Главная страница
Навигация по странице:

  • Уж на кого ты меня оставила, да на кого ты меня бросила, моя красна красигорка

  • Знахарства и поверья в Поморье


    Скачать 64.1 Kb.
    НазваниеЗнахарства и поверья в Поморье
    Дата23.12.2021
    Размер64.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTseytlin_G.docx
    ТипДокументы
    #315865
    страница2 из 3
    1   2   3

    Знахарства и поверья в Поморье. 
    (Очерк из быта поморов).

    (Окончание. См. № 2-й «Известий» за 1912 г.).

    III.

    В начале своего очерка я уже сказал, что в представлении простонародья духи разделяются на две категории: добрых и злых. В каждую из этих категорий в зависимости от различных географических и бытовых условий населения входит целая группа духов, каждому из которых дано соответствующее название. На страницах „Арх. Губ. Вед.“ (№ 16 за 1911 г.) тот же А. А. Каменев знакомит с любопытным представлением о вселенной, записанным им со слов поморки Анны Семеновны Дуровой. Зная эту женщину как типичную поморку старого закала, я и позволю себе привести выдержку из этой интересной заметки.

    „Небо не имеет ни начала, ни конца. На нем протекают молочные реки, находятся золотые горы, на которых растут деревья с золотыми плодами и обитают мертвые люди: старые из них сидят в золотых домах, а молодые катаются с золотых гор на чунках (салазках). Небо находится от земли очень далеко, но насколько далеко – этого никто не знает. За видимым небом есть еще несколько небес, при чем на самом верхнем из них живет сам Бог с Пресвятою Богородицею и ангелами хранителями. Небо открывается во время грозы. В полом (открытом) небе видали ходящих людей в белоснежных одеждах и навешанные рядами горящие лампады… По народному поверию, в это время можно испросить у Бога всего, чего хочешь, напр., отпущения грехов, долгой жизни, богатства, славы, почестей и т. п.

    Солнце, по народному представлению, – пекет (греет) от лица Божия. Оно ходит кругом земли по небесному пространству. Земля-же стоит на трех китах. Солнце уходит после заката за лес („садится за лес“). Многие считают солнце за женщину, что видно из существующей в народе пословицы – „солнце – сестра, а брат – месяц“…

    Луна, или месяц, как ее обычно называют, по народному представлению „пекет“ от главы Божией. Она так же, как и солнце, ходит вокруг земли. Луна не закатывается, а лишь делается невидимою. По поводу того, что луна светит ночью, а солнце днем существует в народе интересная легенда. „Когда Каин убил Авеля, то это преступление видел месяц, находившийся невдалеке и рассказал о нем солнцу. Когда Каин узнал, что его преступление раскрыто месяцем, он решился отомстить последнему, для чего и придумал высмолить [157] его, т. е. вымазать смолой. До того-же месяц был так-же красив, светил так-же ярко, как и солнце.

    Взобравшись на месяц с ведром смолы и помазом, он высмолил его так, что последний перестал светить днем и сделался бледным, потеряв свой прежний цвет и вид. Месяц же, будто-бы, забрал в себя за это Каина и поднялся с ним на небо. Так Каин и до сих пор стоит там с ведром и помазом в руках и с расширенными ногами. После сего происшествия солнце, будто-бы, не стало дружиться с месяцем, почему они и стали светить в разное время: одно – днем, а другой ночью“.

    Кометы, или „звезды с дымовыми хвостами“, – как их называют поморы, по поверью последних, являются с неба и виснут (висят) ниже облаков; их посылает Бог „на обращение“ людей (для смирения или прощения в грехах). Звезды с дымовыми хвостами служат предвестниками какого-либо важного мирового события. Поморы говорят, что где такая звезда покажется, т. е., в каком государстве, то это государство через три года постигнет какое либо несчастие: война, голод, или что-либо другое.

    Звезды падают зимой к морозу, а летом – к теплу.

    Радуга, или „дождяная дуга“, как ее называют поморы, по поверью-же последних, поднимает „воду на небо для людей, живущих там“.

