Главная страница

Работа 1.7. 1 Н. С. Лесков Основные вехи жизни и творчества. Особенности сказа. Повесть "Очарованный странник" Задание 2


Скачать 16.8 Kb.
Название1 Н. С. Лесков Основные вехи жизни и творчества. Особенности сказа. Повесть "Очарованный странник" Задание 2
Дата12.09.2022
Размер16.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРабота 1.7.docx
ТипСамостоятельная работа
#672483

Самостоятельная работа по теме 1.7. Н.С. Лесков Основные вехи жизни и творчества. Особенности сказа. Повесть "Очарованный странник"

 Задание 2. Выполните краткий обоснованный анализ произведения Н.С. Лескова "Очарованный странник" по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

2. История с кошкой и голубятами (глава третья).

Дома на конюшне Головин заводит двух голубей. Кошка повадилась таскать маленьких птенцов. Разозлившись, юноша сильно высек воровку и отрубил ей хвост. В наказание Ивана жестоко выпороли и заставили бить камни для дорожки. Не выдержав унижения, парень решил покончить жизнь самоубийством. От смерти его спас цыган, который предложил идти вместе в разбойники.

 Задание 3. Дайте развернутый ответ на одну из предложенных тем по произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник" (Объем выполненного задания 5-7 предложений).

  1. Докажите, что повесть «Очарованный странник» имеет в себе стилевые черты сказа.

Свою повесть"Очарованный странник" Лесков называл рассказом. Может быть, он прав, "Очарованный странник" - это рассказ о жизни, и если по большому счету - сказ о житии. Из всех разновидностей прозы - от короткого рассказа до эпопеи - сказ ближе всего к лирике, к поэзии. Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные легенды и предания. Повествование в нем ведется от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи.

Сказовая форма - двойной портрет: рассказчика и автора, искусное повествование, где исповедальное и игровое начала друг другу помогают , можно сказать, выручают друг друга.

Литературоведы -считают, что сказовая форма едва ли не самая трудная форма владения речью, язык народа надо знать досконально, изнутри, органично . Лесков утверждал: " Народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя ее, и живучи ею". Так, живучи ею, знал Лесков русскую речь. Знал ее не отдельно от народной жизни, а в кровной связи с нею, как могучее выражение ее. Очарованным странником прошел Николай Семенович Лесков по земле, хотя видел на своем веку столько бедственного, горького, страшного, даже ужасного.

 Задание 4. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем (рекомендуемый объем – 200 слов (не менее 150 слов). В сочинении приведите не менее двух примеров-аргументов (с использованием цитат) из анализируемого текста.

Тема 1. Особенности повествовательной организации повести Н. С. Лескова "Очарованный странник".

Воссоздание особой реальности русского мира происходит у Лескова через язык народа. Природа народного характера предстает у него в Стихии речи: в слове, в манере рассказывания историй, в интонации героя. Язык для писателя - та корневая система, которая создает нацию и питает ее. Читатель находится в постоянном языковом напряжении, вслушиваясь в звучащую речь рассказчика.
Повесть «Очарованный странник» организована как сказ. Сказ - это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизационный рассказ, который рождается на глазах у слушателей.

Внешняя композиция повести составляет 20 глав. Первая глава выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, последующие главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина о прошедшей жизни. Начало первой главы можно сравнить с пространной драматургической ремаркой автора, предваряющей будущее театральное действо - моноспектакль, главное действующее лицо которого и исполнитель его роли сам Иван Флягин.

Мир, возникающий на страницах повести, увиден, пережит, оценен рассказчиком в соответствии с его системой жизненных ценностей. Именно эта ситуация рассказывания событий, когда одним героем разыгрывается в лицах «драмокомедия» всей прошедшей жизни, принципиально важна автору, выступающему здесь в качестве режиссера. Это особая форма литературного артистизма писателя, при которой рассказчик оказывается одновременно и объектом и субъектом речи, а логика сюжета подчиняется его повествовательной инициативе.

Из «обширно протекшей жизненности» Ивана Северьяновича вычленяются субъективно значимые эпизоды, причем для его характеристики читателю важно и то, что пропущено или «забыто» героем. Повествование движется не в соответствии с канвой хроникального сюжета, но определено и мотивировано логикой воспоминаний и ассоциаций рассказчика. Объектом изображения в повести Лескова становятся, таким образом, субъективные переживания Ивана Флягина, выраженные в резко характерной манере его речи.
Сказ Лескова стилистически неоднороден. В рассказе Ивана Флягина воспроизводятся речевые обороты множества персонажей, роли которых он проигрывает, демонстрируя их взгляд на происходящее и особенности характера. Возникает иллюзия множественности самостоятельных точек зрения, выражающих динамичный взгляд на событие, персонаж, предмет.

Проговаривая чужие роли (князя, Груши и иных героев), рассказчик, безусловно, накладывает на эти образы отпечаток личного отношения к ним. Автор же провоцирует сюжетные ситуации, принуждающие читателей дать варианты собственных оценок услышанного.
Сказ в художественном мире Лескова не средство для внешней отделки рассказа, не элемент занимательности или экзотичности, он является важнейшей составляющей содержательной стороны произведения. Возникшее у читателей впечатление многоракурсного изображения жизни создает динамическое всестороннее освещение образа и предполагает возможность и необходимость различных интерпретаций его смысла.


написать администратору сайта