Главная страница

Внеклассное мероприятие. Болховское наследие. Занятие по краеведению Культурное наследие Болховского края


Скачать 5.62 Mb.
НазваниеЗанятие по краеведению Культурное наследие Болховского края
АнкорВнеклассное мероприятие
Дата17.11.2022
Размер5.62 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБолховское наследие.docx
ТипЗанятие
#794908

Внеклассное занятие по краеведению

«Культурное наследие Болховского края»

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю, уважения к великим людям прошлых и настоящих лет; расширение и обогащение знаний о Болховском крае; стимулирование интереса к изучению своей малой родины, познанию традиций своего народа


Оборудование: выставка книг: «Болховские куранты» А.Е. Венедиктов, Историко-литературный альманах «Болховские были», «Болхов, колокольное имя твоё»; карточки для словарной работы, наглядно - иллюстративный материал, записи на доске (тема, эпиграф).
Ход занятия

  1. Организационное начало

  1. Вступительное слово (стихотворение на экране в качестве эпиграфа к занятию)


А знаешь, есть в мире хорошие люди:
Есть люди-улыбки и люди-сердца,
А значит, наверное, все еще будет.
Нам надо лишь жить от души, до конца…


Людмила Сопина

Этими замечательными словами мы начинаем разговор о культурном наследии Болховского края. Я считаю, что наш край неповторим в судьбах его жителей. Узнать о жизни выдающихся, достойных представителей прошлых лет – это значит унаследовать то самое важное, самое дорогое, что нам оставили предыдущие поколения. Судьбы многих великих людей связаны с Болховской землей.

- Какие имена вы можете назвать?

Действительно, наш город имеет множество славных земляков и славен многими знатными родами. Такими, как род Милославских находящийся в родстве с Императорской фамилией, нашими земляками являются: национальный герой Болгарии генерал – майор Василий Николаевич Лавров, поэт Алексей Николаевич Апухтин, декабрист Сергей Иванович Кривцов член Петербургской ячейки южного общества, выдающийся литератор критик Ксения Дмитриевна Муратова, краевед Александр Егорович Венедиктов, Протоиерей отец Василий Ермаков, настоятель Храма Святого Преподобного Серафима Саровского.

И сегодня я хочу предложить вам погрузиться в замечательное прошлое нашего края, а также поговорить о его великолепном настоящем.


  1. Основная часть

  1. Подготовка к восприятию. (Словарная работа).

Одним из тех, кто смог заслужить известность и уважение болховского народа, а также внёс большой вклад в духовное обогащение и нравственное становление жителей старого города стал настоятель Болховского Оптина монастыря отец Макарий Глухарёв.

Прежде чем вы услышите выступление об этом выдающемся человеке, мне хотелось бы уточнить смысл некоторых слов, которые могут быть непонятны (карточки со словами последовательно вывешиваются на доску):

-миссионер – духовное лицо, посылаемое церковью для распространения христианской религии среди людей другой веры

-архимандрит – титул, почётное звание заслуженного священника

-Евангелие – раннехристианское сочинение, повествующее о жизни Иисуса Христа

-богадельня - приют для стариков, инвалидов

-преподобный - праведный, святой


  1. Сообщение об отце Макарии Глухареве.


Фото для демонстрации на мультимедийной установке (последовательно сменяют друг друга в ходе выступления).

Отец Макарий Глухарёв (1792 – 1847



Макарий Глухарев
Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев), знаменитый русский миссионер и переводчик Библии. Родился в 1792 году в Вязьме, сын священника; учился в Смоленской семинарии и Санкт – Петербургской духовной академии. В 1819 году принял монашество, в 1821 возведён в архимандриты. Основал три миссионерских стана.

В продолжение 14 лет им были переведены: почти все Евангелие, избранные места из Ветхого и Нового завета, собрание библейских текстов о таинствах, 10 заповедей с толкованиями, символ веры, Отче наш и другие молитвы, чин исповеди и вопросы при Крещении. Эти труды его были единственными пособиями для верующих до 1860 года.

Главной заботой Преподобного было религиозное просвещениие народа и нравственное его совершенствование. 16 июля 1843 года отец Макарий был назначен настоятелем Болховского Оптина монастыря. Всего 3 года настоятельствовал отец Макарий в Болхове. Но за это время успел заслужить известность и уважение. Многие болховчане стремились увидеть отца Макария, принять от него благословение. Получить мудрый совет или утешение. Велико было влияние незабвенного старца на жителей города. Особенно важным казалось Макарию воспитание в духе христианства молодых девушек, будущих матерей, которые должны в дальнейшем вести за собой всю семью. В то время в Болхове существовал ещё грубый обычай, по которому девушки до замужества считали за стыд ходить в церковь; вместо того, чтобы идти в храм, они выносили перед воротами скамью и садились в полном наряде; тут же появлялись молодые люди и «невестились». Такими скамьями во время всенощного богослужения уставлялись все улицы города. Архимандрит Макарий с посохом в руке обходил в это время улицы города и своими убеждениями и поучениями успел искоренить этот обычай.

Особенно горячо любил преподобный Макарий детей. Чистые детские души умиляли его; между ним и детьми сразу устанавливались доверительные отношения, и угодник Божий старался открыть детям благодатный мир Христов. Любимым занятием старца было учить детей грамоте, молитвам, пению. Более понятливым и усердным из детей любил давать по кусочку сахарцу. Позанявшись и попевши с юным поколением, старец иногда примется шутить и играть: бегает с детьми по зеленой полянке вдогонки - при этом показывает вид, что старается перегнать какого-нибудь пятилетнего карапуза, но не может, - и при общем смехе детей уступает малолетнему бегуну… Тут опять раздача сахару победителям и сколько веселья, радости для ребятишек. Весел бывал в эти минуты и сам отец Макарий.

Высоконравственный характер Макария, его строгость в отношении себя, постоянный и неустанный труд вызывали всеобщее удивление. А помощь местным жителям в их нуждах и болезнях доставили ему всеобщую любовь. Основным принципом деятельности Макария было заботиться не столько о числе обращенных в христианскую веру, сколько об основательном усвоении ими истин христианского учения. Для детей Макарий основал три школы, для больных – богадельню.

Архимандрит Макарий не был похож на обыкновенных людей, характер которых складывался под влиянием внешних событий и впечатлений. Для него не имели большой цены внешние условия жизни, служебное положение, все свойственные миру выгоды были совершенно чужды его благочестивой и честной душе.

Сохранилось несколько свидетельств современников о внешнем облике преподобного Макария. Небольшого роста, непредставительный, немного сутуловатый, с седоватой бородой. Он сначала не привлекал особого внимания, но, раз вглядевшись в него и, особенно в его умные и выразительные глаза, как-то невольно приходилось следить за ним. Он заметно выделялся скромностью, простотой обращения во время служения. Имея невеличавую внешность и физически немощное, слабое тело, преподобный Макарий был человеком твердого духа и сильной воли.

В отношении архимандрита Макария к людям не было ничего своекорыстного. Действуя по закону любви, он для себя лично ничего не искал – напротив, сам отдавал ближним решительно все, что имел.

Преподобный неоднократно брал на содержание детей-сирот, однажды больше года воспитывал годовалого младенца, сам нянчил его, кормил молоком до тех пор, пока не удалось найти воспитательницу. Преподобный Макарий умел распологать к себе людей и, как опытный духовный врач, искусно исцелял раны их души.

Отец Макарий обладал даром духовно пробуждать людей. Обращать их к высшему смыслу бытия и направлять на духовное и нравственное обновление.

Память об отце Макарии воистину дорога для Болховской земли. В настоящее время Троицкий Оптин монастырь, в котором отец Макарий был настоятелем восстановлен как женский, настоятельницей монастыря назначена матушка Евфалия. возобновлены богослужения, ежегодно совершаются два Крестных хода. Посажен монастырский сад, продолжаются работы по восстановлению и возрождению территории монастыря.

(Показ слайдов)



Матушка Евфалия



Троицкий Оптин Монастырь



Крестный ход в городе Болхове

В 2011году открыта Воскресная Макарьевская школа, действующая при Троицком Оптине женском монастыре. Воспитанники школы в рамках учебной программы готовят театрализованные представления, учатся читать старославянские тексты, рисуют, поют, знакомятся с детской Библией. Увлекательные занятия с ребятами проводит монахиня Александра.

Показ слайдов



Воскресная Макарьевская школа



Спектакль в Макарьвской школе к Празднику Пасхи



Спектакль к Празднику Пасхи



Спектакль в Макарьевской школе к празднику Рождества



Почетные гости на детском спектакле в Макарьевской школе

  1. Сообщение об отце Георгие Коссове (сопровождается показом слайдов).

Мы продолжим знакомство с культурным наследием Болховского края и поговорим ещё об одном духовном наставнике Георгии Коссове.

Словарная работа:

- приход – церковная община

- протоиерей – старший священник

- пастырь – священник

- уезд – сейчас мы говорим район, административно-территориальная единица, входившая в состав губернии.

- губерния – основная административно-территориальная единица (сейчас область, округ или иной субъект Российской федерации)

- паломник – верующий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми


Икона священноисповедника Георгия Коссова

Отец Георгий Коссов (1855 – 1928)
Георгий Коссов

 Истинный исповедник веры Христовой протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии.
Тогда, в середине 19-го века, русские люди, особенно в селах, крепко и свято хранили все традиции отечественного благочестия. Они не представляли свою жизнь без крещения детей, венчания супругов, без православного погребения умерших. Родители Георгия Коссова были очень благочестивыми. Отец был священником, а матушка воспитывала детей.
Имя своему первенцу Коссовы выбрали в честь Георгия Победоносца, весьма почитаемого на Руси как победителя темных сил.

Родители стремились дать Георгию хорошее образование.
После духовной семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую школу. К урокам Георгий Коссов готовился с особой тщательностью. На экзаменах он всегда получал награды за своих учеников. Когда Георгий Коссов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант, замечались в выпускниках его школы примерная дисциплинированность и развитые практические навыки. А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм.

Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой. В 1884 г. Георгий Коссов был назначен священником на беднейший приход в Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда. И на этом месте Господь прославил его имя.

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника. В двух верстах от деревни стояла ветхая и пустая церковь. А сердца сельчан так были далеки от церкви и от Бога, что молодой священник сразу же впал в растерянность и подумал о том, чтобы оставить приход, так ему было невмоготу от безысходности. Но обратившись за советом к более высокому по чину духовному наставнику, и получив совет строить новый храм, решил остаться.

Вернувшись в Спас-Чекряк, о. Георгий решил продолжить свое служение при храме здешнем. В праздничные дни, особенно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери о. Георгий особенно долго и усердно свершал Богослужения. И в этот день в Спас-Чекряк стали стремиться не только прихожане, но и паломники из других мест. Люди стали проявлять к нему большую благодарность и почитание.

Быстро распространилась слава о добродетелях верного пастыря.

Со всех сторон, а Спас-Чекряк находился на границе трех губерний – Орловской, Калужской и Тульской, - шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и возраста. Для приезжих у него был даже выстроен страннический дом, подобие гостиницы, построенный из кирпича, сделанного на своем кирпичном заводе. Свою хозяйственную деятельность батюшка и начал с того, что устроил в 1896 г. небольшой кирпичный завод. На нем и работали прихожане села.

Отец Георгий исцелял людей. Он молился, окроплял их святой водой и люди выздоравливали. Случаи исцелений были многочисленны и каждодневны. По его молитвам исчезали опухоли, спадала лихорадка. Были случаи, когда люди поднимались буквально со смертного ложа. В Спас-Чекряке помогала больным и вода из святого колодца, которой обязательно запасались все паломники. Но отец Георгий призывал не отказываться и от врачебной помощи – верить докторам, соглашаться на операции.
Для тяжело страждущих и больных отец Георгий открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно он в ней делал «обходы» больных, излечивал тех, кого родные уже не чаяли видеть здоровыми.

В 1896 году началось строительство храма в Спас-Чекряке, а через 9 лет уже красовался замечательный трехпрестольный Преображенский храм, знаменующий преображение всей жизни в этом, недавно еще захолустном селе, где текла серая, скучная, голодная жизнь, в месте, которое не называли иначе, как Богом забытое.

Не имея средств, а уповая только на чудодейственную помощь, о. Георгий, принявший венец доброты из рук Господа, начал устраивать в деревне приют. В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о. Георгий, создавал с помощью людей и простого звания, и знатных, благородного происхождения. Они несли свои копеечки и достояние. В приют отца Георгия пришли педагоги и воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя отец Георгий, подавая всем пример трудолюбия. В школе-интернате отец Георгий устроил библиотеку на 500 книг, две мастерские: слесарно-токарную и столярную, образцовую пасеку на 30 ульев, купил землю при школе и развел на ней огороды и фруктовый сад из 400 деревьев. Для обучения батюшка, следивший за достижениями науки, купил даже электрическую машину.

22 октября 1903 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, состоялось в Спас-Чекряке освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде.

В приходе о. Георгия было построено еще несколько школ: Сиголаевская (дер. Сиголаево), Шпилевская (дер. Шпилево) и Меркуловская (дер. Меркулово), в которых о. Георгий был попечителем и законоучителем. Его почитали благодетелем и Болховского уезда, и всей земли орловской. Без благословения о. Георгия в уезде не начиналось никакое дело, за советом, за помощью обязательно ехали к нему.
Отовсюду ехали в Спас-Чекряк люди разных положений и состояний, знатные и простолюдины, чтобы убедиться в истинности той славы, которая распространилась об этом светлом уголке в глубине России.
После октябрьской революции 1917 года стали преследовать всех духовных лиц и их родственников.
Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность, несколько даже растерялись: как такого человека арестовать?
В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа. На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. С удивлением смотрели большевики на высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и людям и желание служить им до последнего вздоха.
Власти выпустили отца Георгия его из тюрьмы, опасаясь гнева народного. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из золота и серебра. Ценностей у священника не оказалось, его обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую.
Желая унизить его сан, служители тюрьмы давали отцу Георгию выполнять самые грязные унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились сделать их, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти и на этот раз не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить. Бог продолжал оберегать своего угодника.
Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Но и на смертном ложе не оставлял батюшка своей заботы о ближних, не отказывал приходящим к нему людям, принимал их лежа и говорил им: «Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».
Перед смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь исцелять верующих.
Похоронили святого около церкви у алтаря.
Прошли десятки лет, многое переменилось и в России, и в Спас-Чекряке. На кирпич разобрана Преображенская церковь. Совсем недавно закрыта Чекрякская школа. Но не загладилась уверенность в святости о. Георгия Коссова. Восстановлен святой источник, местные жители и паломники из разных уголков России и других стран стремятся побывать в святых местах, попить воды из святого источника, искупаться в нем, с надеждой и верой в чудодейственное исцеление.



Святой источник в Спас-Чекряке (наше время)



Деревянная церковь в Спас-Чекряке

  1. Выступление подготовленного учащегося о протоиерее Василии Ермакове

Имя ещё одного замечательного человека неразрывно связано с Болховским краем. Это - протоиерей Василий Ермаков, настоятель храма Серафима Саровского, один из самых известных, почитаемых, и авторитетных петербургских священнослужителей последних десятилетий. Одна из улиц города Болхова носит название Василия Ермакова.

Словарная работы:

-епархия - Церковно-административная территориальная единица

-алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма

-алтарник - человек, помогающий в алтаре

-сан - звание, связанное с почётным положением

-литургия - христианское богослужение

-кандидат богословия - учёная степень в духовной академии

-митра - позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками

(Демонстрация слайдов)





Протоиерей Василий Ермаков (1927 - 2007)

Его авторитет был общепризнанным как в Санкт-Петербургской епархии, так и за ее пределами. В разные годы, в том числе в трудное советское время, тысячи людей нашли дорогу в Церковь именно благодаря отцу Василию. Зная о несомненных духовных дарах отца Василия, за советом и поддержкой к нему приезжали не только из самых разных уголков России, но и из многих стран мира.

Протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков родился 20 декабря 1927 года в благочестивой крестьянской семье в городе Болхове. К 1941 году он окончил семь классов средней школы. В годы войны, находясь в оккупации, 15-летним подростком он в числе многих тысяч захваченных в плен людей работал в лагере чернорабочим — сначала в Болхове, затем в Таллине.

Уже в юные годы, пришедшиеся на тяжелое военное время, будущий пастырь начал свой путь в церковную жизнь. Как вспоминал сам отец Василий,  его семья не имела возможности молиться в храме, так как к 1930-м годам все 25 церквей их небольшого города были закрыты. Лишь в 1941 году немцы разрешили открыть в Болхове храм 17 века во имя святителя Алексия, митрополита Московского, расположенный на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова. Именно там Василий Ермаков впервые увидел церковную службу, а вскоре стал прислуживать в алтаре под руководством священника Василия Веревкина.

В немецком лагере в Эстонии он познакомился с протоиереем Михаилом Ридигером, отцом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и с самим будущим Патриархом, с которым подружился и впоследствии учился в одном классе семинарии. После освобождения Эстонии от немецких войск Василий Ермаков в последний год войны проходил службу на Балтийском флоте. Оставаясь в Таллине, отец Василий был прихожанином Александро - ­Невского собора, исполняя послушания алтарника и чтеца.

После войны он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. После окончания учебы вступил в брак с Людмилой Александровной Никифоровой и принял священный сан.

За 53 года своего священства отец Василий служил в разных храмах Санкт-Петербурга. (в Николо­-Богоявленском кафедральном соборе, в Свято - Троицкой церкви, в Александро-Невской Шуваловской церкви). Был назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, в котором прослужил 25 лет.

Отец Василий считал, что современный священнослужитель должен идти к людям с открытой душой, что после литургии надо не торопиться уйти из церкви, а спуститься к людям, чтобы уже в частной беседе разрешить вопросы, недоумения, нестроения, утешить, приободрить.

Вот случай, о котором рассказывала прихожанка Серафимовской церкви.

«У моей дочери есть подруга, Тася, тоже прихожанка Серафимовской церкви. Знаю её лет пятнадцать уже. У Таси появилась опухоль на щеке, — был затронут нерв языка. Врачи, к которым она обращалась, давали разные рекомендации. Одни говорили: «Надо удалять». Другие советовали не трогать. Тася пошла за советом к отцу Василию. «Не спеши», — сказал он. Опухоль продолжала расти. Осмотрев больную, профессор 1-го Медицинского института предложил операцию. Тася снова к батюшке. Он: «Ещё подожди». Через месяц дал благословение на операцию.

- После операции, когда немного пришла в себя, оперировавший меня профессор сказал:

«Ваш случай — самая удачная операция за всю мою практику! Почему, спросите вы? Потому что она очень своевременно сделана: всё созрело, но тянуть дальше было нельзя: опухоль могла задушить», — рассказывала потом Тася, и с удивлением в голосе продолжала:

- Профессор сказал мне словами батюшки!

Ведь отец Василий, давая благословение, сказал: «Сейчас — время!» Удивительно, правда?»

Многие прихожане отца Василия были убеждены в том, что батюшка все знает, - только он очень скромный, и сам ни за что не признается.

Вот как сам отец Василий вспоминал о родном городе: «Мне хочется вернуться в то далекое милое моему сердцу время, время моего детства в родном городе Болхове. Это маленький городок, который до 1941 года во многом сохранил купеческий уклад жизни. Помню, что речка тогда еще была полноводная, чистая, а вода - целебная. Это сегодня она ушла вниз на 3 метра и очень засорена. А тогда я в ней ловил раков. Но я надеюсь, что найдется человек, который ее вычистит. Там же я ловил руками рыбу - пескарей и ельцов. Природу я очень любил, ходил километров за 8 за грибами»

В 1978 году отец Василий был награжден митрой. В 1997 году, к 60-летию со дня рождения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий удостоил отца Василия ордена святого благоверного князя Даниила Московского, а 29 марта 2004 года за усердное служение Церкви и в честь 50-летия священнослужения — орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени).

В последние годы отец Василий страдал от телесных немощей, но продолжал служить почти до самых последних своих земных дней, не щадя своих сил и всецело отдавая себя людям.

  1. Выступление подготовленного учащегося о поэте Алексее Николаевиче Апухтине.

Город Болхов - родина ещё одного замечательного человека, известного поэта Алексея Николаевича Апухтина. Давайте послушаем отрывок из одного из стихотворений, написанных этим выдающимся автором.
ПРОСЕЛОК

По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Все бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес хоть мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид ее убогой.
Утро ли займется на небе румяном -
Вся она росою блещет под туманом;
Ветерок разносит из поляны сонной
Скошенного сена запах благовонный;
Все молчит, все дремлет, - в утреннем покое
Только ржи мелькает море золотое,
Да куда ни глянешь освеженным взором,
Отовсюду веет тишью и простором.


Алексей Николаевич Апухтин ( 1840 – 1893)

Дом А.Н. Апухтина (наши дни)


Памятник А.Н. Апухтину

Алексей Николаевич Апухтин

Алексей Николаевич Апухтин родился 15 ноября 1840 года в городе Болхове в небогатой дворянской семье, имевшей старинные французские корни. Детство прошло в деревне Павлодар, в родовом имении отца. Получил хорошее домашнее образование.

Продолжил обучение в Петербургском училище правоведения, где сдружился с композитором Петром Ильичом Чайковским. В училище начал писать стихи, первые из которых были опубликованы в 1854, когда ему было 14 лет. Одаренный юноша, прекрасно знающий поэзию и чувствующий музыку, был представлен И. С. Тургеневу и А. А. Фету. Юный автор был замечен, и ему прочили великое поэтическое будущее.

По окончании в 1859 с золотой медалью училища служил в Министерстве юстиции. В личной жизни был тесно связан с великосветским петербургским обществом.

В 1859 в журнале "Современник" был напечатан цикл небольших лирических стихотворений "Деревенские очерки", отразивших гражданское настроение Апухтина, которые отчасти возникли под влиянием некрасовской поэзии и были оценены литературными критиками высоко. Алексей Николаевич – последователь «светского» стиля поэзии, ведущего свое происхождение от литературы эпохи Пушкина. В сборнике стихотворений  Апухтина встречаются типичные для этого стиля классические мотивы, идиллическое изображение деревни, патриотические и исторические темы, послания к друзьям, стихи на разные случаи, эпиграммы и пародии. Довольно часто Алексей Николаевич обращался к теме о призвании поэта. Но главной темой лирики поэта является интимная тема неудачной, разбитой любви, определившей собою меланхолическую настроенность поэта. Крупнейшее произведение этого рода — поэма «Год в монастыре». Чувство одиночества, надвигающейся старости и смерти, грусть воспоминаний проникают лучшие по искренности и простоте стихотворения автора. Музыкальные по форме, стихи Апухтина иногда приближаются к песне и не случайно многие из них положены на музыку.

После 1862 отошел от литературной деятельности, мотивируя это желанием остаться вне политической борьбы, в стороне от каких-либо литературных или политических партий. Он уехал в провинцию, служил в Орловской губернии чиновником особых поручений при орловском генерал- губернаторе. В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А. Пушкина, направленные против разрушителей эстетики, что явилось событием в культурной жизни города.

В 1865 году вернулся в Петербург. Поэт все более напряженно работает, отыскивая собственный путь в поэзии. Поэзия Апухтина имеет три основных потока: повествовательный, декламационный и романсовый. Наибольшую известность ему принесли романсы. Используя все традиции любовного, цыганского романса, он внес в этот жанр много собственного художественного темперамента. Многие романсы были положены на музыку Петром Ильичом Чайковским и другими известными композиторами ("Забыть так скоро", "День ли царит", "Ночи безумные" и др.). В 1886 после выхода сборника "Стихотворения", который явил собой творчество зрелого поэта и выдержал несколько изданий, его поэтическая известность окончательно упрочилась. Апухтин с покоряющей искренностью выразил мысли и чувства людей того времени: неудовлетворенность жизнью, сочувствие к человеку, сожаление, что «...в эпоху общего унынья мы живем». Он тонко сопереживал природе, отдавая предпочтение осени, поре увядания: «Кончилось лето. Астры отцвели... / Я сел на старую скамью, / А листья надо мной, склоняяся, шептали… (Из стихотворения «Осенние листья»).

В прозе  поэт писал мало. Центральные фигуры его повестей — светские люди, неудачники в личной жизни, понявшие ничтожество окружающей их среды и ищущие спасения в глуши родовых усадеб. В 1890 были написаны прозаические произведения - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского", опубликованные посмертно. Прозу Апухтина высоко оценивал М.А. Булгаков. Умер Апухтин 17 августа 1893 года в Петербурге.

Одна из улиц Болхова носит имя Алексея Николаевича Апухтина, перед домом Детского творчества стоит памятник этому замечательному поэту.

  1. Рассказ учителя о журналисте Александре Егоровиче Венедиктове.

Продолжить повествование о выдающихся людях Болховского края, я предлагаю рассказом о нашем современнике Александре Егоровиче Венедиктове.

Чтение студентом наизусть стихотворения А.Е. Венедиктова.

Пока я мыслю и дышу,

Не перестану восхищаться,

А буду просто удивляться

Тому, что в сердце я ношу.

Не соизмерна эта мера:

В ней грозовые облака

И глухариные тока,

В добро людей большая вера

И радость, и мои печали,

И звезды млечного пути,

И зори, что с тобой встречали,

Вся Родина в моей груди.

-Это стихотворение было написано Александром Егоровичем Венедиктовым в 1977 году.



Александр Егорович Венедиктов

Имя Александра Венедиктова неразрывно связано с Болховом. Здесь он родился 23 июля 1935 года в обычной рабочей семье, впервые сложил стихи, посвященные красоте родного края. Саша учился хорошо, окончил восьмилетку, хотел продолжить обучение, но учёба была платной, и уже в 14 лет он стал работать, чтобы помочь матери прокормить большую семью, поскольку отец во время Великой Отечественной войны пропал без вести на фронте. Его первые трудовые «университеты» начинались со слесаря, молотобойца МТС, проходили в сапожной мастерской, цехах мебельной фабрики. Кажется, на образовании был поставлен крест. Но все перевернула служба в армии. Попал он в Москву. Служить было интересно. К Саше относились с уважением, как к человеку образованному - всё - таки окончил восемь классов. Со службы он вернулся с твердым намерением - во что бы то ни стало получить образование. Пошёл учиться в школу рабочей молодёжи. Следующая ступень – учёба в институте. Поступил на заочное отделение литфака в Орле. Работу и учёбу было трудно совмещать с ответственной должностью секретаря комсомольской организации - проходить в день немало километров, чтобы встретиться со своими подопечными комсомольцами. Многие его товарищи по заочной учёбе в институте сходили с дистанции, а Александр Егорович упорно грыз гранит науки. У него уже были любимая жена Нина Николаевна и дочурка Таня. Каждую свободную минуту старался учиться, читать, много времени посвящал изучению истории родного города, сердцем чувствуя его уникальность. 
В редакции районной газеты Александр Егорович прошел все ступени – от корреспондента радиовещания до редактора. Истинный гражданин и патриот, талантливый журналист, председатель районного Совета общества охраны памятников истории и культуры, он много сделал для восстановления и сохранения древнего облика города. Его богатые знания о прошлом Болхова, улицах, переулках, храмах, положенные в основу глубоких краеведческих статей, трогательных лирических стихов, материалов о людях русской глубинки, пополнили литературную и краеведческую копилки Орловщины. Итогом его поисковой работы стали две изданные краеведческие книги, которые разошлись по всей стране, куда занесло бывших уроженцев нашего края, у этих книг и сейчас довольно широкий круг читателей, они используются экскурсантами и туристами, учителями для гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Указом Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина 20 августа 1993 года редактору районной газеты «Болховские куранты» Александру Егоровичу Венедиктову за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

До самых последних дней он не прекращал свою краеведческую работу, готовил третью книгу, куда должны были войти совершенно неизвестные читателям материалы.
– Его рассказы о Болхове мы слушали как зачарованные. Даже удивлялись, как он мог столько запомнить. Любил фотографию, умел с помощью снимков передавать неповторимость пейзажей, чувства людей, подмечал каждую мелочь, – вспоминают коллеги Венедиктова из газеты «Болховские куранты», - Мы многому научились у Егорыча в профессиональном плане, для нас он был не только редактором, начальником, но и другом.
– С Александром Егоровичем было очень легко работать: выдержанный, тактичный, требовательный, но справедливый, ко всем относился по-доброму. Он любил свою работу, газету, никогда не считался с личным временем. Венедиктов никогда не зазнавался, был прост в общении, в то же время умел внушить к себе безграничное уважение. Для каждого из нас он был как родной: всегда поддержит и поможет, никогда не подведет.
Александра Егоровича Венедиктова нет рядом с нами, но он живет в памяти коллег и друзей, соседей, родных и близких, в сердце каждого из нас. Живет в своих стихах, в названии улицы, носящей его имя, одноименной журналистской премии, заслужить которую могут такие же любящие свой край люди, как Александр Егорович Венедиктов. По его книгам изучают историю родного края, а то, что осталось после него, находится в семейном архиве. Так и не вышел в свет сборник его стихов. Его честность и порядочность, жизнерадостность, энергичность, добрая душа и отзывчивое сердце были и остаются примером для многих поколений болховчан.

  1. Рассказ учителя о художнике Евгении Семёновиче Горохове.

Ещё один замечательный человек и выдающийся художник оставил свой след в летописи Болховского края. Это - Евгений Семёнович Горохов.



Евгений Семёнович Горохов

Евгений Семёнович родом из города Задонска орловской области, который позднее вошёл в состав вновь образованной Липецкой области. Был учителем рисования в школе, в Задонском педучилище, затем переехал в Болхов.

Работал в Болховском педагогическом колледже (тогда ещё училище) учителем рисования. Часть урока обязательно посвящал рассказам о русской живописи. Попутно сообщал секреты художественного мастерства.

Увлекался режиссёрской деятельностью. Вот как рассказывали об этом коллеги. Однажды поставил одноактную пьесу. Исполнителями были педагоги школ и училищ города, а режиссёром - Евгений Семёнович. На тексте пьесы – многочисленные пометки постановщика, помогающие ему передать режиссёрский замысел, характеры действующих лиц пьесы.

В 1977 году Орловские художники организовали его творческую выставку. Она пользовалась большим успехом: её посетили более четырёх тысяч экскурсантов. Среди зрителей были и его ученики.

Была выпущена и небольшая брошюра, в которой приводилась краткая биография художника и характеристика творчества.

Из Орла выставка переехала в Болховский краеведческий музей. Её посетителей поразило жанровое разнообразие творчества: пейзажи, натюрморты, городские виды. Многие его полотна связаны с родиной – городом Задонском, но гораздо больше работ посвящено Болхову.

Свободное от работы время Горохов посвящал занятиям живописью. Отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой мольберт. География его картин обширна, об этом можно судить по названиям его работ: «Пушкинское», «Михайловское», «Плёс», «Волга», «На Днепре», «Вечер на Дону», «Крымские этюды», «Дом-музей Левитана», «Древний Ярославль» и многое другое.

Свои полотна он раздавал друзьям, ученикам.

Грустно, что болховчане забыли замечательного человека и художника. К сожалению, на доме, в котором он долгое время жил, до сих пор так и не установили памятную мемориальную доску.

Мы представляем вашему вниманию фотографии нескольких картин Евгения Семёновича Горохова, на которых вы без труда узнаете живописные уголки нашего города.

Демонстрация слайдов.















  1. Итог занятия



  1. Обобщение. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше занятие о культурном наследии Болховского края. Мы вспомнили только несколько значительных имен. А ведь можно называть ещё десятки и сотни фамилий, целые династии, которые являются гордостью нашего города. Сегодня я хочу пожелать вам того, чтобы вы знали и гордились тем, что мы живем не просто в маленьком провинциальном городке, а в удивительном историческом месте, жизнь которого и сегод­ня насыщена важными событиями.


написать администратору сайта