Задание 9_Захарова МА. Занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией. Конспект Задание 4
Скачать 52.47 Kb.
|
Захарова Маргарита Андреевна ВОПРОСЫ:
ОТВЕТЫ: Задание 1. Напишите реферат на тему «Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии» (Реферат) 1. Сущность ринолалии как речевого заболевания Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. 2. Классификация врождённых расщелин губы и нёба В настоящее время принята следующая классификация. Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа. Полная расщелина. В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи. Врожденные расщелины нёба (таблица 1): • расщелины мягкого нёба, которые бывают скрытые (субмукозные); неполные; полные; • расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная; • полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя; • полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя. Таблица 1 - Классификация расщелин Расщелина верхней губы Полная расщелина; Неполная расщелина; Субмукозная расщелина (скрытая) Врожденные расщелины неба Полная расщелина; Расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба; Расщелины твердого и мягкого неба (альвеолярный отросток сохранен): а) полная расщелина; б) неполная расщелина; в) субмукозная. Расщелины мягкого неба Полная расщелина; Неполная расщелина; Субмукозная; Отсутствие маленького язычка. Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука А с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными деформациями. Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции (хейлопластика) на небе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения. 3. Формы и виды ринолалии Открытая ринолалия: ротовые звуки приобретают назальность, (особенно заметно изменяется тембр гласных И и У). Значительно нарушается тембр при произнесении согласных (шипящие и фрикативные - прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости; взрывные П, Б, Д, Т, К, Г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости; ринофонически звучат Л, Р) Для определения открытой ринолалии: • Проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные А и И, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом - звуки заглушаются, пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа. • Использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно У и И, слышится сильный гул. При произнесении длительных Ф, С, Ш ощущается дуновение или хрипловатый звук. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм - «привычная» открытая ринолалия (часто после удаления аденоидных разращений или после постдифтерийного пареза). Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии - более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии. Органические причины могут быть приобретенными или врожденными. Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок. Причина закрытой формы чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание. М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии: переднюю закрытую при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии, прежде всего, должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях. Смешанная ринолалия Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевская) выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. 4. Основные причины и факторы возникновения ринолалии у детей Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.. Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны. Расщелина лица - это пороки сложной этиологии, т.е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона (Е.М. Немчинова, 1970; В.М. Мессина, 1971; Г.В. Кручинский, 1974; Ю.М. Вернадский и соавторы), а также биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для повреждения верхней губы и нёба является 7--8-я неделя эмбриогенеза. Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико- генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на нёбе или язычке мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981). На сегодняшний день факторы, которые провоцируют возникновения небных расщелин, разделены на две группы: 1) Окружающая среда. Сюда входят внутриутробные инфекции. Среди них самые опасные герпес первого и второго типа, грипп, вирусный гепатит, сифилис, хламидиоз, цитомегаловирусная инфекция, микоплазмоз и прочие инфекции, которые передаются половым путем, особенно в острый период развития. Химически активные вещества, такие как нефтепродукты, вещества, которые используются в изготовлении пластмасс, вискозы, синтетический каучук, анилиновые красители. Физические вещества, такие как высокая температура помещений на производстве, ионизирующая радиация. Лекарственные вещества такие как витамин А, барбитураты, кортизон, цитостатики, антагонисты фолиевой кислоты также негативно влияют на развитие плода и вызывают различные пороки. Тератогенное действие этих факторов доказано. Плохие социальные и экономические условия, поздний возраст родителей. 