Главная страница
Навигация по странице:

  • Национально-государственное самосознание и патриотизм

  • Идеология реферат. 1. Мировоззрение и идеология Общечеловеческие ценности Национальногосударственное самосознание и патриотизм Религиозный аспект идеологии белорусского государства


    Скачать 25.26 Kb.
    Название1. Мировоззрение и идеология Общечеловеческие ценности Национальногосударственное самосознание и патриотизм Религиозный аспект идеологии белорусского государства
    АнкорИдеология реферат
    Дата27.11.2019
    Размер25.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаiideologia_referat_ispr.docx
    ТипДокументы
    #97393

    Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства

    1. Мировоззрение и идеология

    2. Общечеловеческие ценности

    3. Национально-государственное самосознание и патриотизм

    4. Религиозный аспект идеологии белорусского государства

    Мировоззренческаяосноваидеологиигосударстваэтонациональнаяидея, котораявключаетвсебятрадиционныеценностныеориентациибелорусов, атакжеобщечеловеческиеихристианскиеценности, национально-государственноесамосознание, гражданственностьипатриотизм.

        Идеологиябелорусскогогосударстваэтосовокупностьидей, идеалов, которыеотражаютнационально-историческиетрадициииценностныеориентации, соответствующиецелямиособенностямбелорусскогопутиобщественногоразвития

     

    Мировоззрение и идеология

    Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований , сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей

    Мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем , идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

    Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры

    Общечеловеческие ценности

    Cовременная Беларусь представляет собой трансформирующееся или транзитивное общество, в котором пока еще не сформирована аксиологически ориентированная государственность, целостная система мировоззренческих ценностей, приемлемых для людей, познавших горечь и разочарование крушения кумиров и иллюзий, тяжелое испытание Чернобыльской трагедией и человеческого бытия "на изломе", в эпоху "великих перемен". С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологем. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому». Но из этого не следует, что мы должны отказаться от рационального осмысления происходящего, от веры в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личностного и социального сознания на разумных началах, ибо разум, а значит мораль, совесть, справедливость являются значимыми для нас до тех пор, пока они определяют нашу личную и социальную позицию и поведение, ибо то, что создано разумом, может быть достойно использовано лишь в том случае, если в этом использовании разум же участвует.

    Права человека являются главной общечеловеческой ценностью гражданского общества. Право человека является основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права делают нас людьми. В Конституции Республики Беларусь записано (ст. 2), что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов.

    Закрепление прав и свобод человека произошло в таких законах, как: Закон о правах ребенка; Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях; Закон о национальных меньшинствах; Закон об общественных организациях и др. Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

    Национально-государственное самосознание и патриотизм
    Фундаментальными приоритетами и консолидирующей идеей белорусского общества, в рамках которых объединяются разнообразные многовариантные подходы и фиксируются значимые для открытого общества ценности, являются, несомненно, национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, социально-ориентированной, рационально-целесообразной, рыночной экономики; основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости, обеспечение условий для реализации творческих способностей людей, социальной защиты интеллектуальной элиты Беларуси, сохранения научных школ и направлений.

    Необходимо учитывать и культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе. Здесь важно осмысление геополитического положения Беларуси, располагающейся на стыке двух культур, двух цивилизаций — Востока и Запада. Восточные славяне, находясь на перекрестке мировых цивилизаций, подобно другим "контактным" государствам и обществам, занимавшим такое же положение (Древний Рим, Византия, Эллинский Восток и т. д.), находились в состоянии "дрейфующего общества", постоянного "раскачивания" между двумя космосами — Востоком и Западом, и несли болезненное и порою трагическое бремя его маятникового движения. Но отсюда и в высшей степени необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты, например, белорусского народа — его толерантность, гибкость, уступчивость, открытость, жертвенность, доброта, совестливость, или широта, открытость, антиномичность, свойственные «русской душе».

