Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическая система общества

  • политическая социология. девиантное поведение. 1 Политическая социология


    Скачать 38.24 Kb.
    Название1 Политическая социология
    Дата21.12.2021
    Размер38.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаполитическая социология. девиантное поведение.docx
    ТипДокументы
    #312570

    1) Политическая социология

    Понятие политика отражает вполне реальные, политические явления и процессы, прежде всего отношения между классами и другими социальными группами по поводу государственной и в целом политической власти на всех ее уровнях. основной вопрос политики — это вопрос о политической власти, которая проявляется в способности определенных социальных сил навязывать свою политическую волю другим социальным силам и даже всему обществу. Нередко мы встречаемся с проявлениями политической власти партийных элит, т.е. узкого круга партийных руководителей и их ближайшего окружения, а также отдельных партийных вождей, навязывающих свою волю всей партии. Однако высшим проявлением политической власти выступает власть государственная. В этом случае владеющие государственной властью социальные силы навязывают свою волю остальным членам общества с помощью государственного аппарата и государственных рычагов воздействия на общество — от идеологических до правовых и военных.

    Используя механизмы государственной власти, они решают широкий круг проблем, связанных с их экономическими, политическими, социальными и духовными интересами. Укрепляя свою политическую власть в обществе, они укрепляют и свое социально-экономическое положение, обеспечивают условия для собственного благосостояния и развития.

    Борьба за власть, ее распределение и реальное осуществление происходит в процессе политической деятельности различных социальных групп, политических партий и движений, представителей аппарата существующей политической власти, других личностей. Их политическая деятельность складывается из многочисленных конкретных политических действий, направленных на изменение или же укрепление существующих в данном обществе политических институтов, гражданских прав и свобод, в целом государственного строя. Эти действия адресованы другим субъектам данного общества с целью вызвать их ответные действия той же направленности, что и действия первых, либо с целью нейтрализовать или же воспрепятствовать нежелательным действиям третьих субъектов. Политические действия любых субъектов в сущности всегда рассчитаны на реакцию других субъектов и проявляются как их политические взаимодействия. Каждый из данных субъектов представляет собой нередко какую-то большую социальную группу людей или национальную общность, а иногда и весь народ. Во всяком случае их политическая деятельность, как правило, касается интересов больших масс людей. Отмечая это, В. И. Ленин говорил, что политика — дело миллионов.
    Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальных групп отношений в сфере политики. Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп. В отличие от политологии, которая исследует влияние политических институтов и политических процессов на общество, политическая социология, напротив, исходит из общества и изучает его влияние на государство, формальные политические институты, связанные с распределением и осуществлением власти, на разнообразные политические процессы. В рамках политической социологии исследуются политическое поведение больших и малых социальных групп, их политические ценности и политические ориентации, роль общественного мнения в политике, социальная база политических режимов и политических партий, а также другие проблемы.

    Политическая наука и социология как независимые дисциплины начали развиваться в XIX в. под влиянием маргиналистской экономической теории, пытавшейся разграничить изучение "политических", "социальных" и "экономических" явлений (см.: political economy – политическая экономия). В политической науке центральное место занял анализ правительственной структуры, механизма государственного управления и теорий власти.

    Предмет социологии был определен гораздо более широко. Вебер (Weber) дал теоретическое обоснование современной социологии, определяемой как понимание и истолкование социального действия, связанные с причинным объяснением его хода и последствий. Поместив в центре внимания взаимное влияние социальной структуры и социального действия, социология имеет возможность анализировать все формы социального взаимодействия (от языка и сексуальности до религии и промышленности).

    Три главных подхода к политической социологии значительно сузили рамки ее предмета.

    Первый основан непосредственно на понимании Максом Вебером "политически направленного действия". По Веберу, организация является "политической" в той мере, в какой ее существование и структура в пределах данной территории сохраняются в результате угрозы применения и непосредственного применения физического насилия со стороны административного персонала (см.: state – государство). Вебер считал, что изучение непосредственных факторов, законного применения силы, следует различать от изучения групп, пытающихся оказать влияние на деятельность политических организаций. Последний вид исследования Вебер определял как "политически направленное действие. Поэтому внимание политических социологов веберовского направления традиционно было сосредоточено на таких вопросах, как поведение избирателей на уровне общин, идеология политических движений и групп интересов, социопсихологическое соотношение политического поведения и организации, а также отношений между экономической властью и принятием политических решений.

    В конце 1960-х гг. под влиянием Сеймура Липсета и Стейна Роккэна разработан другой подход к политической социологии. Теперь эта субдисциплина стала охватывать сравнительное и историческое исследование политических систем и процесса формирования наций. Анализируя роль политических институтов в социальном развитии (и в революции), это направление политической социологии внесло вклад в сравнительный анализ систем социального обеспечения, в изучение взаимоотношений между демократией и индустриализацией, а также в схематичное определение роли государства в развитии национального самосознания.

    В центре внимания третьего направления современной политической социологии находятся теории государства, и в этом отношении данное направление опирается прежде всего на некоторые течения западного марксизма и современную политическую теорию.

    Основываясь на марксистской критике плюралистских (pluralism) подходов к государству, политические социологи обратились к проблеме отношений между государством и обществом и развернули подробные эмпирические исследования применения власти как внутри государств, так и между ними. Попытки провести четкое разграничение между политической наукой и социологией оканчиваются неудачей несмотря на то, что процесс управления по-прежнему испытывает на себе влияние классовых, половых и этнических различий. Стремясь разработать концепцию глобальной системы, политическая социология закладывает прочную основу будущего взаимодействия между этими дисциплинами.

    В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической социологии являются действия индивидов и социальных групп, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов. Согласно другой точке зрения, основным предметом политической социологии является поведение индивидов, социальных групп, этно-конфессиональных общностей и их организаций преимущественно в сфере властных отношений. Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    Политическая деятельность субъектов опосредована их политическими отношениями. Эта зависимость носит объективный характер. Как отмечалось, политическая деятельность одних субъектов вызывает ответную реакцию других субъектов и всегда проявляется в рамках их взаимодействия. Постоянно повторяясь, эти взаимодействия закрепляются как устойчивые политические отношения.

    Конечно, политические отношения формируются сознательно. Каждый из субъектов, вступая в политические взаимодействия с другими субъектами, сознательно стремится реализовать свои политические интересы и сознательно же использует для этого те или иные способы и средства. Но, во-первых, сами политические интересы и стремления обусловлены не зависимыми от их сознания и воли объективными социальными факторами; во-вторых, сложившись, политические отношения проявляются как моменты объективной политической реальности и в свою очередь весьма существенно воздействуют на политическую деятельность людей, обусловливают ее содержание и направленность. Можно сказать, что политические отношения между классами, другими социальными группами и национальными общностями, складывающиеся в результате их борьбы за власть или других проявлений политической деятельности, сами выступают как социальная форма этой деятельности, опосредующая ее и в немалой степени определяющая ее успех.

    Политические отношения между людьми складываются под непосредственным воздействием их политических интересов. Однако, сложившись, политические отношения сами порождают разнообразные политические интересы субъектов. Содержание данных интересов прямо определяется содержанием реально существующих политических отношений. Поэтому можно сказать, что политические отношения людей проявляются как их политические интересы.

    Анализ взаимодействия политических интересов людей, прежде всего классов, наций, политических партий, необходим потому, что дает возможность, с одной стороны, понять содержание политических интересов субъектов, вытекающих из содержания их политических отношений, с другой стороны, определить направления изменения самих политических отношений под воздействием вновь возникших политических интересов. А это помогает осмыслить направления изменения и развития всей политической жизни общества, существующей на данный момент политической действительности, центральным звеном которой выступают политические отношения.

    Исследование проблемы взаимодействия политических отношений субъектов и их политических интересов составляет важнейшую задачу социологии политических отношений.

    Политические интересы людей определяются объективными обстоятельствами их жизнедеятельности, их социальным положением и местом в системе объективно существующих политических отношений. Можно, пожалуй, сказать, что политические интересы субъектов, будучи объективными проявлениями их политических отношений, сами даны объективно. Они предстают как нечто такое, что объективно полезно, выгодно тем или иным классам, социальным группам, национальным общностям и другим субъектам для упрочения их положения в системе существующих политических отношений, прежде всего отношений политической власти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод.

    Понимаемая таким образом политическая выгода субъекта, составляющая содержание какого-то его политического интереса, не является плодом сознания этого субъекта, а существует как момент его объективного отношения к реальной политической действительности. Она должна быть осознана субъектом, который до определенного момента может и не понимать, что ему политически выгодно, а что нет. Тем самым он может не понимать и того, что объективно соответствует его политическим интересам, а что противоречит им.