2) Наследственность. Вероятность рождения ребенка с небной расщелиной низка - приблизительно 0,002%. Но, если один из родителей имеет такую патологию или один уже ребенок родился с такой патологией, то вероятность рождения ребенка с небной расщелиной возрастает до, приблизительно, 2 - 5%. Если же оба родителя имеют данный порок, или один родитель и один ребенок, то вероятность рождения ребенка с такой патологией становиться еще выше и составляет уже 13-14%. В том случае, если оба родителя и один ребенок страдают такой патологией, то вероятность будет уже составлять приблизительно 20 - 50%, однако такие случаи редки. Конечно, особое внимание необходимо уделять наследственности, ведь этот фактор подразумевает нахождение заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Исключив этот фактор – можно добиться того, что в будущем у детей будет здоровое потомство. Однако, существует еще более 300 различных синдромов, которые влияют на развитие ринолалии у ребенка. Поэтому в момент рождения ребенка, необходима серьезная консультация у специалиста-генетика. Кроме того, родители должны получить при рождении ребенка всю возможную информацию о последствиях при последующей беременности в конкретном браке, а также меры по профилактике таких нарушений. 3адание 2. Нарисуйте профили артикуляции свистящих звуков. Опишите, какие нарушения свистящих наблюдаются при ринолалии. (Творческая работа) Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект. Патологическое изменение тембра голоса, который оказывается избыточно назалированным и искаженное произнесение всех звуков речи. Нарушение звукопроизношения обусловлено нарушением артикуляционной моторики, патологической позой языка, нарушением речевого дыхания, деформацией зубочелюстной системы. Задание 3. Составьте занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией. (Конспект) Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосторонне. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым. Расщелина нёба как анатомический дефект надставной трубы приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого неба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным. Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70 — 80 % подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость. Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания и особенностями поведения людей, страдающих ринолалией или ринофонией. В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «палатофония». Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи. Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в решении основной задачи — развитии подвижности нёбной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба основано на тесной филогенетической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примыкает к задней стенке глотки. Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука. Методика проведения фонепедических упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей. На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вначале звуков А и Э, через 2— 3 урока прибавляется О, еще через неделю И и последним У. При ежедневных занятиях сроки сокращаются. Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки. К вокальным упражнениям приступают на 3— 4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2— 3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано. Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5— 4 тона. Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя. Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко. Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Ермолаев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции. Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г. Ермолаеву и Н. Ф. Лебедевой, 1970 ): 3— 4 года — ми — соль 5— 6 лет — ми — си 7 — 10 лет — ре — ре 10 — 1 4 лет — ми — ре При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает. Желательно петь под аккомпанемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с голоса логопеда. После активизации нёбно-глоточного смыкания, постановки диафрагмально-реберного дыхания и владения умением произносить гласные без носового оттенка голоса переходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с фонопедическими упражнениями. С детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет необходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных проводится в порядке А, Э, О, У, И с ориентацией на степень подъема и напряженности нёбной занавески. Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его манере фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» — в позиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Довольно трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации. В литературе неоднократно указывалось на уменьшение носового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко удается ввести в спонтанную речь. Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса. Далее переходят к «мычанию» — протяжному произнесению звукам с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. (Дети иногда склонны после операции заменять носовые М, Н, ротовыми Б, Д). Выбор фонемы М как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, большим импедансом, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении М с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют. После того как ребенок научится произносить без напряжения фонему М на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению открытых слогов со звуком м при опоре на это звучание: МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Упражняются 6— 8 раз в день непосредственно после трехкратного короткого произнесения М. Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его протяжно. Гласный же звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости артикулировать фонему А. Достаточно прикрыть губы. Слоги с другими гласными произносят по подобию. Гласные при этом могут звучать редуцированно. Учитывая, что длительная задержка на носовых звуках для страдающих ринофонией нежелательна, переключаются на аналогичные упражнения со звуком Л, как только будет освоен удобный и естественный тон фонации. Также являясь сонором, фонема Л наиболее сходна по фонации с М из всех ротовых согласных. Затем переходят к попарному произнесению слогов. Упражнение повторяют несколько раз в день. Подобные упражнения выполняют со всеми сонорами и звонкими фрикативными согласными звуками, вводя их в следующей последовательности: М, Н, Й, Л, Р, В, З, Ж. Если хорошо отработано правильное выполнение упражнения с Л, С,, то тренировки с другими согласными звуками обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми фонемами, не повторяя многократно одни и те же сочетания. После закрепления кинестезии переходят к повторению равноударных слогов и слогов с перемещением ударения, используя сочетания этих же согласных со всеми гласными. Например: мамомэмумы мама — мама — мамама. Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенком своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они с произнесения сочетаний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные М, Н, Л, Р, В, З, Ж. Например: Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма. Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель. Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения: Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану. Я мел(а) пол. Я вел(а) Витю. Я жалею Женю . Я ел(а) малину. Я вылил(а) воду. Я живу на восьмом этаже. Распространение фразы проводится постепенно. Например: Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) левкои водой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки. При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучить выполнять все логопедические речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры. Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произнесенные фонемы, в них должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок могут служить следующие: На мели мы налима ловили. Наловил Валерий два ведра форели. Нил поймал линей: один мал, два длинней. На крыше у Шуры жил журавль Жура. У Маши на кармашке маки и ромашки. Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме, дольку — Дине. Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса. Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограниченное открывание рта, значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вернуться к начальным фоноледическим упражнениям. Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальным и упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на интервалах не меньше терции; 5) петь можно только в речевом диапазоне, т. е. песню следует протранспонировать на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжения голосовых складок. Первое время, чтобы выучить мелодию и фразировку песни, научиться брать дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поют только мелодию песни на гласные звуки и лишь потом переходят к пению со словами. При несоблюдении указанного порядка работы появляются следующие характерные ошибки: обучающиеся нечетко произносят слова, берут дыхание произвольно (иногда разбивая слово на слоги), вдыхают через рот, выдыхают через нос, переходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к новому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения, которые усиливаются изменениями слухового восприятия. Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни на гласных обучающиеся могут спокойно сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на пройденные звуки. Пение дает возможность отключить внимание от послогового утрированного произнесения, задать необходимый темп. Начинают петь медленно, но вскоре приближаются к темпу разговорной речи; поют, плавно переключаясь от звука к звуку. Не стоит браться за изучение нескольких песен одновременно. Это рассеивает внимание ребенка. Так как обучающиеся еще нагружены постановкой и автоматизацией звуков, то занимаются они пением ограниченно — в течение одного занятия не более 15 минут — по 3— 5 минут в один прием. Можно рекомендовать детям пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша» (сл. и муз. С. Невелыптейна), «Грибок» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской), «Неваляшка» (муз. 3. Левиной, сл. О. Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар. в обработке М. Иорданского). Взрослым — «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и сл. народные), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глинки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду, т. е. интервалы между ними не превышают одного тона. Такое построение мелодии способствует более длительному удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подобные тренировки позволяю т преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помогает сделать речь мелодичной и интонационной, избежать монотонности. На заключительном этапе вокальных упражнений дети могут петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. и сл. А. Карасева), «Веселые гуси» ( муз. и сл. народные), а подростки и взрослые — из песен «Дубинушка» (муз. и сл. народные), « Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, сл. В. Крылова). Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен только при хорошо подвижном нёбе. Продолжение занятий пением после исправления речи и голоса предотвращают рецидивы ринофонии, которые могут возникать у детей из-за функциональной слабости нёбной занавески после воспалительных заболеваний носа, глотки или гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пением помогают избегать оживления старых связей в определенных, неприятных для обучавшихся ситуациях. При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних мышц гортани в коррекционно-педагогическую работу включаются фонопедические упражнения для восстановления голоса при различных нарушениях голосового аппарата. Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губную гармошку; 2) «мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) длительное произнесение сочетаний со звуком М; 5) длительное произнесение сочетаний гласных звуков последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) закрепление навыков правильного голосоведения в словах, начинающихся с прямых ударных слогов МА, МО, МУ, МЭ, МЫ; 7) фразовые упражнения; 8) чтение текстов; 9) вокальные упражнения. Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани: исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с сопротивлением рук; исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук; исходное положение — ладони к ушам. Наклоны голо вы в стороны с сопротивлением рук; движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей; надувание щек ( можно с зажатыми крыльями носа); 6 ) доставание кончиком языка мягкого нёба; 7) поднимание мягкого нёба при зевке. Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в течение дня, по 4 — 5 раз каждое упражнение. Принимая во внимание ряд органических и функциональных отклонений при врожденных расщелинах, проводить фонопедические мероприятия приходится с их учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче устранится, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и громче голос, так как усиление основного тона само по себе уменьшает носовой оттенок. Проводя вокальные упражнения в послеоперационном периоде, придерживаются очень узкого диапазона — 1—2 тона — во избежание перегрузки нездорового голосового аппарата. Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная функция гортани будет активизирована и щель несмыкания голосовых складок уменьшена. Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, проверяют в состоянии ли подросток выполнять его. Данное упражнение можно рекомендовать для систематических занятий только после выработки стойкой, направленной воздушной струи. Дуют мягко и плавно в одно отверстие гармошки, плотно прижав губы к инструменту. Выполняя упражнение, обучающийся сидит на стуле, опустив подбородок. Ступни согнутых ног параллельно стоят на полу. Налаживая дутье в губную гармошку, следует помнить, что оно требует значительных физических усилий. Но нельзя излишне напрягаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать плечи. Лучше допустить беззвучное дутье, нежели неправильное. Повторяют упражнение часто — 8 — 10 раз в день, но дуют в один прием понемногу — всего 3— 4 раза подряд. При затруднениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздуха в нос, выполняют упражнение с зажатыми крыльями носа. Но такой вариант менее желателен. В упражнении «мычание» обращает на себя внимание тот факт, что тактильный контроль за правильной подачей голоса «в маску» для подростков и взрослых с ринолалией по чти обязателен. Поэтому, обучая «мычанию», рекомендуют прикасаться пальцами к переносице или класть ладонь на темя, чтобы ощутить вибрацию костей носа или черепа. После овладения произнесением пар слогов с фонемой М вводят аналогичные упражнения с фонемой Л и тренируют попарное произнесение слогов с фонемами М — Л или Н — Л, чтобы закрепить дифференцированное ощущение фонации « в маску» при произнесении носовых и ротовых фонем. У людей с нормальным строением верхней челюсти после проведения фонопедии голос спонтанно улучшается и в бытовой речи. Лица с врожденными расщелинами нёба нуждаются в специальных упражнениях. Упражнения по закреплению навыка правильного голосоведения с подростками и взрослыми проводятся по тем же принципам, что и с детьми на материале скороговорок, спряжений, стихов . Но количество их должно быть несколько больше. Для закрепления кинестезии приходится дольше останавливаться на произнесении слов, словосочетаний и предложений на звуки Д, Н, Л, с которых начинается предложенный в данном пособии дидактический материал. Фонема, произносимая в сочетании с гласными звуками, не только активизирует двигательную функцию гортани, но и значительно облегчает правильное голосоведение. Поэтому целесообразно спряжение предложений с этим звуком, таких, например: Я ел(а) ягоды. Я объелась ягод. Я мою каюту. Я еду на юг . Я ехал(а) в Майкоп. Я явилась на прием. Я объехал(а) яму. Я купаюсь в водоеме. После появления и стабилизации признаков улучшения двигательной функции гортани — увеличения силы голоса, уменьшения охриплости, расширения диапазона (что обязательно отражается на стробоскопической картине в сторону ее улучшения) — приступают к работе над устранением остаточного носового оттенка голоса — вокальным упражнениям III и IV этапов. Но постоянно, до завершения коррекционно-педагогической работы, контролируют манеру голосоведения, пока новый приобретенный навык не станет бессознательно привычным. При значительной нёбно-глоточной недостаточности приходится переводить фонацию в грудной регистр и отрабатывать ее в упражнениях на мягкой атаке голоса и придыханием. Этот способ издавна применяется в логопедии для уменьшения носового оттенка речи. Тема "Шуба для ёлочки" (индивидуальная образовательная деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией) Цель: автоматизация звука (ш) в прямых слогах и словах с ними. Задачи: - закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (ш); - упражнять в произнесении звука (ш) в прямых слогах и словах с ними; - продолжать формировать длительную направленную воздушную струю и диафрагмальный тип дыхания; - работать над устранением избыточного носового резонанса, развивать подвижность мягкого нёба и совершенствовать нёбно - глоточное смыкание; - продолжать развивать фонематические процессы, упражнять в определении наличия звука (ш) в словах; - закрепить понятие зимняя одежда; - развивать зрительное внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику; - воспитывать отзывчивость. Оборудование: искусственная елочка, сундучок со снежинками, разноцветные круги, трубочки для коктейля различного диаметра, ёмкость с водой, маленькая чашечка, пипетка, настольное зеркало, электронная игра "Одень Машу на прогулку", электронная физминутка для глаз "Белые снежинки", карточки - символы для дыхательной и артикуляционной гимнастики, игра "Проведи Машу по лабиринту" (предметные картинки на звук (ш)), мяч, компьютер, шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок. Содержание: 