Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Социальная философия Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея «войны против всех». Общественный договор и происхождение государства: абсолютный суверенитет и функции.

  • 17. Дж. Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Теория разделения властей. Трудовая концепция собственности. Локк – родоначальник либерализма.

  • Законодательная власть

  • 18. Французское просвещение о связи человека и соц.среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи П. Гольбаха, П. Гассенди, Ж. Ламетри, К.Гельвеция.

  • Вольтером

  • 20. Культурно-историческая концепция Руссо: происхождение соц. неравенства, теория общественного договора и народного суверенитета, критика цивилизации.

  • 21. Общая характеристика философии Канта: дуализм, агностицизм. Этика категорического императива. Учение о праве, государстве, гражданском обществе. Философия истории как «моральная теология».

  • Этика категорического императива.

  • Учение о праве, государстве, гражданском обществе.

  • Философия истории как «моральная теология».

  • 23. Г.В.Гегель: общие характеристики философии. История как самопознание свободы. Право как бытие свободы. Гражданское общество и государство.

  • ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


    Скачать 488 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
    АнкорШПОРА!.doc
    Дата04.10.2017
    Размер488 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА!.doc
    ТипДокументы
    #9178
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Эпоха Просвещения — эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков, основой для которой стал рационализм. просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи. цели и идеалы Просвещения: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, веротерпимость и др. Признаки просвещения: вольнодумство, критическое отношение к авторитетам, неприятие догм. просветители создали обращенную к человеку систему ценностей, которая органически вошла в западную цивилизацию.

    Английское просвещение. Видные его деятели придерживались догматов христианства, так как английская церковь отвечала идеалу веротерпимости. В основных чертах программа английского Просвещения была сформулирована философом Дж. Локком. он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, состояние полной свободы в отношении действий. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора. Государство не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Взгляды Локка воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены права и свободы граждан, религиозная терпимость. Понятия добра и зла выводятся из ощущений удовольствия или страдания. правила, регулирующие чел. отношения, должны отличаться удобством, полезностью. английское Просвещение признавало право каждого человека преследовать частный интерес. Большое влияние оказало учение Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики разумного эгоизма. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению.

    Философия Давида Юма обнаружила критическое и скептическое отношение к выводам догматических систем. идея отличается от впечатления только по степени интенсивности и яркости. понятие Бога для Юма является недоказанным допущением. Субстанция для него комплекс впечатлений, непрерывно связанный в общее единство, причинность— последовательность впечатлений.. в основе морали лежит особое чувство удовольствия и боли. Существеннейший моральный мотив — симпатия к нашим ближним. Относясь скептически ко всякой метафизике, Юм предначертывает философии в существенных чертах критическую задачу в области теории познания и в области морали.


    16. Социальная философия Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея «войны против всех». Общественный договор и происхождение государства: абсолютный суверенитет и функции.

    О человеке и естественном состоянии общества Человек, по определению Гоббса, - это сумма физических и духовных способностей. люди равны от природы по своим физическим и умственным способностями. Эгоизм и стремление к самосохранению - вот два стимула поведения человека. Отношения между людьми, в которых проявляется влечения к эгоизму, охарактеризованы им формулой - " человек человеку волк". Отсюда фатальная неизбежность в обществе "войны всех против всех". Сущность человека во всей полноте его страстей раскрывается в условиях естественного состояния - догосударственная форма существования людей, где их отношения строятся на основе естественного права. В этом состоянии царит произвол и война всех против всех. Пагубность такой войны вынуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы. Все они регулируются в правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано тебе. Чтобы естественные законы стали всеобщими и обязательными, они должны были приобрести статус законов гражданских. возникает необходимость в особом "искусственном теле" – государстве. переход к государственному состоянию совершался с помощью общественного договора, он заключался между людьми по поводу вручения государству их естественных прав (за исключением права самозащиты). люди доверяют единому лицу верховную власть над собой и обязуются признавать все решения государства. главное предназначение государства в поддержании мирных отношений, обеспечение частной собственности. Свобода понимается, как право делать все то, что не запрещено законом. три основные форм государственного правления : Монархия. Демократия; Аристократия, где власть принадлежит собранию, но право голоса в нем имеет лишь определенная часть граждан. Для Гоббса приемлема любая из трех форм в том случае, если она носит абсолютный характер власти. Государство - искусственный человек; верховная власть - душа государства , судьи и чиновники - суставы, советники - память; законы - разум и воля; гражданский мир - здоровье, гражданская война - смерть. Учение Гоббса имело важное значение для последующих просветителей Европы, России и Америки.


    17. Дж. Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Теория разделения властей. Трудовая концепция собственности. Локк – родоначальник либерализма.

    Влияние на воззрения Локка оказали концепции "естественного права" и "общественного договора" Т. Гоббса. Однако Локк дал им свое толкование. Локк, как и Гоббс, различал две формы бытия людей: естественную, догосударственное состояние и государственное. Локк видел в естественном состоянии проявление свободы, равенства и относительного порядка. Особенное значение Локк придавал праву собственности, понимая под собственностью соединение природных предметов с человеческим трудом. В целях надежного обеспечения естественных прав люди соглашаются учредить государство. это возможно только с помощью общественного договора. его Суть Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу государства и замене моральных норм политическими законами. Договор действителен до тех пор, пока он опирается на согласие большинства граждан. для Локка свобода граждан в государстве должна гарантироваться и укрепляться. Закону обязательно должно быть присуще стабильность и долговременность действия. Наилучшей формой государственного правления для него является та, которая четко следовала основным принципам ограничения политической власти. Ведущим принципом такого ограничения Локк считал принцип разделения властей. Согласно ему - верховная, законодательная, исполнительная и церковная власть должны были быть отделены друг от друга. Законодательная власть- это власть, доверенная народом избранному им парламенту. Исполнительная власть- эта власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, поддержание дипломатических отношений с другими государствами. Локк, настаивал на отделении церкви от государства. Церковная властьне может распространяться на гражданские дела. Образцовой формой государственного устройства он считал конституционную монархию. нормальная "структура правления" рисовалась Дж. Локку комплексом нормативно закрепленных сдержек и противовесов. Идеи Локка послужили теоретическим фундаментом для создания буржуазного законодательства.


    18. Французское просвещение о связи человека и соц.среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи П. Гольбаха, П. Гассенди, Ж. Ламетри, К.Гельвеция.

    Учение о роли среды в формировании личности — ценнейшее у французских мыслителей. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни. Человек со всеми своими свойствами, добродетелями и пороками есть то, что делает из него окружающая среда, то есть природа и общество. человек зависит целиком от воспитания. Главная заслуга учения фр. Философов - постановка проблемы соотношения общественного интереса и стремлений отдельного человека. Народ признает добродетельными только полезные для него действия. всякий интерес вытекает прежде всего из чувства себялюбия. Себялюбие есть чувство, данное нам природой. эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть подлинный мотив человеческих поступков. человек - это эгоист, но ему следует быть разумным эгоистом, то есть следовать интересу, удовлетворение которого вызывает больше пользы. Для этого следует избегать излишеств и уважать чужие интересы. Материалистические идеи. все сводится к механическому движению. человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что способен мыслить. никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире господствует только необходимость. Гельвеций признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Человек неотделим от природы. "Общее благо" -источник добродетели. эгоизм является важным фактором общественной жизни. Гельвеций говорил о природном равенстве людей и о необходимости изменения социальной среды. Гольбах. Главной идеей является принцип редуцируемости - сводимости всех явлений природы к формам движения материальных частиц. И в природе, и в обществе все совершается по законам причинных взаимодействий. человек лишен свободы. людские страхи рассеиваются по мере роста просвещения. Ламетри рассматривал мир как проявление внутренне активной материальной субстанции, формами которой являются неорганическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек). Человек - всего лишь машина. одна из важнейших задач человечества освободиться от власти совести. идеи Гассенда. Материю Гассенд представляет состоящей из множества мельчайших компактных атомов, не заключающих в себе пустоты. Группируясь, атомы образуют все тела вселенной и являются причиной движения тел. Все предметы обладают душой чувствующей и смутно рассуждающей. Тело, душа чувствующая и душа разумная составляют единое. Чувствующая душа воспринимает образы внешних предметов. Посредством разума человек познает вещи. Врожденных идей нет. Единственное, что врождено нам — это любовь к самому себе. Истинное счастье заключается в здоровом теле и спокойной душе. разум познает Бога как творца вселенной.


    19. Французское просвещение. Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера. Концепция общественного прогресса Кондорсе. Дидро о свободе и отчуждении человека, развитии цивилизации. Монтескье: географ. Детерминизм, разделение властей.

    Просветительство зародилось во Франции во второй четверти 18 в. Сторонники Просвещения возвышали роль разума по отношению к вере, выступали против церкви, абсолютизма, за свободу. Вольтером были разработаны идеи просветительского мировоззрения: свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм. клерикализм— политическое направление, добивающееся главной роли церкви в жизни общества. Но христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном. Тем самым Вольтер провозглашает разрыв с христианскими верованиями. Но Вольтер требовал поклонения богу. бог Вольтера - это разумное существо, которое является причиной всех других существ. Каждый чел. занимает определенное место внутри универсума, каждый должен прожить собственную жизнь. В этом свобода человека. Кондорсе стремится доказать главную мысль — о прогрессе человеческого разума и общества. он признает рост человеческих знаний, расширение круга научных исследований единственным двигателем человеческой культуры. Драма разума неизбежна, потому что разум сталкивается с новыми препятствиями, которые неизбежны при каждом новом прогрессе. историческое развитие связано с совершенствованием общества, с прогрессом разума. Дени Дидро. Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития цивилизации. В единый процесс развития мира он помещает и человека. Признавал, что идеальное "среднее состояние" между варварством и цивилизацией невозродимо. он допускает два пути развития цивилизации - это народная революция и развитие эпохи "искусства" до слияния с природой. свобода выбора человека в том, что нужно пользоваться счастьем. Доброта есть счастье. Монтескье. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходимо, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены. законодательную необходи­мо поделить между буржуазией и феодалами. Исполнительную власть сохранить у дворянства, оставив ее королевскому правительству. Судебная власть может быть доверена выборным лицам из народа. Особое значение Монтескье придавал системе «сдержек и противовесов». ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них вправе контролировать другую. Географический детерминизм — концепция, согласно которой климат и другие природные условия предопределяют специфику жизни государств, формируют национальный характер. Монтескье развивал идеи связи между климатом, народным характером и законодательством. Например, Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом.


