ТГП. ТГП семинар 1. Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости еще одному крупному перевороту в бытии этого необычного биологического вида. Социальноэкономическая и экологическая сущность неолитической революции
Скачать 19.68 Kb.
|
Ответ на вопрос 1: Объединение по территориальному признаку произошло по целому ряду факторов. 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства - к производящей экономике, произошла «неолитическая революция». Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества. Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тяжелые времена года, прежде всего, зиму (в определенных регионах). Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости - еще одному крупному перевороту в бытии этого необычного биологического вида. Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью - прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Производящая экономика к IV-III тыс. до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества. Таким образом, «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов. Итак, ранее существовавшая родоплеменная социальная структура уже не отвечает экономической стороне жизни общества и не может справиться с управлением по следующим причинам: 1. Демографический взрыв. Роды превратились в очень крупные образования и управление такой массой людей старым способом осложнилось. 2. Оседлость. Расселение общин по определенной территории постепенно сделало невозможным эффективное управление властью рода. Члены разных родов стали «смешиваться» на определенной территории в поиске лучших средств производства.(например пастбищ для скота и т. п.) 3. Два предыдущих фактора порождены переходом к производящей экономике, который повлек усложнение процесса труда, появление квалифицированных ремесел и соответственно , такая деятельность требовала организации на основе знаний и опыта, а не авторитета среди родичей или родственных связей. Ответ на вопрос 2: Основной причиной отсутствия в доклассовом обществе государства являлось то, что в то время не существовало раскола общества с непримиримыми интересами в нем. В доклассовом обществе основными нормами поведения во всех сферах жизнедеятельности являлись обычаи, по форме они заключались в основном в культово-религиозные нормы, а по содержанию в основном соответствовали нормам морали в соответствии с уровнем культуры и цивилизации. Т.е. с современной точки зрения они могли и не соответствовать морали в общепринятом и современном понимании, тем более что такая мораль основывалась на жесткой системе запретов и санкций. Таким образом, в первобытном обществе существовала власть общественная, потестарная, зависимая от самого общества, а, следовательно, в форме родовой демократии. Для осуществления оперативного управления в доклассовом обществе выбирался старейшина - уважаемый член рода. Еще одной из причин отсутствия государства в доклассовом обществе являлось и то, что экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям - совершенствование орудий труда и совершенствование организации труда. Ответ на вопрос 2, пункт 1: Государство складывалось под влиянием множества различных факторов. Среди них выделялись природный, экономический, антропологический и социальный. Природный фактор влияния на возникновение государства заключался в том, что в результате экологического бедствия, которое постигло планету около 10 тысяч лет назад, перед человеком остро встала проблема выживания, как результат – стремление к объединению, усложнение хозяйственных связей. Другим природным фактором возникновения государства можно назвать опыт Древнего Востока с его величественными ирригационными сооружениями, сооружение которых, по мнению ряда исследователей, послужило толчком к появлению первых ближневосточных государств. Экономический фактор влияния на возникновение государства заключался в в переходе от присваивающей экономики к производящей. Что в результате привело к социальному расслоению общества. Кроме того, по мере развития производства стал появляться избыточный продукт, что привело к появлению институтов товарного обмена и торговли. Антропологический фактор возникновения государства характеризуется тем что, человек в процессе своего развития (социального, интеллектуального) создал предпосылки для неизбежного появления институтов государства. Социальный фактор возникновения государства исходит из того, что в результате развития и усложнения социальных взаимодействий происходит распад общинной формы организации человеческого общества, и мы можем говорить о возникновении раннеклассового государства. Ответ на вопрос 2, пункт 2: Россия – уникальная и многонациональная страна, жители которой бережно хранят свои многовековые традиции и обычаи. Многие из них являются не только христианскими, но и языческими. Россияне не перестают верить в народные предания, приметы. Любое торжественное мероприятие сопровождается обрядовыми действиями. Традиции и обычаи России проявляются в таких праздниках, как Новый Год, Рождество, Крещение, Пасха, Масленица. Новый год не обходится без загадывания желаний под бой курантов, на Крещение и Рождество принято ходить в церковь, а вечером собираться за праздничным столом в кругу семьи. На Святки и Ивана Купала гадают и проводят различные обряды. Стоит более детально рассмотреть каждый праздник и связанные с ним традиции. Хлеб-да-соль. Один из самых старейших обычаев, который не забывают в наше время. Хлебом и солью было принято встречать дальних гостей, а также угощать жениха и невесту. Отломив кусок хлеба, и макнув его в соль, гость подтверждает свое доверие и хорошее отношение к хозяевам. Выкуп невесты. Один из самых популярных и распространенных свадебных славянских обрядов. Его смысл заключается в том, что жених должен внести реальную или символическую плату за возлюбленную. Тосты. В России если пьют, то обязательно за что-то. На любом застолье принято поднимать бокалы и говорить тосты за здоровье, любовь, мир, детей, родителей. Посиделки на кухне. Кухня есть в доме любого народа, но лишь среди россиян закрепилась традиция собираться вечерами за столом и вести душевные разговоры. В то время как в Европе такой обычай не распространен, для русских это целая культура. Русская баня. Каждая русская душа питает особую любовь к бане. В давние времена в банях проводили обряды очищения невесты и жениха, новорожденного и роженицы, изгоняли нечистую силу из душевнобольных. Сегодня же в бане можно снять усталость, стресс, подправить здоровье, отдохнуть душой и телом. Согласно русской традиции, после парилки обязательно нужно прыгнуть в холодную воду или сугроб. |