Главная страница
Навигация по странице:

  • 35. Проблема бытия в философии. Бытие и сущее, небытие, ничто, становление субстанция. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие материального и идеального.

  • 36. Универсальные свойства бытия: пространство и время, движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности.

  • Универсальные свойства бытия

  • Гегель

  • Основные свойства движения

  • 37. Научные, философские и религиозные картины мира. Философский принцип антропного принципа.

  • «Слабый» антропный принцип

  • ШПОРА!. 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость


    Скачать 488 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. Житейская мудрость
    АнкорШПОРА!.doc
    Дата04.10.2017
    Размер488 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШПОРА!.doc
    ТипДокументы
    #9178
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Ф.а.- направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук. Осн. представители: М.Шелер, Х.Плесснер, А.Гелен, М.Бубер и др.нем.мыслители.. Общим для всех представителей философской антропологии является поиск специфических отличий человека от животных.

    Макс Шелер — основоположник философской антропологии. Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Человека нельзя определить, он превосходит любую науку. но проблема человека — это главная проблема философии. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало и дух, идущий от Бога. Божественный дух превосходит человеческую природу. человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п.. вся философия должна выводиться из человека.

    Арнольд Гелен (1904—1976). человек —.это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п.. он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

    Х. Плеснер. Общей структурой любого живого тела является позициональность, т.е. способность организма во взаимодействии с окружающей средой сохранять свое единство. психическая жизнь человека дана в двойственном аспекте - как душа и как переживание. Плеснер формулирует законы:1. закон «естественной искусственности» . Человек не может существовать без норм. Искусственность для человека столь же естественна, как и его биологическая организация. 2. закон «утопического местоположения» показывает, что человек никогда не может обрести покоя. Происходит осознание ничтожности бытия всего мира. Это ведет к мысли об основании мира, являющимся богом. Обращение к богу предстают как средство разрешения конфликта человека.

    Концепция государства по А. Гелену. Проблемы государства рассматриваются А. Геленом в рамках так называемой «философии институтов». Под институтами он понимает объективно сложившиеся модели человеческого поведения, упорядочивающие жизнедеятельность людей. без них человеческая культура носила бы «хаотический характер». Государство служит для индивида «точкой опоры в космосе и социуме. профсоюзы пытаются игнорировать существующие правовые нормы, добиваясь удовлетворения своих возрастающих требований. Политическое поведение индивида определяется политикой союзов. это ведет потере социально-политических и моральных ориентации.

    Бубер противопоставляет отношение «Я-Ты» и «Я-Оно», где первое —живое межличностное отношение, а второе — повседневное отношение. Бубер считал, что Я-Ты отношение возможно не только между людьми, но и, например, к дереву: в этом случае я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. Два типа отношения порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я-Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно — не человек». Бубер собирал легенды, относящиеся к еврейскому религиозному течению хасидизма. в центре хасидизма оказывается новый литературный жанр — история, которая способна передать живое отношение между Я и Ты.


    35. Проблема бытия в философии. Бытие и сущее, небытие, ничто, становление субстанция. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие материального и идеального.

    Одним из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Исходным понятием, но котором строится философская картина мира, является категория «бытия». Бытие – означает наличествовать, существовать. Каково же содержание категории бытия? Для её раскрытия можно выделить ряд положений: 1) окружающий мир, предметы, явления реально существуют; окружающий мир есть; 2) окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; 3) природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, то есть они сосуществуют; 4) материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции» - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Таким образом, бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработано две категории: субстрата и субстанции. Субстрат – это то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Плюрализмом же называется философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие – либо два разновидных начала. В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности ( «Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» - Гегель, Платон); материалистический монизм (материя – первооснова мира). Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом. Основными формами бытия являются: 1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; 2) идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; 3) человеческое бытие 0 существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытия в материальном мире; 4) социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: 1) ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; 2) феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и неродившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

    36. Универсальные свойства бытия: пространство и время, движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности.

