34 и 35 вопросы. 34. Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации
Скачать 17.33 Kb.
|
34.Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации. Возникновение цивилизаций представляет собой качественно новую ступень в развитии человеческого общества. Характерными признаками, как цивилизации, так и возникающего дифференцированного общества являются: - частная собственность, - иерархическая социально-классовая и структурная дифференциация общества, - общественное разделение труда, отделение умственного труда от физического, ремесла от сельского хозяйства, - наличие городов, появление письменности и зачатков науки, развитие искусства и создание монументальных сооружений (пирамид, храмов и др. культовых строений), - возникновение политической организации общества (государства) и т.д. Выделяют древнейшие цивилизации (первичные, которым не предшествовала цивилизационная традиция) и цивилизации осевого времени (вторичные). О первых нам фактически ничего не известно, кроме того, что таковые существовали, например, в Месопотамии и на полуострове Индостан. К осевым цивилизациям можно отнести те, которые внесли свой вклад в последующее развитие человечества. К таким цивилизациям можно отнести древнекитайскую, древнеиндийскую, цивилизацию Месопотамии, древнеегипетскую и, наконец, античную (древнегреческую и древнеримскую). Линейная концепция представляет собой человеческое развитие как движение в заданном направлении с условием прохождения ряда сменяющих друг друга стадий. В рамках этого направления принято выделять стадиально-цивилизационную и формационную модель общественного развития. Разрабатывали эту идею К.Маркс, У.Ростоу, А.Тоффлер. 1)Формационная модель: исторический процесс разделён на определённые периоды. В основе деления - производство материальных благ. Основа производственных отношений – форма собственности на средства производства. Человечество движется от одной стадии, формации, к другой, к более высокой, и таким образом как бы поднимается по лестнице прогресса. Например, Маркс выделял 5 ОЭФ (общественно-экономическая формация): первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. 2)Стадиально-цивилизационную модель предлагают историки, они выделяют стадии дикость, варварство и цивилизация, последняя - высшая степень. Циклические концепции, такие как цивилизация, являются замкнутыми обществами, обладающие определённым уровнем развития материальной и духовной культуры; существуют свои закономерности. Существуют несколько фаз развития: по А.Тойнби – возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. По Шпенглеру: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Все цивилизации подчиняются собственной логике развития от зарождения до заката Смысл циклической концепции заключается в развитии общностей в рамках своего исторического цикла. Основатели – Н.Данилевский, А.Тойнби. 35. Материалистическое понимание истории. Формационная концепция общественного развития. Материалистическое понимание истории, как и вся философия Маркса, основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - это материя и законы, управляющие ее движением. Главной идеей, на которой строится философия Карла Маркса, в том числе, его понимание истории, является утверждение, что человечество в целом само создает исторические условия, являющиеся источником его развития. Никакие другие факторы, включая особенности географического положения и климата, не могут быть причиной исторического развития народов. Материалистическое понимание истории основано на том, что человек, в понимании Маркса, имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей. Основу истории Маркс увидел в материальном производстве, в способе материального производства, одной стороной которого являются производительные силы, а другой – производственные отношения. Первые, в свою очередь, включают в себя орудия и средства труда. Производственные же отношения – это отношения между людьми по поводу вещей и прежде всего, по поводу владения средствами производств (отношения собственности), от которых зависят отношения распределения, обмена и потребления. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями обусловливают развитие и смену способов производства и соответствующих общественно-экономических формаций. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. По критерию способа производства в марксизме выделены следующие формации: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальная формация, капиталистическая формация, коммунистическая формация. В рамках формационного подхода Маркс применил такой критерий, как тип отношений зависимости: 1. формация, которая характеризуется личной зависимостью: первобытное общество, рабовладельческое и феодальное. 2. отношения личной независимости, основанные на вещной зависимости. 3. свободная индивидуальность – когда свободное развитие каждого являетсяся условием свободного развития всех. |