Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра «История, археологии и краеведение» Реферат по дисциплине «История» на тему: “Золотой век” русской культуры. Выполнил

  • реферат. гот реф. "Золотой век" русской культуры


    Скачать 55.7 Kb.
    Название"Золотой век" русской культуры
    Анкорреферат
    Дата24.01.2020
    Размер55.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагот реф.docx
    ТипРеферат
    #105656

    Министерство образования и науки РФ

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

    Кафедра «История, археологии и краеведение»
    Реферат

    по дисциплине «История»
    на тему: “Золотой век” русской культуры.

    Выполнил:

    гр. 3ГМУд-117

    Старунова М.Э.

    Принял:

    к.и.н., доцент

    Голубкина Т.М.

    Владимир 2017

    Содержание
    Введение 3

    1. События, повлиявшие на российскую культуру 4 2. Развитие культуры в России в 19 веке 5

    2.1 Просвещение 5

    2.2 Наука 6

    2.3 Литература 8

    2.4 Искусство: архитектура, живопись, музыка, театр 12

    2.5 Русская журналистика 17

    3. Особенности «золотого века» русской культуры 19

    Заключение 20

    Список использованной литературы 21

    Введение

    По­ня­тие «зо­ло­той век» ­ве­дет нас в гре­че­скую ми­фо­ло­гию, где воз­ник­ло пред­став­ле­ние о «зо­ло­том веке» как об осо­бом со­сто­я­нии жизни людей и богов, когда они жили в гар­мо­нии. Эти ми­фо­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния были отмечены ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми. Позднее рим­ский поэт Вер­ги­лий в поэме «Эне­ида» упо­тре­бит имен­но это вы­ра­же­ние – «зо­ло­той век», имея в виду те­перь не ка­че­ства людей, а ка­че­ство вре­ме­ни. Его же со­вре­мен­ник Ови­дий в поэме «Наука любви» иро­ни­че­ски вспом­нит о «зо­ло­том веке», го­во­ря о том, что нынче за все при­хо­дит­ся пла­тить зо­ло­том, по­то­му что живем мы в «зо­ло­том веке». С те­че­ни­ем вре­ме­ни имен­но рим­скую ли­те­ра­ту­ру стали на­зы­вать «зо­ло­той». Рас­цвет рим­ской куль­ту­ры I века до н.э. по­лу­чил на­зва­ние «зо­ло­то­го века» рим­ской куль­ту­ры, ли­те­ра­ту­ры и был свя­зан с несколь­ки­ми яв­ле­ни­я­ми. С одной сто­ро­ны, с про­бле­мой ла­тин­ско­го языка, ко­то­рый в то время при­об­рел осо­бое ка­че­ство своей клас­си­че­ской за­вер­шен­но­сти. С дру­гой сто­ро­ны, это была эпоха осо­бо­го по­кро­ви­тель­ства наук и ис­кусств. Пер­вый рим­ский им­пе­ра­тор Ок­та­виан Ав­густ под­дер­жи­вал пи­са­те­лей: Го­ра­ция, Вер­ги­лия – осо­бен­ным об­ра­зом со­зда­вая бла­го­при­ят­ные усло­вия для раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры, куль­ту­ры.

    «Золотым веком» русской культуры называют первую половину 19 века из-за бурного развития культуры и искусства.

    Жил Лермонтов, Толстой и Достоевский ...

    Любили жизнь, мир открывали молодым ...

    Стихи, романы писали золотые,

    И век назвали золотым.


    1. События, повлиявшие на российскую культуру

    Основными событиями, повлиявшими на развитие русской культуры XIX в., являлись Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

    Отечественная война 1812 г. вызвала невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ, сумевший отстоять не только свою национальную свободу, но и свободу европейских народов. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. В качестве примера можно указать на роман Л. Толстого «Война и мир».

    Отечественная война явилась одной из причин возникновения декабризма - движения русского революционного дворянства. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего.  Опираясь на идеи западных философов и испытывая влияние Французской и Американской революций, декабристы поставили перед своим движением радикальные задачи: свержение или ограничение самодержавия, отмена крепостничества, установление республиканского или конституционного строя, уничтожение сословий, утверждение прав личности и собственности. Осуществление этих задач они рассматривали как выполнение «долга перед народом». Восстание вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А.С. Пушкин.

    Все эти события ярко отразились в произведениях выдающихся поэтов и художников 19 века.

    1. Развитие культуры в России в 19 веке

      1. Просвещение

    Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине 19 в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

    Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

    В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в 18 в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти 19 в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

    Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось

    2.2 Наука

    Научной революции 19 в. предшествовали выдающиеся открытия в науке 17-18 веков и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Появление экспериментального знания и рационалистического типа мышления способствовало последующему ее упорядочиванию в 19 веке. Она становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология.

    Наука 19 века ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает закон кратных отношений и распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического мира. В 1828 г. Ф. Веллер разработал процесс получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические.

    Важным открытием 19 века является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838—1839 гг.

    Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием 19 века.


      1. Литература

    Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России 19-го века становится литература. Её расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов 18 века. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатели, поэты стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.

    Для русской литературы первой половины 19 века характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения.

    Именно расцвет литературы позволил определить первую половину 19 века как "Золотой век" русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили, сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины 19 века закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

    На рубеже 18-19 веков классицизм уступил место сентиментализму. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе в 1823 году явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума», в которой традиции классической комедии18 века сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р. Державин.

    Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Карамзин, написавший повесть "Бедная Лиза".

    Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве Жуковского проявился "салонный" романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли такие поэты и писатели – декабристы, как К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям.

    Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. После создания романа "Евгений Онегин" этот художественный метод стал доминирующим. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Именно время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия.

    Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к Родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, поистине державный образ Родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”

    Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчетливо проявились характерные его черты: правдивое отображение действительности во всём её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа. Н. В. Гоголя считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадными разоблачениями самодержавных российских порядков. В 1836 году появилась первая печатная форма “Ревизора” Гоголя.

    Большое значение для развития литературы имела деятельность "толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а с 1847 года его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский.

    В 40-е годы 19 века "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени: И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В выше упомянутых журналах возникло новое явление для России - литературная критика, которая стала самостоятельным жанром. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского, значение творчества которого выходит далеко за пределы узко литературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

    Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 году цензурный устав, названный современниками "чугунным", сменил прежний устав 1804 года, более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него всё, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. "История нашей литературы, по словам Герцена, это или мартиролог, или реестр каторги". А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

    2.4 Искусство: архитектура, живопись, музыка

    Классицизм господствовал в архитектуре 19 в.. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций; они четко выдерживают такие законы архитектурной композиции, как: симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Значительно отличалась архитектура Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова. Особое значение имело строительство вначале 19 в. здания Биржи на Васильевском острове. Оно объединило остальные ансамбли в этой части города. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону. Невский проспект приобрел вид единого ансамбля со времени постройки в 1810–1811 гг. Казанского собора. Он был построен по образцу собора св. Петра в Риме зодчим А. Н. Воронихиным. В 1806 г. А. Н. Воронихин получил заказ на перестройку зданий Горного кадетского корпуса (с 1833 г. – Горный институт). Сохранив существующие строения, Воронихин объединил их общим фасадом – строгим, лишенным декоративных деталей. Здание украшает серия скульптурных работ на античные сюжеты, символизирующих назначение этого учреждения. Их выполнили скульпторы В. И. Демут-Малиновский  и С. Пименов. Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в 1-й половине 19 века.

    Триумфальные мотивы Александровской колонны были воплощены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта. Завершающие работы по формированию петербургских ансамблей связаны с творчеством  К. И. Росси Сенат и Синод, Александрийский театр,  Михайловский дворец – Русс кий музей).

    В первые десятилетия 19 века Москва приобрела новый облик. И в этом наряду с Осипом Бове не последнюю роль сыграл Доменико Жилярди. Первой большой работой архитектора стало восстановление Московского университета после пожара 1812 г. Жилярди сохранил композицию здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад. В это же время продолжал свою деятельность архитектор Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма – Преображенский и Троицкий соборы. Для Преображенского собора зодчий выбрал простую и выразительную форму куба. Проектируя Троицкий собор, мастер не мог отойти от форм старых церквей 18 в. В результате он возвел крестообразное здание, завершив каждый из выступов креста 6-колонным портиком и увенчав небольшим куполом на гладком барабане. Стасов занял особое место в русской архитектуре 1-й половины 19 столетия, показав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания. В 1839–1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.

    Активно развивалась и скульптура. На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение И. П. Мартоса. Следуя традициям классицизма, ваятель облачил своих героев в античные одежды. В 40—50-е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге также принадлежит Клодту.

    Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром. Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский. Его живопись привлекает теплыми золотистыми тонами в духе голландского художника Рембрандта. Около 1808–1809 гг. Кипренский написал «Портрет мальчика А. А. Челищева». Художник словно предсказал незаурядную судьбу своего героя: в 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и дошел до Парижа. Большой глубиной обладают женские образы Кипренского. В. А. Тропинин  родился в семье крепостных графа Моркова. Сильный характер и любовь к искусству помогли ему отстоять свое право заниматься любимым делом. В 1823 г. граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова », «Старик нищий» и «Кружевница» . Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. 19 в. мастер был необыкновенно популярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина  – очень простой и «домашний», «Автопортрет с палитрой на фоне Кремля». Знаменитый художник С. Ф. Щедрин  одним из первых открыл необычный цветовой эффект лунной дорожки, ставший очень популярным в русской живописи 19 в.

    Его творчество предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. Первая крупная работа 18-летнего Александра Иванова на сюжет из «Илиады» Гомера – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» – показала, что он в совершенстве усвоил академическую манеру живописи. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» классическая постановка поз и жестов героев сочетается с христианской просветленностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Явление Христа народу».

    Для России 19 век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. В начале века, под воздействием событий Отечест¬венной войны 1812 г., широкое развитие получила героика-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева — автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдова, И.А. Козловского — автора первого российского гимна «Гром победы!» На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского). Наиболее известным композитором первой половины 19 в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка. В своем искусстве он выразил коренные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, остается патриотом.

    Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное — получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя.

    В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выступали и крепостные, и вольнонаемные актеры. Многие талантливые артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин, друг Белинского и Герцена, до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского. Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был Василий Андреевич Каратыгин.

    Большим событием в театральной жизни России стала премьера гоголевского «Ревизора» — сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом; театре, где роль Городничего играл Щепкин.

    В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин». В творчестве Михаила Ивановича Глинки русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения поднялось на новую высоту.

    2.5 Русская журналистика

    В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, достигая порой до 1500 экземпляров. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости».

    Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист Ф. В. Булгарин издавал газету «Северная пчела». Она всячески расхваливала правительство и старалась угодить властям.

    С 1802 г. в Москве выходил журнал «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений и респектабельностью.

    В разгар Отечественной войны, В. А. Жуковский когда Наполеон находился еще в Москве, в Петербурге начал издаваться журнал «Сын Отечества». Редактором его стал молодой литератор Н. И. Греч. Журнал в тираноборческом духе обличал деспотизм Наполеона, прославлял народную войну против захватчиков. В те времена он был очень популярен в армии и обществе. В «Сыне Отечества» печатались многие декабристы. Но после декабря 1825 г. Греч стал резко радикальным. Журнал обесцветился и в 40-х годах перестал выходить.

    Ярким, но очень коротким оказался век «Полярной звезды», издававшейся А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А. С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П. А. Вяземский, И. А. Крылов, В.А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.

    В первые годы николаевского царствования наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. И только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н. А. Полевой. Гордясь своим недворянским происхождением, он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре. Журнал просуществовал девять лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на верноподданническую драму Н. В. Кукольника «Телескоп», в котором сотрудничал Белинский, издавался всего пять лет.

    После закрытия «Телескопа» эстафету передовой журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г. Около года успел поработать в «Современнике» Белинский. В 1853 г. в журнале появился новый сотрудник, пока еще мало кому известный, — Н. Г. Чернышевский.

    В 1839 г. издатель А. А. Краевский стал выпускать «Отечественные записки». На страницах журнала печатались произведения М.Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839—1846 гг., когда отдел критики возглавлял Белинский. В 1846 г. Белинский, не поладив с Краевским, ушел из «Отечественных записок», и журнал стал терять популярность.

    Начало XIX в. — время становления отечественной журналистики. Не успев как следует опериться, она вступила в тяжелую пору николаевского царствования. Но и в эти годы затянувшейся реакции лучшие представители русской журналистики показали свою стойкость, неподкупность и приверженность свободомыслию и гуманизму.

    3. Особенности золотого века русской культуры

    На каждом этапе развития культура имеет свои определенные особенности. В русской культуре первой половины 19 века отразился процесс: завершения формирования русской нации, рост народного движения, углубления местных особенностей культуры. В этот период значительно вырос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры в России. Важной особенностью развития искусства того времени была быстрая смена художественных направлений и одновременное развитие различных художественных стилей. 19 век - это тот взлет духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться русским возрожде­нием, «золотым веком» в России. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. Это век, уникальный своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.

    19 век характерен различными направлениями: револю­ционеры-разночинцы; нигилисты; анархисты; атеисты; бо­гоискатели; народники; марксисты.

    Русская цивилизация и культура, как единое государ­ство, процветают при сильной политической власти; если власть ослабевает, Россия вступает в фазу противоречий, социальных потрясений, распадается по культурам.

    Для человека того времени характерно специфически-эсхато­логическое восприятие народа, как единственного абсолюта, воплощения истины православия и морали против власти, потерявшей христианскую сущность.

    В таких условиях социокультурная установка на революцию, как единственную форму перехода к новому нравственно-абсолютному состоя­нию, стала для большей части интеллигенции единствен­ным средством спасения страны, а просвещение и пробуж­дение народа — ступенью к ней.

    Заключение

    На фоне ярких событий произошедших в начале 19 века – Отечественная война 1812 и восстание декабристов в 1825, а так же развитие культуры на протяжении восемнадцати веков первая половина 19 века вошла в историю России как начало «золотого века» русской художественной культуры. Её отличали стремительная смена художественных стилей: ампир, эклектизм и направлений: классицизм, романтизм, реализм, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы, живописи, архитектуры и других областей искусства, усиление общественного звучания произведений, единство и дополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, а так же подводило к росту её влияния на жизнь не только просвещенных слоёв общества, но и миллионов простых людей.

    Первая половина ХIХ века – период расцвета русской художественной культуры. Она подарила нам гениев на все времена и которой удалось завоевать мировое признание.

    Список использованной литературы

    1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

    2. Березовая Л.Г. Берлекова Н.П. История русской культуры

    1 часть 2002.- 396с.

    1. Березовая Л.Г. Берлекова Н.П. История русской культуры 2 часть 2002. - 383с.

    2. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие - М.: Эксмо, 2007.

    5. Интернет - источники: histerl.ru



    написать администратору сайта