изнутри. 2) Всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.
|
Понимание принципа инерции
|
Тело движется, пока на него оказывает влияние внешнее воздействие
|
Инерция (она же инертность) — свойство тела сохранять скорость своего движения неизменной по величине и направлению, когда не действуют никакие силы, а также свойство тела сопротивляться изменению его скорости.
|
Т.е. принцип Маха, говоря словами Эйнштейна, суть «гипотеза об относительности инерции» - движение тела определяется через движение тел, а инертность – через взаимодействие инертных тел (динамический принцип инерции). В итоге: инертность определять через инертность, всё равно, что искать точку абсолютного покоя через сумму импульсов тел Вселенной.
|
Представление о причинности
|
Выделяет следующие четыре причины: материальная причина, отвечающая на вопрос «Из чего?»; формальная причина, отвечающая на вопрос «Что есть что?», движущая причина, отвечающая на вопрос «Откуда начало движения?»; целевая причина, отвечающая на вопрос «Ради чего?».
|
Ньютон считал, что некоторые события имеют причину, а некоторые нет.
|
Принцип причинности в теории относительности утверждает, что любое событие может оказать причинно-следственное влияние только на те события, которые происходят позже его, и не может оказать влияние на любые события, совершившиеся раньше его.
|
Господствующий тип движения
|
Перемещение
|
Форма движения- механическое передвижение
|
броуновское движение с позиций молекулярно-кинетической теории теплоты и строения жидкостей и газов
|
Господствующие в природе силы
|
Место природы - каждый элемент расположен каким-то образом относительно центра Земли, а значит, и в центре Вселенной, стремится к своему естественному месту.
|
Эти силы приложены к разным материальным точкам (телам), всегда действуют нарами и являются силами одной природы.
|
Альберт Эйнштейн в своей общей теории относительности предположил, что гравитация не является притяжением или силой. Вместо этого, он предположил, что она является следствием искривления пространства-времени вокруг объекта. Хотя гравитация удерживает планеты, звезды, системы и даже галактики вместе, она оказывается самой слабой из фундаментальных сил, особенно в молекулярном и атомном масштабах.
|