Главная страница

Защита авторских и смежных прав. Защита авторских прав


Скачать 393.05 Kb.
НазваниеЗащита авторских прав
Дата03.11.2022
Размер393.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗащита авторских и смежных прав.docx
ТипКурсовая
#768301
страница2 из 2
1   2

2.Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав


2.1 Понятие «защиты авторских и смежных прав»

Законодательство Республики Казахстан предоставляет авторам и другим правообладателям достаточно широкий спектр защиты их прав. Под методами защиты обычно понимаются предусмотренные законом средства, с помощью которых могут быть достигнуты: пресечение, предупреждение, устранение правонарушений, их восстановление и (или) возмещение ущерба, причиненного в результате правонарушения. справа. Методы защиты авторских прав можно разделить на гражданское право, административное право и уголовное право в зависимости от того, к каким правоотношениям они относятся. Безусловно, наряду с уголовным правом наиболее значимыми и эффективными являются гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

В гражданском праве можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав. Первый уровень состоит в определении способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть использованы для защиты любого субъективного гражданского права. Эти методы указаны в статье 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан. К ним относятся: признание права; восстановление того, что произошло до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; взыскание вреда, пени; возмещение морального вреда[2]. Второй уровень – законодательное обозначение методов, используемых для защиты только определенных видов гражданских прав или защиты от определенных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы предусмотрены ст.49 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями, внесенными Законом РК от 09.07.04 г. № 586-II) (далее - Закон). Между тем, сравнительный анализ указанных норм гражданского законодательства, судебной практики свидетельствует о том, что из обычно используемых способов защиты авторских прав лишь три прямо не закреплены в ст. 9 ГК РК (взыскание дохода, выплата компенсации, публикация судебного решения в целях защиты репутации)[2].

Анализируя методы защиты, можно отметить нормы статьи 48 и части 1 статьи. В соответствии со статьей 49 закона за нарушение авторских прав, предусмотренных настоящим Законом, наступает гражданская, административная и уголовная ответственность [1]. Лицо или организация, не выполняющие требования закона, являются нарушителями авторских прав и могут подвергаться гражданским и другим мерам правовой защиты.

Наиболее эффективной и популярной практикой являются три способа защиты авторских прав: возмещение ущерба, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.

В области защиты авторских прав потерпевшие требуют компенсации не за реальный ущерб, а за упущенную выгоду, которую правообладатель может получить при условии нормального осуществления своих исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и задокументировать их размер, особенно упущенную выгоду, не всегда легко, закон позволяет требовать от нарушителя взыскания всего дохода, полученного в результате нарушения авторских прав. , или требовать компенсации по своему усмотрению.

В настоящее время авторам очень сложно отстаивать свои права. Более подробно можно рассмотреть действия автора по защите своих прав.

Увидев свет произведения и начав «жить полной жизнью», автор начинает ходить по торговым точкам, смотреть и слушать. И тут начинается самое интересное-он видит контрафактные работы в торговой сети. На этом этапе автор может самостоятельно разрешить» обострение «нарушения прав на свои произведения, стремясь стать «частным детективом». Он пытается выяснить, кто поставляет продукт. Но это не всегда возможно, потому что продавцы мобильны, имеют небольшое количество товаров и очень быстро перемещаются из одного места в другое. Если автору удастся установить незаконного производителя копий произведений, он может подать иск в суд. Другая возможность-обращение автора в правоохранительные или контролирующие органы.

В настоящее время в Казахстане созданы и создаются различные общества коллективного управления правами, а также различные юридические бюро, организации за определенную плату или без оплаты в соответствии с уставом или на договорной основе. готов (или обязан) представлять его интересы в различных структурах с целью защиты прав автора.

Необходимо также сказать, что государство должно взять на себя регулирующую роль и создать эффективную правовую базу, которая позволит автору создавать и получать соответствующее вознаграждение, а государству-получать доходы в бюджет от использования произведений в экономическом обороте.

2.2 Формы защиты авторских и смежных прав
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в порядке, установленном законодательством, т. с применением соответствующих форм, средств и методов защиты. Под формой защиты понимается совокупность внутренне согласованных организационных мер, направленных на защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов. Существует два основных вида защиты-юрисдикционная и не юрисдикционная.

Юрисдикционная форма защиты-деятельность государственных уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть его в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены противоправными действиями, уполномочено для защиты обратиться в государственные или иные компетентные органы, например, в суд, третейский суд, вышестоящий орган и т.д., принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права и пресечению правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, существует общий и специальный порядок защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная часть споров об авторском праве рассматривается районными, городскими, областными и другими судами общей компетенции. Если обе стороны спорного правоотношения являются юридическими лицами, возникший между ними спор относится к компетенции третейского суда. По соглашению участников авторских правоотношений спор между ними может быть вынесен в Арбитражный суд. Иск как средство судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, то есть иск, направленный в суд с одной стороны для осуществления правосудия, и материальное правовое требование, направленное ответчику для исполнения. его обязанность или признание наличия или отсутствия правоотношений, с другой стороны. Во всех случаях, кроме случаев, прямо указанных в законе, применяется порядок защиты иска судом или, иначе говоря, судом.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, срок исковой давности не распространяется. Требования, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть предъявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Не юрисдикционная форма защиты включает действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, самостоятельно осуществляемые без обращения за помощью государственных или иных компетентных органов. Разумеется, в данном случае упоминаются только средства правовой защиты, которые должны отличаться от запрещенных законом посягательств. Типичным примером таких средств правовой самозащиты являются действия в гражданском праве, выполняемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. Круг защитных мер, не подпадающих под юрисдикцию в рассматриваемой сфере, достаточно узок и сводится к возможности отказа от выполнения определенных действий в интересах виновного контрагента, например, от внесения изменений и дополнений в работу. не предусмотренный авторским договором или отказ от исполнения договора в целом, например, если он недействителен.

Среди названных форм и видов защиты большое практическое значение и эффективность имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, осуществляемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением средств правовой защиты.

2.3 Способы защиты авторских и смежных прав
Под методами защиты авторского права и смежных прав понимаются установленные законом существенные принудительные меры, посредством которых осуществляется восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новый закон об авторском праве предлагает достаточно широкий спектр методов защиты потерпевших, некоторые из которых впервые предусмотрены законом. согласно статье. В соответствии со статьей 49 Закона Республики Казахстан «об авторском праве и смежных правах» владельцы исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от правонарушителя:

1) признание прав;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

5) взыскание дохода, полученного правонарушителем в результате нарушения авторских и смежных прав;

6) в размере от двадцати до пятидесяти тысяч минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан, а в случае нарушения прав авторов программ или баз данных для компьютера – в размере от пятисот до пятидесяти тысяч. Республика Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

7) принимать иные меры, предусмотренные законодательными актами, связанные с защитой своих прав [5].

Эти методы защиты не исчерпывают всех возможных мер, которые потерпевший может предпринять для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, поэтому их защита может осуществляться с использованием всех методов, используемых для защиты субъективных гражданских прав. Среди таких методов-прекращение или изменение правоотношений, признание недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего законодательству, возмещение морального вреда и другие требования.

Следует учитывать, что в действующем законодательстве об авторском праве, помимо способов защиты авторских и смежных прав в точном смысле, предусмотрена возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных мер наказания. Итак, согласно части 2 ст. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона Республики Казахстан «об авторском праве и смежных правах» до рассмотрения дела судья сам вправе вынести определение о запрещении ответчику создавать, воспроизводить, продавать, использовать копии произведений. и фонограмм, по отношению к которым они считаются контрафактными. Судья также вправе вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых они считаются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. В соответствии с частью 3 статьи 49 вышеназванного закона «суд вправе принять решение о конфискации поддельных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, использованных для их копирования. Поддельные экземпляры произведений или фонограмм могут быть переданы владельцу объектов авторских или смежных прав по его просьбе либо по решению суда, подлежащему уничтожению. Материалы и оборудование, используемые для их воспроизводства, по решению суда подлежат уничтожению или перечислению в доход государства [1].

Данные санкции являются административными, а не гражданско-правовыми и в строгом смысле не являются гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав. Как правило, владелец нарушенного авторского или смежного права может использовать не какой-либо, а вполне конкретный способ защиты своих прав. Чаще всего путь защиты нарушенного права непосредственно определяется специальной нормой права, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Например, если при публикации произведения искажается имя его автора, он может требовать только внесения соответствующих исправлений. Чаще всего владельцу авторского права или смежных прав дается выбор между возможными средствами защиты. Например, в случае, если потерпевший понес убытки в результате нарушения авторских или смежных прав, он вправе по своему усмотрению потребовать их возмещения либо в полном объеме, либо взыскать в свою пользу полученный доход. правонарушитель вправе требовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом, в результате нарушения авторских или смежных прав.

К перечню действий, которые могут быть запрещены ответчику, относятся производство, воспроизведение, реализация, аренда, ввоз и иное использование копий произведений и фонограмм в целях выпуска их в гражданский оборот, а также перевозка, хранение или владение. они считаются контрафактными.

Защиты гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3. натурное награждение за выполнение обязанностей;

4. взыскание убытков, пени;

5. признание сделки недействительной;

6. возмещение морального вреда;

7. прекращение или изменение правоотношений;

8. акт органа государственного управления или местного представительного или исполнительного органа, не соответствующий закону, не подлежит признанию недействительным или применению;

9. взыскание штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права;

10.а также иными способами, предусмотренными законодательными актами[2].

Почти каждый из этих методов может использоваться для защиты своих прав, но, поскольку некоторые из них более эффективны, их следует обсудить более подробно.

1) Во-первых, это второй способ защиты права, который проявляется в устранении правонарушения, например, можно требовать от нарушителя убрать с интернет-сайта работу, имеющую законного владельца. конфискация прав или фиктивных копий произведения.

2) Следующим шагом в защите нарушенных прав может стать предъявление правообладателем требования о возмещении вреда. Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 49 Закона Республики Казахстан» Об авторском праве и смежных правах«, " обладатели исключительных прав вправе требовать от правонарушителя по своему выбору взамен компенсации. расходы, выплата компенсации:

-на выплату компенсации в размере двадцати, минимальной заработной платы до пятидесяти тысяч, а в случае нарушения прав авторов программы или базы данных для ЭВМ - в размере пятисот минимальных заработных плат до пятидесяти тысяч; Вместо возмещения убытков или взыскания дохода размер компенсации определяется судом [1].

3) принуждение к исполнению обязанности в натуре. Как самостоятельный способ защиты гражданских прав, принуждение к исполнению вещного обязательства, часто именуемое фактическим исполнением, характеризуется тем, что преступник по просьбе потерпевшего обязан фактически выполнить возложенные на него действия. обязательства, обязывающие стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно выступает против выплаты денежной компенсации. Очевидно, что такая замена интересов жертвы не всегда может удовлетворить. Только в тех случаях, когда фактическое исполнение объективно невозможно или нежелательно для потерпевшего, этот способ защиты должен быть заменен другим средством защиты по выбору потерпевшего.

В частности, автор может потребовать от заказчика фактического исполнения обязательства по выпуску бесплатных копий принадлежащего ему произведения; владелец произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден предоставить автору реальную возможность их осуществления и т.д.

А Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года N 456-1» О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", наряду с требованием к правообладателю прекратить правонарушение или взыскать ущерб, предъявляет иск:
-уничтожать произведенные изображения товарного знака или наименования места происхождения товара, удалять с товара, его упаковки, бланков или иной документации незаконно использованный товарный знак или наименование места происхождения товара, а также непонятный им аналогичный знак. В случае невозможности выполнения этого требования соответствующие товары подлежат уничтожению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан[4].

Защита методами гражданского права направлена, прежде всего, на восстановление нарушенного права или получение компенсации, позволяющей такое восстановление[10].

Перейдем к анализу конкретных гражданско-правовых путей защиты авторских и смежных прав.

а) признание авторских и смежных прав. Необходимость такого способа защиты возникает, когда лицо сомневается в авторских или смежных правах, оспаривает авторские или смежные права, опровергается или существует реальная угроза таких действий. Часто неясность авторских или смежных прав делает невозможным его использование или, по крайней мере, затрудняет использование.

Признание авторского права-лишь средство устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для осуществления других прав и недопущения действий третьих лиц, препятствующих их нормальному осуществлению.

Признание права как средства защиты по своей природе может осуществляться только в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права направлено не на ответчика, а на суд, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие прав истца. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом средств правовой защиты. Например, для взыскания ущерба, связанного с незаконным использованием произведения, истцу необходимо доказать, что данное произведение принадлежит авторскому праву.

б) восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Этот метод защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное в результате правонарушения авторское или смежное право не может быть отменено и может быть фактически восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки произведения к печати или в ходе его использования в него были внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в прежнем виде.

Полное восстановление нарушенного авторского права невозможно в тех случаях, когда произведение обнародовано и известно неопределенному кругу лиц. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации информации о нарушении.

Восстановление нарушенных прав автора может быть достигнуто иными способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего.

в) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Наряду с признанием права, данный способ защиты может применяться совместно с другими методами защиты, например, с возмещением ущерба, или иметь самостоятельную ценность. Например, в случае безусловного использования произведения его автор может потребовать как запрета на его дальнейшее использование, так и возмещения убытков, понесенных в связи с таким использованием. Однако интерес автора может проявляться только в прекращении (прекращении) нарушения его права на будущее или устранении угрозы его нарушения. В рассматриваемой области типичными примерами реализации данного способа защиты являются запрет на печать произведения, запрет на дальнейшее распространение произведения, запрет на использование перевода или обработки и др.

г) возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. При этом имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется в счет денежного возмещения причиненных ему имущественных убытков. При этом такая компенсация может быть либо напрямую связана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо только косвенно (взыскание незаконных доходов), либо в целом относительно независима от него (выплата возмещения). Компенсация возмещается независимо от наличия или отсутствия убытка[9].

В соответствии с ч. 1 ст. В соответствии со статьей 49 Закона Республики Казахстан «об авторском праве и смежных правах» основной формой возмещения вреда, причиненного потерпевшему, является возмещение убытков. Под расходами понимаются расходы, понесенные лицом, право которого нарушено, имущество которого утрачено или повреждено (фактический ущерб), а также утраченные доходы, получаемые этим лицом при нормальных условиях обращения, если его права не нарушены. упущенную выгоду). Согласно общему правилу на рассматриваемой территории ущерб возмещается в полном объеме [1].

Обоснование размера причиненного вреда, в том числе упущенной выгоды, является обязанностью самого потерпевшего. Он также доказывает сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинную связь между нарушением его прав и вытекающими из него убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав считается виновным до тех пор, пока не будет доказано иное.

Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, не всегда легко, Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет потерпевшим возможность возмещения причиненных убытков. пострадали два других простых способа.

Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный в результате нарушения авторских и смежных прав. Нетрудно заметить, что в данном случае ответственность правонарушителя значительно возрастает, поскольку речь идет не о полученной им прибыли, а обо всех его незаконных доходах.

Во – вторых, владельцы нарушенных авторских и смежных прав путем истребования у правонарушителя компенсации в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч минимальной заработной платы, а в случае нарушения прав авторов компьютерных программ или баз данных-в размере от пятисот до пятидесяти тысяч минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Обладатели нарушенных авторских или смежных прав наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученных доходов или компенсаций вправе требовать от виновного правонарушителя возмещения причиненного им морального вреда. Форма и размер возмещения морального вреда определяются судом независимо от имущественного ущерба, подлежащего возмещению.

Преимуществом административных мер по борьбе с нарушителями авторских и смежных прав является возможность выявления нарушителя и привлечения его к ответственности, в отличие от гражданского или уголовного судопроизводства. Иногда только благодаря оперативным действиям правоохранительных органов удается получить показания о незаконном использовании, добраться до производителя контрафактной продукции, его производственной базы и складов. Считаем, что законопослушные книжные издательства, звукозаписывающие компании и музыкальные издательства, продюсерские центры и другие законные пользователи произведений и фонограмм имеют сильные административные и правовые рычаги против недобросовестных конкурентов – лиц, незаконно использующих интеллектуальную собственность.

Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет сделать однозначный вывод: защита своих исключительных прав административно-правовыми мерами не только возможна, но и необходима, таким образом, каждый нарушитель, нарушивший такие права, дееспособен. за причинение существенного ущерба интересам законных правообладателей (в частности, хозяйствующих субъектов, вложивших значительные средства в реализацию своих проектов) привлечена как минимум административная ответственность, из гражданского оборота изъята контрафактная продукция.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РК), предусматривает санкции административной ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе за нарушение авторских и смежных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 КоАП РК административным правонарушением признаются: незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров произведений и (или) фонограмм в целях сбыта, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния[5].

