Завьяловского района удмуртской республики
Скачать 5.67 Mb.
|
Глава 2. Памятники, связанные с религиозными культами Удмуртская Республика, как и Российская Федерация в целом, относится к регионам с распространением нескольких религиозных конфессий. Издавна у коренного населения удмуртских земель была своя система развитого язычества. После присоединения Удмуртии к Российскому государству ведущее положение постепенно закрепилось за православным христианством. Серьезные позиции занимал ислам из-за соседства с Волжской Булгарией. По данным на 2007 г. в УР доминирующими конфессиями являются: православие (58,7%), протестантизм (29,6%) и ислам (8,3%)117 Исторически сложилось, что в Завьяловском районе УР также преобладает православие. В дохристианское время здесь, как и в остальных районах проживания удмуртов, главенствующие позиции занимало традиционное язычество, сохранявшее свое влияние вплоть до середины XX в. Что касается ислама, старообрядчества и иных вероисповеданий, то, безусловно, их последователи на данной территории проживали во все времена, но представительных мусульманских объединений и старообрядческих общин и соответствующих культовых строений в районе не было зафиксировано118. Мусульманские мечети и молитвенные дома иных конфессий начали появляться в районе лишь в последние годы. Дохристианские культовые объекты Основу традиционной духовной культуры этноса составляет система мифологических представлений, в которых находят отражение сложные взаимодействия человека, общества и природы. Имеющиеся в наличии данные по сакральным памятникам средневековых пермских (праудмуртских) племен позволяют говорить о существовании у них двух групп святилищ: одни из них располагались рядом с поселениями людей и были, видимо, посвящены родоплеменным божествам, другие - размещались на некотором отдалении от места обитания людей, и были связаны с почитанием хозяев Дикой Природы. В зависимости от степени общественной значимости сакральных объектов и их предназначенности тем или иным божествам исследователями выделяется четыре главных типа священных мест: семейно-родовые святилища, моления в лесах и рощах, общественные мольбища, посвященные племенным и территориальным покровителям, памятники, на которых производились погребально-поминальные обряды. Более многочисленные, хотя и основательно запутанные материалы, имеются по святилищам удмуртов XVIII-XX вв. (родовые мольбища - куала и священные рощи - луд и кереметь). Однако к настоящему времени данные о них не везде сохранились одинаково. Многие культовые памятники были разрушены в процессе христианизации в XVIII-XIX вв.: деревья срублены, места запаханы, и никто из местных жителей уже не может указать точное местонахождение памятника119. Самым распространенным и почитаемым местом совершения семейно-родовых культов у удмуртов была куала - небольшая бревенчатая постройка, где хранилась святыня семьи и рода - воршуд, изображенный в виде идола120. По данным Михаила Гавриловича Атаманова, территория Завьяловского района была зоной расселения по крайней мере 13-ти воршудно-родовых групп: Род Бигра - его следы обнаружены в д. Большая Венья; Бодья - дд. Диньтем-Бодья, Жеребенки; Венья - самым старинным родовым селением считается д. Большая Венья. Отсюда отделились позднее жители Лудорвая, Малой Веньи, Пирогово, Подшивалово, Каменного, Старого Чультема; Занка - д. Якшур; Затча - д.Старый Чультем; Зумья - д. Старый и Новый Сентег; Какся - с. Юськи; Кушья - д. Старый Чультем; Поська - с. Юськи; Пурга - д. Ожмос-Пурга и Коньки; Санья - Большая Венья; Юсь - с. Юськи; Шудья - самая большая группа, которая расселялась по р. Иж, именно на территории Завьяловского района. Это с. Завьялово, дд. Люлли, Нижний Вожой, Новая Казмаска, Пычанки, Ягул, Медведево, Якшур, Шаберды, Шудья, Люкшудья, Чемошур. Говоря в целом о культовых объектах этой группы, следует отметить, что в конце XVIII - начале XX в. в пределах каждого удмуртского селения и в его окрестностях имелись культовые места разной степени сакральности. Как правило, в деревне существовало несколько семейных святилищ (по числу домохозяев), одно или несколько родовых святилищ, в которых совершалось поклонение Воршуду; одно или несколько сакральных мест, посвященных хозяину Дикой не освоенной человеком Природы121. Так, очевидно, можно сказать и о деревнях Завьяловского района, в особенности о тех, которые были названы. Как уже было отмечено, многие культовые объекты были разрушены в процессе христианизации и позднее. Кроме того, со временем куала, которая располагалась в каждой усадьбе, трансформировалась в хозяйственное помещение типа летней кухни и практически утратила свое первоначальное предназначение. Но, несмотря на это, кое-где моления в куале сохранялись вплоть до середины XX в. По словам Н.Е. Сидоровой, уроженки и жительницы удмуртской деревни В. Женвай Завьяловского района, ее соседи еще в довоенные годы «молились воршуду» в семейной куале. В д. Старая Карлудка, которая затем вошла в черту г. Ижевска была куала. По воспоминаниям одной престарелой женщины, жены священника, которой в начале XX в. было уже 94 года, «повыше Карлудки у удмуртов был керемет, была куала»122 123. Кроме родовых святилищ в Центральной и Южной Удмуртии выявлены топонимы, свидетельствующие о существовании культа священных рощ - луд и кереметь. Подобные объекты располагались за пределами населённых пунктов на возвышенной залесенной территории вблизи водного источника. Святилище представляло собой огороженную площадку. В пределах площадки имелась самая сакральная часть в виде отгороженного угла, а также священные деревья, в стволы которых в процессе обрядов втыкали монеты, перья, обернутые нитками. Как и куала, они имелись в каждой деревне. Обрядовые действия проводились на таких объектах даже в XX в., а большинство их было разрушено во время коллективизации . На территории района удалось выявить упоминания о нескольких таких объектах (Рис. 33-3-6, 8): в с. Юськи имелось два луда, в одном из которых молились три рода - Юсь, Имъез, Какся, а в другом - род Поська; в д. Старая Карлудка у удмуртов была священная роща кереметьХ2А; в окрестностях д. В. Женвай, по словам представителей старшего поколения, находилась священная роща - луд, где часть местного населения совершала языческие обряды вплоть до середины XX в. Луд находился в 1-2-х км от деревни, на небольшой возвышенности, поросшей лесом. В праздники, в особенности летние, здесь совершались религиозные обряды, сопровождавшиеся приготовлением каши и мяса барана. На сегодняшний день место, где была священная роща, знают представители старшего поколения коренного удмуртского населения, но рощи здесь уже нет давно - с середины XX в., она была вырублена124 125 126 127; в окрестностях д. Чужьялово, на Чужьяловском городище, также располагалась священная роща. У местного населения городище известно как кереметь . То есть, на месте древнего городища население д. Чужьялово производило ритуальные действия. Весьма любопытны факты функционирования удмуртских культовых мест XIX-XX вв. на площадках средневековых городищ или в непосредственной близости к ним, в то время как в окрестностях этих укрепленных поселений имелось множество других возвышенных мест, удобных для устройства мольбищ. Подобные данные позволяют говорить о тенденции к некоторой преемственности в выборе одних и тех же мест для святилищ в разные исторические эпохи . В качестве смелого предположения можно отметить, что молельные рощи могли быть и на площадках других городищ, расположенных на территории района - это Колюшевское, Макаровское I, II, Постольское городища. Но для уточнения подобного предположения необходимы детальные полевые исследования местности и беседы со старожилами. Кроме совершения молений в Священных рощах, удмурты почитали также и отдельные деревья. Каждому божеству удмуртского пантеона соответствовало свое дерево. Наиболее почитаемыми были береза, сосна, ель, липа. Так, например, верховному божеству Инмару молились под сосной128. В окрестностях д.В .Женвай, на небольшой возвышенности, стоит одинокая сосна (Рис. 33-5; 34). По словам местных жителей, ей уже более 150 лет. Сосна имеет причудливые очертания, что, очевидно, и привлекало верующих в сверхъестественные силы. В первой половине XX в. данное дерево использовалось местными знахарками для заговоров и излечения от желтухи и иных болезней, при этом на дерево повязывались различные веревочки и обрезки тканей. Кроме того, данное дерево было «очевидцем» Гражданской войны, и действительно, в стволе сосны местные жители находили отверстия от пуль времен Гражданской войны129. Особую группу культовых памятников составляют позднесредневековые удмуртские могильники, связанные с захоронением предков и почитанием их душ. На территории района шесть таких памятников (Рис. 3, 33). Четыре из них датированы XVII-XVIII вв.: это Болтачёвское кладбище, Верхнее-Постольский могильник, Каменский вужшай, Якшурский могильник, а также - Гольянское кладбище XVII-XIX вв. и Юськинский могильник второй половины XVIII - первой половины XIX вв. (подробнее - Глава 1). Но сегодня нельзя с полной уверенность утверждать, что данные памятники воспринимаются местным населением как культовые объекты. У местного населения бытует название вужшай, т.е. старое кладбище. Кладбища - это особые культовые места, где преимущественно проводились две разновидности ритуальных церемоний - похоронные и поминальные. После прекращения захоронений на дохристианских могильниках отношение к ним как к сакральным объектам сохранялось в течение длительного времени. Сюда приходили совершать поминальные трапезы в честь предков жители близлежащих деревень вплоть до середины XX в. В археологических материалах фиксируется жертвенная пища, орудия труда и охоты, украшения, монеты, элементы костюма и т.д. Материалы всех памятников свидетельствуют о доминировании языческой обрядности, вплоть до начала XX в., которое проявляется в наличии сопроводительного инвентаря, что противоречит христианским традициям. Таким образом, все материалы этих памятников в полной мере доказывают 130 позднее распространение христианства среди удмуртов . Таким образом, на территории Завьяловского района УР как в дохристианское время, так и в процессе христианизации вплоть до середины XX в. существовали все типы культовых объектов - это и старые удмуртские кладбища, и родовые мольбища, и священные рощи. К сожалению, удалось выявить сведения только о существовании нескольких из них. Реально же, их было намного больше - вероятно в каждой удмуртской деревне. Но зачастую информация о таких объектах отрывочна, они просто оказывались не зафиксированными. Кроме того, ввиду территориальной близости к городу многие процессы здесь протекали быстрее, чем в отдалённых районах республики, где и сегодня подобные объекты доступны для изучения. Несмотря на это, все еще остается возможным сбор сведений о таких объектах, для чего следует применять методы устной истории. Представители старшего поколения из числа коренного удмуртского населения еще живы и могут поделиться такого рода информацией. Поэтому необходима дальнейшая работа в данном направлении. Православные храмы Первые храмы на территории современной Удмуртии появились в XVI в. Это были храмы, построенные русскими поселенцами, осваивавшими районы Прикамья. В большинстве своем церкви были деревянными (XVI-XVIII вв.), и до наших дней они не дошли. Первые каменные храмы появились здесь в конце XVIII в. и строились они уже по планам архитекторов. На территории Удмуртии возводились все виды храмов, распространённые в России: приходские, бесприходные (кафедральные соборы, кладбищенские церкви, городские церкви), домовые, считавшиеся приписными к ближайшим приходским церквям, молитвенные дома (освященные здания, которые устраивались в отдалённых от приходских церквей селениях), часовни (молитвенные дома, построенные в городах и селениях в честь Святых икон или в честь воспоминаний о каких- либо знаменательных событиях - церковных и исторических). Инициатива строительства церквей в XVII-XVIII вв. и позднее обычно исходила от самого населения. Выборные от сельского схода возбуждали ходатайство перед епископом о строительстве церкви вновь или новой вместо старой. Причины были разными: удаленность от церкви населенного пункта, маловместительность или ветхость прежней церкви и т. д. Архиепископ, по рассмотрении прошения, давал свое благословение и письменное разрешение в виде храмозданной грамоты, в которой перечислялись подробные указания относительно устройства церкви. Храм и приход получали свое название по престолу храма. Если престолов в храме было несколько - по главному, освященному во имя какого-либо Святого или в честь церковного события. Названия храмов отражали особенности христианизации и почитания святых и событий священной истории. Они тесно были связаны с местными праздниками, обрядами, обычаями. Среди названий храмов в целом выделяется несколько групп: 130 Господские, Богородичные, Архангельские, пророческие и апостольские, а также храмы, посвященные различным святым, святыням и событиям131 132 133. Так, например, к Господским (связанным с почитанием Сына Божьего, Иисуса Христа) храмам на территории Завьяловского района относятся следующие: Свято-Троицкий (с. Бахилы), Вознесенский (с. Сов-Никольское), Богоявленские (с. Гольяны, с. Завьялово), Преображенский (с. Ягул). К Богородицким храмам относятся: ныне действующие храмы в с. Люк и на ст. Азино (Ризоположения Божьей Матери с. Люк; Богородицкий женский монастырь с. Люк; Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» ст. Азино). Архангельский храм на территории района один - это ныне действующий храм Архистрстига Божия Михаила в с. Ягул. Апостольские и Пророческие храмы на территории района посвящены Св. Апостолам Петру и Павлу (с. Люк, с. Ягул), а также Св. пророку Илие (д. Докша). Кроме того, распространены храмы, посвященные Вселенским общерусским Святым и святыням: Св. Косьме и Дамиану (с. Бабино), Св. Николаю Чудотворцу (с. Завьялово), Воздвижению Креста Господня (с. Гольяны), Сретению Господню (с. Юськи), Покрову Пресвятой Богородицы (д. Забегалово, с. Юськи, д. Пальники), Преподобному Сергию Радонежскому (д. Мещеряки). Названия храмов сохранялись, даже если храм ветшал, и на его месте строился новый. Иногда в селе сменяли друг друга 2-3 церкви с одним названием (например, Вознесенская церковь в с. Сов-Никольское). Но были случаи, когда названия храмов изменялись по ряду причин (например, в с. Гольяны Крестовоздвиженская церковь переименована в Богоявленскую, в с. Завьялово - Николаевская в Богоявленскую, в с. Юськи - Сретенская в Покровскую). Одной из главных причин являлись неоднократные пожары, что заставляло прихожан строить церковь на новом месте и изменять ее название. Но и в таких случаях прежнее название храма сохранялось за одним из приделов новой церкви. Первые православные храмы на территории Завьяловского района появились в XVIII в. (Рис. 33). В результате активной деятельности только что созданного Святейшего Синода первый храм на территории современного Завьяловского района был построен в с. Гольяны (Раскольниково в 1929-1937 гг.) (в качестве деревни Гольяны упоминаются еще в 1621 г.). Святейший Синод доказывал важность и необходимость организации новых сел, преимущественно в «инородческих» регионах . Гольяны, как и все села на территории района, получившие соответствующий статус в более позднее время, входили в Сарапульский уезд, третий благочинный округ. Дата основания прихода - 1722 г. Деревянная церковь освящена в честь Воздвижения Креста Господня. Но, очевидно, что-то в его убранстве не удалось в полном соответствии с канонами, и Гольяны стали именоваться приходским селом только с 1735 г. .В июле 1754 г. начато строительство новой деревянной церкви, вместо обветшавшей, с тем же названием - во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Вятской духовной консисторией 23 января 1780 г. выдана храмозданная грамота №16 на строительство придела к трапезе Крестовоздвиженской церкви в честь Богоявления Господня. 23 мая 1795 г. церковь сгорела от удара молнии. На строительство каменного храма с тем же названием 4 октября 1795 г. получена храмозданная грамота №2195. До завершения строительства каменной церкви разрешено построить временную небольшую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. В построенной в этом же 1795 г. церкви богослужения совершались до 1801 г. Строительство каменного храма началось в 1798 г. на средства прихожан, а закончено в 1804 г. В 1799 г. построены и готовы к освещению 2 придела: во имя Богоявления Господня и в 2001. С. 174. честь Св. Великомученицы Параскевы. Главный престол холодной церкви освящен 13 сентября 1832 г. во имя Воздвижения Честного креста Господня. То есть, с 1798 по 1832 г. строилась каменная церковь, по проекту архитектора Ф.М. Рослякова в стиле Вятское барокко (Рис. 36). В 1848 г. теплая церковь разобрана до основания из-за образовавшейся трещины на своде и в том же году вновь построена. 20 октября 1849 г. освящен левый придел - в честь Св. Великомученицы Параскевы, в 1851 г. - правый - в честь Богоявления Господня. В 1881-1883 гг. перестроен холодный храм с возведением нового алтаря, который вновь освящен 29 мая 1883 г. с тем же названием. В 1890 г. в состав прихода входили: с. Гольяны, дд. Докша, Шутемы, Дубровы, поч. Полухи, Бахилов, Ильин, Тукмачи, Петухово, Ключ-Гремиха, Кочнев, Анисимов. В 1862 г. в с. Гольяны построена часовня, в 1870 г. при церкви открыта школа, а в 1876 г. открыто церковно-приходское попечительство. Крестовоздвиженская церковь закрыта в 1934 г. Здание передано под склад колхоза134. Очевидно, в это же время храм по неизвестным причинам был разрушен до основания и навсегда утрачен для верующих135. С 2004 г. в с. Гольяны велось строительство храма-часовни136 137. На сегодняшний день храм-часовня Богоявления (Крещения Господня) построена (Рис. 37). Кроме того, примерно с этого же времени в селе открыт Молитвенный дом прихода Богоявления, где верующим дана возможность духовного общения. Но, безусловно, ни новый храм, построенный на Гольянском кладбище, ни молитвенная комната, не заменят жителям прежней Крестовоздвиженской церкви. На сегодняшний день утраченным оказалось даже место, где она располагалась, т.к. этот живописный исторический ландшафт давно уже отдан под -137 строительство частных коттеджей . Вторым по времени возникновения православным селом является с. Завьялово. По местному преданию это поселение старше Ижевска лет на сто - эту легенду записал первый удмуртский этнограф Г.Е. Верещагин в 1887 г.138. Приход в с. Завьялово открыт по представлению Казанской новокрещенной конторы Святейшего Синода от 11 февраля 1749 г. В его состав вошло 12 селений: с. Завьялово, дд. Тло-Чудзи, Воско-Чудзи, Сетек-Дзюи, Подборная, Тимошур-Чудзи, Кенешур-Чудзи, Старый Кен, Старая Козма, Якшур-Чудзи, Старый Чультем. Первая деревянная церковь построена в 1751 г. с одним престолом во имя Св. Николая Чудотворца. По указу Вятской духовной консистории от 30 декабря 1769 г. №1446 разрешено устроить теплый придел в трапезе на южной стороне во имя Богоявления Господня. По Резолюции Преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 13 марта 1784 г. церковь отремонтирована после разграбления участниками Пугачевского восстания, престолы освящены с заменой одного престола другим. В холодной церкви престол освящен 9 мая 1787 г. во имя Богоявления Господня, в теплой - 6 декабря 1796 г. в честь Св. Николая Чудотворца. В 1815 г. прихожане выразили пожелание построить каменный храм. В 1818 г. Вятской духовной консисторией выдана книга для сбора пожертвований, в 1829 г. утвержден план строительства храма. Храмозданная грамота № 4650 на строительство каменного храма с двумя приделами выдана Вятской духовной консисторией 15 ноября 1830 г. (архитектор - С.Е. Дудин, Классицизм. Художник главного иконостаса - А.И. Самотохин) (Рис. 38). Церковь построена на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви престол освящен 19 сентября 1839 г. во имя Богоявления Господня; в теплой - в честь Казанской иконы Божией Матери - 19 сентября 1839 г. Третий престол - левый - во имя Св. Николая Чудотворца. По указу Вятской духовной консистории 16 марта 1846 г. разрешено старую деревянную церковь разобрать и построить на кладбище амбар. 4 апреля 1868 г. при церкви открыто церковноприходское попечительства. А еще в начале XIX в. здесь была открыта приходская школа. В 1900-1901 гг. на кладбище села была построена деревянная часовня139. Богоявленская церковь закрыта на основании Постановления Президиума ЦИК УАССР от 5 марта 1937 г. Здание передано под клуб140. Люди плакали, когда рушили колокола и крест. Все настенные росписи были уничтожены. Вслед за разрушением храма и часовни на кладбище исчезло название самой красивой улицы в селе - улицы Церковной. В конце 1980-х гг. в центре с. Завьялово был построен новый клуб, и вспомнили о церкви. Добрая память останется о матушке Галине - одной из первых женщин в Удмуртии, сумевшей в 80-е гг. XX в. поднять свой голос за восстановление разрушенных храмов. Матушка занималась сбором средств и пожертвований и приезжала в с. Завьялово. Местные жители (Р.П. Орехова, А.Н. Герасимов, М.Н. Петрова) вслед за Матушкой обратились к властям с призывом о передаче в их руки здания бывшего храма. В 1990 г. храм вернули верующим, в чем немалая заслуга председателя райсполкома того времени М.А. Барышниковой. На мирские пожертвования провели первый ремонт, восстановили иконостас. Храму с 1990 г. вернули первоначальное название Свято-Никольского в честь Святого Николая Чудотворца Мир-Ликийского. Именно с этого времени храм является действующим141. Храм постоянно открыт для прихожан. Службу ведет Протоиерей Сергий (Кондаков). Храм имеет статус памятника архитектуры XIX в. местного значения (Рис. 38). В XVIII в. на территории района был основан еще один приход, и, соответственно, храм - в с. Юськи (Юски) (третий благочинный округ). Приход с. Юськи открыт Святейшим Синодом по представлению Казанской Новокрещенской конторы от 18 января 1759 г. В состав прихода вошли селения, ранее входившие в приход с. Козлово: Юськи, Лудзя, Балтычева, Поска, Старая Венья, Лудорвай-Венья, Пирогвай-Венья, Шудзя, поч. Курегов, Малая Бодья, Большая Бодья, Коровай-Норья, Лудзи-Норья, Верхняя Лудзя, Кочур- Норья, Постол-Норья, Верхняя Постол-Норья, Капустина Норья. Первая деревянная церковь построена в 1760 г. с одним престолом во имя Сретения Господня. Вятской духовной консисторией 30 июня 1781 г. выдана храмозданная грамота №79 на строительство придельной церкви в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В ноябре 1791 г. Сретенская церковь с Петропавловским приделом сгорели. Вятской духовной консисторией 17 января 1792 г. вновь выдана храмозданная грамота №112 на строительство новой деревянной церкви с приделом с тем же названием. Придельная церковь построена и освящена 30 декабря 1792 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. Главный Престол - Сретенский, освящен 8 ноября 1802 г. Вятская духовная консистория 15 июня 1846 г. выдала храмозданную грамоту №3415 на строительство каменного храма. Церковь построена в Византийском стиле, по проекту К.А. Тона на средства Артиллерийского ведомства Ижевского завода и частные пожертвования прихожан и освящена 4 июня 1859 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Рис. 39). После окончания строительства каменного храма старая деревянная церковь была перенесена на кладбище и перестроена в часовню. В 1806 г. при церкви открыта школа, а в 1870 г. - церковноприходское попечительство. В 1914 г. церковь перестраивалась по проекту И. А. Чарушина в стиле Необарокко. Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 сентября 1939 г. Здание передано под клуб142. На сегодняшний день Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Юськи обезображен, несмотря на статус памятника архитектуры республиканского значения, и нуждается в реставрации (Рис. 39). Купольная часть храма отсутствует, но, несмотря на это, он открыт для верующих. В праздничные и выходные дни службу ведет Иерей Сергий (Лялин)143. В следующем - XIX в., на территории Завьяловского района было основано также три православных храма: в сс. Сов-Никольское, Бабино, Люк, а также в 1888 г. построена деревянная часовня на кладбище в д. Диньтем-Бодья144 Приход с. Николаевское открыт в 1862 г. по определению епархиального начальства от 23 марта - 24 апреля 1862 г.145. По многим архивным документам епархии это селение значилось как Николаевское, а в связи с возведением церкви - с. Никольское. (В советское время, в связи с образованием в 1920-е годы Советской волости Ижевского уезда, к названию села стали добавлять определение «Советское», и село стали именовать Советско- Никольское146 147). В состав вновь образованного прихода вошли селения, ранее входившие в приходы сс. Юськи и Большая Норья: с. Николаевское, поч. Средний Постол и Сылшур- Норья. В начале здесь был устроен молитвенный дом. В 1863 г. на средства прихожан построена деревянная церковь с одним престолом в честь Вознесения Господня, давшая деревне статус села . 30 июня 1894 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Его деятельность состояла в изыскании средств на строительство храма и содержание причта, заготовке материалов и организации строительства каменного храма. По штату 1885 г. причт состоял из одного священника, одного диакона, одного псаломщика. На содержание причта прихожане обязаны были предоставлять по 2 пуда ржи, по 1 пуду овса и по копне сена с каждого венца и сверх того денежное вознаграждение. Земля под церковь и для священнослужителей с их усадьбами выделена в размере 4 десятин и под кладбище 1 десятина. Часовен и церковно-приходских школ в селе не было148. В 1894 г. архитектор И. А. Чарушин по заказу прихожан создал проект более капитального пятиглавого каменного храма (Рис. 40). По своему основному силуэту он был довольно близок к храму в с. Люк (Рис. 42). 27 июня 1898 г. вместо деревянной церкви, пришедшей в негодность, заложен каменный храм. Строительство началось 30 апреля 1899 г. и длилось восемь лет. Использовалась, в том числе, и финансовая помощь Вознесенского братства в Сарапуле. Весь приход, объединивший пять селений, с большой заинтересованностью относился к процессу возведения и украшения храма149. Каменная церковь, выполненная по проекту И. А. Чарушина в Русском стиле, построена на средства прихожан с тремя престолами. Главный престол освящен 30 мая 1907 г. во имя Вознесения Господня, правый - в честь иконы Божией Матери «В скорбях и печали утешение», левый - в честь Св. Николая Чудотворца150. Для села Никольское особо выдающимся элементом в оформлении церкви стали росписи. Летом 1911 г. их выполнили студенты Императорской Академии художеств Платон Павлович Казанович и Александр Николаевич Соловьев. Для большинства росписей в качестве образца они использовали композиции В.М. Васнецова, которого все жители Вятской губернии считали «своим», вятчанином. Рецензенты отмечали: «Вся работа скомпонована юными служителями искусства в мягких рельефных тонах с соблюдением соответствующего ракурса в зенит на кривых свода, и резко отделяется от обыденных шаблонных росписей храмов нашего далекого уголка России»151. Решение Исполкома Ижевского райсовета депутатов трудящихся от 26 сентября 1941 г. о закрытии Вознесенской церкви и передаче здания под культурное учреждение не было утверждено Президиумом Верховного Совета УАССР. Церковь осталась действующей . Закрыли храм лишь в 1961 г. В дальнейшем церковь была превращена в зерносклад, а в подвале хранили картофель. С 1991 г., благодаря усилиям верующих, церковь снова начала действовать. За короткий промежуток времени проведены реставрационные работы, косметический ремонт. Действует храм и сегодня (Рис. 41). Храм Воскресения Христова в с. Сов-Никольское - это единственный храм на территории Завьяловского района УР, сохранивший свой первоначальный внешний вид. Храм Воскресения Христова является памятником архитектуры республиканского значения. Его уникальность состоит в том, что, во-первых, он не был закрыт в 1930-е гг., во-вторых, он не был разрушен даже частично, в отличие от остальных храмов на территории района, которые в различные периоды были частично разрушены - утратили купольную часть. Храм функционирует постоянно. Службу ведет протоиерей Виктор (Коньшин)152 153. Приход в с. Бабино (Космо-Дамианское, Бабиха, Ожмос) открыт по определению Святейшего Синода от 20-30 сентября 1840 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Нечкино: с. Космо-Дамианское, дд. Пурга, Докья, поч. Коньковский, Афонькин, Кошношур, Бисарки, Савин, с 1844 - поч. Девятов, с 1851 г. - Чукавин. Деревянная церковь построена в 1841 г. на средства новокрещенного крестьянина - удмурта из д. Малая Пурга Дмитрия Васильева (из существующей часовни) с одним престолом, освящена 12 декабря 1841 г. во имя Св. Бессребреников Космы и Дамиана. Церковь существовала до 1897 г. Каменная церковь заложена 1 сентября 1890 г. Ее строительство завершено в 1895 г. Церковь, выполненная в Русском стиле по проекту А.С. Андреева, построена на средства прихожан и Елабужского благотворительного комитета И.И. Стахеева, с одним престолом, и освящена в честь Св. Бессребреников Космы и Дамиана 30 июня 1897 г. (Рис. 41). В 1870 г. при церкви открыта школа, в 1880 г. - церковно-приходское попечительство. Космо- Дамианская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 мая 1940 г. Здание передано под клуб154. В настоящее время Космо-Дамианская церковь открыта для верующих, несмотря на отсутствие купольной части. Службу в праздники и выходные дни здесь ведет Протоиерей Вячеслав (Кормышаков)155. Церковь является памятником архитектуры местного значения (Рис. 41). Приход в с. Люк (Петропавловское) открыт по указу Святейшего Синода от 13 декабря 1849 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход Александро- Невского собора Ижевского завода: в 1901 г. (за более ранний период сведений в ЦГА УР нет) - с. Люк, поч. Шашур, Люк, Кияик, дд. Новый Сентек, Старый Сентек, Вукочудзя, Тлочудзя, Диньтем-Вамья. Деревянная церковь построена в 1850 г. с одним престолом на средства прихожан, освящена в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В 1863 г. церковь перестроена. В 1867 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. На основании указа Сарапульского духовного правления от 5 июня 1901 г. начато строительство каменного храма, который построен на средства прихожан и освящен 11 декабря 1912 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. Каменная церковь построена в Русском стиле по проекту И.А. Чарушина (по типу Петропавловского собора на Заячьем острове в Петропавловской крепости Петербурга156). Старую деревянную церковь переместили в 1916 г. д. Забегалово, для устройства церкви открывшегося там монастыря. Впервые храм был закрыт в 1938 г., но не окончательно. В период послевоенной «оттепели», точнее в 1946 г., функционирование церкви в с. Люк вновь возобновилось, но ненадолго - до 1960 г. . Петропавловская церковь закрыта на основании постановления Совета Министров УАССР в I960 г. Здание передано для нужд школы . На протяжении многих лет здание храма использовалось как Дом Культуры, и жители села довольствовались приходской часовней, перевезенной из поч. Кияик. С 1992 г. между Ижевской Епархией и Советом Министров шла переписка. Священнослужители просили вернуть храм верующим, и добились положительного результата. Более десяти лет продолжалась реставрация храма157 158 159. На сегодняшний день Церковь Петра и Павла полностью отреставрирована (Рис. 42). Храмовый комплекс с. Люк включает Петропавловский храм (памятник архитектуры республиканского значения), Храм Ризоположения Божией Матери и Богородицкий женский монастырь160. Службу в храмах ведет Протоиерей Александр (Хлебников)161. В начале XX в. на территории района было основано еще четыре прихода - в селах Докша, Бахилы, Ягул, Забегалово, а также построены деревянные часовни на кладбищах в с. Завьялово в 1990-1901 гг. и д. Русская Казмаска - в 1901 г.162 (Рис. 33). Приход с. Докша (третий благочинный округ) открыт по указу Святейшего Синода от 15 октября 1904 г. №4639. В его состав вошли поселения, ранее входившие в приходы сел Гольяны и Паздеры: с. Докша, дд. Поваренки, Мерзляково, Кулюшево, Сиверухи (Фомина), Бачино. Деревянная церковь построена в Русском стиле в 1898 г. с одним престолом и освящена 9 июля 1906 г. в честь Св. Пророка Илии. До открытия самостоятельного прихода являлась приписной к церкви с. Гольяны. В 1909 г. церковь была расширена. Пророко- Ильинская церковь закрыта в 1931 г. Здание передано под клуб163. На сегодняшний день церкви в д. Докша нет. На основании постановления Сарапульского духовного правления от 18 июня 1910 г. жителям д. Бахилы (третий благочинный округ) прихода церкви с. Гольяны было разрешено построить молитвенный дом из старой церкви с. Июльское. Молитвенный дом освящен 7 июля 1913 г. в честь Св. Троицы. Церковь, построенная на средства мецената Р.А. Чебукова в Византийском стиле, была приписной к церкви с. Гольяны. На основании постановления Сарапульского духовного правления от 21 марта 1918 г. разрешено открыть самостоятельный приход в составе с. Бахилы, д. Чукавинка и поч. Анисимов. Сведений о закрытии Свято-Троицкой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено164. По данным Е.Ф. Шумилова церковь безвозвратно обезображена и уничтожена в 1930-е гг.165. На основании указа Вятской духовной консистории от 27 октября 1900 г. решено открыть самостоятельный приход и построить церковь при д. Ягул (третий благочинный округ). На сходе прихожан от 12 июня 1901 г. принято решение о строительстве каменной церкви на средства жителей 7 селений предполагаемого прихода: дд. Ягул, Русский Вожой, Старые Марасаны, Новые Марасаны, поч. Крестовоздвиженский, Старомихайловский, Новомихайловский, ранее входивших в приход Александро-Невского собора Ижевского завода. Закладка храма произведена 22 августа 1904 г. Однако, из-за отсутствия средств, строительство его велось медленно. Летом 1907 г. строительный комитет обратился за помощью к Елабужскому комитету, заведовавшему капиталами купца Ф.Г. Чернова. В ноябре 1907 г. комитет выделил 10 000 руб. на окончание строительства церкви и ее внутреннее устройство. Освящен храм в [сентябре] 1915 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. Каменная церковь выполнена в Русском стиле по проекту И.А. Чарушина (Рис. 43). Но самостоятельный приход не был открыт из-за нерешенного вопроса о церковной земле. В 1916 г. церковь числилась приписной к Александро-Невскому собору Ижевского завода. Только на основании резолюции Преосвященного Амвросия, епископа Сарапульского и Елабужского, от 28 марта 1917 г. открыт самостоятельный приход в с. Ягул в составе: с. Ягул, дд. Русский Вожой, Старые Марасаны, Новые Марасаны, поч. Старомихайловский, Новомихайловский, Крестовоздвиженский. Петропавловская церковь закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта 1930 г. Здание передано под культурное учреждение166. В настоящее время Храм Преображения господня (Петропавловская церковь) нуждается в реставрации - храм является памятником архитектуры местного значения. У здания отсутствует купольная часть (Рис. 43). Несмотря на это, службу в храме в праздничные дни ведет Иерей Михаил (Карпеев)167. В 1914 г. крестьяне д. Забегалово (третий благочинный округ) решили устроить на пожертвованной ими земле (60 десятин) женскую общину. Организацию ее возглавила калужская мещанка инокиня Сарапульского женского монастыря Хиония Васильевна Чурикова с благотворителем из Ижевского завода Н.П. Тихоновым. При женской общине устроена церковь, которую купили за 900 руб. и перевезли из с. Люк (по указу Сарапульского духового правления от 28 января 1916 г). Закладка храма произведена 15 мая 1916 г. Резолюцией от 18 сентября 1916 г. Преосвященный Никандр, епископ Вятский и Слободской, разрешил освящение нового храма в женской общине д. Забегалово. Церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в сентябре 1916 г. Покровская церковь закрыта на основании постановления малого президиума Сарапульского окрисполкома от 1 марта 1930 г. Здание передано под общежитие и столовую168. В настоящее время здание храма утрачено. Таким образом, в период с первой половины XVIII в. и до 1930-1940-х гг. на территории современного Завьяловского района существовало 10 православных храмов и 4 кладбищенские часовни. Возникали они постепенно, по мере необходимости. Так, три храма было основано в XVIII в., еще три в - XIX в., и четыре - в начале XX в. В 1930-1940-е гг., многие из них были закрыты и переданы под культурные учреждения, столовые, сельские склады или нужды школ. В начале XXI в. Русская Православная Церковь переживает свое второе рождение - после длительного периода гонений и забвения повсеместно восстанавливаются православные храмы. На сегодняшний момент на территории района функционирует 11 православных храмов: Храм Святителя и Чудотворца Николая в с. Завьялово, Храм Ризоположения Божией Матери в с. Люк, Петро-Павловский храм в с. Люк, Храм Воскресения Христова в с. Совникольское, Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Юськи, Храм Преображения Господня с. Ягул, Космо-Дамианский храм в с. Бабино, Часовня-храм Богоявления с. Гольяны, Храм Архистратига Божия Михаила в с. Ягул, Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в пос. Азино, Храм в честь Святого Василия Великого169. Также намечается строительство храма-часовни в дд. Якшур и Козлово170 (Рис. 35). Следует отметить, что многие прежние храмы были восстановлены, а также появились новые. В целом, необходимо констатировать, что период 1990-х гг. можно назвать эпохой постсоветской реставрации Православной церкви в российском социуме, как в буквальном, так и в переносном смысле. Русская Православная церковь ведет крупномасштабное восстановление приходов, отпускает огромные средства на реставрацию церквей171. Точно такие же процессы протекают и в Завьяловском районе. Кроме того, во многих населенных пунктах открываются молитвенные дома и молитвенные комнаты: Покровский молитвенный дом пос. Пальники, молитвенный дом прихода Богоявления в с. Гольяны, молитвенный дом Преподобного Сергия Радонежского д. Мещеряки, молитвенный дом в д. В.Женвай, Православная молельные комнаты в пос. Хохряки, д. Бол. Кияик, с. Завьялово (Рис. 35). В районе также появились и культовые объекты иных конфессий - это молитвенный дом общины христиан веры евангельской «Филадельфия» с. Гольяны (община протестантов), мусульманская молельная комната и мусульманская мечеть в пос. Хохряки172 (Рис. 35). |