Главная страница

Билеты. 1 1 Предмет и значение курса Римское право


Скачать 109.37 Kb.
Название1 1 Предмет и значение курса Римское право
АнкорБилеты.docx
Дата31.01.2018
Размер109.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты.docx
ТипДокументы
#15056
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1

1) Предмет и значение курса Римское право.

Римское право – это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе, но оно могло применяться и в обществах феодальном, буржуазном, поскольку представлялось классическим правом общест-ва частной собственности.
Для римского общества понятие «частного права» (ins privatum) не совпадало с понятием «гражданского права» (ins civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Поэтому существовало два разных понятия: «частное право» и «гражданское право». Кроме того существовало понятие «право народов» (ins gentoum) возникшее в связи с завоеванием римлянами обширных территорий в Средиземноморье.
Необходимо в рамках римского права различать публичное право (ins publicum) и частное право (ins privatum). Публичное право – это то право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (т.е. относится к положения Римского государства); частное право – это то право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (т.е. касается выгоды, интересов отдельных лиц). 
Мы будем изучать в рамках данного учебного курса лишь римское частное право, включающее в себя такие компоненты как: право собственности; другие, более ограниченные права на вещи; договорные отношения; обязательственное право; право наследования; семейные правоотношения; вопросы защиты частных прав (организация судопроизводства, учение об исках и т.д.).
Изучение римского частного права имеет важное значение. Оно позволяет понять исторические корни современного гражданского права и подготовиться более основательно к изучению последнего. 

2) Способы вступления в брак, формы заключения и прекращения.

Условия – см выше.

Брак совершался в Риме тремя способами:

  1. путем совершения религиозного обряда;

  2. путем покупки женихом невесты;

  3. путем простого соглашения сторон.

Формы разводов

  1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

  2. письменное соглашение;

  3. фактическое прекращение совместного проживания.

3) Содержание договора и условия его действительности

В римском праве условия заключения договора были неодинаковыми и различались в зависимости от того, о каком договоре шла речь. Так, при заключении вербального контракта (стипуляции) необходимым условием являлось наличие инициативы от кредитора в форме вопроса к должнику, после ответа которого договор считался заключенным.

Для заключения консенсуального договора одна из сторон должна была сделать предложение заключить договор (оферту), а другая сторона – принять это предложение (акцепт). Для заключения литтерального договора требовалось соблюдение письменной формы договора, а для реального – передача вещи, составляющей предмет договора.

Условия действительности договоров:

1) обязательные, являвшиеся необходимыми для действительности любого договора:

а) согласие сторон

б) дееспособность

в) предмет договора

г) основание договора

д) соблюдение установленной формы договора

е) законность содержания договора

ж) наличие цели договора

2) факультативные, которые могли присутствовать или нет в зависимости от положений закона или содержания договора:

а) срок, указывающий на событие, которое должно непременно наступить

б) условие, т. е. оговорка в договоре, от которой зависят возникновение, существование и прекращение договора;

в) проценты;

г) способ заключения договора.

……………………………………………………………………………………………

2

1) Рецепция римского права. Историческое значение римского права и его роль на современном этапе развития Российского права.
Рецепция римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Ещё в раннефеодальных монархиях, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Восприятие римского права способствовало преодолению партикуляризма права, отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Современная рецепция римского права в России, как демонстрирует А.И. Косарев, обусловлена идеологическим фактором «возврата в лоно европейских цивилизаций» и попыткой установления преемственности. Гражданский кодекс РФ 1994-1997 гг. во многом продолжил традиции первого гражданского кодекса РСФСР. Были восстановлены правовые институты цивилистики, такие как сервитуты, ипотека и т.д. Кодекс практически вобрал в себя лучшее из теории римского права.

2) Личные и имущественные отношения супругов в браке с властью мужа

 Взаимные права и обязанности супругов возникали не на основе согласия брачующихся, а как результат определенных юридических фактов (религиозной церемонии, сделки купли-продажи, истечения срока приобретательной давности). При браке с властью мужа жена всецело подчинялась мужу: он мог продать ее, сдать в кабалу; имел право наказывать ее, мог лишить жизни; муж был вправе истребовать жену от любого третьего лица (отца, других родственников) даже против ее воли посредством виндикационного иска, то есть как обыкновенную вещь
Всевластие мужа распространялось и на имущественные отношения супругов: все, что женщина имела до брака, что она приобрела в браке - все переходило в собственность мужа.
Такой брак мог прекращаться только смертью одного из супругов или - в результате одностороннего волеизъявления мужа, о чем свидетельствует древнейший закон (табл. IV)

3) Цель и ее значение в договоре.