К административной ответственности за нарушение авторских или смежных прав могут привлекаться как предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и производители и продавцы аудиокассет, компакт-дисков, книг, журналов, брошюр, альбомов и других таких незарегистрированных экземпляров. произведения и фонограммы, признанные контрафактными, а также совершеннолетние работники организаций, производящих или распространяющих контрафактную продукцию (типографии, оптовые базы, магазины, палатки, пункты проката) или организаций, незаконно использующих объекты исключительных прав иным способом, на момент совершения административного правонарушения составляют 16 лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что оно имело возможность выполнять правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но это лицо не приняло для исполнения всех связанных с ним мер.

Из видов ответственности, предусмотренных КоАП Республики Казахстан за нарушение авторских и смежных прав, мы выделяем фиктивные копии и конфискацию материалов, оборудования и других средств за незаконное использование объектов. авторское право и смежные права[5].

Многие правообладатели прямо заинтересованы в том, чтобы контрафактные копии были изъяты у правонарушителя, изъяты из гражданского оборота. Зачастую изъятие из продажи незаконно выпущенных копий отвечает интересам юридических пользователей – юридических лиц (издательства, звукозаписывающие компании, производители программного обеспечения), получивших необходимый объем исключительных прав и вложивших значительные инвестиции в проект.

В соответствии со ст. 628 КоАП РК конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 129 КоАП, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.[5]

Уничтожения контрафактных тиражей чаще всего требуют правообладатели - физические лица, особенно в тех случаях, когда при изготовлении экземпляров произведений или фонограмм были допущены нарушения личных неимущественных (моральных) прав, перечисленные в ст. 15 и 37 Закона об авторском праве. Например, не указано или неправильно указано имя автора (исполнителя); произведение (запись исполнения) искажено или снабжено комментариями, порочащими честь, достоинство или репутацию правообладателя; добавлен "соавтор".

Характеристики, позволяющие "визуально" определить ложность произведения или фонограммы, сравнительно невелики. Прошли времена, когда" пиратские " кассеты, компакт-диски и книги предавали недоброкачественности. Кроме того, контрафактную продукцию можно условно разделить на три вида, каждый из которых имеет еще известные, но неочевидные признаки.

Рождение первой категории "пиратской" продукции является следствием безусловного использования произведений или объектов смежных прав. К этому типу относятся, среди прочего, копии работ, по которым осуществляется производство, распространение или импорт:

1) без получения необходимых разрешений от всех правообладателей (нет согласия ни одного из соавторов, наследников автора, общих издательств и т.д.);

2) на основании договора с лицом, не являющимся владельцем авторского права (например, наследником, исключенным из завещания, или издателем, у которого истекло право исключительной собственности);

3) совершать от имени правообладателя сделки по передаче авторского права на основании разрешения представителя правообладателя, не имеющего полномочий (лица, действующего по доверенности, полностью лишенной полномочий или: аннулированной правообладателем; не наделенной полномочиями представителя); просроченной);

Все видимые признаки этого вида "пиратства" являются косвенными и возникают, как правило, в результате нарушения требований других отраслей законодательства, соблюдение которых является обязательным для предпринимательской деятельности. Например, основания для проведения более тщательной проверки могут возникнуть в случаях: ввоза на территорию Республики Казахстан копий печатной, аудиовизуальной и другой продукции в количестве, превышающем индивидуальные потребности; нарушения требований ГОСТ (отсутствует полная информация о производителе: полное наименование, в том числе организационно-правовая форма; место нахождения; номер лицензии и т.д.); отсутствует знак охраны авторского права ("авторское право"), указывающий на принадлежность исключительного авторского права определенному субъекту.

Второй вид контрафактной продукции-копии, выпуск и/или распространение которых являются нарушением условий договора или осуществляются вне полномочий, полученных по договору. К этому виду, а именно:

-копии объекта авторского права или смежных прав, использованные способом, не предусмотренным соглашением с правообладателем (например, настоящее имя автора изменено на псевдоним или опубликовано в уточненном виде без указания фамилии автора). имя вообще);

- копии, созданные и упраздненные с нарушением условий договора о территории или сроке использования произведения (в случае отсутствия в авторском договоре пункта о территории, на которую предоставлено право, действие переданного права ограничивается территорией Республики Казахстан по договору, а в случае отсутствия договора о сроке, по истечении пяти лет со дня заключения договора, если пользователь был уведомлен в письменной форме за шесть месяцев потом может сломаться. расторжение договора);

- копии, превышающие предельный тираж, установленный соглашением с правообладателем.

Третий вид контрафакта-продукция, производство и распространение которой является актом недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции является реализация товаров, а также приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица (предпринимателя) и его продукции с неправомерным использованием результатов интеллектуальной деятельности. В издательской деятельности к таким актам относятся:

- подделка продукции одного хозяйствующего субъекта вторым участником рынка (например, подделка печатного издания обычно осуществляется путем проверки копии издания как образца или копии, полученной добросовестным путем);

- дополнительное издание заводом (типографией) копий произведений или фонограмм, тираж которых создан данным заводом (типографией) по заказу правообладателя, без разрешения с целью их дальнейшего распространения.

Контрафактность такого типа может характеризоваться следующими признаками.

1)контрафактная продукция имеет визуальное отличие от легальной. Сразу отметим, что такие различия обычно возникают, если подделка была сделана с помощью юридически оформленной копии в качестве образца. Контрафактная, например, публикация, сделанная с помощью мотивированных отпечатков и пленок оригинальных макетов правообладателя, может отличаться от законной продукции только другой цветовой гаммой.

2) распространение копий осуществляется лицом, не являющимся официальным распространителем правообладателя.

Многие правообладатели предпочитают распространять свою продукцию через сеть магазинов или через так называемых «эксклюзивных дистрибьюторов». Эта практика в основном способствует предотвращению и более быстрому выявлению действий недобросовестной конкуренции. Таким образом, подделка копии издания или компьютерной программы может быть выражена логотипом официального дистрибьютора правообладателя, не имеющего отношения к данному дистрибьютору, а также отсутствием счетов-фактур и другой документации. дистрибьютор необходим для подтверждения правомерности получения и продажи данного продукта.

3) продукция предлагается по ненатурально низким ценам(ниже оптовых или указанных в фирменных магазинах).

4) Нарушение установленных законом правил торговли (отсутствие контрольно-кассовых машин и т.д.).

Нарушение требований незаконного предпринимательского, налогового и таможенного законодательства в большинстве случаев свидетельствует о нарушении исключительного авторского права. Однако, как было отмечено выше, практически все перечисленные признаки контрафактной печатной продукции имеют косвенный характер и требуют их подтверждения в ходе оперативно-розыскных и следственных действий.

Законодательство Казахстана, как и многих других государств, наряду с мерами гражданской защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан, если это деяние причинило существенный вред автору или иному правообладателю или причинило существенный вред их правам или законным интересам, а равно использование объектов незаконного авторского права или смежных прав, а равно получение, хранение, перемещение или изготовление поддельных экземпляров произведений и (или) фонограмм в целях сбыта в значительном размере совершенным уголовным правонарушением. [6] объектом анализируемого преступления являются общественные отношения по осуществлению человеком и гражданином авторских и смежных прав, гарантированных Конституцией Республики Казахстан. Предмет преступления научные, художественные, музыкальные или литературные произведения и т.д. объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в следующих действиях: 1) приобретение авторских прав; 2) принуждение к соавторству; 3) незаконное использование объектов авторского права или смежных прав; 4) приобретение поддельных экземпляров произведений и (или) фонограмм, сохранить, переместить или создать[7].

Под приобретением авторских прав следует понимать объявление лицом себя автором чужого произведения, издание его полностью или частично под своим именем (псевдонимом). Назначением авторского права также признается издание произведения, созданного совместно с другими авторами, без указания имени автора, использование чужого произведения в своем произведении без ссылки на автора[7].

Под принуждением к соавторству следует понимать воздействие на автора различными способами (путем запугивания, шантажа или применения насилия) с целью получения согласия на указание виновного лица в качестве соавтора (оба принуждения являются совместными авторскими). и другие) не участвовавшие в создании произведения[7].

Эти действия-наказываются штрафом либо привлечением к штрафу в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей либо в размере заработной платы или заработной платы либо иного дохода осужденного на срок от одного до пяти месяцев. на общественных работах на срок от ста до ста восьмидесяти часов либо с ограничением свободы на срок до двух лет[6].

Под незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав понимается воспроизведение, распространение, ввоз, указание, перевод или противоправное разглашение чужого произведения, исполнения или создания, фонограмм, сообщений без согласия автора, в том числе автора. оплата сбора последнему полностью или частично; незаконное опубликование произведения, исполнения или постановки, фонограмм, сообщений, в которые внесены изменения, дополнения или сокращения, противоречащие закону, без согласия автора; переиздание произведения без согласия автора или его наследников и т.д[7].

Незаконное приобретение контрафактных копий произведений или фонограмм должно предусматривать приобретение, обмен других товаров и предметов, выплату долгов, получение кредита или подарка, присвоение найденного[7].

Под незаконным хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим наличием в распоряжении виновного поддельных экземпляров произведений (или) фонограмм, независимо от места их нахождения (при себе, в тайнике, помещении, транспорте и др.). мест) и времени их хранения [7].

Под незаконным перемещением следует понимать действия по перемещению, передаче, транспортировке фальшивых экземпляров произведений и (или) фонограмм из одного места в другое, в том числе в пределах одного населенного пункта[7].

Под незаконным производством следует понимать любые умышленные действия, связанные с изготовлением, копированием, копированием фальшивых копий произведений и (или) фонограмм[7].

Все эти действия должны совершаться с целью продажи, под которой следует понимать любое средство незаконной продажи или передачи контрафактных копий произведений и (или) фонограмм из собственности одного лица в чужую собственность (продажа, дарение, дарение). погашение долга, обмен, выдача кредита и т.д.), а также другие способы распределения[7].

Эти действия-наказываются штрафом либо привлечением в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей либо в размере заработной платы или заработной платы либо иного дохода осужденного на срок до десяти месяцев. привлечение к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо арест на срок от трех до шести месяцев[6].

Состав анализируемого преступления по конструкции является материальным, так как для признания его уголовно наказуемым и оконченным деянием необходим существенный ущерб или совершаются соответствующие противоправные действия в значительном размере. В примечании к искусству. В соответствии со статьей 184-1 Уголовного кодекса законодатель определяет в статье как существенный ущерб или существенную сумму. 184 и 184-1 признают сумму ущерба или стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности или стоимость экземпляров произведений и (или) фонограмм или товаров, включающих изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения или топологии интегральных микросхем. , что в сто раз выше месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.
Субъективно деяние, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса Республики Казахстан, характеризуется чувством вины в виде прямого умысла и цели, что является конструктивным признаком данного деяния. Преступник знает и хочет нарушить авторские и смежные права с целью получения прибыли[7].

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшие 16 лет.

В качестве квалифицирующих признаков уголовное право квалифицирует противоправные действия: а) неоднократно; б) группой лиц или организованной группой по предварительному сговору; в) в крупном размере или при причинении крупного вреда; г) с использованием лицом своего служебного положения[7].

Такое нарушение авторских и смежных прав должно быть признано повторным, если лицо совершило деяние, ранее судимость которого не была погашена или непогашена и срок давности привлечения такого лица к уголовной ответственности не истек.

Нарушение авторского права и смежных прав признается совершенным группой лиц по предварительному соглашению, если оно совершено двумя или более лицами, то есть до достижения комиссией соглашения о его совместном осуществлении. При предварительном объединении устойчивой, сплоченной группы для совершения данного преступления рассматриваемое деяние признается совершенным организованной группой[7].

В соответствии с пунктом 2 примечания к статье. В соответствии со статьей 184-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан деяние признается совершенным, причинившим крупный ущерб либо в крупном размере, если сумма ущерба или стоимость права пользования объектами интеллектуальной собственности или стоимость права пользования объектами интеллектуальной собственности или стоимость экземпляров. произведения и (или) фонограммы или товары с топологией изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционного достижения или интегральных микросхем в пятьсот раз превышают месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления[7].

Под нарушением лицом авторских и смежных прав с использованием своего служебного положения понимаются умышленно противоречащие цели и задачи, совершенные должностным лицом в пределах его компетенции, но по своему содержанию служащие для достижения соответствующим органом.

Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении авторских прав в суде имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего, это дела так называемого частного обвинения, т. дела, возбуждаемые только по просьбе потерпевшего. Правда, в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении имеет особое общественное значение или потерпевший не может защитить свои права и законные интересы в силу своего беспомощного положения, зависимости от обвиняемого или по иным причинам, Прокурор вправе возбудить такое дело даже при отсутствии жалоб потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать иск в суд, в котором указать, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно указано и что подтверждает ходатайство потерпевшего о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности. ответственность. Суд указал на ничтожность жалобы потерпевшего, отсутствие доказательств и т.д. судьи и указать в ней причины решения.

Не подлежат прекращению дела о нарушении авторских прав при примирении потерпевшего и обвиняемого, что обычно не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т. е. на предварительном следствии, проводимом прокуратурой.

Заключение
Итак, изучив тему моей курсовой работы, я пришел к следующему выводу: авторское право как специфическая отрасль защищает интересы людей, занимающихся творческим, интеллектуальным трудом. Авторское право как материальная субстанция защищает не литературное писание и образ, а скорее духовный продукт внутри него, то есть произведение.

Многие вопросы возникают в связи с применением законодательства, о чем свидетельствует пассивная и полная противоречий судебная практика. Быстрое, объективное, справедливое и законное судебное решение возникающих споров может быть достигнуто путем специализации судей и юридических служб. Также необходимо решить вопросы получения правообладающими лицами компенсации за время, затраченное на защиту их прав в судах, оплату труда их представителей. Такой подход позволяет добиться результативной работы по обеспечению не просто официальной публикации авторских прав, а их реальной реализации.

В настоящее время наиболее распространенными видами нарушений авторского права и смежных прав являются использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями, непредставление имени автора при использовании произведения. Прежде всего речь идет о нарушении авторских и смежных прав в рамках оборота аудио - и видеопродукции, оборота компьютерных программ и печатной продукции. Такая ситуация происходит во всех регионах Казахстана. Законодательство достаточно адекватно охватывает продуктивные механизмы защиты объектов авторского права и смежных прав от незаконного использования, однако не всегда они реализуются на практике. Его причины скрываются не только в экономических факторах, но и во внешнеэкономических факторах. Механизм защиты нарушенных прав в рассматриваемой сфере является непродуктивным.

Проблемы, связанные с развитием техники, необходимостью координации деятельности авторских организаций, ростом количества нарушений в сфере авторских и смежных прав и изменением отношения общества к таким нарушениям, интенсивным развитием внутригосударственного и международного законодательства, вопросами использования произведений, ставших общественным достоянием, приводят к укреплению роли вынужденного государства в сфере применения авторских прав. Он больше не должен ограничиваться только защитой, сохранением и регулированием авторских и смежных прав. К двум обычным функциям, таким как обработка норм внутреннего законодательства и защита интеллектуальной собственности посредством международного договора, добавляется еще несколько новых функций.

Одним из них является координирующая функция в отношении организаций, управляющих имущественными правами обладателей авторских и смежных прав. Согласно ст. 44 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», правообладатели сами могут создавать неограниченное количество организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Проблема такого управления авторскими правами заключается в том, что каждая организация считает, что соответствующие платежи могут передаваться всем правообладателям и требовать от пользователей. Законных препятствий для этого нет, поэтому отказ государства от координирующей роли приводит, с одной стороны, к росту мошенничества в этой сфере, а с другой-к невозможности нормального функционирования организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Государство должно выполнять определенную координирующую функцию в отношении таких организаций. Правильнее было бы внести изменения в Закон Республики Казахстан «О лицензировании», предусмотрев лицензирование» деятельности по сбору авторского вознаграждения.

Список используемых источников:
1.Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года № 6-1 (с изменениями, внесенными Законом РК от 20.06.2018 № 161-VI )

2.Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 г. № 268-XII Алматы 2017г.

3. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. С. 34.

4. Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 г. N 456-1

5.Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК.

6.Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК

7. Комментарий к Уголовному Кодексу Республики Казахстан Алматы 2008г.

8. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав

// Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100

9. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова.- М., 2005.- 496 с.

10. Дозорцев А. Интеллектуальные права. М., 2005. - 416 с.

11.Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.; “Книжный мир”, 2002. 10 б.

12.Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1958

13.ГрибановВ.П. Пределы осуществленияи защиты гражданскихправ. М., 1992

14.Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. Из-во МГУ, 1972

15.Сергеев А.П. Защита гражданских прав. Гражданское право. Учебник (под ред. Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева). М., 1996.

16.Свердлык Г.А., Страунин Э.Л. "Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав." Государство и право", № 5, 1998, 22-бет.

1   2


написать администратору сайта