Заселение территории Тоншаевского р-на. Заселение территории современного Тоншаевского района. Заселение территории современного Тоншаевского района во 2й половине 18 века 1й половине 19 века
Скачать 31.8 Kb.
|
Заселение территории современного Тоншаевского района во 2-й половине 18 века – 1-й половине 19 века). Глава 1. Предистория русско-марийских контактов. Современный Тоншаевский район первоначально входил в состав Ошминской волости - село Ошма – это современный районный посёлок Кикнур, он и был центром большой волости. Первая церковь здесь была построена в 1780 году в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Но население этой волости было крещено в самом начале 18 века, при Петре 1, поэтому в конце 18 века марийцы здесь считались старокрещёными. Первый письменный источник для исследования истории нашего района относится к 1685 году – это Межевая книга или Перепись черемисским бортным ухожаям яранской округи. В ней перечисляются все наличные деревни и жители в них проживавшие, которые имели борти с дикими пчёлами. Бортный промысел давал такие продукты пчеловодства, как мёд и воск, имевшие всегда большой спрос, поэтому государство получало от владельцев бортей доход в виде дополнительного налога. В этом документе территория нашего района названа Ромачинским концом Ошминской волости Яранского уезда, а всё местное население остаётся языческим, т.е. исповедует свою традиционную религию. Через 35 лет при Петре 1 была проведена очередная перепись населения для налогообложения по новому положению о ревизских душах. Теперь вместо посошного обложения стали собирать налог с каждой мужской ревизской души (годовой сбор составлял чуть более 1 рубля). По данным этой 1 Ревизии в 1719-1721 гг. Ромачи уже являются центром самостоятельной волости, но население уже приняло крещение примерно в 1708 году, стараниями нижегородского епископа Питирима. По административной реформе, проведённой в том же году, Ромачинская волость входила в состав Яранского уезда Вятской провинции Казанской губернии. В 1780 году уже при Екатерине Великой проводится новая административная реформа, по которой вместо 15 огромных губерний, появляется 50 более мелких губерний и наместничеств. Но ещё в начале 19 века Ромачинская волость была ещё и центром большой Кажировской казённой вотчины, основное население которой составляли марийцы, её граница простирались до реки Ветлуги на западе, а на востоке проходила по реке Пижме, на севере достигала верховьев реки Большой Какши, а на юге граница проходила по реке Ошме и заходя за неё в верховьях. Какое же отношение имели Ромачи к Кажировскому монастырю? Кажировский Никольский монастырь находился на притоке Ветлуги на левом берегу, выше города Ветлуги около 30 километров. Эти малозаселённые леса по берегам рек Большой и Малой Какши были охотничьими владениями марийских общин, в 15 веке сложился союз марийских родов во главе со старейшиной Ош-Пандашем, для укрепления границ на западе была построена крепость на месте будущего монастыря, а сам Ош-Пандаш заключил союз с галичскими князьями. В 16 веке Иван Грозный присоединяет к Москве военной силой Казанское и Астраханское, а затем и Сибирское ханства. Территория, заселённая марийскими родами, оказалась внутри Русского царства. Большая часть марийских родов во главе со своими старейшинами восстала против власти Русского царя, в первую очередь из-за обложения налогами, хотя они не были болеше прежних, ранее уплачиваемых Казанскому хану в виде ясака. 