1. Организационный момент. Игра "Одень Машу на прогулку". - Какое сейчас время года? (зима) - Какая зимой погода? (холодная, морозная). - Что помогает людям не замерзать зимой на улице? (зимняя одежда) Я предлагаю тебе поиграть. Помоги девочке Маше выбрать одежду, которую она может зимой одеть на прогулку(ребенок выбирает всю зимнюю одежду) Скажи, а только людям нужна одежда зимой? (земле, деревьям). А что служит зимней одеждой для деревьев? (снег). Посмотри, Маше ты помогла, а рядом с ней, что нарисовано? (зеленая елочка). Чего не хватает елочке? (снежной шубки). Возле нашего детского сада тоже растёт ёлочка (подходим к искусственной ёлочке). Посмотри она тоже без снега. Как ты думаешь, ей холодно? (да). Что же произошло, и почему ёлочка без шубки? Смотри, здесь какой-то сундучок. Давай посмотрим, что в нём. Странно, он не открывается. Здесь какая-то записка (на сундучке записка от Зимушки - зимы) "Помогите, пожалуйста, ёлочке вернуть её снежную шубку. Все снежинки зимняя вьюга спрятала в волшебный сундучок, который откроется только тогда, когда будут выполнены задания вьюги. Цветные круги на ёлочке подскажут тебе, какие задания нужно выполнять" 2. Дыхательная гимнастика. Сними с ёлочки круг, на котором изображена грустная снежинка. Что изображено на обороте (мальчик и девочка дуют на вату). Что же нам предстоит выполнять? (дыхательные упражнения). упражнение "Нос и рот" (выполняется стоя у ёлочки по карточкам для дифференциации ротового и носового дыхания): - вдох носом - выдох широко открытым ртом - вдох ртом - выдох ртом - вдох носом - выдох носом - вдох носом - выдох ртом (каждое упражнение выполняется по 5 раз) - упражнение "Снежный сугроб" (используется ёмкость с водой, в которую добавлена жидкость для мытья посуды, упражнение выполняется сидя). Это упражнение нам помогут выполнить трубочки. Сначала выбери самую большую трубочку, которая тебе понравилась. Сделай вдох носом и подуй в трубочку, следи, чтобы не раздувались щёки. У тебя получится "Снежный сугроб" (затем выбирается трубочка меньшего диаметра. заключительной является трубочка необычной конфигурации). Молодец, смотри какой большой снежный сугроб. 3. Артикуляционные упражнения на активизацию мягкого нёба. Сними круг, у которого ниточка не похожа на все остальные. Как ты думаешь, какое здесь задание приготовила вьюга? (глотание воды, звуковые песенки) - покашливание "Горлышко заболело" (покашливание с высунутым языком, 2-3 раза на одном выдохе, рот широко открыт, затем покашливание с убранным в рот языком. При покашливании необходимо сдуть ватку с ладони). - глотание капель воды (используется пипетка, чашечка) "Погрейся" Я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими капельками, а ты будешь её проглатывать маленькими глоточками (используется теплая кипяченая вода). Далее вода льётся ребенку на язык из маленькой чашечки, чтобы глотки осуществлялись один за другим. - "песенки зверей" АЭОУ (волк, ёж, заяц): повторение сочетаний гласных звуков низким, средним и высоким голосом; слитно, на мягкой атаке. 4. Артикуляционная гимнастика (упражнения для челюстей, губ, щек и языка). Следующим сними круг, на котором три геометрические фигуры. Какие фигуры изображены? (квадраты). Посмотри, что нарисовано на обратной стороне (дети выполняют упражнения язычком). Как ты думаешь, каким будет следующее задание? (артикуляционная гимнастика для язычка). Гимнастику нам помогут выполнять картинки, которые лежат на столе. ты будешь переворачивать картинки одна за другой и выполнять указанные там упражнения. Упражнения выполняются сидя, используется настольное зеркало.(педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными строками) упражнения для нижней челюсти Чтобы четко говорить, А потом приподними, Нужно с челюстью дружить. Влево, вправо отведи И уметь ей управлять И на место возврати. Очень часто разминать Наша челюсть нижняя Влево, вправо и вперёд, Очень уж подвижная Вниз и всё наоборот. Раз, два, три, четыре, пять, Опусти её опять. Птенчик - ритмично открывать и закрывать рот. Обезьянка - челюсть вниз, язык максимально выдвинуть к подбородку. Силач - ребёнок открывает рот с сопротивлением (рука педагога находится под челюстью) "Окошко" Язычок проветривает домик, открыл широко окошко. "Заборчик" За высокий наш забор "Хоботок" Подражаю я слону Не залезет хитрый вор Губы хоботком тяну. "Толстячок" - "Худышка" Раздул щёки толстячок "Футбол" (попеременно надувать щеки) Одну щёчку надуваем Наш весёлый хомячок Воздух мы перегоняем. "Чистим зубки" Чищу зубки, чищу зубки, "Горка" С горки съехать не боюсь, Чтоб сверкали и блестели, Потому что я не трус. Никогда чтоб не болели. "Иголочка" Язычок мой ,как иголка, "Вкусное варенье" Ел я вкусное варенье - А иголка очень колка. Это было наслажденье. "Чашечка" Язык в чашечку превращается "Лошадка" Я - лошадка Серый Бок! И водичкой наполняется Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь - прокачу! Цок-цок-цок-цок. "Грибок" Я в лесок пошел, "Гармошка" И грибок нашел. На гармошке я играю, Пять грибочков я набрал Никогда не унываю, Быстро к дому побежал. Никогда не унываю. Десять раз подряд сыграю, А потом и отдыхаю. 