Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Философы европейского Средневековья: общая характеристика и основные этапы. Патристика. Особенности философско-религиозного мировоззрения.

  • 9. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».

  • 10. Средневековая философия: спор об универсалиях между реализмом и номинализмом. Роль схоластики в развитии логики.

  • 12. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения.

  • 13. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Ориентация философии на математику и естествознание. Полемика эмпиризма и рационализма. Теория познания Ф.Бэкона, Р.Декарта.

  • 14. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Б.Спинозы. Монадология и панлогизм Г.В.Лейбница.

  • ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


    Скачать 488 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
    АнкорШПОРА!.doc
    Дата04.10.2017
    Размер488 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА!.doc
    ТипДокументы
    #9178
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    7. Античная философия: эллинистическо-римский этап. Атомизм, стоицизм, скептицизм (философы и идеи).

    Эллинист. период длился от начала походов Алекс. Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III вв. до н. э. явл. периодом, когда достигает кульминации кризис греч. своб. полисов. Эконом. и полит. упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греч. ф-фии. В ф-фии большую роль теперь стали играть индивидуализм, этизирование и морализирование, либо скептицизм и агностицизм. Философские школы сделали второстепенными все вопросы объект. миропорядка и стали обращаться к проблемам личной жизни ч-ка.

    СТОИЦИЗМ (3в. до н.э. – 3 в. н.э.) – одно из самых распр-ных направлений фил-кой мысли в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде. К стоикам относятся: Зенон Китеонский, Клеанф, Хрисипп; Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Гл. идеей стоиков, заложенная еще Зеноном (основателем), была ориентация фил-фии на этику и ее разработку. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель (единственное благо). Это этика «сознательного отказа», смирения с судьбой. Сенека: свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями, ничто не может ее изменить. Чел-к, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе — отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. В этом проявлялся идеал внутр. свободы - от страстей (идеальное состояние мудреца – апатия). Согласно Хрисиппу существует мировая душа - это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно нежный, тончайший вид материи. В онтологии (которую они помещали в «философию природы») стоики признают два осн. принципа: матер. принцип (материал), кот. считается основой, и дух. принцип — логос (Бог), кот. проникает через всю материю и образует конкр. единичные вещи. Марк Аврелий (римский император): Вселенная - тесно связанное целое - это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Стоики считали, что все в мире предопределено, Бог не отделен от мира - он душа мира. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл.

    СКЕПТИЦИЗМ – сформировавшееся в конце 4в. до н.э. ф-кое напр-ние. Основатель – Пиррон из Элиды; скептики: Тимон, Энесидем, Агрипп, Секст Эмпирик. Гл. тезис скептиков: идеал – невозмутимость, покой, безмятежность человека. Познание — разрушительная сила. Скепсис определялся отказом от возм-ти дойти до истины. Скеп-зм отрицал истинность любого познания, необходимость удержаться от суждения (эпохэ). Это положение обосновано так наз. десятью тропами (автор – Энесидем), т.е. доводами против правильности как чувственных восприятий, так и «познаний мысли». Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказ-ва. Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма всех существующих философских направлений, он сделал вывод, что о реальности невозможно делать никаких суждений, основанных на непосредственных ощущениях.

    АТОМИЗМ. В период эллинист.-римской ф-фии были развиты идеи атомизма, заложенные еще Демокритом и Левкиппом в 5в. до н.э. Так, например, Эпикур (342— 271 до н. э.) дополняет учение Демокрита. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в простр-ве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство — тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы движутся в пустоте. В отличие от Демокрита, Эпикур допускает и признает закономерным и определённое отклонение от прямолинейного движения (паренклитическое движение). Допущение отклонения от прямолинейного движения дает возможность более «диалектического» понимания проблемы движения. Последователь Эпикура Тит Лукреций (ок. 95—55 до н.э.) полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы и пустоту. Материя, прежде всего, это первичные тела вещей, это все, что есть сов-ть названных элементов. Ни одна сила атомы уничтожить не может, они всегда побеждают своей непроницаемостью. Куда простирается пустота, так называемое пространство, там нет материи; а там, где простерлась материя, нет пустоты и пространства никоим образом. В решении вопроса движения он стоит на принципах Эпикура. Эпикурово паренклитическое движение для Лукреция является источником возникновения частиц. Вместе с величиной и формой атомов оно выступает причиной пестроты и разнообразия вещей в мире.


    8. Философы европейского Средневековья: общая характеристика и основные этапы. Патристика. Особенности философско-религиозного мировоззрения.