    Фундаментальную роль в становлении белорусской государственности играют культурные традиции, которые актуализируют национальную историческую память, гарантирующую преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, приобщение к культурно-исторической жизни народа, формирование чувства укорененности в своей отчизне, патриотизма и ответственности за нее, заботы о своем "доме". Белорусский человек, как и русский, глубоко общественное существо, предпочитающее решать свои проблемы «всем миром».

    Белорусская культура, подобно русской, формировалась как культура синтетическая, как культура, которая достаточно легко ассимилировала в себе влияния других культур. В силу своего географического положения, она в значительной степени толерантна и восприимчива к чужой, иной позиции, а, следовательно, динамична и мобильна в своих содержательных аспектах. Беларусь, как и Россия, всегда выступала как неповторимое единство двух начал — активного и пассивного в силу своей устремленности духовными интенциями на Запад, и укорененности материальных оснований в общинных укладах Востока.

    Неотъемлемой частью идеологии белорусского государства является патриотизм . Традиционно под патриотизмом (от лат. patris — родина) принято понимать моральный и политический принцип, содержание которого — любовь ко всему родному, от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и к государству, гражданином которого он является. В политическом смысле это преданность всему, что связано с суверенитетом своей страны, ее независимостью и самостоятельностью, безусловное выполнение гражданского долга.

    Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

    Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.



    Религиозный аспект идеологии белорусского государства

    Религия представляет собой исторически необходимую форму духовного осмысления мира, действительности, человеческого бытия в этом мире. На ранних стадиях развития сознания и практики она восполняет отсутствие науки и философии в системе складывающейся культуры.

    В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор. В широком спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.п.). Это имеет плодотворное значение. На пограничных стыковых линиях во взаимодействии различных компонентов культуры рождаются новые образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, соответствующий культурно-бытовой менталитет и влияние на него религиозных праздников и обрядов, которые переплетаются с народными приметами и обычаями и т.п.

    В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. Так, статья 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения.

    В современном обществе функциональные особенности религии, ее социальная роль проявляются как система функций, реализуемых, во-первых, на общесоциальном уровне (общество), и, во-вторых, на уровне микросоциальном (личность).

    Первый ряд функций включает:

    компенсаторную, т.е. восполнение человеческой слабости перед лицом природных и общественных сил, перед незнанием и т.п., что имеет определенное позитивное значение;

    регулятивную, т.е. регулирование поведения людей, основанное на символах догматики, других конфессиональных требований;

    интегрирующую, т.е. способствующую консолидации общества и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей.

    Второй ряд функций включает:

    мировоззренческую функцию—религия удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентациями и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов, догматов той или иной веры;

    функцию нравственного воспитания, несущую общечеловеческие нормы морали и основанную на том, что нравственные законы должны быть соблюдены, ибо они суть веления Бога. Данная функция способствует нравственному совершенству, моральному оздоровлению человека и общества в целом;

    культурно-воспитательную и культуротворческую функции, в которых реализуется собственная природа и соответствующая роль религии в жизни общества и личности.

    Все эти функции глубоко взаимосвязаны между собой, взаимодействуют, составляя целостную систему

    Среди населения Беларуси имеются последователи всех трех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских направлений), мусульманства, буддизма, а также древних культов, иудаизма и современных нетрадиционных течений (неокультов). Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 26 религиозных направлений. Наибольшее количество среди них представлено восточной ветвью христианства – 84%.

    . В различных регионах Беларуси, согласно исследованиям, проведенным Институтом социологии Национальной академии наук, 38,5% опрошенных признают себя верующими, 37,1% затрудняются точно определить, являются ли они религиозными людьми или нет. В белорусско-польском пограничье идентифицируют себя с христианином (православным, католиком и др.) вдвое больше людей, чем в восточных областях Беларуси. Так, в частности, первостепенную роль во всех сферах повседневной жизни религия играет для 57% жителей Брестской и только для 20,7% жителей Могилевской и 19,9% Гомельской областей.


    написать администратору сайта