Знакомство с марийской культурой. Знакомство с марийской культурой
Скачать 25.2 Kb.
|
Знакомство с марийской культурой Цель занятия: формирование у детей представлений об истории и культуре марийского народа, населяющего республику Башкортостан. Задачи: познакомить детей с культурой марийского народа, искусством, одеждой, украшениями - способствовать формированию уважительного отношения детей к родному краю; - работать над формированием гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины. - воспитывать интерес к творчеству марийского народа, основы толерантного воспитания. - всеми доступными средствами влиять на воспитание в детях культурных традиций. - развитие мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности детей. Оборудование: компьютерная презентация. Ход мероприятия: На фоне мелодии дети, одетые в марийские национальные костюмы заходят в зал. Воспитатель 1: Салам лийже! Воспитатель 2: Здравствуйте! Воспитатель 1: В нашей Республике живут люди разных национальностей: марийцы, русские, татары, чуваши, удмурты и другие. У всех свои обычаи, традиции, костюмы. Воспитатель 2: Башкортостан, моя земля, Родимые просторы! У нас и реки, и поля, Холмы, леса и горы. Народы, как одна семья, Хотя язык их разный. Но дружбой мы своей сильны, И мы живем прекрасно. Воспитатель 1:Сегодня мы с вами познакомимся с марийской культурой и с их языком. Воспитатель 2:Сейчас наши ребята прочитают стихи на марийском языке Петряев Кирилл. Марий ешеш мый шочын кушкым Улам марий!Марла ойлем. Кузе умлем изамым-рушым, Тудат тугак умла мутем. Чылан умлат!Тугай Элемже: Якут ойла-умла грузин. Кертам мый йукын моктаненже, Улам советский гражданин (Петряев) перевод Марийской я взращён семьёю, Она дала мне жизнь и дом, - Мой старший русский брат! С тобою Друг друга, знаю, мы поймём! Якут всегда поймёт грузина, Понятен финну белорус, - Назвать российским гражданином Себя пред миром я горжусь! Зайнутдинов Илья исполнит стихи Йыван Кырла — поэта и киноактёра ШОЧМО КЕЧЕ Мыйын таче —шочмо кече! Кап-кыл мучко вÿр модеш. Мыйым ыштыш варий вате, — Иле,— мане, —шер теммеш! — 1933 Перевод стихотворения расскажет Батршина Нелли ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ День рожденья! Солнце ярко Блещет, Озаряя синь... Родила меня Крестьянка И сказала — Здравствуй, сын! Подрасти тебе Желаю, Жизнь народную постичь!.. Над родным Марийским краем Слышен песен звонкий клич. Если вижу Жизнь большую, Как могу я не писать? Если в жилах Кровь бушует, Как могу я не плясать?! Мы росли В нужде и горе, Окружал нас Вечно мрак. Весь свой век С нуждою спорил Мой отец, Бедняк-батрак. Беды мать-вдову Согнули, Слез ручьи Текли из глаз... Мой отец Кулацкой пулей Был убит из-за угла. И от памяти Не деться. Боль в груди моей Живет. По ночам Мне снится Детство, К мести праведной Зовет!.. Над землей марийской Ярко Солнце Озаряет синь!.. Родила меня крестьянка И сказала: — Здравствуй, сын! Рома Ксюша Мурат пеш сылне кайык-влакше Чучеш ласкан вел шумланат. Сур тополь-влакын лышташлаже Шыман тарваныл йукланат. Мый йоратем пошкудо-влакым, Ик ешла кушшо калыкем, Чодыран вер-шорым, олык лапым Шум кумыл нолтын пагалем. Чыла йырваш ласкан ончалын, Ырен тулла лекте шум ой: Кузе элемже тузланалын! Чыла вет лишыл да родной!(Х) Воспитатель 1: У каждого листочка У каждого ручья Есть главное на свете - Есть Родина своя. A там, где мы родились, Где радостно живем, Края свои родные Mы Родиной зовём. (Е. Карасёв) Воспитатель 2: В нашей республике Башкортостан проживает более 46 тысяч представителей народа мари. Воспитатель 1: Культура, традиции марийского народа уходят корнями в далёкое прошлое. Что заботило, радовало и тревожило марийский народ – всё это воплощалось в сказках, загадках, пословицах и передавалось детям, внукам. Воспитатель 2: Ребята, а знаете ли вы героев марийских сказок и легенд? 