Главная страница
Навигация по странице:

  • Постановка цели и задачи занятия

  • Прялка и прядение в поговорках

  • Сообщение учащейся о прялке

  • Занятие – экскурсия в музей народного быта. Цель

  • Словарная работа: 1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.2. Тренировать в словообразовании.Предварительная работа

  • Материал: Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с баранками. Тесто солёное. Дощечки и лоточки для лепки.Ход занятия

  • До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее

  • вера экскурсия по прялкам. Здраствуйте! Я яковлева Вера и сегодня я ваш экскурсовод. Мы совершим мини экскурсию в наш школьный музей


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеЗдраствуйте! Я яковлева Вера и сегодня я ваш экскурсовод. Мы совершим мини экскурсию в наш школьный музей
    Дата06.04.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавера экскурсия по прялкам.docx
    ТипРассказ
    #447333
    страница2 из 3
    1   2   3


    Прялки зоо-орнитоморфного типа



    journal.iea.ras.ru›Прялки ЗОО-орнитоморфного типа

    типологизация прялок позволяет
    увидеть характерные стороны локальной культуры, понять механизмы их формирования.

    Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pryalka-v-traditsionnoi-kulture-mifopoetika-i-tipologiya-na-materialakh-kostromskoi-gubernii#ixzz59SHV0gth

     Так, в шуточном игровом фольклоре рисуется образ непряхи:

    Жила-была Дуня, 
    Дуня-тонкопряха. 
    Вали-вали, Дуня, 
    Дуня-тонкопряха! 
    Пряла наша Дуня
    Ни толсто, ни тонко, 
    Ни толсто, ни тонко, 
    Потолще каната, 
    Потолще каната, 
    Потоньше оглобли.

    Ей противопоставлялась невеста Марья, привораживающая жениха своей тончайшей пряжей.
    Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках (попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали девушки в осенне-зимнее время: в период осеннего поста (Филипповского-Рождественского): отдельные работы продолжались до Масленицы. На посиделках важная роль отводилась прялке, которая определяла индивидуальное девичье место (у пряхи, занявшей чужое место, прялку выкидывали на дорогу). В северно-русских и западно-русских областях парни должны были просить разрешения войти на посиделку под окном или в дверях избы, что называлось «проситься за прялку», «сесть под прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку или ее захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом» прялки, веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень мог ее опозорить — из мести или хулиганства он поджигал, путал пряжу или кудель, обвивал себя ею, ломал веретено или прялочный гребень, прятал предметы для прядения.

    На территории Карелии, за исключением районов Поморья, прялку делал отец для своей дочери. Этому придавалось особе значение, которое сохраняло силу вплоть до 20-х годов ХХ века и имело связь с семиотическим статусом прялки. При этом традиции отцовского рода проникали в новую семью дочери. Затем прялка наследовалась по женской линии, и отец нового поколения воспроизводил привычные глазу и понятные уму формы, внося в них свое понимание целесообразности и красоты. Таким образом, традиции разных родов, сливаясь в каждом новом поколении, обеспечивали и повторяемость основы, и разнообразие вариаций. 

     при создании новой прялки мастер прежде всего воспроизводил традиционный пропорциональный канон, диктующий принципы декорирования и конструктивные особенности. Воспроизводство традиций заложено в систему семейных отношений. Однако под влиянием различных факторов, происходящих в обществе, взаимоотношения между мастером и потребителем могут меняться. Вместе с ними меняется и механизм передачи традиции. При изменении отношений неизменными остаются требования к пропорциональному строю прялки и принципам ее декорирования. Детали формы и орнамента, потерявшие семиотическую актуальность, могут значительно трансформироваться, впитывая элементы из других областей крестьянской культуры. 

    Северо-русские прялки

    они были воплощением Древа жизни, несущего на своих ветвях Вечное Время —прошлоенастоящее и будущее; они были надмогильными памятниками и соединяли мир живых и мир мертвых, предков и потомков.

    Будучи воплощением Верховного Изначального Божества, прялка была символом плодородия и способствовала увеличению плодородия всего живого на Земле. Именно в ней, как нельзя лучше, воплотилась идея вечной гармонии бытия, с его бесконечным перетеканием жизни в смерть, а смерти — в жизнь.

    И здесь хотелось бы вспомнить слова, сказанные В. В. Стасовым более ста лет назад: «Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики — это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства».

    Каждому этническому району свойственны две доминирующие формы, одна из которых варьирует овал, другая стремится к прямоугольным очертаниям. Роспись, получившая наибольшее распространение во 2-й половине 19 века, на прялках Заонежья встречается не так часто, как на прялках из других районов Карелии. В коллекции музея не более трети заонежских прялок имеют расписные лопаски. 
    Роспись «розанами», преобладающая в Карелии, встречается на единичных экземплярах. Наиболее распространенные мотивы – букет или две переплетающиеся ветви. Графическая легкость письма, характер пяти-лепестковых цветов, плетение веточек и росчерков представляют особый заонежский стиль росписи,

    . Вепсские прялки вырезались из одного куска дерева (комля вместе с корневищем). Северновепсские прялки по форме относилась к широколопастным, распространенным и в смежных русских районах, в частности – в Пудожье, Каргополье, на Вологодчине и в некоторых других местностях русского Северо-Запада. У средних вепсов лопасти прялок были несколько ужe, а у южных и уже, и короче, чем у северных вепсов.
    Резные прялки у всех групп вепсов украшались исключительно геометрическими узорами, выполненными трехгранно-выемчатой и контурной резьбой. Ножки прялок, а иногда и края лопастей имели, кроме того, художественную профилировку. Композиции на прялках позднего изготовления, по сравнению с резными изделиями XIX в., были проще. У них украшалось обычно лишь основание лопасти, а узоры состояли из простейших бордюров, раппортов – выемчатых треугольников, косых крестиков, диагональных линий и других несложных фигур.
    То, что вепсская резьба на бытовых изделиях, в том числе прялках, пошла у вепсов по пути деградации, было вызвано рядом обстоятельств. Одним из них было то, что в уже в конце XIX в. резьба на прялках и других изделиях из дерева стала быстро заменяться кистевой полихромной росписью. Это было, несомненно, связано с поздним русским влиянием. Кистевая роспись получила наибольшее развитие у северной и средневепсской групп вепсов, у южных вепсов она встречалась редко. Узоры вепсских росписей не имели принципиальных отличий от росписи у русских, да и у других народов Северо-Запада. Это были вариации цветущих веток растений, отдельных цветов, вазонов. Они наносились на поверхности изделий по плотно окрашенному однотонному фону и без предварительных контуров рисунка. Мотивы, как и в поздних тамбурных вышивках, выполнялись в плавных, криволинейных контурах.

    Для начала нужно разобраться, что же такое прялка? Это специально изготовленное орудие для производства нитей из шерсти или льна. Оно состояло из донца (нижней горизонтальной лопасти для сидения), вертикальной ножки и лопасти для крепежа кудели. Конструктивных разновидностей прялок было довольно много. Кудель могла крепиться либо на гребень, либо на вертикальную лопасть. Также прялка могла быть составлена из нескольких деталей, либо сделана из цельного куска дерева. Эти интересные цельные прялки назывались «корневухами», так как делались из корня сосны либо березы. Встречаются они значительно реже обычных.

    Прялки с гребнем в основном бытовали в центральной России и Поволжье. В наших местах, наоборот, наиболее распространены прялки с лопастью. При всей схожести конструкции, в каждой местности они имели свои отличительные черты. Например, валдайские прялки имели точеную ножку, а лопасть часто расписывалась по золоту. Прялки более северных регионов, напротив, не имели точеных деталей, лопасть была более массивной. У мезенских и архангельских прялок лопасть была больше ножки и украшалась богатой резьбой и росписью.

    Но самое интересное в прялке — не ее конструкция и форма, а та роль, которую она играла в грандиозном спектакле традиционного социума. Уже с раннего детства девочку готовили к прядению. В некоторых регионах маленькие детские прялочки клались разве что не в люльку новорожденной. Когда девочка подрастала, ей давали специальную прялку «облегченной модификации». С прялкой выросшая девушка входила в период замужества, с прялкой же она не расставалась, уже будучи глубокой старухой.

    Пожалуй, ни один вид домашних работ так не преследовал человека на протяжении всей его жизни, как прядение. Характерно, что само прядение не было частным делом. Сидеть где-нибудь в своем тихом уголке и прясть по паре катушек в неделю с перерывами на перекур было нельзя. Прядение совершалось коллективно. В осенне-весенний период девушки и женщины собирались на вечера и беседы. Каждая приходила со своей прялкой, которая становилась здесь не только рабочим инструментом и символом женского труда, но уже вовсю вступала в роль атрибута социальной идентификации. Вроде гаджетов у современных школьников. Кто побогаче — мог позволить себе шик в виде самопряхи, «точенки» или «золоченки». Кто победнее — довольствовался просто сколоченымидосочками с неким намеком на резьбу.

    Такие вечера, особенно в праздничные святочные дни, являлись своеобразной демонстрацией невест. Здесь можно было увидеть не только внешность, но и работоспособность, и социальный статус будущей избранницы. Именно это больше всего ценилось в крестьянской среде.

    4. Прялка в суевериях Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. У сербов Воеводины на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славении первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить». Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял ее, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку.

    Не ленись прясть, хорошо оденешься.

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

    Самую первую спрядённую нить торжественно сжигали, а пепел давали девочке выпить с водой, чтобы она стала искусной мастерицей.

    С 9 лет девочка начинала готовить себе приданое. Хорошая невеста должна была сшить наряды себе, рубашки для жениха, выткать пояса для будущей родни мужа. Одних полотенец нужно было приготовить до 80 штук.

    Я, Вдовин Николай , житель небольшой деревеньки на берегу озера « Пашозеро , хочурассказать об удивительных, ярких, красочных экспонатах музея- прялках.

    В нашем школьном музее хранится огромное количество прялок, они такие разные , некоторым прялкам уже больше 100лет, есть прялки именные и расписные.

    Моя прабабушка Пулькина Анна Андреевна родом из деревни Нюрговичи, Тихвинского района (она вепс)рассказывала: «раньше в крестьянской  избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами я пряла лен , шерсть.

    Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Моя прялочка детская , которую батюшка смастерил не сохранилась. А вот прялица взрослая есть». Очень интересные факты, связанные с прядением я прочитал в книге «Культура русского народа. Обычаи, занятия, фольклор». «Если печь располагалась при входе слева, от двери и ее устье было обращено к окнам, к свету, к передней стене дома, то такая изба называлась избой пряхой.» (стр.69)

    Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали  кудель- обработанное льняное волокно. Во время работы мастерица садилась на донце и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.

    Ручное прядение было очень медленным.Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.Интересно, что из нескольких десятков прялок, хранящихся нынче в школьном музее, ни одна не повторяет другую. Так, и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
    Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Вся информация по прялке есть в коллекционных описях музея. Вот две прялки: очень красивые , нарядные.




    Наименование: прялка « точенка», « крашонка»

    Коллекционная опись №8 , экспонат №13.

    Материал, техника: дерево, токарная работа, резьба. Роспись.

    Размеры: 84х17,5х64

    Описание , сохранность: лопасть прямоугольная, оканчивающаяся « серьгами» с волютообразнымнавершием. Лопасть вставлена в ,точенную ножку, состоящую из балясин и двух свободно двигающихся колец. Ножка у лопасти укреплена металлической полосой, и украшена резным поясом. Лицевая часть лопасти окрашена в красный цвет, волюта и серьги- в желтый. В середине , на белом фоне стилизованный цветок. Вокруг него идет надпись: « Алекса Василь» Сверху и снизу по две розетки с зелеными лепестками и желтой серединой, с вихревой розеткой, подчеркивающей ее. На обратной стороне на синем фоне в белом круге- розетка из коричневых, темно- зеленых и светло-зеленых листьев, с сеткой внутри.

    Наименование: Прялка « Золоченка».

    По инвентарной описи музея: К/о №8 экспонат №14.

    Размеры : 85x5x65

    Описание, сохранность: Составная. Лопасть прямоугольная с волнообразными завитками вверх. С двумя серьгами внизу, направленными параллельно. Лопатка соединена с полихрмно раскрашенной ножкой балясиной, скрепленной с донцем винтом. С лицевой части лопастки, в середине изображен стилизованный цветок на белом фоне, в обрамлении плохо сохранившихся листьев. Вокруг цветка, на прямоугольной линии, идет золоченая надпись: « Сия прял Праск Яковлевн» , на синем глубоком фоне. Прялка окрашена в красный цвет, с условными цветками вверху и внизу, с использованием синего, зеленого, желтого, малинового цвета с белыми и черными оживками. На обратной стороне лопастки, окрашенной в синий цвет и окаймленной желтой линией, в центре на белом круге- пятилепестковая розетка из малиновых с белым лепестков, с желтой серединой и вихревой коричневой розеткой в центре. По краям лицевой части на вершине ( серьги) проходит позолота сусальным золотом. Волюты украшены ногтевой резьбой.

    В книге «Добрых рук мастерство» я прочитал о прялке много нового и запомнил такие факты: «Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящиеся к XI – XV векам».( стр.93) В книге размещены иллюстрации, демонстрирующие самые разнообразные формы прялок, существующие в собрании Государственного Русского музея. Прялки Ярославской губернии с разнообразными формами стояков имеют широкую ножку, переходящую в ромбовидную лопастку, если присмотреться , то в прорезях можно увидеть дерево с птицами на ветвях. При прочтении страниц поясняющих иллюстрации встречаем такую характеристику: « Работая ножом и долотом, мастера на таких прялках контурной и ногтевидной резьбой изображали высокую башню со шпилем, часами-розеткой и воротами. Отсюда и название прялки – «терем». (стр.99)Такие поэтичные слова о прялке « будто деревенские красавицы в нарядной одежде с бусами».(стр.104). А в книге « Народные промыслы» есть описание того, как украшали прялки городецкие мастера « Городецкие мастера украшали донце прялок резьбой, инкрустацией, а потом стали расписывать яркими масляными красками. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней –разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и каруселях…Расцветают на прялках цветы –купавы, красные розы-яблочки». (Стр.8)

    Прялки из музея расписаны маслянными красками и имеют цветы. Вот прялка 1899г.Наименование: Прялка «прялица», « корневушка».По инвентарной описи музея: К/о №8 экспонат №5.Размеры : 86x14. Материал: дерево, резьба, роспись. Описание:корневая. Лопасть длинная. Широкая, с фигурным навершием, прямыми плоскими серьгами. Ножка короткая с перехватом. На лицевой части лопасти и ножки цветочный орнаменти з бирюзовых и вишневых цветов с белыми оживками, с черными зеленымилистьями на темно-оранжевом фоне, с синимокаймлением. На обратной стороне в нижней части лопастки, на ножке и передней части донца- синие цветы с белыми оживками в окружении зеленых листьев. На верху обратной стороны лопастки дата «1899».Примечания.1899г.Мастер Кузьмин Н.К. ( резьба), мастер из д. Тервеничи (роспись). Приобретена у Зайцевой К.И. , 1891г.р. в д.Хмелеозеро, Хмелеозерского с/с Лодейнопольского района.

    Ленинградская область , часть территории населяют вепсы. Вепсы – один из народов северо- запада России, проживающий на территории так называемого Межозерья, то есть пространства между озерами - Онежским, Ладожским и Белым. Валентина Георгиевна руководитель краеведческого кружка рассказала мне, что о прялках вепсов можно прочитать статью в интернете Корольковой ЛВ.« Прялки восточных районов Ленинградской области как предметный символ этнокультурных и этно-конфессиональных границ». 9( Стр.82)Из статьи я узнал, что многие прялки нашего школьного музея по внешнему облику похожи, на вепсские корневушки.



    «В начале XX в. учитель Корвальской школы А.А.Киселев, описывавший быт вепсов и их орудия труда, отметил, что у крестьян прялки «самого простого устройства» и привел рисунокв котором можно видеть еще один вариант формы прялки, похожий на прялку, изображенную на рис.1:9».стрПрялка корневушка , выполнена из цельного пня с корнем, мастер приметил основу, обтесал лишнее. Можно себе представить, каким нужно быть специалистом, чтоб увидеть в корне прялку, сколько времени и сил потребовалось человеку на изготовление прялочки. Мастер, как скульптор работая топором и ножом создал для пряхи предмет работы, удобный, прочный. Наша прялка корневушка , привезена в музей из веской деревни Корвала, это в 15 километрах от Пашозера. Прялке больше ста лет, резьба на ножке прялки выполнена в виде ветвей ели, действительно все просто, строго, но элемент резьбы несет информацию. Дерево имеет крону, ствол и корни. В мифологии вепсов существует предание о высшем мире, мире духов, ствол-мир живых, корни-мир предков. Пяльинская прялка красивая, расписная, ни с чем не спутаешь ееархитектуру, роспись вертикальная, вазоны с цветами, райская синяя птица -птица счастья. Капшинские вепсы проживающие в Пялье верили в такую птицу и даже в крае существует быличка « В деревне пропал мальчик, его искали несколько суток, а затем нашли в лесу, здоровенького, совсем не голодного и спросили- «Что же ты ел? Мальчик ответил: « А меня кормила синяя птица».

    Наименование: прялка ставная «прялица», «лопата».По инвентарной описи музея: К/о №8 экспонат №3.Размеры : 83x17. Материал: дерево, резьба, роспись. Описание:Составная. Лопасть лопато-образная с фигурным навершием(«городки»). Ножка длинная, с перехватом у лопасти. Скреплена с донцем « в замок». На лицевой части лопасти- « вазон» и цветы, выполненные синей, зеленой, белой краской. Наверху синяя, с белыми оживками птица. На обратной стороне лопасти -2вазон» с пятью цветами. Края лопасти, окрашенной в оранжевый цвет, обрамлены синей линией. Ножка также расписана цветами с двух сторон. Примечание. Начало ХХвека. Работа пяльинских мастеров. Приобретена у Веселовой А.Н. в 1985г вд. Андронниково(Пялья) Тихвинского района.

    В орнаменте, отразился весь мир, яркие тона, преобладает синь, зелень, птица- необычная, голубка с человеческим лицом, глаза большие схожие с девичьими. На уроке литературы я слышал от учителя, что у простого народа представления о мире сказочно-фантастические, природу в творчестве очеловечивали. Вот и на наших прялках все символизирует жизнь: ваза с цветами, которые тянутся вверх, и увеличиваются в количестве, будто напоминание, волокно которое закрепят на спице, даст нить, а та в свою очередь преумножится и станет изделием. Процветание, благополучие, отражено мастером в рисунке, как заклинание, жить в достатке. Сочетание цветов связано с крестьянским трудом, шести лепестковый цветок, в виде круга, и множество и круглых цветов, золотистых напоминают солнце, тон коричневый-связь с землей, голубые цвета-небо, вода, зеленый -растительность. Прядение раньше было не только способ создания нитей но еще и способ общения, на вечеринах- беседах парни выбирали себе невест, а девки присматривались к парням. Жительница села Сяргозеро Горская Анна Тимофеевна вспоминает « на беседе бывало пробалуемся с парнями, а придя домой мать, спросит « Где веретено ниток?», нет его, так и по лбу даст веретеном. На беседах бабы смотрели,у кого нить очень тонкая, значит злая, нрав крутой, если часто рвется, неумеха, такая и по жизни ничего не успеет, замуж ее никто не возьмет. Еще на беседах играли. Поставят скамейку и по ней ударят ремнем, с одной стороны скамьи парень, с другой - девка. Вот ежели повернутся в одну сторону, значит, нравятся друг другу. Раньше если нравились, то можно было взять девку за руки и поцеловать в щечку.» есть и приметы связанные с процессом прядения «считалось, что у девушки, которая дальше всех проедет на донце своей прялки на Масленицу, будет самая лучшая пряжа.

    О прялках и процессе прядения есть написано много книг, но все это о других прялках. Я в своей работе описал и рассказал о прялках, которые мне очень дороги, так как созданы на земле , где моя Родина, они красавицы, и я горжусь мастерами умеющими творить красоту.Вспоминаю слова Горького «Человек –мастер по природе своей, художник, и он всюду творит чудеса».

    Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
    В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
    Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
    Россия – это белая береза

    И девушка, румяная с мороза,

    И в жаркий день веселый звон ручья…

    Россия – это ты и я!

    Идем навстречу зноям и метелям,

    Беду и радость поровну мы делим.

    Мы все одна великая семья.

    Россия – это ты и я!

    У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.

    У кого-то малая родина – большой город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

    Вот какие пословицы появились о Родине:

    Всякому мила родная сторона.

    Дома и стены помогают.

    Своя земля и в горсти мила.

    Сторона – мать, чужая – мачеха.

    1. Постановка цели и задачи занятия

    - Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?

    - Кто из вас был в музее?

    - Что означает слово «музей»?

    Музе́й— учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

    Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусствуи науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.
    В мире очень много музеев самой разной тематики.

    - Какие виды музеев бывают?

    (военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

    - Как называется наш музей?

    - Этнографический музей в форме крестьянской избы.

    - А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )

    1. Работа по теме занятия

    В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

    Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

    Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.

    В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.

    Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

    На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.

    Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывался в народных представлениях с небом, пол – с землей, подпол олицетворял подземный мир, окна – свет.

    Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”

    Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

    - Как вы думаете, для чего служили прялки?

    Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

    Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

    Прялка и прядение в поговорках

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

    Какова пряха, такова на ней и рубаха

    Прялка не Бог, а рубаху даёт

    Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

    Не ленись прясть, хорошо оденешься

    Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

    Обычаи с прялкой

    Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

    Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники.

    1. Сообщение учащейся о прялке

    Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).

    Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

    В низенькой светелке огонёк горит,

    Молодая пряха под окном сидит.

    Молода, красива, карие глаза.

    По плечам развита русая коса.

    Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней - прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они - русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки - свидетельство о стремлении народа к прекрасному.

    Прялка - орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.

    Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

    Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.

    Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.


    Занятие – экскурсия в музей народного быта

    Разработала:

    Рязанцева Галина

    Васильевна,

    воспитатель

    Самара, 2015

    Занятие – экскурсия в музей народного быта.

    Цель:

    1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

    2. Дать представления о предметах быта и их назначении.

     Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.

    3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.

    4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.

    5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

    Словарная работа:

    1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.

    2. Тренировать в словообразовании.

    Предварительная работа:

    Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок.

    Материал:

    Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с баранками. Тесто солёное. Дощечки и лоточки для лепки.

    Ход занятия:

    Воспитатель.

    Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей) Как называется наш музей? (Музей русского народного быта). Как называются предметы в музее? (Экспонаты).

    Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

    Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).

    Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Я расскажу вам об экспонатах музея. А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками. Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.  А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

    А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника. А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку. Кланяется, кланяется, придёт домой  - растянется. (Топор)

    Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

    А о чём эта загадка? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает детям чугунок и ухват)

    В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду. (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем. От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? Но в крестьянской избе самым важным местом считался «красный угол» с иконами и лампадой – место для семейной молитвы. В центре горницы стоял стол, на нём посуда глиняная и деревянная. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду. Её украшали различными узорами, использовали всевозможные краски и у каждого был свой секрет, который передавался от старших к младшим.

    А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)

    Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели  из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

    А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

    Из чего сделан туесок? (Из бересты) Весной из ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её по кругу. Кусок бересты – это корпус туеска. Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Туесок не пропускал воду.

    И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она? Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

    Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме?  С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И  в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.

    Ребята, вам понравились экспонаты музея? А что вам больше всего понравилось? А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа. И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.

    А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста. А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели? Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, вы сможете ими играть.

    До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее
    1   2   3


    написать администратору сайта