    Социология политических отношений, конечно же, ставит перед собой задачу обнаружить и исследовать объективные политические интересы субъектов, т.е. то, что объективно значимо и выгодно для их политического самоутверждения в той или иной ситуации. Для нее также важно выяснить, насколько глубоко сами субъекты политических отношений осознают свои объективные политические интересы и, следовательно, насколько их субъективная (по форме) политическая заинтересованность, которой они сознательно руководствуются в своей политической деятельности, соответствует их объективно данным политическим интересам.

    В зависимости от этого сама эта субъективная заинтересованность может быть либо истинной, т.е. адекватной политическим обстоятельствам деятельности субъектов, либо ложной, иллюзорной, а то и вовсе мифологической, что бывает не столь уж редко, — сегодня политические мифы становятся широко распространенным явлением массового сознания.

    В настоящее время проблема осознания подлинных политических интересов субъектов, в том числе осознания ими собственных политических интересов, стала одной из самых важных в развитии нашего общества. Не секрет, например, что решение основополагающих вопросов развития экономики страны, социальной сферы общества и его духовной жизни прямо связано с развитием принципов демократии. Следовательно, в утверждении демократии как подлинного народовластия заключается коренной политический интерес всего общества. Он должен быть осознан и вроде бы осознается всеми членами общества. Но осознается он больше, так сказать, в общем плане.

    Трудности начинаются тогда, когда пытаются определить, какие именно политические акции на деле развивают демократию, каким слоям общества они в большей степени служат, не ущемляют ли они политические интересы других социальных групп или национальных общностей. В решении этих проблем заключена суть развития демократии. Но они-то нередко и являются наиболее трудными для понимания многих политических и государственных деятелей.

    Касаются ли политические интересы борьбы определенных социальных групп за политическую власть или решения проблем межнациональных отношений, всегда возникает проблема: насколько глубоко осознаны эти политические интересы и насколько верно выбраны пути и способы их реализации. Это относится к коренным политическим интересам людей, реализация которых обеспечивает осуществление основополагающих условий их политического самоутверждения в обществе, а также к их текущим повседневным политическим интересам, направленным на участие в каких-то, возможно, менее значимых политических акциях с целью решения сравнительно частных вопросов, относящихся, скажем, к области гражданских прав и свобод.

    В конечном счете коренные политические интересы людей прямо или косвенно связаны с их текущими интересами, проявляются через них, направлены на создание условий их осуществления. В свою очередь текущие политические интересы, направленные на осуществление каждодневных политических прав и свобод, реализуют в той или иной степени и коренные политические интересы.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ
    Совокупность политических действий и взаимодействий людей, опосредованных политическими отношениями между ними и имеющих определенную направленность, составляет содержание тех или иных политических процессов.

    Политические процессы имеют свои объективную и субъективную стороны. Любой из них в конечном счете объективно обусловлен существующими в обществе экономическими отношениями, расстановкой социально-классовых сил, местом его участников в системе политических отношений данного общества и другими факторами. Сами политические действия и взаимодействия людей, равно как и политические отношения между ними, вполне реальны и выступают как моменты объективной политической действительности. Наконец, политические потребности и интересы социальных групп и отдельных личностей, побуждающие их к политическим действиям, имеют объективное содержание. Они выражают объективную необходимость действий этих субъектов, направленных на упрочение их позиций в данном обществе и государстве. Все это составляет объективную сторону политических процессов, т.е. то, что не зависит от сознания его участников, а обусловлено объективными обстоятельствами жизни и развития общества. Указывая на это, В. И. Ленин справедливо отмечал, что «политика имеет свою объективную логику, не зависимую от предначертаний тех или иных лиц или партий».

    Субъективная сторона политических процессов — это прежде всего политические сознание и воля их участников, которые ставят перед собой определенные цели и сознательно их реализуют или пытаются реализовать. Они, конечно, не могут отменить объективные обстоятельства развития тех или иных политических процессов, но могут осмыслить, понять эти обстоятельства и учитывать их в своей деятельности. Это позволяет им со знанием дела влиять на ход политических процессов, направлять их в определенное русло и даже сознательно организовывать.

    Роль политического и иного сознания в политических процессах постоянно повышается. Само это сознание с течением времени углубляется и обогащается и все более способно целенаправленно воздействовать на политическое поведение и деятельность людей, из которых и складываются политические процессы. Политическое сознание постоянно стимулирует политические процессы, влияет на их динамику и последовательность. Поэтому следует полнее учитывать значение и роль объективной и субъективной сторон политических процессов, их взаимосвязь и диалектическое взаимодействие.

    Можно указать на различный характер политических процессов в зависимости от объективных политических интересов его участников и тех целей, которые они сознательно реализуют. Так, политические процессы могут иметь характер борьбы, скажем, за политическое обновление общества, характер приспособления к тем или иным социально-политическим реалиям, сотрудничества с определенными политическими силами или же соперничества между ними. К тому же политические процессы могут иметь либо конструктивный, созидательный, либо деструктивный, разрушительный характер, когда они фактически направлены на дезорганизацию и разрушение политической системы общества. Все это необходимо учитывать, чтобы давать объективно верные оценки происходящим политическим процессам, поняв их подлинную направленность.

    Политические процессы осуществляются, в частности, через деятельность определенных политических институтов — специфических органов политического устройства и функционирования общества. Они предстают чаще всего как определенные учреждения или система учреждений, с помощью которых те или иные политические силы осуществляют свои политические интересы. Это некие узлы функционирования политического строя общества, призванные обеспечивать его стабильность и развитие.

    К наиболее важным политическим институтам общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Они проявляют себя в деятельности органов государственной законодательной и исполнительной властей — парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий и средств массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения. Каждый из этих политических институтов имеет свои специфические целевые функции, направленные на обеспечение деятельности того или иного звена существующей политической системы.

    В конечном счете система политических институтов призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие всей политической жизни общества и тем самым осуществление политических интересов всех его социальных групп и национальных общностей. Для этого необходима гибкая деятельность самих политических институтов, их способность обеспечивать сочетание политических интересов всех членов общества, решать политические проблемы на основе компромиссов между различными политическими силами- и, когда нужно, проявлять твердость и решительность в отстаивании коренных интересов всего общества.

    Если это происходит, значит, существующие политические институты обеспечивают и в немалой степени сами организуют такое развитие политических процессов в обществе, которое отвечает долговременным и повседневным политическим и другим интересам большинства членов общества. Если же происходит нечто противоположное, значит, политические институты данного общества несовершенны и неспособны решать проблемы его развития в соответствии с существующими социальными реалиями.

    Политическая система общества
    Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. направлена на практическое осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Эти учреждения и организации взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя более или менее целостную политическую систему.
    Основные функции данной системы заключаются в регулировании весьма широкой совокупности политических отношений между социальными группами и национальными общностями, а также между государствами. В рамках данных отношений совершается деятельность всех социальных субъектов, их борьба за свои политические интересы, политическое соперничество и сотрудничество.

    К основным элементам политической системы общества относятся:

    органы государства, его законодательной и исполнительной властей;

    армия;

    правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, полиция и милиция;

    государственный арбитраж;

    политические партии;

    политические движения;

    общественные организации (профсоюзные, молодежные, творческие и т. д.), деятельность которых носит в той или иной мере политический характер, связанный с осуществлением политических интересов определенных социальных групп.

    Политическая система общества развивается под влиянием всей совокупности присущих ему социально-экономических и идеологических отношений и весьма существенно на них воздействует. Сила этого воздействия зависит от совершенства данной политической системы, а также от сложившегося механизма ее взаимодействия с другими сторонами общественной жизни.

    Разумеется, это взаимодействие во многом определяется объективными факторами и прежде всего объективными законами развития общества. Однако немалую роль играет здесь и субъективный фактор, в частности умение политических и государственных деятелей понимать и учитывать значение объективных обстоятельств развития общества, подлинные интересы различных социальных сил и исходя из этого решать проблемы функционирования и развития самой политической системы, повышения эффективности ее воздействия на все стороны общественной жизни.
    Государство – ведущее звено политической системы
    Главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства решающим образом воздействуют на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство в обществе и реализуют на практике свою волю уже не только в сфере политических, но также социально-экономических, духовно-нравственных и других общественных отношений.

    Государство возникло вследствие раскола общества на классы. Это положение разделяют ныне социологи разных направлений. Государственная организация общества изначально отличается от его первобытной негосударственной организации по ряду существенных признаков. Основные из них:

    возникновение власти, которая не отождествляет себя со всем обществом, т.е. власти одних людей над другими;

    территориальное разделение населения, в котором уже не учитываются кровные связи;

    появление групп людей, профессией которых стало управление, а не производительный труд, т.е. возникновение государственного аппарата;

    появление различного рода налогов.

    Правящие социальные силы всегда старались выдать государство за орган, выражающий интересы всех граждан, и тем самым за фактор стабильности всего общества. В какой-то степени это соответствует действительности, но ровно настолько, насколько интересы этих сил совпадают с интересами других классов и слоев населения. Если же их интересы расходятся, то правящие силы стремятся прежде всего реализовать свои интересы, навязывая их всем остальным членам общества и нередко выдавая их за интересы всего народа данной страны, всей нации или же всего многонационального общества. Разумеется, эти правящие силы могут осуществлять свою власть путем компромиссов с другими политическими силами.

    Сущность и основное назначение государства проявляются в его функциях:

    обеспечение господства в обществе тех или иных социально-классовых сил;

    защита страны от внешних посягательств;

    воздействие в той или иной форме на развитие экономики страны;

    развитие духовной культуры и идеологии;

    внешние сношения (дипломатические, торговые и др.).

    Называют еще такие государственные функции, как формирование наций и регулирование национальных отношений, так как государство выступает в качестве важного инструмента национальной интеграции (на это стоит обратить внимание, особенно в свете происходящих в нашей стране национально-политических процессов), а также социальную функцию, связанную с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты населения.

    Разумеется, было бы неверно подходить к истолкованию данных функций государства только с классовых позиций. Многие действия государства совершаются в интересах всех или же подавляющего большинства членов общества. Это касается, например, обороны страны, решения на государственном уровне экологических проблем, развития национальных традиций и культур и т. д. К тому же имеет место «взаимопроникновение классовых и обще социальных аспектов государства в рамках каждой из его функций».
    Политическое сознание
    Любые политические действия и взаимодействия людей, из которых складываются всевозможные политические процессы, совершаются под влиянием политического сознания.

    Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношение людей к существующему политическому и государственному строю, политической власти, национальным политическим проблемам, а также политическим правам и свободам граждан.

    Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют ее содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической системы общества. Оно олицетворяет субъективную сторону политической жизни общества.
    Обыденное и теоретическое политическое сознание
    Политическое сознание — достаточно сложное духовное образование. Оно проявляется через различные состояния и уровни. Когда социологи говорят об уровнях политического сознания, они имеют в виду такие его проявления, как обыденное и теоретическое сознание.

    Обыденное политическое сознание людей — это их житейские представления о происходящих политических явлениях и процессах, во многом чисто созерцательные и умозрительные, не подкрепленные научными знаниями. Они складываются под влиянием повседневного практического опыта людей в ходе их реального столкновения с различными политическими событиями, личного переживания этих событий, в процессе взаимного обмена мнениями между людьми и, наконец, под влиянием разного рода пропаганды — от политической рекламы до воздействия на массовую аудиторию через телевидение, радио, печать.

    Обыденное политическое сознание людей — это чаще всего их политические представления о текущих политических событиях, во многом неполные и неглубокие, не охватывающие данные события во всей глубине их причинных и закономерных связей, не улавливающие тенденции их развития. В силу этого обыденное политическое сознание наряду с элементами верного отражения политической действительности содержит немало политических иллюзий, ложных представлений о тех или иных политических явлениях, в том числе о соотношении в обществе различных политических сил, о действительной направленности деятельности различных политических партий, истинных целях их лидеров и т.д.

    Можно, пожалуй, сказать, что на уровне обыденного политического сознания мыслит большая часть общества, не обладающая знаниями о глубинных законах развития политической жизни. Разумеется, у людей с различным уровнем образования и культуры в разной степени развито их политическое сознание. Одни проявляют широту и гибкость политического мышления, другие на это не способны — их политическое мышление узко, поверхностно и уже поэтому в немалой степени догматично. Но в том и другом случаях это будет их обыденное политическое сознание, не основывающееся на знании законов развития политической действительности.

    В отличие от обыденного теоретическое политическое сознание людей выступает как некая система их политических идей и взглядов, нередко обоснованных научно. Конечно, само научное объяснение тех или иных политических процессов может иметь разную глубину и основательность. К тому же не всякая политическая теория является подлинно научной. И все-таки теоретическое политическое сознание по самой своей природе идет дальше житейских умозрительных построений и стремится вскрыть глубинные взаимосвязи политических явлений.

    На уровне теоретического политического сознания осмысливаются также социальная природа различных политических сил, прежде всего классов и политических партий, объективные политические интересы последних, непосредственно направляющие их политическую деятельность. Наконец, благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясные представления о своем собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможностях утвердить себя в рамках данных отношений.

    Политическая психология и политическая идеология
    В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Важнейшее проявление политического сознания масс — их политическая психология.

    Политическая психология предстает как единство определенного осознания политической действительности и отношения к ней. Ее компонентами выступают не только представления людей о политических явлениях,но и политические побуждения и мотивы деятельности, сознательная политическая заинтересованность в чем-либо, равно как и политические цели, связанные с совершением каких-то политических действий.

    Все эти проявления политической психологии заключают в себе определенное осмысление политической действительности и вместе с тем выражают направленность тех или иных социально-политических групп, партий и отдельных личностей на вполне конкретные политические действия. Политическая психология нередко характеризуется как некое состояние политического сознания больших масс людей, проявление психического склада классов, наций и народов.

    Ее проявлением выступает богатая палитра политических чувств и настроений указанных субъектов, что составляет эмоциональную сторону политического сознания, его, так сказать, эмоциональный фон. Но политическая психология заключает в себе также определенный интеллектуальный потенциал, т.е. некую глубину осмысления политической действительности. Это осмысление может быть более глубоким, чем на уровне обыденного сознания. Оно может включать в себя отдельные научные представления и понятия в несистематизированном виде. И все это концентрируется в тех или иных политических мотивах, умонастроениях, целях и убеждениях субъектов, будь то класс, нация или целое общество.

    В конечном счете политическая психология предстает как некий сплав политических эмоций, настроений, мыслей и воли субъектов. Она как бы охватывает все области массового сознания и потому обладает большой побудительной и мобилизующей силой. Не случайно широко и глубоко мыслящие вожди и лидеры политических партий и движений всегда учитывали и учитывают политические настроения масс, направленность их политического сознания. Учет политической психологии масс, их политических настроений — весьма актуальная задача, которая должна решаться в процессе деятельности государства, политических партий и, конечно, социологов.

    Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму интересов классов, наций, политических партий и других политических сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая психология, она выражает некий уровень понимания политической действительности и направленность на ее преобразование, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений.

    Политическая идеология имеет социально-классовый характер. Таковы факты, от которых не уйти, остается лишь их осознать. Это не значит, что она всегда должна настраивать на классовую борьбу. Такой узкоклассовый догматический подход вообще неуместен. Идеология, в том числе и политическая, может ориентировать и на компромиссы, более того, — на сотрудничество различных социально-классовых сил. Но в любом случае политическая идеология предстает как теоретическое выражение объективных социально-классовых интересов. Это же можно сказать и о политической психологии с той, однако, разницей, что в ней объективные интересы классов, других социальных групп и национальных общностей отражаются больше стихийно, неполно и часто неглубоко, иногда лишь на уровне политических инстинктов и интуиции масс.

    В политической идеологии интересы указанных социально-политических сил выражаются на уровне теории, научных концепций. При этом достигается более глубокое понимание данных интересов, раскрываются их сущность, содержание и направленность.

    Все сказанное выше подчеркивает то обстоятельство, что политическая социология не может не уделять самого пристального внимания политической психологии и политической идеологии масс, в целом их политическому сознанию, роль которого в жизни современного общества постоянно возрастает.
    Современные проблемы политической социологии.

    В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как:

    • функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества,

    • роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него,

    • факторы электорального поведения различных социальных групп,

    • роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил,

    • гендерные аспекты политического поведения,

    • социально-психологические факторы политического лидерства,

    • политическое поведение бюрократии как особой социальной группы и ее роль в принятии политических решений и др.



    2) Социология девиантного поведения

    В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория — социология девиантного (отклоняющегося) поведения.

    Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

    Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:

    1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

    2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

    В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии.

    Во втором значении — предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

    Роберт Мертон (1910–2003) считает единственным типом недевиантного поведения конформность – согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

    1. инновация – предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;

    2. ритуализм – связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом забывается цель – а для чего все это?

    3. ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения. К ретретистам относятся алкоголики, наркоманы, бомжи, и т. п.

    4. бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.

    Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории.

    В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация – начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Вторичная девиация – процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И. М. Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

    Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858–1917) - отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

    Теории девиантного поведения.

    Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

    Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835–1909) предложил теорию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.

    Американский врач Уильям Шелдон (1898–1977) подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

    В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

    В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

    Интеракционистское направление в рамках социологического подхода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.

    Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

    Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы; повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это — социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные — дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это — социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция.

    Современная Россия являет собой идеальную совокупность всех девиантогенных факторов (состояние аномии, резкая социальная дифференциация и поляризация, глубокий экономический кризис, социальная дезорганизация, «смена вех» в идеологии и т. п.). В этих тяжелых для страны условиях исследование различных форм девиантного поведения приобретает особенную теоретическую и прикладную значимость.


    написать администратору сайта