Главная страница

ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


Скачать 488 Kb.
Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
АнкорШПОРА!.doc
Дата04.10.2017
Размер488 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШПОРА!.doc
ТипДокументы
#9178
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость.

Феномен Мировоззрения - это самая широкая предпосылка для формирования философии. Мировоззрение есть у каждого человека (противоречивое/глубоко нравственное и др.). Мировоз-е – это не совокупность знаний, это целостность взглядов человека на его место в мире. Жизнеобразующий вопрос миров-я: как понимается человек и каково его место в мире.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1. Образовательный. Базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т. д., представляет универсальную картину мира. 2. Ценностно-нормативный. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т. д. Человек живет в определенной ценностной картине, все свои действия осуществляет бессознательно, руководствуясь определенными ценностями. 3. Эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы превратились в личные установки человека, реализовывались в практ. поступках и действиях, необходимо их эмоц.-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования. 4. Практический. Мировоззрение - это реальная готовность человека к опред. типу поведения в конкр. обст-вах. Без практ. составляющей мировоз-е носило бы крайне абстрактный, отвлеченный хар-р.

Функции мировоззрения. 1) Создание дух. основы личности чел-ка. В дух. мире человека существует много разнообразных представлений, понятий и концепций. На уровне мировоз-я они обобщаются и сводятся воедино. 2) мировоззрение - это синтез и высший уровень дух. жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его мировоззрения. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения. 3) Мировоззрение - это основа мотивов поведения человека. От мировоззрения человека зависит ход его поступков, действий. Мировоззр-е заставляет человека выбрать свою жизненную позицию, формирует убеждения людей, вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека, его поступков. 4) Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры.

Исторически первой формой мировоззр-я является мифология. Человечество в форме мифов, сказаний, преданий, пыталось дать ответ на происхождение и устройство мироздания. Задача мифа не дать человеку какое-то знание или объяснение, миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. И по сей день язык мифологии позволяет формулировать философские идеи.

Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Основной элемент религии - культовая система, отношения со сверхъестественным. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Философское значение религии: попытка обосновать статус, смысл определенных идеалов.

Философия унаследовала от мифа и религииих мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д.

Обыденное сознание - противоположность философии. Философия требует интенсивной интеллектуальной деят-ти, а мировоз-е бессознательно. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени и приобретают силу абсолютного знания, житейской мудрости. Обыденное сознание выражает истину и дает человеку возможность ориентироваться в мире, ядро обыденного сознания называют здравым смыслом. Нет такого человека, который мог претендовать на роль философа, не обладая здравым смыслом. Поэтому философия нуждается в здравом смысле.


2. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Проблема основного вопроса философии. Предмет философии. Рефлексивный характер философии. Основные разделы философского знания.

Философия (от "fileo" - люблю, и "Sophia" – мудрость: ЛЮБОМУДРИЕ) дает человеку смысл и общие ориентиры в жизни, а также способы приближения к универсальной Истине. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение разл. форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Философия все составные мировоззрения объясняет, пытается сделать их понятными, доступными для разума, доказательными и убедительными. Философское мировоззрение - всегда продукт деятельности разума, предназначается исключительно для умственного употребления. В отличие от других типов мировоззрения философия включает в сферу своего видения не детали окружающей действительности, а мир в целом; ищет ответы не на поверхностные, преходящие, а на глубинные, кардинальные проблемы этого мира.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окр. мире и месте человека в нем, а это и является гл. задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные хар-ки бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии (ОВФ) — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона ОВФ заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны ОВФ: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм.

Предмет философии рассматривает наиболее важные связи в системе «мир - человек». В истории философии преобладает такое мнение, что предметообразующий вопрос: как человек относится к миру. В предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

Мировоззрение всегда личностно, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Философская рефлексивность – это способность философа обобщать данные отдельных конкретных наблюдений и занимать по отношению к этим данным отстраненную, сугубо мыслительную позицию. Важно то обстоятельство, что эта отстраненная, рефлексивная позиция невозможна без индивидуального личного усилия. Говоря о специфике философии, следует помнить именно о конкретной, личной рефлексивной способности, которую демонстрирует человек. Есть такая способность – значит перед нами философ, нет такой способности – нет философа.

Структура философского знания. Важнейшими компонентами (структурными разделами) философского знания являются: онтология (ontos-бытие, logos-учение) — учение о сущем, о бытии, это философия в чистом виде, «первичная философия»; гносеология (gnosis-знание) — теория познания, раскрывающая возможности человека к познанию и познават. д-ти; социальная философия — учение об обществе; этика, или учение о морали; аксиология — теория ценностей; философская антропология — учение о природе человека; относительно новый раздел – праксеология, учение о том, как философ. знание может стать полезным.


3. Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания. Философия, наука, искусство, религия: связь и различия.

Одна из почетных существенных задач философии заключается в выработке руководящих жизнью людей общих принципов, регулирующих поступки, поведение людей, что определяет ценностную ориентацию индивидов, личностей в обществе, саму культуру общества. Философия непосредственно связана с жизнью, и преобразование действительности нужно считать ее первейшей задачей. Философия оказывает влияние на человеческие отношения, и человеческую жизнь вообще, её роль, в частности, в развитии культуры. Действительность, с которой имеет дело человек, есть мир культуры, сам мир человеческих творений. Поэтому анализ культуры, культуры, в которой опредмечены, реализованы человеческие сущностные силы, требует анализа и творца культуры человека. Философия должна дать анализ реальности, действительности, найти место субъекта (человека) в мировой системе, определить взаимодействие субъекта и объекта в плане бытия. В этом случае философия выступает как самосознание культуры человека, общества в целом. Устанавливая место человека в мире, в истории, философия в то же время дает ориентиры устремленности человека. Философия никогда не остается равнодушной к тому или иному способу жизни, она предлагает людям точки зрения относительно анализа сложившейся ситуации и дальнейших перспектив. Философия ставит, и в то же время помогает решить проблемы жизни и сознания, таким образом, выступая проблематизацией между жизнью и сознанием.

Философия и наука. Философию часто отождествляют с наукой. Известна фраза Гегеля: «Философия есть царица всех наук». Однако большинство людей считают, что философия вообще не наука. Принципиально разделяет философию и науку то, что в науке на первом плане наблюдаемость, объективизм, подтверждаемость, доказательность, выводы науки должны проходить практическую проверку. А философия допускает различные концепции, непроверяемые на истинность. Проблемы, стоящие перед наукой, чаще всего разрешимы. А проблемы философии неразрешимы. Каждое поколение, каждая эпоха заново решает философские проблемы. Роднит философию и науку то, что главная ценность науки – истина, в философии ей уделяется первостепенное значение.

Философия и искусство. Черта, сближающая философию с искусством и отделяющая от них науку: в науке, если бы не было Менделеева, Ома, всё равно законы были бы открыты, т.к. они обусловлены естественным ходом вещей. А вот не было бы Шекспира, Толстого, – не было бы и «Гамлета» и «Войны и мира», они никогда не были бы написаны. То же и в философии: не было бы выдающихся философов (таких, как Гегель, Маркс, Ницше) – не было бы и их оригинальной философии. Но философ не может просто видеть, созерцать (черты, присущие искусству), он должен доказывать и обосновывать свои взгляды. Еще одно отличие: искусство – это художественное творчество; философия же соткана не из художественных образов, а из философем. Искусство более выборочно, оно в отличие от философии, занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого.

Философия и религия. Философию и религию отождествлять нельзя. Можно сравнивать философию и религиозную философию. Философия антидогматична по своей сути, а религиозная философия привязана к догматам и канонам. Объединяет их вера, убежденность в истинности идей. Для философии Бог означает безличность, абсолютность, безусловность. Образ Бога присутствует и в философии, и в религии. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.


4. Единство и многообразие форм философского знания. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в философии. Соотношение философии и истории философии. Функции философии.

Важнейшими компонентами (структурными разделами) философского знания являются: онтология (ontos-бытие, logos-учение) — учение о сущем, о бытии, это философия в чистом виде, «первичная философия»; гносеология (gnosis-знание) — теория познания, раскрывающая возможности человека к познанию и познават. д-ти; социальная философия — учение об обществе; этика, или учение о морали; аксиология — теория ценностей; философская антропология — учение о природе человека; относительно новый раздел – праксеология, учение о том, как философ. знание может стать полезным.

Рассматривая структуру философского знания, мы сталкиваемся с проблемой единства и многообразия форм фил. знания. С одной стороны, философское знание едино по предмету, т.е. это предельно общее знание об отношении человека к миру. Отдельные части философского знания взаимосвязаны, их существование невозможно вне целого. С другой стороны, философское знание состоит из разделов, представляющих собой самостоятельные, независимые друг от друга учения.

Несмотря на то, что философия призвана дать ответ на общечеловеческие вопросы, в философии всегда можно увидеть национальную принадлежность философа. Философ неотделим от своей культуры, несет в себе ментальность. В современном мире преобладают не общечеловеческие идеалы, а национальные, поскольку единство мира размыто, всё равно сохраняются различные цивилизации с их самобытностью философских взглядов.

История философии — раздел, изучающий историческое развитие самого предмета философии. История философии не является историей отдельных течений, хоть и базируется на ней. Это развитие философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. История философии – это способ существования философии, т.к. в философии идет всегда диалог между современностью и прошлым.

У философии есть свои специфические функции (по Ершову Ю.Г.):

  • мировоззренческая: гуманистическая (духовное освобождение человека, его принципов) и социально-аксиологическая (философия занимается построением социальных ценностей и идеалов);

  • методологическая: всеобщая теория метода познания и практического действия. Философия занимается эвристической деятельностью, она способствует открытию новых знаний, методов познания окружающего мира;

  • интегративная по отношению к знанию вообще, философия совмещает знание разных наук и создает целостную картину мира;

  • социализирующая: философия приобщает человека к элитарной культуре.




5. Античная философия: полис и его роль в развитии древнегреческой мысли. Натурфилософия Милетской школы. Релятивизм Гераклита Эфесского, атомизм Демокрита. Элейская школа о бытии.

Греческая античная философия сформировалась в VII—VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Античная философия представляет собой сокровищницу идей, практику, обогатившую всю европейскую цивилизацию. Некоторые предпосылки формирования античной философии является античный полис (как следствие географического положения). Древнегреческая демократия опиралась на политическую форму городов-государств – полисы, вследствие чего античная культура несет агональный, соревновательный характер между городами, государствами, философами. Типичным для древнегреческой мысли является отождествление идеального гражданина с полисом в целом, т. е. с коллективом равных перед законом граждан. Отсюда господство в древнегреческой мысли идеи о справедливом государстве, законах идеального государства, о соотношении общества — государства (целое) и человека — гражданина (часть).

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Спецификой этой философии является стремление понять сущность природы, мира в целом, Космоса. Милетцы начинают с идеи, что чувства не дают нам истинной картины мира, не постигается скрытое мироздание. Но есть некоторая первосубстанция, первослово, первооснова мира. За обозначение этой первоосновы Фалес вводит термин «физис» (природа), отсюда первых греческих философов называли «физиками». В качестве «физиса» Фалес предлагает воду, влажное первовещество. Он утверждает, что все вещества возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимандр признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (букв. «беспредельное»). Анаксимен принимал за первооснову воздух как дыхание, обнимающее весь мир.

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) Гераклита Эфесского (6-5 вв. до н.э.). Гераклит в качестве первосубстанции Вселенной рассматривает огонь, т.к. из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Мир – это не застывшая конструкция, а колоссальный процесс. Именно поэтому нельзя дважды войти в одну и ту же реку: входящего во второй раз омывают новые воды. Мир, по Гераклиту – упорядоченный Космос, он вечен и бесконечен, не создан богами или людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и потухающим. В своей диалектике Гераклит исходит из того, что всё абсолютно изменчиво по принципу «Панте рей» («всё течет»). Всё сущее нужно мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей.

Атомизм Демокрита (ок. 460—370 до н. э.). Бытие, по Демокриту, есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомов бесчисленное множество. Они вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом – бытие, то пустота – это небытие. Движение Демокрит считал вечным естественным состоянием Космоса. Движение – важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира. Атомы движутся в различных направлениях. По мнению атомистов, всё происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Отсюда их учение о бесконечности Вселенной и других миров, сосуществующих в мировом пространстве.

Элейская школа (греч. город Элея). Основателем считается Ксенофан (р.570 до н.э.), а также Парменид (р.515 до н.э.) и Зенон Элейский (р.490 до н.э.). Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкр. природных стихий к бытию как таковому. Центр. понятие их философии – «бытие». Первым выдвинул эту категорию Парменид. По его мнению, бытие идеально, является основой всего сущего. Небытия нет, т.к. его невозможно ни познать, ни высказать. Поэтому мыслимо только сущее (нельзя мыслить о несуществующем). Быть и мыслить – одно и то же. Бытие абсолютно, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Абсолютность бытия – основа всего существующего и философских идей. Всё наполнено бытием, поэтому всё в мире непрерывно.


6. Античная философия: классический этап. Софисты о человеке и познании. Основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Вершина развития ант. греч. ф-фии, ее классический этап приходится на период II пол. Vв. - конец IVв. до н.э. Центр философии смещается в Афины. Это период наибольшего расцвета класс. греч. рабовладельческой демократии, которая давала возм-ть широкому кругу своб. граждан участвовать в делах полиса. Это, однако, предполагало владение рядом определенных, специфических знаний, умение аргументированно утверждать, доказывать, опровергать идеи оппонентов.

Потр-ти в широком образовании своб. граждан удовлетворялись д-тью первых проф. учителей по общему образованию, бравших деньги за обучение – софистов. Видные представители: Горгий, Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт. Горгий – сторонник релятивизма среди софистов. В своем труде «О природе» он последовательно приводит три тезиса о познават. д-ти ч-ка: (1) ничего не существует; (2) если что-то и существует, его нельзя познать; (3) если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. Релятивизм и теория познания развивается в трудах др. известного софиста – Протагора. В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. Если рассмотреть наиболее известное изречение Протагора о том, что «человек — мера всех вещей», то оно гласит, что ч-к воспринимает мир таким, каков он есть. Больш-во мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к чел-ку, его жизни, к практ. и познават. д-ти. Софисты переносят центр внимания из области природы на ч-ка. Связано это также с ориентацией всей их д-ти, целью кот. было «учить людей».

СОКРАТ (470-399 гг. до н.э.) – воплощение ф-фа как такового, своей жизнью он оправдывает всё, о чем говорил. Сократ не чувствовал необх-ти в роскоши, не оставил после себя никаких текстов, предпочитал устную беседу, считая, что слово искажает мысль. Впервые именно Сократ обосновал идеализм и выступил против ант. материализма, естественно-научного знания и безбожия. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, свободы и ответственности. Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Особое значение Сократ придавал познанию сущности добра и добродетели. Добро – это принцип разума и свободы, разумное своб. поведение. Ч-ка невозможно научить добру, оно находится в нем. Нравств. зло идет от незнания, а знание – источник нравств. совершенства. Истина = нравств-ти для Сократа. Сущ-ет 3 осн. добродетели: 1) Умеренность (знание, как обуздывать страсти); 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности); 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и челов-кие). Эти три добродетели – твердая опора, на кот. может стоять здание нравств-ти и всей обществ. жизни, в т.ч. и гос-ва. Знание и добр-ль, по Сократу, - это божественный разум, доступный (не полностью) лишь философскому понятию.

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.). В его лице древнегр. идеализм впервые выступает в форме мировоз-я. Известно учение Платона об идеях. Согласно онтологии Платона, в главном основании мира (и любой вещи) лежит опр. идея – бестелесные, вечные объекты, абсолютизация некот. объектов действит-ти. Идея несет в себе функции идеала. Платон делит весь мир на две части: потусторонний и земной. Обе части причастны к идеям. Познават. возм-ти человека ограничены без причастности к миру идей. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне матер. мира и не зависят от него, объективны, матер. мир им лишь подчинен. Бытие, по Платону, есть идея, сущность. У Платона существуют развитые рассуждения о государстве, оформленные в так называемую «Идею справедливого государства». Целью так. гос-ва является общее благо, где кажд. человек выполняет свои обязанности. Гл.цель такого гос-ва – справедливость. Об-во во все времена меняется. Аристократию (власть лучших) сменяет тимократия (власть яростных), ее – олигархия (власть немногих), потом – демократия, за ней – тирания. Идеальное же общество совершенно и не меняется. Идеальное общество, придуманное Платоном, состоит из трех каст (слоев): философы (которые управляют), воины («стражи», которые защищают), крестьяне и ремесленники – производители, которые работают. Человек выполняет свою функцию, таким образом «отдает» свои возможности обществу >> справедл. об-во.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) – выдающийся древнегр. ф-соф, первый энциклопед. ум античности (заложил основы логики, этики). Ар. – настоящий, подлинный Философ. И если Платон говорил на мифолог. языке, Ар. использует рационалист. язык. Задачу философии он видит в выработке матриц, с помощью кот. вырабатываются категории мира. Ар. сформулировал учение о материи и форме: соединение их в единичном предмете. Это учение – реакция, критика платон. учения об идеях, кот. не могло объяснить связь идей и материи. Основой всякого бытия Ар. считает так называемую первую материю, но ее нельзя отождествлять с бытием. Ар. проводит классификацию причин бытия, он выделяет 4 вида причин: 1) материальные – то, из чего состоят вещи; 2) формальные – в кот. форма проявляет себя, образуя сущность; 3) движущие – ист-к изменения и движения в формировании вещей; 4) целевые – то, к чему стремится изменение. Ар. ввел понятие метафизики – то, что после физики, выходит за рамки исследования натур. вещественности, метафизика изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего. Ар. сформулировал учение об этике. Главное в жизни человека – добродетель, он должен стремиться к благу. Добродетели делятся на этические (воля, характер, мужество, правдивость), они неотделимы от воспитания и привычек; и дианоэтические (мыслительные): мудрость, рассудительность. Цель добродетели: каждый человек исполняет своё предназначение. Относительно форм государства, Ар. делит их на правильные и неправильные типы. Критерии: кол-во (сколько правит) и качество (на что направлено). К правильным типам относятся монархия (единодержавие, кот. имеет цель общее благо), аристократия (правление немногих, при кот. правящие также имеют в виду высшее благо гос-ва) и полития (в интересах общей пользы правит больш-во). Соответственно, к неправильным Ар. относит: деспотию (та же монархия, но цель – интересы правителя), олигархию (отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов») и демократию (интересы неимущих «классов»). Наибольшие симпатии Ар. были на стороне политии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта