Главная страница
Навигация по странице:

  • II. Место философии в культуре.

  • Философия. Философия.КР. Значение философии в жизни общества всегда оценивалось неоднозначно


    Скачать 25.08 Kb.
    НазваниеЗначение философии в жизни общества всегда оценивалось неоднозначно
    АнкорФилософия
    Дата06.06.2022
    Размер25.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.КР.docx
    ТипДокументы
    #573482


    Введение



    Значение философии в жизни общества всегда оценивалось неоднозначно.

    Её расцвет произошёл в древней Греции, где философия стала относительно самостоятельной областью духовной культуры общества. Само существование философии на протяжении». Философия родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём. Они отдельные виды познания в древнем мире (астрономия, физика, математика) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом рождалась так же и в связи с появлением в своего мировоззрения. Зарождение философи, когда появились люди, свободные от тягот и лишений повседневной жизни и занимающиеся преимущественно умственным трудом. Когда за нас думают, за нас решают, о нас заботятся, философия не нужна. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии. Другой стороной является способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми объектами. Философское знание не является знанием о. В отличии от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

    I. Функции философии.

    Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания.
    Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию. Мировоззрение, кратко говоря, источников знания. Задача философии заключается, прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём1. В этом и заключается основная или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Эта функция проявляет себя при решении философских вопросов в рамках всех областей философствования. В своём исходном определении философия была сформулирована как особый род, форма познания, стремящаяся сформировать картину мира и бытия человека в нём. Решая эту задачу, она влияет на мировоззрение человека, да и всего мира в целом. Какое же и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится прежде всего вопросы о том, что есть миф, что есть человек, смысл жизни и.т.д. На частные же Со своей стороны, крупные открытия и повороты в развитии научного знания приводили, как правило, и к смене Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
    Философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии и культуре феномена человека. Идея человека как некого центра мировоззрения пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире, для чего он живет.
    В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что философия является теоретическим стержнем мировоззрения. Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте человека и общества.
    Раскрывая миссию философии, следует отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия формирует исходные принципы познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития окружающего мира, принципы неисчерпаемости познания, принципы творческой свободы человека и многие другие. порядка вещей, политический строй, нравы, с точки зрения их соответствия идеалу. Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества и как бы «присутствует» в них изнутри. Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.
    Кроме названных выше, философия выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения, особенно это относится к истории философской мысли, есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению.

    II. Место философии в культуре.

    информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.
    Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития. Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогресса нелинейного и не безусловного. Культура – наследственный человеческий интеграл. Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том , что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит ее бытие и возвысит его дух.
    Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура ведь не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное художественное мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия – делать высокие обобщения. Философия является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость, как важную интеллектуальную характеристику. Мудрость – это знание вечных истин, которые необходимы человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.
    Если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения – быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.
    Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно- практической деятельности. Философская культура – это не только умение формулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по-философски – означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя – как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника, продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека



    1 Г.Ф.Гегель. «Феноменология Духа» СПБ.: "Наука", 1992







    написать администратору сайта