30 лет продолжалась Черемисская война, закончившаяся планомерным наступлением войск Москвы на марийские и татарские земли. Для укрепления власти Московского государства на вновь завоеванных территориях строятся новые города – крепости (Яранск, Малмыж, Царёво-Санчурск, Царёво-Кокшайск), строятся церкви и монастыри, происходит заселение территории вокруг городов русскими переселенцами. Сопротивление русскому владычеству подавляется самым жестоким образом. Если в в 1660-70-х годах марийские дружинники во главе со своими старейшинами совершали походы на русские земли, доходя почти до Нижнего Новгорода, то затем, русские войска совершают карательные походы на марийские и татарские земли. Тогда, вероятно, была уничтожена деревня Пурлы, а другие деревни были сожжены, сопротивление населения подавлено. В 60-е годы 20 века при строительстве дороги Тоншаево-Ошминское в районе Больших Селков была вскрыта братская могила с 10 марийскими ополченцами, в районе деревни Шукшум также известно старинное татарское кладбище. Эти небольшие факты могут помочь нам открыть трагическую картину становления нового Российского государства. Борьба за Заветлужские земли шла ещё в 17 веке: из-за попытки монахов Макарьевского монастыря с реки Унжи укрепиться на правом берегу Большой Какши в районе Ченебечихи. Разбирательство по спору между монастырём и марийской общиной дошло до царя Алексея Михайловича. Попытки монахов закрепиться, опираясь на свидетельства о давних русских поселениях в районе деревни Большой Музи (нынешнего Шахунского района) ещё во времена Ивана Грозного, привели к тому, что марийцы сожгли деревянную церковь на Ченебечихе и заставили монахов уйти в верховья Большой Какши – там на севере шла граница марийских поселений и начиналась территория русских поселений вдоль нынешней железной дороги Котельнич-С-Петербург, которая была построена вдоль древнего тракта из Москвы на Вятку. Такова краткая история русско-марийских отношений в 15-18 вв. Новая страница этих взаимоотношений началась во 2 половине 18 века, когда на земли Ромачинской волости и соседних территорий начинается массовая миграция русского населения, в первую очередь из Вятской губернии. Опираясь на Ревизские сказки 1816, 1834 и 1850 года мне удалось восстановить историческую картину миграции русских крестьян на Тоншаевские земли, так и внутренней миграции марийского населения внутри Ромачинской волости. Глава 2. Начало русской миграции в Ромачинскую волость. Первое русское поселение в Ромачинской волости появилось здесь в 1781 году – это был починок Клешниных на реке Пижме - Ширтья тож. Далеко от наших краёв в Вятской губернии появилась в начале 18 века Касинская волость Орловского уезда. Заселялась эта территория преимущественно вятскими крестьянами из различных районов, но очень скоро все земли здесь были освоены, поэтому начался отток лишнего населения в другие места, так как система земледелия была сугубо экстенсивная, благо земли хватало. Из деревень Касинской волости лишние крестьяне начали переселяться постепенно уже в 50-60-х годах 18 века сначала на противоположный более высокий берег Вятки, а затем всё дальше вглубь лесов, заселяя междуречье Вятки и Пижмы, скоро стали селиться уже и вдоль небольших рек, притоков Пижмы, постепенно проникая вглубь коренных марийских земель. Меня лично интересовали пути переселений моих предков, поэтому давно интересовался не только их миграцией, но и передвижением их соседей, родственников и просто земляков. Из починка Касьяновского выехал в Ромачинскую волость Игнатий Семёнович Клешнин со старшими сыновьями Ефимом (1756 г.р.), Макаром (1758 г.р.) и Захаром (1763 г.