12 группа подготовила марийскую народную сказку она называется «Лиса, сова и сорока» Воспитатель 1: Проснулась ночью Лиса — ух, как есть хочется! Со вчерашнего дня кусочка мяса во рту не было! Вылезла она из норы, оглянулась, думает: чем бы ей поживиться? Видит: на ветке дуба Сова сидит— там, в дупле, у нее гнездо, а из дупла клювики торчат, Сова в них еду кладет, совят кормит. Посчитала Лиса — раз, два, три, четыре, пять. Пять клювиков — пять совят. Вот Лисе и пожива! Подбежала Лиса к дубу, постучала хвостом по стволу и запела сладким голосом: — Сова, тум, тум! Пятеро совят — пятеро ребят. Дуб срублю — всех изловлю! Лучше одного брось! Испугалась Сова, думает: «Милости от Лисы не жди. Дуб срубит, всех совят погубит. Лучше уж я одного отдам». Заплакала и сбросила Лисе совенка. Подхватила его Лиса и потащила к себе в нору. Потом вышла, облизнулась и снова по дубу хвостом стучит: — Сова, тум, тум! Четверо совят — четверо ребят. Вот залезу на дуб, всех совят найду! Лучше сбрось одного! Горше прежнего заплакала Сова и со страху сбросила Лисе второго совенка. А та унесла его к себе в нору. Тут заря занялась, птицы запели в лесу. Проснулась Сорока-Белобока, вылетела из гнезда и затрещала на весь лес: — Что-что-что на свете слыхать, что видать? Кто-кто-кто женился, кто родился, кто летать научился? — она всегда первая узнавала все новости и разносила их по лесу. Увидела Сорока-Белобока Сову всю в слезах, подлетела к ней и еще быстрее затрещала: — Ты что? Ты что? Ты что плачешь, подружка? Что случилось, что стряслось? Рассказала ей Сова про свою беду, а Сорока-Белобока ей в ответ: — Что ж ты? Что ж ты? Что ж ты? Сказала бы Лисе: «Дуб срубить — топора у тебя нет, на дуб залезть — лестницы нет». И ушла бы Лиса ни с чем! Улетела Сорока-Белобока другие новости узнавать, а Лиса дождалась ночи, подошла к дубу и стучит хвостом: — Сова, тум, тум! Трое совят — трое ребят. Дуб срублю—всех погублю, залезу на дуб—всех найду! Сбрось лучше одного! А Сова ей в ответ: — Иди прочь, Лиса! Дуб срубить — топора у тебя нет, на дуб залезть — лестницы нет! — Кто это тебе сказал? — спрашивает Лиса. — Сорока-Белобока сказала. Она все знает. «Ах, вот оно что! — подумала Лиса. — Ну, ладно, поймаю я эту Сороку-Белобоку!» Пошла Лиса на пригорок, легла на травку, лапки разметала, голову на плечо уронила, хвост в сторону отмахнула, не глядит, не дышит, не шевелится—мертвой прикинулась. Занялась заря. Прилетела Сорока-Белобока, затрещала: — Ты что, ты что, ты что, Лиса, совсем померла? Лиса молчит, недвижима лежит — совсем мертвая. — Вот что! Вот что! Вот что! Тогда я шерстки твоей нащипаю, в гнездо положу! Сорочатам моим спать будет мягче! Только села Сорока-Белобока на Лису и стала щипать лисью шерстку, как Лиса — ам! — и схватила Сороку за белый бок. — Попалась! — говорит. — Ты зачем Сову уму-разуму научила? Теперь я тебя съем! — Что ты? Что ты? Что ты? — затрещала Сорока-Белобока. — Разве сороку с белого боку едят. Перьями подавишься! Ты за хвост ухвати да что есть силы тряхни, тогда и съешь меня в свое удовольствие. Схватила Лиса Сороку-Белобоку за хвост да как тряхнет! Только перья у нее в зубах остались! А Сорока-Белобока вырвалась и улетела. Села на ветку и затрещала: — А что? А что? А что? Плохо ли? Подругу выручила, недруга проучила! Говорят, до сих пор жива та Сорока-Белобока, по лесу летает, новости узнает, кого выручит, а кого и проучит. Воспитатель 2: Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Воспитатель 1: Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. Мастерство девушки оценивалось её вышивкой, и поэтому все маленькие девочки хотели научиться хорошо вышивать. Воспитатель 2: Берёшь в руки нарядную от узоров одежду и каждый орнамент читаешь, будто книгу о судьбе народа. Рамзиля Наифовна – библиотекарь школы №16 Воспитатель 1: «Как семицветик наши зори Когда под утро петухи кричат, Так семицветны вышивок узоры На тех вещах, что здесь у нас висят. Любой стежок здесь к месту, всё так точно, Деталь и совершенна и мудра. От вышивки такой светло и ночью. Такие вот марийцы мастера!» Воспитатель 2: - Скажите, что такое орнамент? (Элементы узора, расположенные в определённом порядке). Орнамент -это элементы узора, расположенные в определённом порядке. В узоре – орнамента присутствуют -красный, синий, зелёный, белые цвета. Воспитатель 1: - Как вы думаете, о чем рассказывает зеленый цвет? (трава, лес, деревья) Зеленый цвет –это трава, лес, деревья - Красный – солнце, цветы, защита, огонь - Черный – земля - Синий – небо, вода, облака. -Где брали темы и краски марийцы для свих узоров? Темы и краски для своих узоров марийцы брали у природы, у леса, в котором проходила их жизнь. - на женском – по вороту и по низу платья по низу передника, на мужском – по вороту и низу рукавов). - Где располагалась вышивка на народном костюме? Вышивка на народном костюме на женском – по вороту и по низу платья, по низу передника, на мужском – по вороту и низу рукавов. Полюбуйтесь, как красив и наряден марийский костюм (демонстрируются слайды) Воспитатель 1: Марийский народ любит не только рукодельничать но и танцевать и петь. Сейчас мы приглашаем 12 группу потанцевать под марийскую музыку с элементами марийского танца. Игра-танец «Два круга» (ИК, КОК, КУМ ОЙ ПЕШ САЙ) Участники игры образуют два круга (внутренний и внешний), берутся за руки и под музыку, взявшись за руки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшись перед ним. Вновь бегут по кругу. Воспитатель 2: - Раньше по вечерам молодые девушки собирались в одном доме и занимались рукоделием: Пряли, вязали и вышивали, так они готовили себе приданое. Во время рукоделия девушки пели. А сейчас нам Жанна Федяевна исполнит Песню «Сагынет гын». Воспитатель 2: Очень ценилось в старину умение играть на национальных музыкальных инструментах. Прежде ни один праздник, ни одно важное в жизни марийской деревни событие не обходилось без гусляра. Он был самым желанным гостем на праздниках, свадьбах. Считалось, что каждая девушка должна уметь играть на гуслях. «Плоха та девушка, что не умеет играть на гуслях» - говорят марийцы. Ведущая показывает гусли. (На слайде – марийские национальные музыкальные инструменты) Видео (гусли) Величайшая ценность нашего народа – его язык. Какие удивительные напевные звуки. Пока жив язык – жива и нация. Важным считалось умение петь песни на родном языке. В.Элмар Если гусли считаются женским музыкальным инструментом, то мужским марийским народным инструментом принято считать волынку, по марийский она звучит как шувыр. Этот инструмент они мастерят сами из природного материала. Для изготовления одной волынки уходит примерно две недели , а то и больше. У каждого мастера свои секреты. Каждая волынка звучит по особенному. Сейчас мы послушаем его особенные нотки. Воспитатель 2: Марийцы – талантливый народ. Они бережно относятся к старому и тянутся к новому. Марийские песни и танцы украшают любой праздник. Воспитатель 1: Наши ребята приготовили для вас марийскую песню про дружбу «Чылан-чылан». Воспитатель 1: Сегодня мы приготовили марийские национальные блюда которые сегодня украшают наш музыкальный зал. А наших деток в группе сегодня будем угощать в рамках месячника марийской культуры марийскими ватрушками. |