Главная страница
Навигация по странице:

  • 39. Язык и речь. Знак, значение, смысл. Взаимосвязь языка, сознания и мышления. Функции языка.

  • 40. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда. Коллективное бессознательное (архетипы) К. Юнга.

  • 41. Общественное сознание и его формы. Связи и различия индивидуального, группового и массового сознания.

  • 42. Культура как предмет философского анализа (основные подходы). Опредмечивание и распредмечивание как способ существования и развития культуры. Функции культуры.

  • 43. Культура как диалог. Взаимосвязь традиций и творчества в культуре. Элитарная и массовая культура: функции и вазимосвязь.

  • 44. Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации. Проблема современного «конфликта цивилизаций».

  • С.Хантингтон

  • Ф. Конечны

  • О.Шпенглер ). Н.Данилевский

  • ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


    Скачать 488 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
    АнкорШПОРА!.doc
    Дата04.10.2017
    Размер488 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА!.doc
    ТипДокументы
    #9178
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    38.Феномен сознания. Свойства сознания. Сознание и психика. Сознание и мышление. Рассудок и разум. Сознание и самосознание. Проблема идеального.

    Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Характеристики сознания человека. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания

    Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д. Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

    М.К.Мамардашвили, отечественный философ и мыслитель определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету и т.д. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям. Таким образом, можно сделать вывод, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств. Характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира, выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Под сознанием имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально- психологические формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности, планирование практической деятельности, акт выбора. Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и с своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание – не просто образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.Многие определяют сознание, как великий благостный дар человеку, лишь в сознании он дан сам себе как “я”, устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбе , сострадания и радости и т.д. Проблема идеального. Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности. Идеальное – это1)нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2)результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3)нечто совершен, соответствующее идеалу. Многообразные концепции идеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует идеальное как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология).  По характеристике К. Маркса «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Проблема самосознания Если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе. Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. У разных людей – разная степень самосознания и даже у одного и того же человека в разных ситуациях и в разное время: от мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда собственное «Я» оказывается основным объектом сознания, когда упор делается на свою внутреннюю духовную жизнь.


    39. Язык и речь. Знак, значение, смысл. Взаимосвязь языка, сознания и мышления. Функции языка.

    В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Однако язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль - значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Смысл — мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий с точки зрения конкретного человека или группы. Противоположностью является бессмысленность, т.е. отсутствие конкретного предназначения. Смысл - это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Ярким примером бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей выступают суеверия, в особенности приметы. То же самое можно сказать о незнакомом языке: отдельные фразы на нем кажутся бессмысленным, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений. Язык в этом плане уникален, так как он является носителем смыслов. Осуществляется передача какой-либо информации, достигается понимание людьми друг друга. Они могут обмениваться полезными знаниями о разных явлениях, предметах и событиях. Если бы языка не было, то смысл многих событий, которые были засвидетельствованы лишь отдельными людьми, оставался бы скрыт от других людей. События не стали бы полезными, а в случае приближения опасности люди не узнали бы о ней заранее и не успели подготовиться. Потому-то слова, наделенные смыслом и сказанные в нужный момент, столь ценятся. В этом отношении, а именно в ходе изучения правил и норм складывания осмысленных фраз язык является предметом лингвистики. Завершая анализ проблемы сознания, необходимо еще раз кратко остановиться на его общественной природе. Сознание возникает и развивается в той системе бытия, которая выступает как человеческий способ существования в мире. Этим способом бытия является деятельность, прежде всего практическая, преобразующая деятельность. В ходе этой деятельности человек создает «вторую природу», человеческую среду обитания, созидает культуру. Опыт этого созидания и находит свое выражение и отражение в человеческом сознании. Но само созидание второй природы, а значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через коллективную деятельность. Поэтому и формы отражения сознания носят социальный характер, выступают как коллективные отражения. Иными словами, индивид, лишь будучи включенным в определенные социальные образования и в их деятельность, способен приобщаться к этим «коллективным отображениям». Проще говоря, индивидуальное сознание приобщается к общественному не через пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и в конкретные формы общения в ее ходе. Так закладывается основа закрепления в общественном сознании определенных представлений и норм, идеалов и т.д., регулирующих, программирующих отношение человека к природному и социальному миру, оказывается возможной совместная деятельность людей данного поколения и передача культуры от него последующим поколениям. Сознание возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А поскольку практически преобразующая деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки.


    40. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда. Коллективное бессознательное (архетипы) К. Юнга.

    Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

    Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей. В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека. Оно толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса.

    Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

    Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Концепция З. Фрейда В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Это называют структурой личности по модели З. Фрейда. Под Оно (Ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (Эго). Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из окружающего мира, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избежание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид). Особое значение придавалось Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (Эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (Ид), но в противовес сверх-Я (Супер-Эго), то оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку Сверх-Я часто действует жестоко. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

    Бессознательность человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов: 1.Личного сознания; 2.Коллективного сознания; 3.Личного бессознательного; 4.Коллективного бессознательного.

    Под коллективнм бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.

    Архетип – содержание бессознательного, некоторые первичные отпечатки, по форме и содержанию сходны с мифологическими мотивами, в чистом виде присутствуют в фольклоре, мифах, легендах. Архетип – это абстракция, которая в культуре наполняется содержанием, хотя имеется множество общих мотивов – приключение героя, битва за отделение от матери – архетипы, архетипичные фигуры – божественное дитя, двойник, старый мудрец. Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным, потому что коллективное и личное бессознательное находятся в тесном взаимодействии.

    Выделяют элементы архетипов: 1) Эго – оценка в сознании, игнорирование бессознательного, эго- сугубо сознательное. 2) Персона – каким человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека. Персона – лат "маска, личина". Выражение неадекватной персоны – человек без кожи. 3) Тень – центр личного бессознательного, антипод персоны, не стоит пытаться искоренить тень, необходим компромисс с тенью. 4) Анима – женский компонент в душе мужчины. 5) Анимус – мужской компонент в душе женщины. (Эти оба компонента – целостность человеческой натуры). 6)Самость – индивидуальный архетип личности, её центр, структура, которая связывает воедино сознательное и бессознательное.

    Эго – центр, Самость – наружность. “Самость" выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик.


    41. Общественное сознание и его формы. Связи и различия индивидуального, группового и массового сознания.

    Одной из сторон общественной жизни является общественное сознание, которое предполагает собой сознание и оценку обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое более или менее адекватно отражает это общественное бытие. В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Существует тенденция отставания общественного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное, способно опережать общественное бытие. Общественное сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. Таким образом, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, способно через деятельность людей активно влиять на общественное бытие, ускоряя или сдерживая развитие имеющихся в нем тенденций. Общественное сознание выступает в качестве социального феномена, обладающего сложной структурой и специфическими формами проявления. В качестве структурных компонентов выделялись: теоретическое, обыденное, специализированное, массовое и другие составляющие сознания. Принято выделять следующие формы общественного сознания: исторически первая форма общественного сознания – моральное сознание (норма поведения); вторая – эстетическое сознание и третья – религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе, а в классовом обществе появились: четвертая – политические сознание и правосознание, затем пятая – научное и философское сознание. А. К. Уледов подразделяет общественное сознание на специализированное (научное знание) и массовое (широко распространенные взгляды и представления людей). «Массовое сознание» - эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Индивидуальное сознание – сознание конкретного индивида, его представления, групповое сознание – сознание группы людей, схожих по своим представлениям и взглядам. Массовое сознание складывается из индивидуальных сознаний конкретных индивидов в процессе общения людей и обмена ими социальной информацией. Массовое сознание тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. В структуре массового сознания выделяют не только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох. Все эти формы и виду общественного сознания оказывают свое регулятивное воздействие не иначе как через сознание индивида. Сама природа индивидуального сознания человека такова, что сознание отдельного человека не может возникнуть и функционировать без взаимодействия человека с другими людьми в обществе, без связей с общественным и массовым сознанием.

    42. Культура как предмет философского анализа (основные подходы). Опредмечивание и распредмечивание как способ существования и развития культуры. Функции культуры.

    Явление культуры многогранно и богато, оно поистине всеобъемлющее. Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь.

    В формировании обобщенного и целостного понимания  культуры являются  следующие направления  ее философского анализа:
    1. Деятельностный подход, при котором культура предстает  как специфический способ  человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся  надбиологических программ  человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных  проявлениях. Культура как системно организованная  деятельность  обеспечивает  и регулирует  воспроизводство всего  многообразия форм  социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание  на процессуальном характере культуры, такой подход не позволяет  строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны культуры, которая  для  философской ее интерпретации имеет фундаментальное значение.
    2. Семиотический подход в качестве сущностной  характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм  хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках  данного подхода  культура – это мир  символических  форм, фиксирующий  совокупный  исторически  развивающийся социальный опыт  и передающий его  от поколения к поколению  в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических  систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия  человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские  идеи, религиозные представления и т.п.).
    3. Аксиологический (ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной  социальной системы. Аксиологическая интерпретация культур дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения.  Рассматривая мир  культуры с точки зрения его значения для человека, данный  подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы  ценностей, их происхождения и динамики, критериев  общезначимости.

    ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила в немецкой классике, - прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. и Р. употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития "родовой сущности" человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. В целом работа в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. и Р. выступают идеи чтения - письма, деконструкции и т.д.

    Функции культуры: 1) функция трансляции (передачи) социального опыта. Культура представляет собой сложную знакомую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению. 2) функция познавательная (гносеологиеская) тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из неё. Культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. 3) регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. 4) Семиотическая. Или знаковая (греч. Semeion – знак) функция является важнейшей в системе культур. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. 5) ценностная, или аксеологическая (греч.axia – ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные целостные потребности и ориентации. Культура – это многофункциональное явление. Но любая из функций так или иначе направлена к одному – к воспроизводству рода человеческого, обогащению его духовного, нравственного, интеллектуального, физического облика.

    43. Культура как диалог. Взаимосвязь традиций и творчества в культуре. Элитарная и массовая культура: функции и вазимосвязь.

    Культура как диалог. К. — это огромное полифоническое пространство, подобное произведению искусства. Внутри каждой к. искусство, философия, нравственность персонализируется в общении друг с другом. Такая к. способна жить и развиваться только в диалоге с другими целостными к. Диалог к. предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов. По мнению В. С. Библера (статья «Культура. Диалог культур»), существует немыслимый синтез к., который лёг в основу проблемы их диалога. Для представителей любой К. весьма важным вопросом является проблема отношения с другими видами К. Существует 2 основных вида отношения к др.культурам: этноцентризм и релятивизм. Первое – представители одной К. считают свою центральной, а остальные сравнивают. Они пытаются сохранять и развивать её преимущественным образом.Второе – полное игнорирование других К., проявление негативного отношения к другим нациям и обществам. Диалог — это вопрос не только о гуманитарных контактах больших к., но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей и активный диалог с культурными фигурами делает человека приобщенным к большому космосу к. Сегодня развитие принципа диалога к. — реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.

    Взаимосвязь традиции и творчества в культуре: У культуры, как у всякого развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся стороны. Устойчивая – традиции, развивающаяся – творчество. Благодаря культурной традиции происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ деятельности. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. В результате мы получаем общую картину.

    Элитарная К. создаётся привилегированной частью общества и включает в себя: изящное искусство, классическую музыку, литературу. Являлась культурой высших слоёв общества духовенства и аристократии. Трудна для неподготовленного восприятия, рассчитана на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей. Функции: производство духовных ценностей, социального порядка, формирование восприятия самых высоких достижений культуры, отражают проблемы повседневности, способствуют формированию полит. Элит. Массовая К. рассчитана на потребление всеми людьми, ориентирована на коммерческие цели. Сформировалась совместно с обществом массового производства и потребления. «Развлекательное искусство». Не имеет глубоких духовных истоков. Функции: средства массовой информации транслируют широким слоям населения текущую актуальную информацию, контролирует и формирует политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, индустрия развлекательного, оздоровительного, интеллектуального и эстетического досуга, стимуляция и управление потребительским спросом на вещи, услуги, идеи. Взаимосвязь: в современном мире, элитарная и массовая к. не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой, повышая её уровень. В то же время, массовая к., приносящая прибыль, даёт возможность деятелям искусства получать материальную поддержку.


    44. Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации. Проблема современного «конфликта цивилизаций».

    Понятие цивилизации появилось во французском языке в сер. XVIII в. И означало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Идея цивилизации была разработана как антитеза варварства и трактовалась как оседлое, городское, грамотное общество (С.Хантингтон). На протяжение всего изучения этой темы появилось немало теорий, которые отражают развитие цивилизаций. В научном этносе термин «цивилизация» прочно связан с именем А.Дж.Тойнби. Цивилизацию Тойнби рассматривал как систему, которая зарождается в результате поиска ответов на проблемы, которые встают перед людьми по вине природы или человека. Ф. Конечны считал, что цивилизация –это социальная целостность, внутренняя жизнь которой определяется благом и истиной, а внешняя – здоровьем и благополучием. По Ф.Энгельсу цивилизация открывается новым шагом вперед в разделении труда. Немецкие философы XIX в. Противопоставили цивилизацию культуре (О.Шпенглер). Н.Данилевский, изучавший культурно-исторические типы говорил, что период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает, он заканчивается, когда народы, составляющие тип, выработывают свою творческую энергию. В настоящее время выделяют следующие Ц: Западная; Славяно-Православная; Исламская; Индуистская и т.д.Они основаны на религиозном принципе.


    написать администратору сайта