ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
Скачать 488 Kb.
|
Линейные и циклические концепции цивилизации. Линейная концепция представляет собой человеческое развитие как движение в заданном направлении с условием прохождения ряда сменяющих друг друга стадий. В рамках этого направления принято выделять стадиально-цивилизационную и формационную модель общественного развития. Разрабатывали эту идею К.Маркс, У.Ростоу, А.Тоффлер. Смысл циклической концепции заключается в развитии общностей в рамках своего исторического цикла. Основатели – Н.Данилевский, А.Тойнби. Формационная модель: исторический процесс разделён на определённые периоды. В основе деления - производство материальных благ. Основа производственных отношений – форма собственности на средства производства. Человечество движется от одной стадии, формации, к другой, к более высокой, и таким образом как бы поднимается по лестнице прогресса. Например, Маркс выделял 5 ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Стадиально-цивилизационную модель предлагают историки, они выделяют стадии дикость, варварство и цивилизация, последняя- высшая степень. Циклические концепции, такие как цивилизация, являются замкнутыми обществами, обладающие определённым уровнем развития материальной и духовной культуры; существуют свои закономерности. Существуют несколько фаз развития: по А.Тойнби – возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. По Шпенглеру: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Все цивилизации подчиняются собственной логике развития от зарождения до заката. Проблема современного «конфликта цивилизаций». Вернёмся к идеям Хантингтона, он утверждает, что в новом, нарождающемся мире основным источником кровопролитных боев будут не экономические различия или интересы полезных ископаемых, а разногласия между культурами. Причины разногласий: 1)различия в языке, культуре, традициях и т.д. 2) мир становится более тесным, некоторые народы болезненно реагируют на частое заселение других на своих территориях 3) культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу и др. Хантингтон считает, что для достижения своей цели, цивилизации пойдут на любые жертвы, будут объединяться с другими (синдром «братских стран»)и вести войны. Автор пишет, что иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций. | 45. Понятие общества. Единство человеческой деятельности и общественных отношений. Субъекты, источники и движущие силы общественного развития. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности (форме совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой, например, семья), а совместных интересов и договоре. Главная черта общества - его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления. Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами(группы, нации, общины) или внутри них, называются общественными отношениями. Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения. Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект, разумеется, человек. Однако, ими могут выступать и различные группы, например: возрастные (молодежь, пенсионеры); профессиональные (врачи); этнические (нация); религиозные (церковь); политические (партии). Общество - саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Она вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому. Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования, материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды зависят от того, в каком обществе люди появились, сформировались как личность. | |
46. Материалистическое понимание истории. Формационная концепция общественного развития. Материалистическое понимание истории: Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями. В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие открытия - это то, что человечество само создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, являются производительные силы. Категорию производительных сил, как и другие ключевые категории материалистического понимания истории, Маркс выводит из одного общего основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности, направленной на их удовлетворение. Свое начало история человеческого общества берет в мире материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории «общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории. Материалистический подход к пониманию истории стал предпосылкой, обоснованием формационной теории. Согласно ей каждый исторический тип общества представляется живым, находящимся в развитии организмом, а история – закономерным процессом смены общественных форм, утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими более широкие возможности для развития материального производства, общественной жизни в целом. Формационная концепция общественного развития. Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда и средства труда. Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. | 47. Основные формы социальной эволюции и развития человека. Отличительные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Гражданское общество и правовое государство. | 48. Модернизация как культурно-исторический процесс. Дихотомия «традиционное общество» - «современное общество». Модернизация и «вестернизация». Цикличность модернизаций в России. Проблемы реформирования российского общества и государства. Модернизация как культурно-исторический процесс. Это понятие имеет два основных значения. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые. В частности, классическим примером такой модернизации, ее первой формой является индустриализация — переход от традиционной культуры к капиталистической. Обычно выделяют два вида культурной модернизации: органическую (осуществляемую естественно, в ходе исторической эволюции общества) и неорганическую, требующую влияния извне на модернизируемую культуру, осуществляемое как целенаправленное внедрение новых культурных ценностей, образа жизни, в целом присущих данной культуре. Дихотомия «традиционное общество» - «современное общество». Дихотомия между «традиционным» и «современным» сыграла очень важную роль как в «классических» исследованиях, так и в недавней литературе по социологии, истории, политологии и культурной антропологии. «Традиционное» общество зачастую описывалось как статичное, которому присуща малая степень дифференциации и специализации, а также урбанизации и грамотности, в то время как «современное» общество рассматривалось как воплощение высокого уровня дифференциации и урбанизации, грамотности и доступности средств массовой информации. В политическом плане традиционное общество описывалось как основанное на власти «традиционной» элиты, управляющей по тому или иному «мандату неба», а современное общество — как основанное на широком участии масс, не принимающих традиционных принципов легитимности и рассматривающих правителей ответственными с точки зрения светских ценностей и эффективности. Но главное заключалось в том, что «традиционное» общество было ограничено культурными горизонтами, утверждаемыми традицией, в то время как «современному» обществу присуща культурная динамика и ориентация на изменения и инновации. Этот принцип противопоставления современного и традиционного начал породил очень спорное понимание отношений между современными и традиционными элементами в процессе развития жизнестойкого современного общества. Согласно этому пониманию, постоянное развитие и модернизация в различных институциональных сферах зависят от степени разрушения всех традиционных элементов или равнозначны такому разрушению. Представлялось, что чем меньше влияние традиций, тем общество современнее, а значит, тем в большей степени оно в состоянии справляться с новыми проблемами и новыми социальными силами и развивать свою институциональную структуру. Модернизация и вестернизация. Вестернизация является формой модернизации. Это целенаправленное навязывание западной, а чаще всего — американской культуры в сочетании с бездумным запросом (модой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызывать социальный протест, враждебное отношение по отношению к западной культуре. |
49. Единство общества и природы. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы (роль техники). Сущность, причины и состав глобальных проблем современности. Перспективы мировой цивилизации: учение о ноосфере, идеи и предложения Римского клуба. Единство общества и природы: В широком смысле слова природа понимается как весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова под природой понимается весь материальный мир, за исключением общества. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано. В общем виде всю историю взаимоотношений человека и природы можно представить как лестницу, каждая ступенька которой означает еще один шаг вверх, от полной несвободы и подчинения себя природе, через отчуждение от нее, к ясному и осознанному единству с ней, к познанию основных законов ее функционирования и развития. Основные этапы взаимодействия общества и природы: 1) Во времена античной философии человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Стремление жить в согласии с природой, познать ее. 2) В Средние века природа, и сам человек, рассматривались как творения Божьи. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой.3)В эпоху Возрождения то, что прежде считалось Божьей волей, отныне приписывается человеку. Он – средоточие всего. Природа – «мастерская», но в то же время, это источник красоты, радости и вдохновения.4) В Новое время (17-18 вв.) бурно развиваются науки. И в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений природы и общества. Природа как целое перестала существовать для ученых. Она оказалась разветвленной, раздробленной. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Господство техники и машины.5) Теория господства человека над природой сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины 20 века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидна задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы. Глобальные проблемы современности:Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним отдельные регионы и страны. Можно выделить следующие характерные черты: 1) проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. 2) глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. 3)глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Выделяют следующие проблемы: - гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны;-загрязнение окружающей среды и Мирового океана; - истощение природных ресурсов; - рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты. перспективы человечества: Метод изучения глобальных проблем – глобальное моделирование. Особая роль в разработке и применении его принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, занятых выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Клубом была проведена целая серия исследований пределов роста мировой цивилизации. Существует концепция Ноосферы. Под ноосферой понимают область взаимодействия природы и общества, т.е. ту область биосферы, которая находится под влиянием активной деятельности человека, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком. Понятие ноосферы является ключевым понятием учения В.И. Вернадского. Основные положения концепции: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен будет однажды взять ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов нашей планеты. | 50. Познавательная деятельность. Многообразие видов познания. Понятие науки и критерии научности. Научное и вненаучное познание. Знание и вера. Интуиция. В процессе своей деятельности человек приобретает знания – совокупность сведений, информации об окр. мире и о себе. Знания появляются в процессе познават деят-ти. Субъектом познания может быть как отдельный человек, так и все общество. Объектом познания может быть отд предмет и весь окружающий мир. Виды познания: обыденное (житейское, основанное на наблюдении и смекалке), научное, философское, художественное (специфика – целостное отображение мира и человека в мире), социальное. Точное объяснение и осмысление полученных в процессе познания фактов дает научное познание. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов. |