Зарождение и развитие стран Доколумбовой Америки. Зарождение. Зарождение, развитие и расцвет цивилизаций Доколумбовой Америки
Скачать 0.93 Mb.
|
Зарождение, развитие и расцвет цивилизаций Доколумбовой Америки. ВведениеДоколумбовые цивилизации — цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до или во время появления в них европейских колонистов в XV веке. Полагают, что предки индейцев переселились в Америку 30—20 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия. Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Древнеамериканские цивилизации представляют нам удивительный пример, высоких достижений в области технических и хозяйственных навыков, искусства, общественного развития, достигнутых без применения привычных нам средств. Индейцы до прихода европейцев никогда не изготавливали железных орудий, они не использовали тягловых животных, не применяли колеса. Они не культивировали ни одной сельскохозяйственной культуры, из известных в Старом Свете. Для строительства великолепных пирамид и дворцов не применяли сложного технического оборудования. Но, тем не менее, их достижения вызывают удивление и восхищение у современников. И многие пытаются найти ответ на вопрос, как это стало возможно? ХронологияДиаграмма 1. Хронологические рамки цивилизаций Доколумбовой Америки Верхняя часть шкалы (оттенки серого цвета) соответствует североамериканскому ареалу. Средняя часть (тёплые цвета) соответствует месоамериканскому ареалу. Нижняя часть (холодные цвета) соответствует южноамериканскому ареалу. ЦивилизацииХоупвеллская традицияХоупвеллская традиция или Традиция Хоупвелл (иногда именуется «культура Хоупвелл») — комплекс сходных индейских археологических культур, существовавших вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период 200 гг до н. э. — 500 гг. н. э. Хоупвеллская традиция состояла из раздробленных племён, связанных общей сетью торговых путей, известной как Хоупвеллская система обмена. В период своего расцвета Хоупвеллская система обмена распространялась с юго-востока современных США до юго-востока канадского побережья озера Онтарио. На этой территории процветала активная торговля и деятельность вдоль речных путей. Хоупвеллская система получала материалы со всей территории современных США. Среди предметов торговли большинство составляли экзотические материалы, в обмен на которые экспортировались продукты питания и местные изделия. Хоупвеллские изделия обнаружены далеко за пределами данной системы, в частности, во многих погребениях за пределами среднего Запада. Рис 1. Территория Хоупвеллской традиции Хотя о происхождении Хоупвеллской традиции всё ещё ведутся споры, по-видимому, она возникла на территории Иллинойса или невдалеке от него. Хоупвеллская традиция имела развитое социальное расслоение, социальную систему, где поощрялись межгрупповые связи и имелись средства реагирования на дефицит продуктов, что, в свою очередь, поощряло оседлый образ жизни, специализацию ресурсов, возможно, также рост населения. Хоупвеллские общины кремировали своих покойных в большинстве случаев и осуществляли погребение только наиболее важных деятелей. Судя по раскопкам в некоторых местах, охотники имели более высокий статус в общинах, поскольку их могилы были сооружены более искусно и содержали больше «статусных» погребальных даров. В хоупвеллской культуре существовал институт вождей, однако это едва ли были могущественные правители, повелевающие армиями или рабами. Скорее в хоупвеллских культурах определённые семьи занимали привилегированное положение. По мнению ряда исследователей, вожди были скорее «важными людьми», способными убедить людей по ряду важных вопросах, например, касающихся торговли или религии. Каковы бы ни были предпосылки появления подобных «важных людей», это был шаг по направлению к иерархическому обществу, именуемому «вождество». Из всех достижений хоупвеллской традиции до настоящего времени лучше всего сохранились курганы — величественные земляные сооружения правильной геометрической формы, цель сооружения которых пока остаётся неясной, хотя во многих курганах обнаружены разнообразные погребения. Ряд исследователей предполагают астрономическое назначение по крайней мере некоторых курганов. рис. 2 Хоупвеллские курганы Искусство Представители Хоупвеллской традиции создали одни из самых изящных произведений искусства и предметов быта обеих Америк. Большая часть их работ имеет религиозную символику. Их могилы полны костяными и деревянными ожерельями, украшенными сложным резным орнаментом, декорированной церемониальной глиняной посудой, декоративными пробками для ушей и подвесками. Некоторые могилы устланы плетёными циновками, слюдой или камнем. Представители Хоупвелской традиции создавали произведения