Главная страница

ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


Скачать 488 Kb.
Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
АнкорШПОРА!.doc
Дата04.10.2017
Размер488 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШПОРА!.doc
ТипДокументы
#9178
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Специфика научного познания – это целенаправленность, наличие своих методов, строгая определенность.

В ходе познавательной деятельности человек проходит 2 ступени:

1)чувственное познание, когда человек познает мир с помощью органов зрения, слуха, вкуса, осязания. Формами чувственного познания являются ощущение (отражение отдельных свойств предмета), восприятие (формирование целостных образов предметов и их свойств), представление (сохранение в сознании чувственного образа)

2)Рациональная ступень – здесь основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Формы рац познания - понятие (вид мысли, отражающий общие и существенные признаки предметов и явлений), суждение (форма мысли, в которой через связь понятий утверждается/отрицается что-либо), умозаключение (получение новых суждений на основе уже имеющихся логически)

Чувственное познание служит основой рационального и существует в сознании в виде образов, а рациональное закрепляется в знаковых формах и системах. Когда не хватает чувственного и рационального познания включается интуиция – способность человека к достижению истины без какого-либо основания с помощью доказательств. Сущностью познания является получение наиболее полного и точного знания об окружающем мире.

Диалектической противоположностью знанию является вера – твердая бездоказательная убежденность человека в чем-либо. Она предшествует знанию, является движ причиной и конечной целью познания. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил при недостатке информации или отсутствии дост доказательств. Она играет компенсаторную функцию: в качестве положительной эмоции вера позволяет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного.

Философы по-разному смотрят на познаваемость мира:

-агностики – отрицают возможность постижения истины;

-эмпирики – отводят решающую роль научному познанию;

-рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) – считают главным критерием истины разум.


51. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности.

Наука – форма общ сознания, отражающая реальность в специф. форме научных представлений, понятий, систем. Наука - это и отрасль духовного производства, основной продукцией которой являются понятия, законы и теория. Научное познание – это целенаправленное, строго определенное познание, нацеленное на получение точного знания об объекте. Эйнштейн писал, что наука должна начинаться с фактов и заканчиваться ими же.

Основные функции науки:

-познавательная

-практически-действенная (применение полученных знаний)

-гедонистическая (радость от творчества и процесса мышления)

-мировоззренческая

-прогностичекая

Предмет науки влияет на её методы. Так, в естественных науках основной метод – эксперимент, а в общественных – статистика, абстрактное обобщение.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический (чувственное и рациональное).

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Методы и формы научного познания:

-эмпирический уровень: наблюдение (целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объект. Формы наблюдения – ощущение, восприятие, представление) и эксперимент (чувственно-предметная деятельность, проверка гипотез и воспроизведение объекта познания)

-теоретический уровень: гипотеза (умозрительное предположение о закономерной связи явлений, объясняющее определенную совокупность известных фактов, но требующее проверки логикой и соответствием с другими фактами), моделирование (исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения их моделей) и теория (логически связанная и согласованная система основн идей в той или иной области знания).

Ученые разработали несколько моделей развития научного знания:

-модель постепенного развития (истоки любого знания – в достижениях прошлого, ученый должен изучить работы предшественников)

-модель развития науки через научные революции, когда происходят переходы от этапов «спокойного развития» к этапу кризиса и смены парадигм, т. е. господствующих систем идей, теорий, служащих эталоном мышления на конкретном этапе исторического развития. Эту теорию разрабатывал Т. Кун.


52. Научная методология как философская проблема. Диалектика и синергетика. Особенности описания, объяснения и предвидения в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.

Существует два понимания методологии:

-как специального учения о методах познания (развивали Бэкон, Декарт, Кант, Гегель). Это понимание в наше время привело к представлению о ее относительно самостоятельном характере и особом виде деятельности. Сторонники этой точки зрения считают задачей методологии осущ-е рефлексии над процессами мышления, выявление форм мыслит деятельности.

-как инструмента преобразования философского мировозз-ия в познават и практ деят-сть (сопровождало всю историю философии). Подход в познават и практ деятельности базируется на способности философии превращать свою мировоззр-ую функцию в методолог-ую, когда философия, создавая свои картины мира и определяя смыслы вещей и явлений, детерминирует деят-ть носителя данного мировоззрения.

Р.И.Иванова под методологией понимает учение о методах преобразования действит-ти. Методология обеспечивает деятельность средствами, эти средства являются рациональными знаниями, они направляют деятельность, нормируют ее. Э.Г.Юдин дал определение методологии как "системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе".

Наиболее близкое по значению к понятию "методология" понятие "метод". В. С. Степин характеризует методологию как учение о методе научно-познавательной деятельности.

Диалектика — название гносеологического метода, к- ый реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». По нему, вначале познающий субъект выделяет в реальности некот явление, формирует для этого явления понятие или формулу, к-е рассматривает как тезис. Затем он формирует антитезис — формулу или понятие, содержание к-ых противоположно тезису. После этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Так постигается истина.

Синергетикамеждисциплинарное направление научных исследований, задачей к-го является изучение прир явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате поведения многоэлементной или многофакторной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа.

Естественнонаучное познание целенаправленно на получение максимально точных знаний об объекте и требует однозначного описания и установления факта для вывода наиболее вероятных свойств и установления связи между фактами. Специфика социально-гуманитарного познания – в том, что полученные знания всегда совпадают с интересами субъектов познания. Прогнозирование при социально-гуманитарном познании не отличается высокой степенью точности, а при прогнозировании на длительные периоды часто являются гипотетическими предположениями.


53. Проблема истины в науке: основные концепции. Характеристика научной истины. Проблема критерия истины (верификация, фальсификация, практика).

Цель всякого познания - постижение истины. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Проблема истины никогда не теряла своей остроты и актуальности. Истина как соответствие знаний действительности имеет нормативную природу и зависит от субъекта.

Существует целый ряд проблем, связанный с необходимостью согласования знаний в рамках одной и той же идеи, концепции, программы, теории. Не случайно в теории познания сложились разные концепции истин. Существуют:

1)Классическаялинияпонимания истины:

-Корреспонденmскаяконцепция: истина - это соответствие мысли и действительности, представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:

-Авторитарнаяконцепция: истина - это убеждение и/или доверие авторитету (среднев философия, богословие)

-Теорияистиныкакочевидности: истина - это «ясное и отчетливое представление. (Р. Декарт, Ф.Брентано, 3. Гуссерль)

-Теорияистиныкакопытнойподтверждаемости(Дж. Локк)

-Семантическаятеорияистины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

2)Неклассическиеконцепции:

-Конвенциональнаятеория: истина - это результат соглашения (Т.Кун)

-Когерентнаятеория: истина - это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р .Авенариус, 3.Мах)

-Прагматическаятеория: истина - это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

Сложным вопросом является вопрос о критериях истины. Выделяют:

-Принцип верификации, соглосно к-му любое высказывание подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, к-е допускают сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида. к «атомарным высказываниям».

-Принципфальсификации- не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация, по Попперу, это принц опровержимость любого учреждения, разграничительная линия в отделении научного знания от не научного.

-самым надежным критерием истины считается практика­ - взаимодействие человека с окр. миром. Проблема истины актуализируется в связи с необходимостью анализа многообразия видов знания, по отношению к которым проблема истинности никак не может быть снята.

54. Идеология как ценностная форма общественного сознания. Возникновение и развитие концепций идеологии. Функции идеологии.

Идеология- упрощённое изложение ф-фских идей для восприятия их народными массами с целью оказать влияние на эти народные массы. Идеология зависит от истор ситуации и от культуры народа, среди к-го она распространяется. Термин впервые использован в н19 века франц ф-фом и экономистом Д. де Траси для обозначения «науки об идеях». Сейчас типично преобладание функционального истолкования идеологии.

Идеология – систематизированная совокупность идей, связанных с опред пониманием общ жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования. Идеолог-я предполагает определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей соц действ-ти.

В марксизме идеология рассматривается как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее.

Особенности идеологии: незыблемость ее исходных принципов, открытая апелляц к потребностям человека, претензия на всеобщность, в конкретность, «зримость» выводов.

Среди основных идеологических течений выделяют:

-либерализм, сформированный на базе полит ф-фии англ просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией, свободной конкуренцией. Л. отстаивал крит отношение к государству, принципы высокой полит ответств-ти граждан, веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма.

- консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности, незыблемость сложившегося порядка вещей, иерархичность человеч общества, моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознат преобразования соц порядков. Современная концепция неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) предлагает духовные приоритеты семьи и религии, взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, гос порядок и стабильность.

- социализм, перспективы решения крупнейших общ проблем связывающий с построением более справедливого общ-ва, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социал идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение, но общим у всех них является материалистическая трактовка общ жизни, социально-классовый подход к общ явлениям, гуманист характер конечных целей, соц коллективизм, истор оптимизм. К н.20века появляется 2 направления социализма – ортодоксальное (Ленин, разработал учение об этапах мировой революции, необходимости установления диктатуры пролетариата) и ревизионистское (Бернштейн, Каутский, говорили о достижении справедливого общ. строя мирным путем).

Видную роль в современном мире играют также нац идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

Некот исследователи считают, что в будущем идеологии отомрут, но сейчас идеологии существуют и взаимодействуют (сближ. Л и К)

Функции идеологии:

1)И задает систему смыслов и ориентаций деятельности человека 2)И предлагает более совершенные идеалы, к-е мобилизуют общество на реализацию положений И 3)внедряет в общ. сознание собств оценки прошлого и настоящего, ориентируя на будущее 4)объединяет людей для достижения общих целей 5)защищает интересы соц. групп


55. Семиологический подход к идеологии. Власть слова. Идеология как современная мифология. Идеология и утопия.

Идеология - системат совокупность идей, свяэанныx прежде всего с опред пониманием общественной жиpни, оценкой её качества, перспектив её преобразования. Для БахтинаИ - синоним семиотического, знакового вообще, он противополагал идеологию - психологии как области «внутреннего знака» и «внутренней речи», трактовал И как унив свойство всего семиотического, что препятствовало спецификации конкретных механизмов ее функционирования. Спецификация семиотических механизмов идеологии явилась одной из вершин творчества Барта, к-ый в «Мифологиях» объединил миф и идеологию, назвав их «метаязыком». Он определял И как введенное в рамки общей истории соотв тем или иным соц интересам мифическое построение.

Идеология - понятие, посредством к-го традиционно обозначается совокупность мифов, преданий, полит лозунгов, пpoграммныx документов партий, ф-фских концепций, Механизм идеологическоговоздействияаналогичен механизму воздействиямифа. Конечная цель любой И - подталкивать к опред действиям, а не просвещать или постигать истину, поэтому образность, переходящая в символизм - неотъемлемая часть идеологии,


написать администратору сайта