1. Causa означает ближайшую цель, ради которой заключается договор; вместе с тем causa — материальное основание, которое привело к заключению договора.
Каузу (в указанном смысле) надо отличать от простого мотива, под которым разумеют всякое соображение, приводящее лицо к известному решению.
2. Бывают такие договоры, из которых не видно, какая кауза лежит в их основании, и неосуществление каузы не препятствует наступлению юридических последствий такого договора. Подобного рода договоры как бы отвлечены от своей каузы, от своего основания, абстрагированы от него, а потому в современной теории называются абстрактными. Примером абстрактного договораможет служить цессия.
Договоры, связанные с определенной хозяйственной целью , называются каузальными. Недостижение каузы в каузальном договоре приводит к его недействительности.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3

1) Исторические системы римского права.

Цивильное право. совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право,которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

Преторское право  совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан, но и в отношении неримлян.

Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права. 

2) Личные и имущественные отношения супругов в браке без власти мужа

 Регулирование отношений внутри этой семьи строится не на принципе власти мужа (равной власти собственника над вещью), а на принципе равенства прав мужа и жены.

В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой как вещью. Правда, за мужем сохранялось решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение способа воспитания детей.
Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами.

3) Заключение договора.

В римском праве условия заключения договора были неодинаковыми и различались в зависимости от того, о каком договоре шла речь. Так, при заключении вербального контракта (стипуляции) необходимым условием являлось наличие инициативы от кредитора в форме вопроса к должнику, после ответа которого договор считался заключенным.

Для заключения консенсуального договора одна из сторон должна была сделать предложение заключить договор (оферту), а другая сторона – принять это предложение (акцепт). Для заключения литтерального договора требовалось соблюдение письменной формы договора, а для реального – передача вещи, составляющей предмет договора.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4

1) Понятие и виды источников римского права

Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.
На протяжении римской истории имели значение следующие виды ис-точников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятель-ность римских юристов; 5) кодексы римского права.

Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества.

Законами были некоторые постановления народного собрания. К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным де-лам.

Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдик-ты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела.

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана.  Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи. 

2) Отцовская власть. Понятие, содержание, ее возникновение и прекращение

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю.


Основания возникновения отцовской власти: 
– рождение детей в римском браке – узаконение детей, рожденных вне брака;
– усыновление чужих детей.

 власть над детьми прекращалась: 
– смертью домовладыки;
– утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;
– высвобождением,

3) Пороки воли и их влияние на действительность договора.

Пороки юридических сделок — несоответствие волеизъявления по тем или иным мотивам действительному намерению лица.

Волеизъявление не соответствовало воле, если сделка была заключена:

1) под влиянием заблуждения. Правовым заблуждением признавались:

— ошибка в личности контрагента;

— ошибка в характере сделки;

— ошибка в предмете сделки (не та вещь);

— ошибка в мотиве обязательства;

2) вследствие обмана. Обман мог заключаться как в действии — активном стремлении получить выгоду в ущерб другого, так и в бездействии.

3) вследствие принуждения (под угрозой или вследствие насилия) со второй стороны или во имя второй стороны. Принуждение могло быть и физическим, и психологическим, касаться не только лица, заключающего сделку, но и членов его семьи, родственников, быть адресовано не только личности, но и имуществу договаривающегося.

……………………………………………………………………………………………..

5

1) Деление права на неписаное (обычай) и писаное. Закон как источник римского права.

К неписаному праву во все времена относятся обычаи. Обычай - это правило поведения, которое стихийно складывается в повседневной жизни людей. Обычай не излагается в письменной форме, он удерживается в народной памяти и изустно передается от поколения к поколению. Только многократное повторение делает обычай правилом поведения для многих людей. 
Таким образом, обычай - это норма, сила которой основана не на принуждении со стороны государственной власти, а на привычке к ней народа.

Писаное право Рима распадается на:

     А. Законодательство.

     Б. Право магистратов (преторское право).

     В. Правовую науку (юриспруденцию).

Формы законодательных источников в Риме менялись под влиянием смены форм государственной власти: законы и решения плебса; решения сената; постановления императоров.  а) Законы. Решения плебса. Плебисцит ( plebiscitum ) первоначально - постановление собрания плебеев, которое формально не было обязательным для граждан. В Институциях сказано (I.Кн.1.II.4): “Решения плебса есть то, что постановил плебс по предложению плебейского должностного лица, например, трибуна. “Плебс” отличается от “народа”, как вид от рода: словом “народ” обозначаются вообще все граждане, включая в это число и патрициев, и сенаторов, названием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключением патрициев и сенаторов. Закон - это сознательное и ясно сформулированное повеление уполномоченной на то власти. Появление закона в истории каждого народа есть важный момент пробуждения социальной мысли, вступление на путь сознательного и планомерного социального строительства. б) Постановления сената. С падением республиканского строя в 27 году до Р.Х. совершенно прекращается деятельность народных собраний, хотя значение их как законодательных органов ограничивается еще ранее.Lex и plebescitum как нормативный акт, утвержденный собранием граждан, перестают приниматься. Любопытное обоснование этому приводится в Институциях (I.Кн.1.5): “...Когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было совещаться вместо народа с сенатом”. в) Императорские постановления.  Таким образом, складывается новая форма законодательства - единоличные распоряжения (конституции) принцепсов - constitutiones principum, так как утвердилось правило: что угодно императору, то имеет силу закона. Об этом недвусмысленно свидетельствуют Институции (I.Кн.1.6): “Но то, что решил император, имеет силу закона, так как по закону, ...который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, чтобы император ни постановил посредством послания при разборе дела или чтобы не предписал он эдиктом, - все это считается законом. Вот это и есть то, что называется конституциями”.

   Б. Право магистратов ( ius honorarium ), преторское право ( ius praetorium ). Развитие цивильного права (изменение, приспособление древних принципов к новым обстоятельствам) происходило двумя путями: посредством интерпретационной ( interpretatio ) деятельности особой жреческой коллегии - понтификов, в последующем - юристов, знатоков права и - посредством правоприменительной практики преторов и эдилов .  эдикты магистратов не являются законами. Это акты исполнительной, административной власти. По своей юридической силе они должны стоять ниже законов, составляющих квиритское право. Но с течением времени система норм, составляющих право магистратов, сталкивалась с нормами права квиритского, вытесняла часть их из практического применения, тесно переплеталась с другими, и в результате образовалось явление, известное под именем дуализм римского права . Преторское право (более широко - право магистратов) - продукт республиканской эпохи, явилось “живым голосом цивильного права”. Вызванный его действием дуализм права “открывал римлянам возможность ...следовать за изменяющимися условиями жизни и за нарождающимися потребностями. Имея право в каждом конкретном случае отступить от нормы ... устарелого закона и решить так, как того требуют новые условия и новые воззрения, претор...подготовлял наилучшее разрешение возникавших юридических проблем, являясь в каждый момент выразителем растущего народного правосознания”.(7)Благодаря творческой деятельности магистратов в республиканский период были заложены основы нового, универсального права. Естественно, с падением республики, угасанием значения ее институтов, преторское правотворчество делается все менее интенсивным. Возникает потребность обобщения того нормативного материала, который был выработан в течение веков.

  В. Юриспруденция ( iurisprudentia - правовая наука). Не меньшую роль, нежели преторы, в создании римского классического права сыграли знатоки права, юристы. Опубликование законов XII таблиц способствовало появлению этого сословия, так как создало потребность в толковании норм цивильного права. С III в. до Р.Х. эта деятельность приобретает широкий размах по следующим причинам. Строгий формализм цивильного права требовал осторожности и определенных навыков при совершении сделок и, в особенности, при постановке исков, то есть при защите нарушенного права: здесь неверно произнесенное слово или выражение могло привести к проигрышу, то есть к утрате прав. К тому же, долгое время не допускалось судебное представительство, следовательно каждый должен был уметь защищаться в суде. А для этого требовалось получение советов людей, сведущих в праве.  В конце республиканского периода деятельность юристов - юриспруденция (от iuris prudens - сведущий в праве) переросла форму чисто практической работы и создала значительную юридическую литературу. Следует назвать такие типичные ее жанры: институции, комментарии, собрания решений и сентенции, монографические сочинения.  К концу III в., наряду с общим политическим и хозяйственным упадком, происходит упадок юриспруденции. Юридическая литература оскудевает, творческая работа заменяется деятельностью по отбору и систематизации выдержек из сочинений юристов предшествующих поколений. Итогом и подтверждением этого процесса явилось принятие в 426 г. (при императорах Феодосии II и Валентиниане) закона о цитировании . В соответствии с этим законом обязательная сила была сохранена только за высказываниями, содержащимися в работах пяти юристов: Гая, Папиниана, Ульпиана, Павла и Модестина, а также тех юристов, на которых они ссылались.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта