Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеология

  • Родовые свойства

  • 3 части

  • 57. Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека.

  • 58. Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя. Свобода совести.

  • 59. Философия постмодернизма. Понятие модерна. Критика «онто-тео-телео-фалло-фонологоцентризма» западной культуры.

  • Дискурс

  • ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ

  • Деконструкция

  • ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


    Скачать 488 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
    АнкорШПОРА!.doc
    Дата04.10.2017
    Размер488 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА!.doc
    ТипДокументы
    #9178
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Понятьидеол. доктрину - значит разобраться в образах и символах, лежащих в ее основе, дешифровать эти символы. Но И не является религиозной по сути, а исходит из опред. образом познанной реальности, ориентирована на человеческие практ интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. В рамках идеологии содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных полит отношений. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.

    Идеологияиутопия. Идеол иллюзии могут вызываться не только потребностями подмены особенного всеобщим, а и неразвитостью самой действительности. Этим, н-р, вызвано появление опред типа соц утопий. Идеология великих утопистов, н-р, характеризовалась в «Коммунистическом Манифесте» как фантастический порыв пролетариата к будущим преобразованиям.

    Утопия - понятие для обозначения описаний воображ строя, построения планов нереальных соц преобразований. Отказ от исследования наличной общ действ-сти, интеллектуализм, стремление репрезентовать интересы человечества в целом отличают утопию от науки, мифологии, идеологии. Источником утопий на каждом отдельно взятом истор процессе могли выступать соц идеологии, технологические мифы. Маннгеймподчеркивал, что любая идеология - это апология сущ строя, теоретизированные взгляды господствующ класса, считал, что "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", т. к стремятся выдать свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев утопии превращаются в "идеологии".

    Понятия «идеология» и «утопия» тесно взаимосвязаны, ведь осуществить все положения любой идеологии на практике невозможно, цель идеологии движение к идеалу.


    56. Проблема родовой сущности человека. Тело, душа, дух как модусы человеческого существования. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Человек как единство индивидуального и личностного развития.

    Издавна многие философы считали своей главной задачей постижение человека. И.Кант считал, что о человеке можно говорить отдельно и особо. Человек - существо уникальное, поэтому существуют различные подходы к определению его родовой сущности.

    Родовые свойства – единая, но исторически трансформирующаяся природа человека и его мира. По Фейербаху, родовая сущность человека «неизменна», поскольку дана ему природой. Но человек может жить в соотв со своей природой, а может жить отчужденной жизнью, как это происходит в среде христиан. Труд, сознание и язык являются родовыми признаками человека. По Марксу, труд есть инобытие родовой сущности человека, а сама сущность заключается в системе тех способностей и предпосылок, которые делают труд возможным. Сущность человека как совокупность общ отношений в опред истор эпоху и является формой развития природы человека. И Гегель, и Маркс признавали только родовую сущность. Преобразват-е отношение человека к миру представляет вторую сторону сущности человека.

    Выделяют 3 части в составе человеческого бытия: дух, душа, тело.

    Дух – это сфера неутилитарных ценностей, идеалов, где человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание оснований своего бытия. Воздействие духа превращает жизнь в человеческий процесс, простое воспроизв-во и смену поколений – в развитие истории и культуры. Понятие духа открывается через самоанализ, всматривание в свой внутр мир. Как только человек понимает, что он (т.е. его «Я») есть дух, он превращается в хозяина самого себя. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры.

    Душа есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) – это сфера непоср переживаний, впечатлений. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.

    Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Тело индивида есть природное биол основание, материал, на базе которого формируется человек. Дух управляет телом в рамках, заданных самим телом.

    Тело человека имеет качества: биологические нужды и энергетический потенциал, возможности, задатки активной деят-ти.

    «Тело – душа – дух»в их единстве составляют абстрактную природу человека, общее для всех людей.

    Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Так, для Сократа соверш человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и живет по закону Мирового Разума, в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Соверш человек в христианстве - это Иисус Христос. Соверш человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь (Фауст Гете). В 20 веке наблюдается упадок антропоцентризма. В экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека.

    Каждый человек по-своему уникален и индивидуален. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновh остается неизменной на протяжении жизни человека, но несет на себе и отпечаток соц. среды, к к-ой принадлежит человек. Личность - индивид выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, соц норм. Личностные кач - производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность - всегда общ развитый человек. Человек формируется во взаимодействии индив и личностных качеств.


    57. Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека.


    58. Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя. Свобода совести.

    Осознание смысле жизни как главной её ценности, носит исторический характер. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования её духовных оснований и её социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находится в ней сам. В. Франк, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. Из уст современного человека можно услышать, что смысл жизни состоит в удовольствиях, счастье, любви, радости. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Все попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли: 1) смысл жизни в её эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше); 2) смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н. Толстой); 3) смысл жизни в достижении некого идеала человека; 4) смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм). Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить её спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

    Человек, его душа, способности, характер и тело, - сумма приспособлений, с помощью которых он живет. Он как бы актер, долженствующий сыграть персонаж, который есть его подлинное "я". И здесь мы подходим к главной особенности человеческой драмы: человек достаточно свободен по отношению к своему "я", или судьбе. Он может отказаться осуществить свое "я", изменить себе. При этом жизнь лишается подлинности. Жизнь не может быть чистым объектом, поскольку состоит именно в исполнении, в действенном проживании, всегда неопределенном и незаконченном. Жизнь не выносит взгляда извне: глаз должен переместиться в нее, сделав саму действительность своей точкой зрения. Гете первым начал понимать, что жизнь человека - борьба со своей тайной, личной судьбой, что она - проблема для самой себя, что ее суть не в том, что уже стало (как субстанция у античного философа и в конечном счете, хотя и выражено гораздо тоньше, у немецкого философа-идеалиста), но в том, что, собственно говоря, есть не вещь, а абсолютная и проблематичная задача. Жизнь как столкновение "я" и его обстоятельств, как "динамический диалог между индивидуумом и миром".Что такое наша судьба, внутренняя или внешняя: то, чем мы должны были стать, или то, чем заставляет нас стать наш характер или мир? Вот почему Гете различает реальную (действительную) и идеальную (высшую) судьбу, которая, видимо, и является подлинной. Другая судьба - результат деформации, которую производит в нас мир со своим "вечно разрушающим воздействием", дезориентирующим нас относительно подлинной судьбы . Однако Гете здесь остается в плену у традиционной идеи, не разделяющей "я", которым должен быть каждый помимо собственной воли, и нормативное, нарицательное "я", "которым следует быть", индивидуальную и неизбежную судьбу с "этической" судьбой человека. Последняя лишь определенное мироощущение, с помощью которого человек стремится оправдать свое существование в абстрактном смысле. Эта двойственность, смешение понятий, на которое его толкает традиция, - причина "вечного колебания", ewiges Schwanken, ибо, как и все "интеллектуальное", наша этическая судьба всегда будет ставиться под сомнение. Он понимает, что изначальная этическая норма не может быть сопоставлена с жизнью, ибо последняя в конечном счете способна без нее обойтись. Он предчувствует, что жизнь этична сама по себе, в более радикальном смысле слова; что императив для человека - часть его собственной реальности. Человек, чья энтелехия состоит, в том, чтобы быть вором, должен им быть, даже если его моральные устои противоречат этому, подавляя неумолимую судьбу и приводя его действительную жизнь в соответствие с нормами общества. Ужасно, но это так: человек, долженствующий быть вором, делает виртуозное усилие воли и избегает судьбы вора, фальсифицируя тем самым свою жизнь. Таким образом, нельзя смешивать "следует быть" морали, относящееся к интеллектуальной сфере, с "должно быть" личного призвания, уходящим в самые глубокие и первичные слои нашего бытия. Все разумное и волевое вторично, ибо оно уже реакция на наше радикальное бытие. Человеческий интеллект направлен на решение лишь тех проблем, которые уже поставила перед ним внутренняя судьба.

    Судьба - это то, что не выбирают. А что же касается смерти, то как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Смерть – это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Смерть имеет нравственно – философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особенно если оно – проявление художественного или философского творчество.


    59. Философия постмодернизма. Понятие модерна. Критика «онто-тео-телео-фалло-фонологоцентризма» западной культуры.

    Под постмодернизмом принято понимать духовный настрой, характерный для обществ, которые завершили стадию модернизации. Это отражение кризиса модерна. целостная концепция постмодернизма появляется в конце 1970-х годов. В основе ее было непринятие социальных утопий. идея постмодернизма: идея новой рациональности, вера в разум. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции. Это является способом преодоления кризисной ситуации в философии. Его ввел Деррида. Он выступает против структурности, отстаивая свободу импровизации. деконструируются такие составные компоненты мировоззрения, как Бог, я, цель, реальный мир. В центре внимания постмодернизма оказывается проблема языка. язык "владеет" своим носителем, определяя его способы мышления. Пространство культуры духовных форм деятельности - это пространство Ризомы - понятие философии постмодерна, фиксирующее нелинейный способ организации целостности, оставляющий возможность для собственной подвижности. Термин "ризома" введен в философию Ж.Делезом и Ф.Гваттари Дискурс - центральный предмет философии постмодернизма, интерпретируется как "насилие, которое мы совершаем над вещами", по мысли Фуко. "модерн" особый стиль в искусстве XX столетия, ист. эпоха нового и новейшего времени. Ее главной чертой считается непрерывная модернизация. Модернизация воплощается в разнообразии разделения труда. в центре модерна - познающий субъект как исходный пункт философии. Для модерна характерен культ науки, вера в социальный прогресс. Рациональность понималась как господство человека и человечества над природой. много утопических проектов, массовая вера в обещания и иллюзии. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ — понятие, введенное Дерридой для характеристики комплекса парадигмальных установок культуры классического типа, таких как: 1) возможность построения понятой картины мира; 2) детерминизм, предполагающий применительно к любому процессу наличие объясняющей его внешней причины; 3) целесообразность как протекания общего мирового процесса, так и отдельно взятых событий. как отмечает Деррида, культивируемая западной культурой иллюзия текста во многом завязана на "фоноцентризме": "когда я говорю... означающее как бы растворяется, опыт этот — обман, на необходимости которого сложилась зап. культура. философия постмодернизма осуществляет радикальную переориентацию на презумпции, альтернативные презумпциям О.-Т.-Т.-Ф.-Ф.-Л.: 1) "запрет на метафизику" (метафизика - философское учение, отрицающее развитие в мире, обществе и человеке).2) переориентация на видение предметности, находящейся в процессе самоорганизации ,3) отказ от бинарных оппозиций типа объект — субъект, Запад — Восток, мужское — женское; 5) акцент на самом тексте.

    60. Философия постмодернизма как выражение «радикальной плюральности». Ризома – метафора гетерогенности и нелинейности современной культуры. Метод деконструкции. Концепция симулякра. Децентрация и детерриториализация.

    Под постмодернизмом принято понимать образ жизни и мысли, особый духовный настрой, характерный для обществ, к-е завершили стадию модернизации. ПМ - это особый взгляд на мир, особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна, и его концептуализация на философской основе постструктурализма, возник как отражение хар особенностей духовной жизни западного общества конца ХХ века, эпохальных изменений в парадигме мирового общ развития. ПМ – это отражение кризиса модерна, кризиса идеала всеобщего прогресса, рациональных ценностей западной бурж культуры. ПМ сформировался в 80-е годы ХХ в. Постмодернизм отличает принципиальная многозначность(плюральность), метафизичность, образность языка и мышления. Мир выступает как совокупность разветвленных коридоров. Дорожки подобны сетке (Делез называет это «ризома»). Она устроена так, что каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Пространство культуры – это пространство ризомы. Потенциально такая структура не достроена до конца. Наше освоение мира–«лабиринта» подобно путешествию по равнозначным возможностям дорожек ризомы (н-р, в миниатюре «Сад расходящихся тропок» Х.Л.Борхеса осуществляется учение о параллельном существовании всех времен и возможностей).

    Характерным для модернизма является понятие деконструкции. Ж.Ж.Деррида, давая ему определение, обращает внимание на осн понятия этого метода - “письмо”, “след”, “различение”, “дополнение”, “грань”, “происхождение” и пр. Он выступает против структурности, отстаивая свободу импровизации, право познающего на игру без надежды на конечный результат, обретение знания. Деконструкция по Деррида - «очищение» от метафизики, свобода интерпретаций.

    Симулякр - подобие, видимость, иллюзия. Наш век дал возможность изготавливать иллюзии разными способами. Место зеркал и полупрозрачных экранов заняли моделируемые на комп отражения, преломления и пр (н-р, комп графика породила несуществующий образ эльфа). Симулякр - это имитация отсутств реальности. Если объекты существуют в реальности, то поле действия симулякров – гиперреальность, замена реальности, к-й, по Бодрийяру, уже не существует.

    Децентрация ПМ подвергает критике центрированность как осн принцип европ культуры Нового времени, рационального мышления модерна. Постмодерн предполагает децентрацию субъекта как центра, вокруг к-го строилась культура, общ жизнь, деконструкцию всякого текста, выявляющую незакрепленность знаков. На этом основании постмодернисты доказывают невозможность существования целостной, унив системы знания – оно может быть лишь фрагментом множества локальных культурных контекстов, которые делают его возможным и задают ему смысл. Поэтому никакое знание не может быть оценено вне контекста культуры, традиции и языка.

    Детерриториализация – понятие, введ Делезом и Гваттари для обозначения процедуры снятия жестко фикс бинарных оппозиций глубины и поверхности. ПМ приближает эти понятия.

    С мировоззрением, культурой ПМ мы сталкиваемся повсеместно. Постмодернизм формирует стиль жизни людей.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта