семинар 2. истоия 2. Земледельческие культуры
Скачать 35.9 Kb.
|
Земледельческие культуры Культура эпохи бронзы в Южной Туркмении развивалась на прочных основах предшествующей ей культуры древнейших земледельцев. Остаются старые формы посуды, расписной орнамент становится одноцветным, сосуды расписываются черной краской; бытуют глиняные стилизованные статуэтки женщин, фигурки животных. Однако произошли и изменения: земледелие становится пашенным, а глиняную посуду стали делать уже с помощью гончарного круга Скотоводческие культуры Вместе с тем в неолите на огромных пространствах евразийского степного коридора начинается формирование специфического хозяйственно-культурного типа степных скотоводов. Производящее хозяйство проникает из южных районов в местные (специализированная охота на копытных, рыболовство, собирательство. Тёплый и влажный климат атлантического периода (6–4-е тыс. до н. э.) способствовал формированию скотоводческого уклада и освоению степных пространств. Курган выполнял роль не только погребального, культового или мемориального объекта, но и ориентира, межевого знака, фиксировавшего притязания конкретного скотоводческого коллектива на обладание данными пастбищами, водопоями и т. дВопрос 2 Особенности и заселение первыми людьми Восточная Европа Рельеф Восточной Европы представляет равнину, местами имеющую небольшие возвышенности, северная часть которой была покрыта сплошными лесами, переходящими южнее в лесостепь и степь. Эта территория изобилует водными ресурсами, в том числе такими крупными реками, как Днепр, Дон, Западная Двина, Ока, Волга. Природными ископаемыми, в частности металлами, территория Восточной Европы небогата, что во многом объясняет относительно позднее вступление коренных народов этого региона на путь государственного развития. Лесная и лесостепная зоны лежат севернее так называемого “золотого пояса” человеческой цивилизации, где возникли первые государства. Экономической основой ранних оседлых обществ являлось пашенное или мотыжное земледелие. Заселение Дальнего Востока Население южных областей Восточной Европы - кочевые племена киммерийцев, скифов и сарматов, живших в Северном Причерноморье ещё в начале I тысячелетия до н.э., вступили в контакты с древнегреческими колониями, основанными на Тамани, в Крыму и в Новороссии. Урал Время появления первых людей в районе Южного Урала пришлось на ледниковую эпоху в истории Земли. Около 80 тысяч лет назад началось новое оледенение, которое продолжалось, то усиливаясь, то ослабевая, до времени 12-10 тыс.лет от наших дней. Ученые отмечают, что в это время природные зоны на Урале причудливо переплетались. Холодные степи продвигались далеко к северу, а тундры - к югу. Из животных водились такие как дикие лошади, северные олени, мамонты, шерстистые носороги, бурые медведи, волки, лисицы, песцы, зайцы, а также пещерный медведь, пещерная гиена и пещерный лев. Короткое прохладное лето, затяжная суровая и малоснежная зима,- так можно описать климат того далекого времени. Население Урала Заселение Урала в целом людьми, началось около 300 тыс.лет назад и продолжалось в течение всего древнего каменного века. Первые люди - приходили на Урал с юга - из района Средней Азии и с юго-запада - из района Кавказа, двигаясь вдоль берегов крупнейших рек - Урала и Камы, или с Русской равнины. Сибирь В ледниковую эру климат Сибири был холодным и сухим. Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледяных толщ. Поэтому ледники здесь не имели таких огромных размеров, как в Европе. По окраинам ледника простирались тундр степи, переходящие южнее в лесостепь. В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники, тундра перемещалась на север. На бескрайних сибирских просторах паслись многочисленные стада травоядных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, бизонов, диких лошадей. Заселение Сибири. Время первоначального заселения южных районов Сибири, по последним данным, определяется ранним палеолитом (160-130 тыс. лет до н.э.). Дальний восток Дальний Восток — район со слабыми изменениями природных условий антропогенезе по сравнению с северо-западом Евразии, испытавшим катастрофические изменения природы. Причина отличий, как предполагают большинство исследователей, — в покровном оледенении северо-запада и отсутствии его на Дальнем Востоке. В нижнечетвертичное время и в начале средне четвертичного на юге Дальнего Востока определяющую роль играли вечнозеленые растения. Климат был еще теплым и влажным. Споров пыльцевые спектры отложений, синхронные периодам оледенений, говорят о том, что были широко распространены березовые леса и редколесья. Более мягким климатом в ледниковое время можно объяснить то, что в приамурской и утеурийской тайге и сейчас растут представители древней субтропической флоры — бархатное дерево и маньчжурский орех, дикий виноград и лимонник, женьшень и аралия. Население Благоприятные климатические условия, видимо, и позволили человеку в глубокой древности заселить эти отдаленные территории Северной Азии. Население современной России в каменном и бронзовых веках Расселение первобытного человека на территории Российской Федерации происходило в эпоху древнего каменного века (палеолит), характеризовавшегося преимущественным использованием камня для изготовления орудий труда и оружия. Применялись также дерево, кость и другие материалы. Основными занятиями небольших человеческих групп были охота и собирательство. Следы обитания древнего человека, пришедшего из Закавказья, обнаружены на Северном Кавказе и в Прикубанье. Население современной России в бронзовом и каменном веках. Расселение первобытного человека на территории Российской Федерации происходило в эпоху древнего каменного века (палеолит), характеризовавшегося преимущественным использованием камня для изготовления орудий труда и оружия. Применялись также дерево, кость и другие материалы. Основными занятиями небольших человеческих групп были охота и собирательство. Следы обитания древнего человека, пришедшего из Закавказья, обнаружены на Северном Кавказе и в Прикубанье. Историко-культурная ситуация раннего железного века на территории России Именно в этот период народы, жившие на будущей рос. территории, главным образом в степной зоне, впервые попадают в поле зрения авторов письменных текстов (древнегреческих и древнеримских свидетельств, ассирийских, аккадских, персидских и древнекитайских). В 7–6 вв. до н. э. в Северном Причерноморье возникают первые греческие колонии, основанные гл. обр. выходцами из Милета. Историко-культурные процессы на территории России в период раннего железного века протекали по-разному, в зависимости от природных зон. Степная зона. К началу железного века в степях Евразии на основе степных культур бронзового века сложилась система кочевого скотоводства. В европейской части степей время сложилась первая кочевническая культура, которая может с известной долей вероятности отождествляться с историческими киммерийцами. Киммерийская культура находилась в тесном контакте с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и южно-таёжного Волго-Камья. Скифская эпоха (7–3 вв. до н. э.). В кон. 8–7 вв. до н. э. на пространстве евразийских степей от Придунавья до Монголии сформировались новые археологические культуры, которые при всём своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической общности, условно именуемой «скифский мир» или «скифо-сибирский мир». Носители культур «скифо-сибирского мира» (собственно скифская культура, «савроматская», культуры. Греческие колонии в северном Причерноморье Около 640 г. до н.э. возникло первое греческое поселение на северном побережье Черного моря — на острове Березань, а затем на протяжении второй половины VII—VI вв. были отстроены Ольвия в устье Буга, Пантикапей на Керченском полуострове, позже Херсонес в Крыму и др. Все они, исключая Херсонес, были основаны выходцами из малоазиатского Милета. Это были аристократические или смешанные полудемократические города-республики, в которых все свободное население полиса являлось его гражданами. Взаимоотношения греков с местным населением С самого своего возникновения греческие города Северного Причерноморья развивались в тесном взаимодействии с местными племенами и народностями. Взаимоотношения местного населения с греками были то мирными, то враждебными. В период ранних связей мирные торговые отношения сопровождались вооруженными столкновениями, в период организации эмпориев греки были больше заинтересованы в мирных отношениях, а с момента устройства городов греки проводили и наступательную политику. Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало Боспорское царство Боспорское царство - античное государство, существовавшее в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском с 480 года до нашей эры по 530 год нашей эры.Боспорское царство образовалось в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Столицей Боспора был Пантикапей (крупные города - Феодосия, Тиритака, Нимфей на Керченском полуострове; Горгиппия (современный город Анапаа). Со 107 года до нашей эры Боспор находился в составе Понтийского царства. С 47 года до нашей эры - постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византийской империи в 530 году нашей эры. Великое переселение народов Историками переселение народов разделено на три волны. Первая волна великого переселения народов наступила в 239 году. В течении II−III вв. германские племена начали движение из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию. Итак, в 239 году готы вторглись в Римскую империю, следом за ними двинулись другие этносы: франки, саксы и вандалы. Римская империя успешно сдерживала этот натиск до крупного поражения при Адрианополе.Начало второй волны было положено в 378 году, связана она была с племенем гуннов. В 455 году племена вандалов захватили Рим, а в 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование.Третья волна переселения народов связана со славянами. Движение славян началось из Сибири через Восточную Европу к Средиземному морю. Расселение прошло по территории Византийской империи. Вопрос 3 Расселение славянских племен в Европе В V веке началось расселение восточнославянских племен с территорий Прикарпатья, устья Днестра и берегов Днепра. Славяне активно мигрировали в различных направлениях. На Востоке славяне останавливались вдоль рек Волги и Оки. Славяне, мигрировавшие и осевшие на Востоке, стали называться антами. Соседями антов были византийцы, которые терпели набеги славян . В это же время южные славяне, которые назывались склавинами, постепенно ассимилировались с византийцами и переняли их культуру. Западные славяне в V в. были расселены по побережью рек Одры и Эльбы, и постоянно устраивали набеги на более западные территории. Немного позже эти племена распались на множество обособленных групп: поляки, чехи, сербы, лютичи. Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э Появляются и письменные сведения о славянах. В этот насыщенный историческими событиями период передвижения, вытеснения и смешения народов идет процесс формирования восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Третий период славянской культуры — феодальный. Это время образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Славянские государства определяли историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Они обладали большим политическим весом среди соседних стран и народов. Разложение родового строя Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права. Племенные союзы восточных славян Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза. Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты. (Поляне, Словене ильменские, Кривичи, Полчане) Балтийские и финно-угорские племена на территории Восточной Европы Финно-угорские народы примерно 6 тысяч лет назад начали продвижение на запад со своей прародины — Урала. Постепенно они заселили южные и западные склоны Уральских гор, земли по берегам Камы и ее притоков и все пространство до среднего течения Волги. В дальнейшем финно-Угры заселили всю се верную и центральную части Восточно-Европейской равнины. Южной границей их расселения стали широколиственные леса и лесо степи, а северной — лесотундра. Финно-Угры освоили все пространство Восточно-Европейской равнины несколько севернее линии Смоленск — Рязань — Саранск. Сейчас известны лишь два балтийских народа — латыши и литовцы. Благодаря одному из балтийских народов (пруссам) возникло название исторической области на берегу Балтийского моря — Пруссия. Сам же народ не сохранился. Балтийские племена пришли на территорию современной Псковской области позже финно-угров и оттеснили последних из южных частей края. Двигаясь на восток от Балтийского моря, балты постепенно заселили узкую, но длинную полосу на Восточно-Европейской равнине, занятую широколиственными и смешанными лесами. Перед приходом славян балты занимали территорию в форме треугольника с тупыми концами на севере современной Латвии н на юге Белоруссии н острым концом примерно в районе Тулы и Рязани. Балтийские топонимы обнаружены на всех этих территориях. Северная граница заселения балтов до прихода славян на территорию нашего края проходила, вероятно, по линии Опочка — Великие Луки, с отдельными вкраплениями с той и другой стороны. Хазары, болгары, аланы, угры, печенеги, тюрки южной Сибири в 7 - 10 веке В сер. 7 в хазарам удалось разгромить болгар, часть которых отошла из Приазовья на Дон, признав власть Хазарии; болгарская орда во главе с ханом Аспарухом в 681 переселилась на нижний Дунай, где болгары вместе со славянами создали государство Болгария. Третья группа болгар откочевала в Среднее Поволжье, где к кон. 1-го тыс. н. э. сложилось государство Волжско-Камская Булгария, первоначально зависимое от Хазарии. Подчинив аланов и др. народы Северного Кавказа и Подонья, хазары распространили свою власть не только на степи Северного Причерноморья, но стали претендовать на византийские и готские владения на Боспоре Киммерийском и в Крыму. В 1-й трети 8 в. хазары столкнулись с арабской экспансией на Кавказе, каган потерпел поражение и перенёс ставку из Дагестана в Нижнее Поволжье, в г. Итиль. Арабы не удержали всех завоёванных территорий, их форпостом в Дагестане оставался Дербент В 9–10 вв. сформировалась сеть хазарских крепостей в бассейне и Северского Донца ,в Прикубанье и Дагестане. В городах (Итиль, Семендер) сосуществовали разные этноконфессиональные общины – хазарско-иудейские, мусульманские, христианские, языческие. Одновременно продолжались интенсивные миграционные процессы как в степи, так и в лесной зоне Восточной Европы. Конфликты с новыми кочевыми ордами Северного Причерноморья – тюркоязычными печенегами и уграми– ослабляли каганат. На периферии интенсифицировались центробежные процессы. Во 2-й пол. 9 в. венгры были вытеснены печенегами за Карпаты на Дунай. Тюрки Южной Сибири в 8–10 вв. Огузы – общее наименование двух крупных объединений тюркоязычных племён. Объединение токуз-огузов сформировалось ещё в составе Тюркского каганата. Доминирующее положение в объединении занимали уйгуры, которые после распада в сер. 8 в. Тюркского каганата создали Уйгурский каганат, подчинив себе тюркоязычное население Тувы, разбили союзных ему енисейских кыргызов и карлуков, на востоке, в Монголии, – монгол язычных татар. При помощи согдийских и китайских архитекторов в каганате строились города и замки из сырцового кирпича. В 840 енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат и создали Кыргызский каганат во главе с каганом Яглакаром. Вопрос 4 Формирование древнерусской культуры Древнерусская культура возникла на мощной самобытной основе. Прежде всего, она опиралась на богатое культурное наследие восточных славян. Государство Киевская Русь складывалось на многоэтнической основе. На развитие русской культуры глубокое воздействие оказало также то обстоятельство, что Русь складывалась на Равнине, как равнинное государство, не защищенное от других народов мощными реками, неприступными горами, непреодолимыми морями. Русское общество было открыто для всех иноплеменных влияний. Этот фактор предопределил открытый характер русской культуры, способной впитывать культурные достижения других народов, перерабатывая их в соответствии со своими эстетическими традициями. Древнерусская культура испытывала постоянное влияние культурных традиций соседних земель и государств. С момента принятия Русью христианства особенно ощутимым было влияние одного из самых культурно развитых государств того времени Византии. Византийское влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Через Византию Русь соприкоснулась с античной, прежде всего, греческой, культурой. Вся жизнь восточнославянского общества была в то время ориентирована на Византию. На развитие древнерусской культуры оказали также воздействие культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы, наиболее ощутимым оно становится в XII - XIII вв. Культурное взаимодействие со странами Европы было равноправным и взаимным, так как Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы. В то же время долгие годы древнерусская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения, которые глубоко укоренились в народном сознании. С принятием христианства положение изменилось. Христианство резко меняло мировоззрение людей, их представление о прекрасном. Русская церковь упорно боролась со всеми проявлениями язычества. Но христианство до конца так и не смогло преодолеть народных истоков культуры. До XIV в. на Руси сохранялось двоеверие. Языческие духовные традиции оказали глубокое воздействие на все развитие русской культуры и проявляются и поныне. Отношения, земледелие, скотоводство и тп Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома – в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство. В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов. Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю. Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка. На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию. И на севере, и на юге славяне жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами. Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур. Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу. В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец – кольчуги. Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество – сбор меда диких пчел. Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов. Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами. Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь "из варяг в греки", соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира. Духовная жизнь восточных славян до принятия христианства не отделима от мифологического сознания. Мифология — первая форма идейного сознания, она синтезировала в себе различные элементы культуры, развивала воображение, содействовала духовному культурному прогрессу. В мифе осуществлялся процесс очеловечивания окружающей природы, на которую переносились сущностные силы человека, наделённые атрибутом беспредельного могущества. Эстетическое было слабо дифференцировано из позитивной оценки явлений вообще, которая противостояла негативной оценке явлений противоположного порядка (хорошо = красиво = любо). Всеобщим благом и универсальной красотой был свет. Этимологически тождественны слова свет, светлый, светить и свят, святой, священный. Понятие цвета, блеска, сверхъестественной силы связаны с водой, огнём и др. явлениями природы. Например, предвестником Солнца является Венера (богиня Лада у белорусов и литовцев), Лада-богиня любви. Ладо = любимый друг/ подруга, «ладны» - красивый, здоровый, добротный, мощный, «ладзиць» -- жить в согласии, создавать что-либо, «лад» - согласие и любовь. Красный цвет, отождествляется с красотой, но внешней. Красно-солнышко, красна-девица, красавик (апрель), красоваться (цвести). Благо и красота рассматривались как единое целое и в условиях мифологического сознания персонифицировались в образах языческих богов. Язычество – религиозная система, которая наделяет реальные силы и явления природы, окружающие предметы сверхъестественными свойствами и с помощью обрядов, неких магических действий пытается воздействующая на мир. До принятия християнства у славян было многобожие. Среди восточнославянских богов известны: Велес — бог скота, торговли и богатства, у белорусов он также является покровителем загробного царства; Дажбог, Хорс, Ярила — различные воплощения Солнца; Стрибог — бог ветра, вихря и вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли", богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы; Симаргл — единственное зооморфное существо в пантеоне древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Постепенно возвышается бог грозы Перун. Перун — индоевропейский бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины, возвышается в славянском пантеоне по мере возвышения роли войны, княжеской власти и формирования государства. Принятие христианства (988г.) привело к перевороту в духовной жизни восточных славян. Принятие христианства варварами, входившими ранее в первобытную периферию Древнеримской империи, способствовало не только усвоению неких религиозных постулатов, но и утверждению строгой общественной иерархии, заимствованию правовых, моральных и др. норм, достижений науки, образования, искусства. Особое значение принятие христианства имело для культурного прогресса южных и восточных славян, т.к. оно несло письменность на понятном языке. Болгары Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку (глаголицу), которая стала предшественницей кириллицы. Славянский язык стал одним из языков богослужения, образования, науки. В то время как в католической Европе господствовала латынь (мёртвый язык) и даже некоторые короли не умели читать и писать, ибо национальных письменных языков там ещё не существовало, и грамотность была уделом монахов и священников, на Руси даже простые горожане писали друг другу «берёсты» (письма, записки на бересте). Культура синтезировала в себе как христианские, так и дохристианские ценности. Например, древнерусская литература нередко воспринимала красоту с позиций средневековой народной эстетики: красота – то, что светит, сияет, блестит (Солнце, золото, серебро и др.). Подобно тому, как художник украшает храм, так и Бог, украшает землю, придаёт ей красоту и величие. Новым является то, что с приходом христианства имеется немало примеров восприятия нравственной красоты человека («Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Трое»). Кирилл Туровский при позитивном отношение к красоте чувственной, ставит её ниже красоты душевной. Восприятие красота чувственной допускается только в светской жизни. В соответствии с ортодоксальным христианством Туровский видит в красоте земной отблеск красоты божественной, а мудрость учёного, оратора, писателя проистекают от бога и должны соответствовать заповедям. В чтении книг и упражнении ума он видел путь к моральному совершенствованию и интеллектуальному развитию. Не тренирующий свой мутный ум подобен слепому стрельцу, который не может попасть в цель. В этот период возникли выдающиеся памятники письменности: летописные своды (11в.), «Повесть временных лет» (начало 12в.), «Слово о полку Игоревом», жития кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 - начало 12вв.). Князья, священники создавали храмы, монастыри, школы, библиотеки, привлекая для этого лучших строителей, архитекторов, живописцев. В 11 вв. были построены: Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, в 12в. – Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске, которые представляют своеобразие местных архитектурных традиций. Ведущим видом искусства того времени была архитектура и связанная с ней монументальная живопись (фреска, мозаика). Особая роль в развитии культуры того времени принадлежит Кирилле Туровскому, Ефросинье Полоцкой, Клименту Смолятичу, Авраамию Смоленскому. В эпоху Киевской Руси происходит формирование древнерусской народности, ставшая основой последующего формирования 3 братских народностей - русской, украинской и белорусской. Правда стоит отметить, что не все согласны с тем, что древнерусская народность как таковая полностью сложилась. В 10-13вв. искусство западнорусских земель достигло высокого уровня развития. Основой искусства было феодально-христианское мировоззрение, приспособленное к местным условиям и неразрывно связанное с византийскими христианскими и местными народными традициями. 1 2 3 |