искусства из необычных материалов. Зубы медведей гризли и акул, пресноводный жемчуг, морские раковины, медь и даже небольшое количество серебра были превращены в прекрасные вещи. Ремесленники Хоупвелской традиции были настоящими мастерами в резьбе по камню, и во многих могилах много искусно вырезанных статуэток. В Кургане Курительных Трубок обнаружено свыше 200 каменных курительных трубок в виде довольно реалистичных изображений зверей и птиц. Некоторые произведения искусства нельзя назвать просто «экзотическими», поскольку они выполнены из человеческой кости. Хоупвеллские мастера были искусными резчиками по кости, в том числе человеческой. Хоупвеллские художники создали как абстрактные, так и реалистичные изображения людей. Многие другие статуэтки довольно детальны в плане изображения одежды, орнамента и даже причёсок. Хорошим примером абстрактного антропоморфного изображения является «Слюдяная рука» из Хоупвелла в округе Росс, штат Огайо. Аккуратно вырезанная из куска слюды, длиной более 28 сантиметров и шириной более 15 сантиметров, рука, скорее всего, использовалась в публичных церемониях. рис. 3 Слюдяное изображение руки рис. 4 Чучело змеи рис. 5 Медный паук из кургана округа Росс Упадок Около 500 г. н.э. обмен Хоупвелла прекратился, строительство курганов прекратилось, а художественные формы больше не производились. Война - возможная причина, поскольку деревни, относящиеся к периоду позднего леса, перешли в более крупные общины; они строили оборонительные укрепления в виде частоколовых стен и рвов. Более холодные климатические условия могли загнать диких животных на север или запад, так как погода пагубно влияла на жизнь растений, резко сокращая основу существования для этих продуктов. Поскольку все меньше людей использовали торговые пути, больше не существовало сети, связывающей людей с традициями Хоупвелла. Распад общественной организации также мог быть результатом внедрения полномасштабного сельского хозяйства. Убедительные причины явного рассредоточения людей еще не определены. Ольмекирис. 7 Территория проживания ольмеков Цивилизация ольмеков процветала в течение периода становления Мезоамерики примерно с 1500 года до н. э. до 400 года до н. э. Доольмекская культура существовала примерно с 2500 года до н. э. по 1600—1500 годы до н. э. Ранние формы культуры ольмеков появились неподалёку от побережья океана в юго-восточной части современного мексиканского штата Веракрус. Во многих отношениях эта мезоамериканская цивилизация стала пионерской, повлияв на все последующие. Например, ольмеки первыми ввели практику ритуального кровопролития и игру в мяч. О цивилизации ольмеков стало известно в конце XIX — начале XX века, когда собиратели артефактов доколумбовой эпохи обнаружили на рынке казавшиеся необычными изделия. Сегодня ольмеки известны широкой публике прежде всего своими произведениями искусства, особенно гигантскими головами. В 1909 году при строительстве в Некае, штат Пуэбла, Мексика один американский инженер нашёл в разрушенной древней пирамиде нефритовую статуэтку сидящего ягуара, которая впоследствии была куплена Музеем естественной истории в Нью-Йорке. Впоследствии эта нефритовая фигурка послужила отправной точкой для определения новой цивилизации ольмеков. рис 8. Статуэтка ягуара В 1955 году археологи нашли глиняную платформу, пробив её, они провалились в узкую и глубокую яму на дне которой шестнадцать маленьких каменных человечков — участников какого-то неведомого драматического спектакля — торжественно застыли перед оградой из шести вертикально поставленных топоров-кельтов. На вопрос: «Кто они?» было выдвинуто предположение, что шестнадцатый участник — одинокая фигурка, вырезанная в отличие от остальных из шершавого гранита, стоит, прижавшись спиной к ограде. Остальные пятнадцать статуэток сделаны из нефрита и имеют чисто ольмекский облик (монголоидные продолговатые глаза, плоские носы, пухлые вывернутые губы и удлиненную, искусственно деформированную голову). Повернувшись в одну и ту же сторону, они пристально смотрят на «гранитного человека». Справа к нему приближается процессия из четырёх мрачных фигур с застывшими лицами-масками. Кто же он, этот одиноко стоящий человек? Верховный жрец, управляющий торжественным языческим ритуалом, или жертва, которую через мгновение повалят на кровавый алтарь неведомого бога? Существует обычай, широко распространённый у народов древности. По их представлениям царь или вождь был своеобразным средоточием магических сил, управляющих жизнью природы и человека. Он несёт ответственность за хороший урожай, за обильный приплод скота и т. д. Но однажды приходит день, когда священный царь должен сполна расплатиться и за свои богатства, и за свою непомерную власть. И единственная плата — его смерть. рис 10. 