    20. Культурно-историческая концепция Руссо: происхождение соц. неравенства, теория общественного договора и народного суверенитета, критика цивилизации.

    Главный вопрос, волнующий Руссо (1712-1778), — проблема неравенства. он полагал, что люди своей деятельностью сами привели себя к несчастьям. В обществе есть прогресс. Но прогресс противоречив. Руссо различает физическое, политическое и имущественное неравенство. Первое из них происходит от природы, оно неизбежно. Политическое неравенство связано с сословным положением. Неравенство имущественное взаимосвязано с политическим; аристократы в роскоши, а масса народа испытывает недостаток в необходимом. Всю современную цивилизацию Руссо характеризует как неравенство и осуждает ее. В качестве «гипотезы» Руссо выдвигает мысль о первоначальном естественном состоянии людей. В этом состоянии люди равны в имущественном отношений. Способность человека к «совершенствованию» и рост народонаселения заставили людей накапливать запасы средств к жизни, изобретать орудия. Частная собственность стала причиной возникновения имущественного, а впоследствии и политического неравенства. Последствием стало разделение людей на богатых и бедных. Такова была первая ступень неравенства. Под предлогом необходимости установления гражданского мира «богатые» предложили «бедным» образовать государственную власть. Государство возникло путем соглашения, т. е. общественного договора. Законы государства окончательно закрепили частную собственность, обрекая большинство людей на труд, нищету. Такова вторая ступень неравенства. Третьей ступенью был переход от правомерной власти к деспотической, основанной на произволе. Эта высшая ступень неравенства. Руссо выдвигает идею народного суверенитета. Власть в государстве всегда и везде должна принадлежать народу. При нарушении общественного договора его нужно расторгнуть. Одно из средств — революция. Политический идеал Руссо — республика, под которой он понимает «всякое государство, управляемое законами».Конкретная форма правления зависит от размеров государства. В идеальном государстве должны быть «гражданская свобода» и право частной собственности, чтобы не было ни чрезмерно богатых, ни нищих. Само государство, о котором мечтал Руссо, представлялось ему подлинным царством разума.


    21. Общая характеристика философии Канта: дуализм, агностицизм. Этика категорического императива. Учение о праве, государстве, гражданском обществе. Философия истории как «моральная теология».

    И. Кант выделяет три формы познания — чувственность, рассудок, разум. Они участвуют в производстве особого типа знания— знания необходимого и всеобщего. Такое знание выражается через «синтетические суждения априори», или «априорные синтетические суждения». Их отличительные черты: 1) они носят доопытный — «априорный» — характер. 2) в них полагается нечто новое. Через них проявляется Дуализм И. Канта, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по независимым от внешнего мира законам — в соответствии с априорными формами. Гносеологический Дуализм неизбежно связан с агностицизмом — убеждением в непознаваемости мира для сознания. Согласно И. Канту, чтобы нечто могло быть познано, оно должно быть помыслено. Не помыленная вещь никак не представлена в сознании, и поэтому, не может быть познана. Этика категорического императива. жизнь самосознающей себя личности подчиняется правилам, которые каждый индивид устанавливает для себя самостоятельно. они выступают в качестве императивов, т.е. повелений. Условных императивов может быть много. Однако есть и императив безусловный, категорический — правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей. Кант его формулирует: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство. Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. Учение о праве, государстве, гражданском обществе. Кант признавал необходимость утверждения личной свободы и равенства всех людей перед законом. Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве есть 3 власти: верховная власть у законодателя, исполнительная у правителя, судебная у судьи. Источник суверенитета – монарх, его судить нельзя. Республика – наиболее устойчивый строй – система, управляемая депутатами, избранными народом, принцип отделения исполнительной власти от законодательной. Философы – истинные представители народа перед гос. властью. Главные средства – публичность, гласность всех политических действий. Личные взгляды - частное дело индивида. Отсюда вытекает идея либерального государства. Философия истории как «моральная теология». Моральное поведение требует практического выполнения долга. В морали человек должен сам осознавать необходимость определенных действий, понуждать себя к этому. В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. Мораль выходит за границы познавательного отношения, не включается в компетенцию теоретического разума.


    22. И.Г.Фихте: философия – «наука наук». «Я» как исходный пункт мышления. Единство разума воли. Деятельность – высший принцип учения о человеке как практически-нравственное отношение к миру. Ф.Шеллинг: теория трасцендентального идеализма. Учение об интеллектуальной интуиции.


    23. Г.В.Гегель: общие характеристики философии. История как самопознание свободы. Право как бытие свободы. Гражданское общество и государство.


    написать администратору сайта