    Из приведенной выдержки не трудно вывести заключение, что представление поморского населения о духовном мире довольно примитивное. Наряду с Богом, Пресвятою Богородицею и ангелами, живущими на самом „верхнем“ небе, там живут и покойники, которые катаются с золотых гор на „чунках“. Но нельзя отнять у помора некоторой поэтичности, правда довольно детской. Не кажется ли вышеприведенная выдержка скорее детским лепетом, чем убеждением старухи поморки? Посмотрим же теперь, как представляются фантазии помора земные духи, с которыми ему приходится жить повседневно.

    Самыми сильными из земных духов в представлении помора являются, несомненно, „Леший“ и „воденой“. „Леший“ живет в лесу и часто показывается помору в виде знакомого мужика, странника и солдата в полной амуниции. Так, один знакомый помор рассказал мне, что раз по дороге из с. Лапина в д. Ендогубу встретил своего однодеревенца ендогубского мужика, направлявшегося в Сумский посад. Посидели они оба, отдохнули, выпили и каждый ушел своей дорогой. Придя в Ендогубу рассказчик встретил того же самого мужика и сразу же догадался, что его „опутал“ леший. Другой старик помор рассказал мне, как однажды в лесу явился к ним солдат и сказал, что скоро будем воевать с французом и тотчас же исчез.

    У лешего есть жена – „Лешевиця“ – некрасива и „необрядна“. Поэтому некрасивых женщин в Поморье ругают:

    – У-у ты, лешевиця!

    Весьма понятно, что раз у лешего жена некрасива, то он гонится за красивыми женщинами, часто вводя их в искушение. Особенно велико это искушение летом, когда все мужское население находится на Мурмане.

    Раз во время сенокоса мне пришлось увидеть такую картину. Молодая, здоровая женщина, вдруг отбросив в сторону косу, порывисто [158] подняла сарафан и начала быть ладонью по голому телу, прикрикивая:

    – Нна, леший, нна, леший. Ницце не получишь!

    Эта картина была настолько неожиданна и так поразила меня, что я растерялся и не спросил, что это означает. Только по приходе домой моя хозяйка объяснила мне, что это женщина ругала лешего за то, что тот ее искушает.

    – Он все молодых баб летом смущает, – прибавила моя хозяйка.

    Итак, леший женат и изменяет своей жене5. Смеются иногда поморки над лешевицей, которой муж изменяет и над лешим, у которого жена „необрядна“ и он должен бегать за чужими „жонками“. У лешего есть также и дети, называемые „лешевиками“ и даже собачка. Собачку эту можно часто встретить одну, без хозяина. Она „мохната, черненька, маленька, курцева“. В Поморье существует, между прочим, ругательское слово: „лешего собака“.

    „Воденик“ живет в воде. Сам он черный, лохматый; волосы на нем курчавые и длинные, имеется хвост. Есть у него жена „Водениця“, а детей нет. Он забирает к себе тонущих детей, любит девиц щипать за ноги во время купанья. Во время сельдяного промысла мне однажды пришлось слышать историю, как одна девица влюбилась в воденика и долгое время ходила к речке, а потом воденик забрал ее к себе. Воденик очень любит лошадей. Днем он находится под водой, а ночью сидит где нибудь в пороге или на камне и чешет голову. Интересно отметить, что поморы даже не знают, что означает слово русалка.

    На мои расспросы о том, есть ли русалки, мне отвечали, что таковых нет. И только при собирании поморских сказок я натолкнулся на одну сказку, в которой говорится о молодых девушках, которые живут у „воденого“, называемых „сестрицами“.

    Вслед за этими двумя духами, царящими над водой и лесом, есть еще целый ряд духов, менее сильных. Царицей тундры является „болотная баба“, которая живет где либо у опушки леса в болоте. Что представляет собою „болотная баба“ читатель увидит из приводимой ниже сказки.

    Во дворе каждого дома живет „дворовой хозяин“. Которого мужика он любит, он ухаживает за его животными и особенно за лошадью, которой он заплетает гриву, чешет, гладит и кормит. А которого мужика не любит, у того лошадь будет замучена.

    В доме живет „домовой хозяин“, который имеет жену и детей ровно столько же, сколько детей находится в доме. Живет „домовой“ со своим семейством в подпольи. „Хозяйка“ и „хозяин“ вершат в доме все домашние и семейные дела. В некоторых местностях перед тем, как лечь спать, женщина говорит:

    „Хозеин, хозеюшка,
    С малыми детоцьками,
    Благословите на всю ноцьку спать“.

    Согласно поверью „хозейка“ является предвестницей несчастья. Перед несчастьем „хозейка“ вопит. Многие поморки уверяли меня, что оне сами слышали „как вопела хозейка“ и через некоторое время в доме случалось несчастье. [159]

    В бане есть особый хозяин, называемый в иных местностях „хозеин баенный“, а в иных „жихорь“. Относительно „жихоря“ существует здесь поговорка такого содержания:

    – „Жихорь-пахарь, костяна борода“.

    К сожалению, смысла этих слов мне так и не удалось узнать. В представлении поморов „жихарь“6 является очень злым. В с. Лапине мне рассказывали, как „жихорь“ раз содрал со старухи кожу и растянул эту кожу на „каменницу“ (печь в бане) „сушиться“. Старуха эта пошла поздно ночью одна в баню. Говорят, что „жихарь“ очень страшный, весь черный, любит „напускать“ страху и если ночью одному придти мыться – то может убить, почему редко ночью в бане моется один человек.

    В ригачах есть особый хозяин, которого зовут „Шишко“ или „Мишко Дыроданьюшко“. Он в представлении поморов является не особенно страшным. Единственно, что он может сделать – это напугать, когда явишься ночью в ригачу.

    Не менее страшным в представлении поморов является „покойник“. Здесь не лишним будет остановиться подробнее над взглядами поморов на загробную жизнь.

    Похоронные обрядности поморского населения содержат в себе очень много оригинального и старинного. Здесь можно встретить целый ряд поверий. Так народ верит, что мертвец „все слышит и видит“ до тех пор, пока его не опустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует.

    Следует отметить весьма оригинальное явление, наблюдаемое среди поморского населения. Очень многие и мужчины и женщины, всю жизнь проведшие в православии, на старости лет, когда чувствуется близость смерти, переходят в старообрядчество.

    Это явление – массовое в Поморье. объясняется это поверьем, что тот, кто принимает старообрядчество перед смертию, попадает прямо в царство небесное, ибо старообрядчество – эта самая угодная Богу религия. И наряду с этим идеальным богоискательством уживается представление самого примитивного характера о загробной жизни и небесном царствии.

    Я позволю себе привести ряд причитаний по покойникам, записанных мною в Сумском посаде. Причитания эти заслуживают большого интереса в смысле знакомства с сохранившимися патриархальными отношениями в семье и представления о смерти вообще и близких в особенности.

    ________

    У одра покойника собираются все близкие к нему люди, чтобы в форме причитаний вылить всю накопившуюся за долгие годы горечь. Тут развертывается целая книга поморской жизни, писаная кровью, трудовым потом и слезами. Здесь вы слышите плач с причитанием долготерпящей женщины, которую с ранних лет отдали за горького пьяницу; все ее семейные неурядицы, отчаянные вопли людей, которые со смертию этого человека потеряли опору и защиту в тяжелой и суровой борьбе за свое существование…

    Главные „вопы“ начинаются в так называемый момент „снаряжения“ [160] покойника. „Снаряжением“ здесь называется приготовление в загробную жизнь. Приведу „воп“ дочери к матери. После „снаряжения“

    дочь садится на лавку, вокруг нея собираются все родные и знакомые и она с плачем, которому вторят все окружающие ее, начинает причитывать:


    „Куды снарядилась, куды сокрутилась, моя красна красигорка, не в цветно платьице лазурево?

    Уж раньше этой поры, раньше этого времени не снаряжалась да не сокрутилась не во цветно платьице лазурево. Уж куды-то ноне походишь, да куды поезжашь, на кого ты меня оставляшь, на кого ты меня бросашь? Ох, я глупая да неразумная, победна моя головушка, сокрутилась да снарядилась моя красна красигорка на вечную жисть безконечную.

    Уж закатилось Божье теплое красное солнышко за горы высокия, за темные лесы дремучие, за мхи, за болота зыбучия, за ручьи пеной-идучие (текучие, за синия моря соленыя.

    Уж больше век не бывать, да больше век не видать.


    Уж на кого ты меня оставила, да на кого ты меня бросила, моя красна красигорка?

    Раньше этой поры да раньше этого времени как была ты, моя красигорка, многодобрая да многоласкова; уж всегда ты со мною сидела тихия беседы смиренныя, да всегда ты меня научала в этих разных делах суетливых.

    Нонь-же на кого я кладу крепкую надею великую, уж кого я приберу себе в потайну да задушевну, милу, советну-подружку, уж кому я стану разсказывать про бедность, обиду великую. Уж я тебе как разсказывала, моя красна красигорка, так уж не в пронос было да не в просказ было в чужие добрые людюшки.

    Нонь уж возьму да навалю себе на зябло сердце ретивое серый валючий камешок, холодную льдину зазнобную, уж пусть знобит да холодит мое зябкое сердце ретивое, потому и для того, что не сполна будет печи красное солнышко согревно“.

    Перед выносом тела та же дочь причитывает:

    Когда выносят из дому.

    „Уж не спешитесь да не торопитесь поносить мою красну красигорку со теплого витого гнездышка. Вся ли собралась родня да порода родительска, весь ли собрался чужой народ – люди добры крещенные.

    Уж пусть кось поглядят да пусть посмотрят, как уж рассставается со светной жистью маловременной, как уж походит на вечную жисть бесконечну.

    Уж пусть прощается весь народ – люди добрые крещенные, пусть прощается родня да порода родительская и ей милы сердечны роженные деточки. Уж ты прости кось теперь, прости, моя красна красигорка, многодобра, желанна ласкова родитель-матушка. Дай остатне крепко прощенье да благословенье родительско“.

    (Выносят).

    „Ты прости-ко теплое, витое гнездышко, вы простите пути да дорожки широкие, прости-кось и быстро-струячая реченька, простите круты красовитые бережки, простите-кось темные лесы дремучие“.

    При приходе на кладбище причитывающая садится около могилы и, обращаясь ко всем людям, причитывает:

    На кладбище.

    „Уж не спешите-кось да не торопитесь-кось чужой народ – люди добрые, чтоб полагать да спускать ее во мать сыру землю. Дайте уж [161] мне оглядеть, дайте мне осмотреть уж каково приобстроено это теплое подземельное витое гнездышко.

    Уж есть ли тут светло окошко косящато, положены ли белы брусовые лавочки, прорублены-ли двери косящаты, чтоб уж мне можно было ходить почасту да почастешенько, садиться на белы брусовые лавочки, под светло окошечко косящато.

    Уж я всегды буду ходить почасто до почастешенько, чтоб можно было с ей заговорить да забаять, со своей то красной красигоркой, с многодоброй ласковой желанной родитель матушкой“.

    Нижеследующий „воп“ предназначен для матери, сестры и жены.

    „Уж ты послушай-кось моя красна-красигорка, многожеланна ласкова родитель-матушка да еще послушай-кось богоданна названа невестушка, уже подойдемте-кось да подсядемте: ты уж ко своему милому сердечному роженному дитятку, а я к своей дорогой милой скатной жемчужинке, ко своему милому братцу любимому, ну, а уж ты богоданна названна невестушка, к своей милой законной венчальной ладенке, а я уж сяду ко зяблому сердцу ретивому, а уж богоданна названна невестушка – ко резвым подломным ноженькам; уж мы будем-кось его будить да возбуживать, уж говорить да разбаивать: „уж ты встань-ко да пробудись-кось моя дорого-круглая скатна жемчужинка, мой милый, любимый братец родимый.

    Уж чего ж ты так поспешился да чего ты так поторопился заспать крепким сном забудущим не лежачись да не болезнучись. Ты уж разве осердился, али огрубился да разгневался на свою то на красну красигорку на свою-то на жалку ласкову родитель-матушку. На победну вдову-сироту – гореношицу да на свою-то на милу законную ладенку, на своих-то на милых сердечных деточек. Ты уж оставил свою милу ладенку во младых молодых летах.

    А уж милых сердечных деточек во глупых уж летах, на кого ты положил эту крепку надею великую: уж они ведь круглы сироты горе бедныя, уж нету у них ни роду да ни племени, нету ни родни да ни породы родительской, уж поэтому нать положить крепку надею великую на чудно владычного образа и на Господа Бога, на Пресвятую Богородицу, на Царицу небесную и на свою силу могучую, великую. Уж как не замогу я их возростить да воспитывать, уж как спущу по прикорному под окном уж просить этой милости подаенной. Уж как меня будут упрекать да укорять все чужи многодобрые людюшки, все ближни окольны порядны суседушки – так уж я как сдержу свое зяблое сердце ретивое, свою многу тоску да кручину великую? Не могу уж применить ума да разума об этом я“.

    Достойны внимания следующие поверья и обычаи относительно покойников.

    Когда у покойника открыты глаза – значит „ворожит смерть в доме“.

    Перед опусканием покойника в могилу туда бросают медную монету „чтобы покойники его приняли“. Последнее объясняется поверьем, что старые покойники без денег места не дают и, следовательно, место надо купить.

    Если в могилу монету не бросят – покойники не примут новичка и он каждую ночь будет ходить к своим родным с просьбой купить ему место. [162]

    Здесь издавна сохранился обычай, по которому жены погибших на море мужей должны выйти на мост (собственно на реку) и „вопеть“ во всеуслышание.

    Выслушать „вопы“, а также мимоходом вспомнить и свою горькую долю приходит большинство женщин поморского селения.

    В своем очерке „Свадьба в Поморье“ (См. „Известия“ № 20 за 1910 г.) я уже отметил тот факт, что у невесты сироты бывают специфические причитания, которые и были мной приведены в том же очерке. Правильнее было бы те причитания привести в настоящем очерке, чтобы дать полное представление читателю со взглядами поморов на загробную жизнь. Но за недостатком места я отошлю читателя, интересующегося этими причитаниями к вышеупомянутому мною очерку, а в настоящее время ограничусь приведением одного „вопа“, в котором нашло себе выражение поверье поморского населения.

    В день „рукоданья“ рано утром невеста причитывает матери: „Уж ты послушай-кось, моя красна-красигорка, многожеланна ласкова родитель-матушка, уж я налагаю на тебя службу тяжело-великую: зачерпни-ко свежей водички ключевой, набело приумой мне лицо нерумянно: еще найти-кось дорогой, белой кости гребешок, заздыни-кось свою легкую правую рученьку на мою-то на буйну головушку, на тонку косу красовитую. Уж зачини-кось, загладь мою тонку косы красовиту по одному да по единому русому волосу, по моим по белым плечам могучим. Возьми-кось с дорогого, белой кости гребешка обчески да обрывки моих русых волосов да не бросай их на тонкий дубовый мост, на пиленный – завяжи-кось во плат во тальянский, во узел в немецкий; подержи-кось до крутой до красной весны, до тех пор, пока не станут ясны соколы сеять разные ярости. Уж в то время, в ту светлу пору спосей-ко под светло окошко косящато, под которым уж ты всегды сидишь да любуешься. Что будет уж возрастать из земли: уж с изюмом, с ягодой древо, али горька рябина кудрява? Уж кака будет слетаться: жарка птица жипуча, али горе-горькая птица кукуша. Коли разныи птицы жипучи – удачно пойдет мне-ка рання неволя велика, женско-житье подначально; а кукуша – так уж горько житье мне победной“.

    Как видно из только что приведенного причитания, пернатое царство в представлении поморов также делится на две категории: добрых и злых. Как первая, так и вторая категория теми или иными своими движениями или криками предвещают либо хорошее, либо худое. Это поверье мы встречаем не только у поморского населения, но и по всей России. Известно, наприм., что в народе голубь считается святым, кукушка, предвестницей чего-то недоброго и т. д.

    Укажу на несколько народных примет – связанных с представлением поморов о кукушке.

    Если весною кукушка в первый раз „окуккает“ прямо в глаза – на весь год слезы.

    Если весною кукушка в первый раз „окуккает“ в правое ухо – на весь год счастье; в левое – несчастье.

    Если весною кукушка в первый раз „окуккает“ помору, когда он голоден или денег не имеет в кармане – весь год тому голодать, либо без денег бывать. [163]

    Когда поморки отправляются „весновать“ (ловить рыбу в озерах), оне непременно стараются быть сытыми и иметь при себе деньги.

    Известно, что по поверью народа, кукушка может предсказать, сколько еще жить человеку. Поморки очень сильно верят в это и каждый год весною „ходят“ спрашивать у кукушки:

    1   2   3


    написать администратору сайта