    Каждый из индивидов сам в своем существовании выделяет свой смысл жизни, свою сущность и предназначение. Налицо попытка соединить общее и уникальное, судьбу и свободу, метафизику и повседневность. Только через бытие индивиды обладают целостностью. Все разграничения, сравнения, приоритеты – внутри бытия. Жить, существовать – значит пребывать в бытии, принадлежать единству. Конечное индивидуальное существование включается в полноту бытия: жить значит присутствовать как просвет бытия. Индивид здесь – не часть, а целостность и универсальность. Универсальные свойства бытия Бытие – одна из главных философских категорий. Оно слишком широко и неопределенно. Бытие – это категория, которая фиксирует основу существования для мира в целом и для любой разновидности сущего. Бытие в более широком смысле означает существование, для человека же бытие – это мир предметов, мир явлений, мир идей. Некоторые мыслители полагали, что категория бытия – это «пустая» абстракция. Гегель писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие». Понятие бытия для Гегеля не просто бессодержательно и неопределенно. Пространство и время Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность.

    1) Субстанциальная концепция. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду е материей и независимо от нее. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

    2) Вторую концепцию можно именовать реляционной. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Н.А. Бердяев отмечал следующее. Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, и если мы подумаем об этих трех частях, то придем к странному выводу о том, что их нет. Настоящее есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет, но которое само по себе представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его еще нет. Нить во времени разорвана на три части, нет реального времени. По Н.А. Бердяеву, исторический процесс имеет двойственную природу: он что-то истребляет, но, с другой стороны, сохраняет. Движение и развитие. Движение — это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. В философии понятие «движение» характеризует любое изменение. И действительно, в окружающем нас мире все находится в движении, постоянном изменении. Движение не есть что-то внешнее по отношению к материи. Это — ее коренное, существенное, неотъемлемое свойство — ее атрибут. Именно благодаря движению, вещи и тела и являются тем, что они есть. Основные свойства движения: Во-первых, любое движение противоречиво, оно есть единство изменчивости и ее коренной противоположности — устойчивости, покоя. Как бы не изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Ф. Энгельс писал, что без относительного покоя нет развития, что «возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни». Движение имеет материальный характер. Это означает, что оно есть неотъемлемое свойство материи. Движутся, изменяются обязательно какие-либо частицы или тела, всегда имеется какая-то материальная основа движения, носитель его, и в этом смысле движение материально. Другим свойством движения является его объективность. Движение материальных объектов независимо от сознания, оно происходит по объективным законам. Развитие Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. О развитии материи ("Вселенной в целом") можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к новообразованиям. Таковы основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Исходное определение данного понятия следующее: развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы. Общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития. Детерминизм и индетерминизм – противоположные философские концепции, первая из которых провозглашает всеобщность закономерных связей и причинную обусловленность всех явлений действительности, а вторая, напротив, отрицает причинные связи.

    37. Научные, философские и религиозные картины мира. Философский принцип антропного принципа.

    Картина мира – это «образ мира», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов. Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира. Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира представляет собой систему общих взглядов о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом. Религиозная картина мира - совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения. Религиозная картина мира в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религиозных системах. Главный признак религиозных картин мира — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для религиозной картины мира иудаизма, христианства, ислама, ряда других религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементы религиозной картины мира - креационизм и эсхатология. Религиозная картина мира содержится в «св. книгах» (Веды, Библия, Коран). Христ. картина мира сформировалась путем синтеза библ. идей творения и божьего промысла, космологических элементов греч. философии и ряда естеств.-науч. представлений древности, вошедших в геоцентрическую систему Птолемея. Традиционная Религиозная картина мира была разрушена созданной естествознанием научной картиной мира.

    Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на положения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие её положения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе. Религиозная картина с одной стороны может показаться независимой, но с другой стороны она непосредственно взаимодействует с другими, дополняя их знания своими. Все перечисленные картины мира непосредственно рассматривают человека в космическом пространстве. Антропный принцип. Антропный принцип – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной. Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных, то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т.д. Осмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии антропного принципа.

    Существуют различные формулировки антропного принципа, но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых Б. Картером. «Слабый» антропный принцип гласит: « То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» антропный принцип говорит о том, что «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей».

    Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане антропный принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Тейяр де Шарден, Ф.Крик,Ф.Дайсон, Ф.Хойл и др.).

    Антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, антропные характеристики Вселенной выглядят как «подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям» (Хойл). Научная позиция основана на тезисе о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются самые простые стационарные физические состояния, в других же возможно формирование сложных физических систем – в том числе и жизни в ее многообразных формах. Значение антропного принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.




    написать администратору сайта