    Философия западноевропейского Средневековья возникла и развивалась в течение четырех исторических периодов: 1) Подготовительный этап (II–VIII вв.), в течение которого постепенно формируется культура и философия Средневековья. 2) Ранняя схоластика (IX–XII вв.), в которой знание и вера практически не разделены, хотя происходит четкое осмысление специфической ценности и таких же результатов деятельности рассудка. В этот период Абеляром был создан основной схоластический метод познания истины («да и нет»), сводящийся к тому, что при решении любой проблемы мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих «за», потом – авторитетов, выступающих «против», и позднее принять решение. 3) Средняя схоластика (XIII в.), в которой происходит окончательное отделение философии и других наук от теологии, а также включение в западное философское мышление учения Аристотеля. Создается философия францисканского, доминиканского и других орденов, а также философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др. 4) Поздняя схоластика (XIV–XV вв.) отличалась рационалистической систематизацией получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, созданием логики и метафизики иррационалистического направления, окончательным отделением эзотерики (мистики) от церковной теологии.

    В отношении общего теоретического базиса средневековой философии можно отметить, что она основана на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Он, будучи всемогущим, актом своей Божественной воли, сотворил мир из «ничто». И в дальнейшем всесильная Божественная воля постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира. Следовательно, с точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая философия была философией теоцентризма (тео – Бог) и основана на догмате креационизма (креацио – создание, творение).

    У средневековой философии была и своеобразная антропология (учение о человеке). Человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна: в нем есть и душа (божественное), и тело (греховное). Для преодоления греховности необходима поддержка религии, церкви. Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой философии было невозможно, была создана и своеобразная теория познания: истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Итак, онтология средневековой философии – теоцентрична, антропология – дуалистична, гносеология – иррациональна.

    Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизмаи др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом. Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августинана латинском Западе. Во 2-й половине 5 в. появляются Ареопагитики попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики (Леонтий на Востоке, Боэций на Западе), заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики. В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.


    9. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем».

    Христианское учение о творении находится в непосредственной связи с вопросом о природе зла. Августин выделяет 3 уровня зла: метафизический, моральный физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе, оно может существовать только в отдельной части Вселенной, мы же воспринимаем часть, доступную уму, поэтому склонны впадать в иллюзию. С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т е грех. Оно исходит от порочных устремлений и желаний, следовательно, от порочной воли. Люди склонны стремиться не к злому, а к земному, ощутимому, приносящему скорый результат, забывая о божественном. Добро есть «норма бытия», зло – нарушение нормы. Моральное зло – человеческий грех, это предательство добра, измена ему. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла – грехопадение первых людей.

    Свобода – свойство воли человека, а не разума. По Августину, воля имеет автономию, она нечто иное по сравнению с разумом. Нужно употребить усилия воли, чтобы подчинить ее божественной благодати – в этом и состоит свобода воли. Божественная благодать не насилует волю, ибо воля может свободно подчиниться благодати. Свободно утвердиться в благодати – значит обрести высшую степень свободы.

    Смысл истории. Августин историю мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к мах нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить». Смысл истории – нравственный прогресс. Августин развивает знаменитое учение о 2 градах – «Граде Божьем» и «Граде земном». Сообщество праведных есть незримый Град Божий; Град земной, или Град Диавола, - это люди, живущие вне благодати, под воздействием страстей и управляемые порочной волей. Град диавола не совпадает с земным человеческим обществом – не все люди и не всегда подчиняются порочным страстям, а Град Божий не тождественен церкви земной. Однако 2 града неразличимы простым человеческим умом, поскольку трудно обнаружить границу, которая их разделяет. Августин верит, что божественное провидение действует в истории. Поэтому за хаосом земной жизни, её трагедиями и несправедливостями скрывается незримый процесс нравственного совершенствования человека. Таким образом, вся история предстаёт как драматическое противоборство 2 градов, едва различимое за неупорядоченностью общественной жизни в своей обнажённости эта борьба предстанет и разрешится за пределами человеческой истории. Августин – сторонник христианской эсхатологии – учении о конце истории. Именно там, за пределами истории и земного мира вообще, в ином измерении люди приобретут состояние «невозможности грешить».


    10. Средневековая философия: спор об универсалиях между реализмом и номинализмом. Роль схоластики в развитии логики.


    11. Фома Аквинский: метафизика, учение о гармонии веры и разума, этико-политические воззрения. Доказательства бытия Бога.

    Особенности средневековой философии нашли наиболее яркое воплощение в творчестве одного из наиболее крупных представителей Фомы Аквинского (1225–1274). Его заслугой является разработка одной из центральных в средневековой философии проблемы соотношения веры и разума. Ф. Аквинский создал учение о возникновении гармонии веры и разума, поскольку у них один предмет – Бог и созданный им мир; кроме того, вера и разум как методы познания дополняют, а не исключают друг друга.

    Но между ними есть не только сходство, но и существенные различия: разум постоянно сомневается в добытых им истинах, а вера принимает истину, основываясь на воле, желании. Поэтому вера выше разума.

    Историческое значение созданной Ф. Аквинским концепции в том, что она обосновала идею о возможном компромиссе между наукой и религией, получившей дальнейшее развитие в ряде философских учений, особенно в философской системе Гегеля, русской религиозной философии XIX–XX в., а также в современной религиозной философии неотомизма.

    Принцип гармонии веры и разума получил воплощение в разработанных Ф. Аквинским пяти рациональных доказательств существования Бога. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть и «перводвигатель», первоисточник, т. е. Бог. Мир многообразен и совершенен, следовательно есть Бог как высшее совершенство. Согласно Ф. Аквинскому, поскольку в живом мире есть цель, то должен быть и источник целесообразности, т. е. Бог. Хотя в мире и есть случайное, но в целом его развитие носит закономерный характер, что исходит от Бога. Мир единственен и конечен в пространстве, но в нем всюду есть упорядоченность, т. е. Бог. (Бог – перводвигатель, первопричина, первонеобходимость, первосовершенство, первоцель)

    Эти доказательства долгое время воспринимались как убедительные, несмотря на их односторонность, т. к. они являются доказательствами только абстрактно-логического характера. Однако приведенные Ф. Аквинским доказательства и сейчас активно используются церковью.

    Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому всё разделено на несколько иерархических ступеней. Самая широкая ступень – неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которого вырастает высшая ступень – мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Фома Аквинский выступил систематизатором всей средневековой схоластики. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.


    12. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения.

    Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека - антропоцентризм. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма. Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения. Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала были рабыней богословия и начала развиваться по своим собственным законам. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень). Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Гуманизм - термин, которые ввели в культуру деятели Возрождения. Они противопоставили гуманизм - теизму (религиозное мировоззрение, которое выше всего и в центре всего ставит Бога). Деятели Возрождения решительно выступили в защиту человека, а отсюда - против церкви, против религии. Наиболее выдающимся гуманистов периода Возрождения был Д.Е.Ротердамский (1467-1536). Философы эпохи Возрождения считали, что гуманизм следует основывать на тех достижениях, которые имеются в культуре всех народов и в первую очередь - на культуре античной. А для этого, доказывали они, необходимо изучать и хорошо знать, пропагандировать и обогащать наследие культуры прошлого. Следуя деятелям Возрождения мы и сейчас гуманитарным образованием называем то образование, которое дает человеку знания языков (среди которых хотя бы один из древних: греческий, латинский, древнееврейский, санскрит или пали), философии, истории, искусства. Гуманизм, основы которому заложили деятели Возрождение, на протяжении последних пяти столетий развивался и пополнялся новым содержанием. Сейчас в понятие гуманизм вкладывают целый спектр человеческой культуры, которые отражают величие человека и способствуют его утверждению в реальной действительности. Лозунгами гуманизма стали слова: "Все - для человека, все - в имя человека!" Авторитет гуманизма вырос, но гуманизм и религия как в эпоху Возрождения, так и в наше время были, есть и всегда будут явлениями несовместимыми.

    Философы эпохи Возрождения впервые в истории философской мысли и на основе накопленных на то время знаний пытались постичь природу в целом, дать ей общее философское описание. Такой подход к познанию природы получил название Натурфилософии. Плодотворное начало философии природы положил выдающий философ и естествоиспытатель, кардинал католической церкви Николай Кузанский (1401 - 1464). В результате собственного философского исследования он пришел к заключению о бесконечности Вселенной. Свои натурфилософские взгляды Парацельс (1493-1541) подтверждал всеми доступными ему знаниями из медицины, химии, лечебной практики, в том числе - и магии. Для него всеобщей наукой была медицина, поскольку именно она беспокоится о благе человека. Крупным философом своего времени был Бернардино Телезио (1508-1588). Видным натурфилософом, талантливым профессором был Джордано Бруно (1548 - 1600). Джордано Бруно учил о бесконечности мира, допускал возможность жизни и разума на других планетах, написал большое количество лекций и сочинений, в которых наряду с другими мыслями излагал свои атеистические. С натурфилософией эпохи Возрождения было органически связано развитие целого ряда невиданных раньше наук. Отдельно следует сказать о деятельности одного из виднейших ученых мира - Галилео Галилее (1564-1642). Это был последний в мировой истории ученый энциклопедических знаний. После Галилея наука так разрослась и так обогатилась, что уже ни одному ученому было не под силу знать все науки, а сейчас - знать все в своей собственной области знаний.


    13. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Ориентация философии на математику и естествознание. Полемика эмпиризма и рационализма. Теория познания Ф.Бэкона, Р.Декарта.


    14. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Б.Спинозы. Монадология и панлогизм Г.В.Лейбница.


    15. Просвещение как культурно-историческая эпоха: специфика идей и принципов. Английское просвещение. Скептицизм Юма.


    написать администратору сайта