5. Автоматизация звука (ш). Следующим сними круг, на котором изображен снеговик. Кто изображён на оборотной стороне? (змейка). А какой звук у неё самый любимый? (ш). Как ты думаешь, с каким звуком мы поиграем? (со звуком (ш)). Давай вспомним, как мы произносим звук (ш). Что делают губы? (выдвинуты вперёд и округлены) Где находится язычок? (вверху в форме "чашечки"). Как расположены зубы? (между ними небольшое расстояние). Какой воздух мы ощущаем? (тёплый). Развитие фонематического слуха. Упражнение "Ловишки" (педагог произносит различные фонемы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (ш): ф, с, м, ш, в, н, ш, к, д, ш; са, ма, ша, но, ко, шо, шо, ву, ду, ту, шу; шапка, кот, кошка, сушка, хвост. Упражнение "Лес шумит". Давай вспомним, где живут елочки? (в лесу). В лесу очень много высоких деревьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят:"Ш-ш-ш". "Шуми ветерок" - ребенок разводит руки в стороны и равномерно машет ими, одновременно произнося: "Ш-ш-ш". Ша-шу-ша, ше-ша-шу, ши-шо-ши, ша-ши-шо Пройди по дорожке между верхушек елок и покажи, как шумит ветер. Пройди еще раз по дорожке и возле каждой елочки произнеси слог. Проговаривание слогов: шшша, шшшо, шшшу, шшши, шшше. Игра "Добавлялки" (с мячом). У девочки Маши, которой ты помогла выбрать одежду, есть много друзей. Как их зовут ты сейчас узнаешь. Я буду начинать слово, а ты будешь заканчивать слогом ША и называть полностью имя (Да(ша), Ната (ша), Ксю (ша), Са(ша), Катю (ша), Ми (ша) Автоматизация звука (ш) в словах . упражнение "Лабиринт". Проведи Машу до Мишки, чётко произноси звук (ш) в названиях картинок. Выбери любой камешек и с помощью него называй картинки.(назвать слова). 6. Зрительная гимнастика "Белые снежинки" Следующий круг тот, на котором одна геометрическая фигура. Как называется фигура (треугольник). Что там изображено? (глаза). Как ты думаешь, что необходимо выполнить? (гимнастику для глаз). Правильно. Ты много рассматривала картинок, нужно глазкам отдохнуть. Помни, следить за снежинками нужно только глазами, голова должна быть неподвижна (ребёнок стоит напротив экрана и следит за снежинками) 7. Массаж рук в сочетании с автоматизацией звука (ш) Следующий круг последний. Что на нем изображено? (весёлая снежинка). Что там изображено на обратной стороне (руки). Как ты думаешь, какое будет задание? (упражнения для пальчиков). С чем бы ты хотела поиграть: шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок? (ребёнок выбирает). Су-джок Коврик "Травка" Гладь мои ладошки, ёж! Катится колючий ёжик, Ты колючий, ну и что ж! Нет ни головы, ни ножек. Я хочу тебя погладить, По ладошке он бежит Я хочу с тобой поладить (ладони гладят по И пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катать шарик между ладонями) коврику по направлению к себе). Он по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, Мне щекотно: да, да, да. (катать мяч по пальцам) Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь. (пускать по столу, ловить подушечками пальцев). "Шишка" (ребёнок крутит шишку в руках в разных направлениях) Шишку я в руках катаю С шишкой я сейчас играю. Колется не больно, Очень я довольна. Шишку катаю, слова повторяю (шайба, шуба, шахматы, шампунь, Маша, каша, лапша, шина, шипы) В зависимости от материала, который выберет ребёнок проводится дополнительно упражнение "Повторялки" (пальцы шагают по коврикам, катают шишку или су-джок, а ребёнок повторяет слова тройками: шапка - шуба - шахматы, шина - каша - Маша, Даша - шайба - шипы и т.п.) 9. Итог. Рефлексия. Все круги ты с ёлки сняла, все задания выполнены. Посмотрим, откроется ли сундучок? (открываем сундучок). Получилось. Вот и снежинки. Теперь можно укрыть ёлочку шубкой, чтоб она не замерзла (педагог и ребёнок вешают снежинки на ёлочку). Посмотри, здесь внизу что-то лежит (конфета "Раффаэлло" и записка). Веронике от Зимушки - зимы: "За доброе сердце и помощь ёлочке" сладкий маленький снежок - конфета). Тебе понравилось играть? Какой звук мы повторяли? Что тебе понравилось больше всего? Что было самым трудным? На этом наше занятие закончено. До свидания. |