р.), оставив на прежнем месте своих младших братьев и своих младших сыновей. Каким образом ему стало известно о свободных землях в Ромачинской волости нам, наверное, не узнать никогда, но можно предположить, что подобную информацию он мог получить где - нибудь на ярмарке в Яранске или в Кукарке. Дальше осталось съездить на разведку и договориться с местной администрацией о возможности выделения свободной земли. Это могло произойти в 1780 году, в том же году императрица Екатерина провела новую административную реформу, увеличив количество губерний и наместничеств до 50. По данной реформе Ромачинская волость была передана в состав Костромской губернии, это привело к некоторым проблемам административного характера, оторвав местных жителей от привычных связей с их родичами, оставшимися в составе Вятской губернии. Но, тем не менее, процесс освоения малоосвоенных территорий Заветлужья начался именно после этой губернской реформы, так как власти были заинтересованы в получении больших доходов от местного населения, поэтому поддерживали процесс миграции потенциальных налогоплательщиков из соседней губернии. Таким образом, Игнатий Семёнович Клешнин (1730+1813) становится первым русским переселенцем на территории Ромачинской волости. В 1798 году два других сына Игнатия Семёновича Клешнина – Исайя (1768+1838) и Назар (1760 г.р.) переехали на новую родину, но поселились не в деревне отца, а основали новый починок на берегу реки Луговки, исторически называемый Апшатнур, впоследствие названный Фирстово, в честь старшего сына Назара – Фирста Назаровича, имевшего большой авторитет. В 1802 году уже внуки Игнатия Семёновича – Климент Ефимович (1775 г.р.), Анания Ефимович (1780 г.р.) и Артамон Ефимович (1793 г.р.) переезжают в Ромачинскую волость и основали новый починок Большой Лом, с ними перебрались родственники из того же починка Касьяновского большой род Зубовых. В 1822 году была основана будущая деревня Янгарка, её основал Фёдор Семёнович Шабалин из той же Касинской волости, здесь он женился на вдове Артамона Клешнина, у которой от первого брата остался сын Иван, он и стал основателем рода Клешниных в Янгарке, в 20-30-е годы 20 века Клешнины основали ещё два починка – это Малая Ширта и Клешнята. Таким образом, Клешнины в нашем районе стали основателями 6 деревень. Переселенцы имели льготы по уплате налогов, обычно 3 года, в течение которых должны были наладить хозяйство на новом месте. При этом информация о подобных переселениях передавалась устно через родственников и соседей – знакомых. Не сразу, но процесс освоения нашего района сдвинулся с места. Следом за первым переселенцем, сюда двинулись на поиск лучшей доли и другие касинские крестьяне. В деревне при селе Косино проживала большая семья Втюриных – это были грамотные крестьяне, обладавшие двумя важнейшими для деревни ремёслами – кузнечным и мельничным. После смерти главы семьи Втюриных – Степана Потаповича (1734 г.р.) осталось 5 сыновей: Михаил (1765 г.р.), Наум (1768г.р.), Иван (1771 г.р.), Евсевий (1782 г.р.), Иуда (1777+1813). Старший сын Михаил Степанович умер на старой родине, у него осталось 4 сыновей: Сидор, Владимир, Семён, Родион, они переехали в Ромачинскую волость гораздо позднее, в 1822 году, во время третьей волны переселения. Первыми из Втюриных переехали в 1793 году Наум и Иван, они поселились в верховьях реки Унжи, в 3 км от волостного центра – Ромачей, на дороге из Ромачей в Тоншаево и Кувербу. Это было отличное место, где можно было устроить водяную мельницу и кузницу, а ещё на высоком берегу Унжи уже в середине 90-х годов 18 века здесь предполагалось построить первую церковь и тогда будущее Втюринское стало бы селом и новым центром волости. Но этого не случилось, церковь была выстроена, спустя 15 лет уже при деревне Тоншаево и именно туда в 1841 году было перенесен центр волости. В 1805 году в починок Унжа, будущее Втюринское, приехал со своей семьёй старший сын Наума – Василий Наумович (1789+1822), рождённый от первого брака. Как гласит семейное предание, Василию в 1811 года выпала «судьба» идти в рекруты, но он решил её изменить: поджёг ночью свой дом, а сам с семьёй скрылся на некоторое время, вместо него в армию пошёл другой рекрут. Василий через год вернулся с семьёй в деревню отца, но тот его не пустил жить на старом месте, пришлось Василию Наумовичу поселиться во вновь заведённом починке Новом – будущей деревне Луги Новый Лом. Затем, он отправился в губернский город Кострому и там, назвавшись другой фамилией – Степановым (по деду), добился разрешения поселиться в деревне отца, это произошло в 1815 году. Родственники вынуждены были уступить, но вражда между Втюриными и Степановыми осталась. В 1 км от починка Втюриных при р.Унже в 1802 году появился починок Соснанур, который основал Евсевий Степанович Втюрин (1777+1821), а примерно около 1810 года переехал Иуда Степанович Втюрин (1782+1813) на берег р.Пижмы, где основал новый починок Малые Луги. В 1814 году второй сын Наума Степановича – Пётр Наумович Втюрин (1792 г.р) переехал на правый берег Унжи, напротив деревни отца, где основал починок, названный впоследствии Петровским, до этого он жил с семьёй старшего брата Василия в починке Новом. И затем уже в 1822 году приезжают 4 братьев Втюриных – сыновья Михаила Степановича, поселившиеся в старой марийской деревне Шукшум, затем несколько лет спустя один из братьев – Родион Михайлович основал новый починок, впоследствии названный Родюшата. Впоследствии, в 30-е годы 20 века, из Соснанура большая часть Втюриных переехали в новую деревню Садово. Таким образом, семья Втюриных основала, как и Клешнины, в нашем районе 6 деревень. На южной границе нашего района, на правом берегу реки Ошмы в 1791 году появился починок, названный по имени основателя, Парфёново или Паршата. Сам Парфён Иванович Шишмаков (1756+1805) родился в д.Шишмаки Даровской волости Котельнического уезда, переехал на новое место жительства на правом высоком берегу Ошмы в 1791 году с двумя сыновьями Федотом (1784+1844) и Василием (1787 г.р.). Впоследствии, в 1826 году в Паршата приехала дочь Парфёна – Ульяна (1791 г.р.) со своим мужем Ефимом Петровичем Кузнецовым (1789+1858) и 3 их сыновей – Василий (1811 г.р.), Исаком (1829 г.р.), Семёном (1821 г.р.). Вся дальнейшая история деревни связана только с двумя этими родами, часто связывавшихся между собой брачными узами. Жителей деревни считали, что Паршата – самая красивая деревня в округе и уезжать из неё не стоит. Ниже по течению Ошмы вскоре после заселения они построили водяную мельницу, что дало дополнительные заработки и возможности развиваться ближайшей округе. В 1793 году из Касинской волости переехали в Ромачинскую волость Севастьян Пименов Дмитриев (1765+1821) и Кузьма Пиминов Уланов (1761+1815), которые основали починок Севастьяновский, впоследствии названный Вякшенер. Эти первые русские семьи были первой волной переселенцев в Ромачинскую волость в 18 веке. Глава 3. Миграция в 1 половине 19 века. В 19 веке в Ромачинской волости более интенсивно начинает происходить процесс миграции, как внутри нашего района, так и извне. Рассмотрим сначала внутреннюю миграцию местного марийского населения. В течение почти 200 лет на территории нашего современного района существовали следующие деревни – общины: Ромачи, Большие и Малые Ошкаты, Томаево (малые Селки), Большие Селки (Селква), Шукшум (Шукшнур), Лумарь, Луга, Тоншаево, Ошары, Ирга, Куверба (Кувервуй), Одошнур. Почти все они, кроме Ошар и Больших Селков, упоминаются в переписи «черемисских бортных ухожаев» за 1685 год. Новые марийские поселения появляются только в 19 веке: около 1810 года на месте старинной марийской деревни Пурлы, уничтоженной в 16 веке, поселился Никифор Иванов (1776+1820) из д.Кувербы со своим племянником Тимофеем Герасимовым (1796 г.р.), их потомки получили впоследствии фамилию Мордвины. В то же время из Кувербы переселились на место будущей деревни Токтары два молодых парня 16 лет – Савва Васильев и Егор Емельянов, но случилось так, что последний попал в 1813 году в рекруты, а первый побоялся в одиночестве жить в глуши и вернулся в Кувербу. Но, в то время было такое правило – земля, поднятая из-под леса, могла быть продана тому, кто хотел бы на ней поселиться, т.е. продавалась не сама земля, а овеществлённый труд, вложенный в землю. Так поступил и Савва Васильев, ставший в Кувербе основателем рода Токтаровых. Он продал свой участок земли, вероятно, вместе с домом Мирону Макаровичу Поплаухину (1788 г.р.), переехавшему из починка у реки Луги, будущая деревня Фирстово, где жил вместе с отцом Макаром Карповичем. Мирон был женат на сестре первопоселенца из д.Плащенер Макковеевой, поэтому его шурин Иван Евдокимович Маковеев (1797 г.р.) решил переселиться вместе с ним в новую деревню в 1813 году, у которой осталось марийское название Токтар. Эти два рода стали здесь основными на ближайшие 170 лет. К 1812 году относится и появление таких деревень, как Васильевский (Дупляки), Ивановское (Томарята), Лошкари, Тимофеево на р.Чёрной (Чёрнотимофеево), Краснодмитриевское. Починок Васильевский основал переселенец из д.Большие Ошкаты Василий Алексеев (1786 г.р) – сын Алексея Фёдорова (1760 г.р), вероятно, он стал родоначальником фамилии Дупляковы. Деревня Ивановское-Томаръ появилась в том же 1812 году, благодаря первопоселенцу Ивану Иванову (1762 г.р) с 4 сыновьями: Василием (1786), Тимофеем (1799), Захаром (1801), Сергеем (1808), также переехавших из Больших Ошкат. Мне не известно, что означает на марийском языке слово Томаръ, но от него произошла фамилия Томаровы. В течение 19 века этот род настолько породнился с русскими, что считался в 20 веке абсолютно русским, так же, например, как и род Евстроповых. Из Больших Ошкат выехал другой крестьянин Яков Тимофеев (1783 г.р.) с сыном Василием (1811 г.р) и поселился на месте будущей деревни Лошкари, в 1816 и в 1834 году в этой деревне продолжала жить одна эта семья, только сыновей у главы рода было уже пятеро. Впоследствии это была большая деревня, где поселились русские переселенцы Вшивцевы, Тыриновы, Даровских и др. Из Малых Ошкат около 1805-1806 гг. выехал в новый починок Дмитрий Яковлев (1787 г.р), сын Якова Михайлова (1771 г.р). Починок был построен невдалеке от деревни у речки Красной, поэтому поначалу назывался просто починок у речки Красной и лишь впоследствии получил наименование Краснодмитриевский. К 1834 году у главы семьи было 4 сына: Егор, Василий, Алексей, Денис. Из марийской д.Тоншаево в 1812 году выехал Тимофей Иванов (1789 г.р) и выше по течению реки Пижмы на правом берегу у впадения небольшой лесной речки Чёрной основал починок, названный в его честь Тимофеево. На 1834 год у него было 3 сыновей: Егор, Иван, Ефим. Интересна история одной большой марийской семьи из д.Тоншаево, впоследствии получившая фамилию Евстроповы. В 1812 – 1816 гг. Евстроп Савельев (1767+1829) и его брат Борис Савельев (1777 г.р) проживали в деревне, вероятно, ближе к тому месту, где сейчас существует мост через Пижму у больницы. В переписи 1850 года место проживания его сыновей записано Тоншаево – Евстропово. Здесь жили: Григорий, Кузьма, Лаврентий, Алексей, Антон. Старший брат Евстропа – Лазарь (ок.1796 г.р) переселился на другой правый берег Пижмы, основав починок, названный в его честь Лазарцево, потомки Лазаря носят фамилию Лазарцевы. Евстроп был зажиточным крестьянином, имел водяную мельницу, а всех своих детей женил и выдал замуж за русских. Прослеживаются многочисленные родственные связи с Втюриными, Клешниными, Крашенинниковыми, Березиными и т.д. Брат Евстропа – Борис жил где-то рядом с братом, но некоторые его потомки переселились в Кувербу, один из них в 60-х годах основал починок Купсал. |