16 человечков ольмеков В центре ольмекской культуры Ла-Вента недалеко от «Большой пирамиды», раскинулась широкая и ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. Посреди её возвышалось какое-то непонятное сооружение — платформа, построенная из таких же каменных колонн. Когда платформу расчистили, перед археологами предстал своеобразный базальтовый домик, наполовину спрятанный в земле. Длинная его сторона состояла из девяти вертикально поставленных столбов, а короткая — из пяти. Сверху это прямоугольное сооружение было перекрыто накатом из таких же базальтовых столбов. «Домик» не имел ни окон, ни дверей. Древние строители без помощи раствора и каких-либо специальный креплений так искусно подогнали друг к другу гигантские каменные колонны, что между ними не проскользнула бы и мышь. А ведь каждая из них весила без малого две, а то и три тонны и имела до 3 метров длины при диаметре в 30 сантиметров. С помощью ручной лебедки и прочных канатов рабочие принялись растаскивать верх загадочной постройки. После удаления четырёх базальтовых столбов отверстие в крыше стало настолько широким, что можно было рискнуть спуститься вниз, туда, где в густых черных тенях скрывалась внутренняя часть просторной комнаты, замурованной жрецами Ла-Венты много столетий назад. рис.9 Гробница из базальтовых столбов рис 11 Пирамида в долине Ла-Вента Их причудливые скульптуры, храмы, дворцы и целые города были просто брошены. В какой-то момент люди ушли из них, попутно разрушая всё, что попадало им под руку. Упадок ольмеков начинается около 500 года до нашей эры, а точные его причины неизвестны. Возможно, тайна затаилась в неисследованной ступенчатой пирамиде в археологическом комплексе Ла-Вента. Глиняная конструкция возвышается на 33 метра. Это одна из самых больших построек в Центральной Америке. В большой пирамиде археологи раскопок не проводили, поэтому нельзя даже предположить, что там укрылось от наших глаз. Но в 1967 году сооружение было просканировано с помощью магнитного резонанса. Исследование показало, что под толщей земли находится какой-то объект. Майярис. 12 Территория проживания майя Майя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов Майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Историю культуры этого народа принято делить на три периода: Первый период (с древности до 317 года) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317—987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X века. Третий период (987 год — XVI век) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д. Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира, поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией, либо временем. Майяские скульптуры, как правило, представляют из себя стелы, в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём, хотя его реальная функция до конца не ясна. Многие стелы содержат барельефные изображения, хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры. Большинство скульптур относится к классическому периоду (250—900 годы н. э.) развития цивилизации майя. Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. рис. 13 Пирамида Кукулькаана в Чечен-Ице рис 14. Цифры майя рис 15 Календарь Майя Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатиричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как нуль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования. Жрецы указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря, который был одним из самых точных календарей народов Древности и Средневековья. Майя имели сложную и довольно точную для своего времени систему календарей. Она использовалась и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др. Одной из причин гибели таинственной цивилизации майя в классический период стала продолжительная засуха. Американские геологи, которые проанализировали изотопный состав воды в осадочных породах озера Чичанканаб на полуострове Юкатан, отмечают, что годовой уровень осадков в этот период упал на 20-70 процентов. Цивилизация майя существовала примерно с 2000 года до нашей эры до конца XVII века, когда последнее независимое государство индейцев завоевали испанцы. В классический период (примерно 250–900 годы нашей эры) государства майя разрастаются и начинают враждовать между собой. Население городов растет, между ними делают дороги, а в самих городах строят грандиозные здания и монументы; некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня. Но в IX–X веках в государствах, находившихся в центральной и южной части полуострова Юкатан, наступил коллапс. Некоторые королевские династии прекратили свое существование, города были заброшены, а покинувшие их люди, вероятно, мигрировали на север полуострова. |