Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Антропологический подход

  • 3) Социологический подход

  • 2. Концепции культуры в европейской философии.

  • Вольтер, Руссо).

  • 5. Современные концепции.

  • Феноменологи

  • Экзистенциалисты

  • (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев);

  • 3. Антропологический подход к изучению культуры и его основные разновидности.

  • 4. Эволюционная школа в культурной антропологии (Э.Б. Тайлор, Д. Фрезер, Л. Морган).

  • 5. Концепция культурного диффузионизма и ее основные разновидности.

  • 3 направления

  • Б.Малиновского

  • Функционализм Б.Малиновского

  • Структурно-функциональная теория культур А.Рэдклифф-Брауна

  • Ответы на экзаменационные вопросы по культурологии. 1. Понятие культуры. Многообразие подходов к ее определению. Термин "культура"


    Скачать 150.5 Kb.
    Название1. Понятие культуры. Многообразие подходов к ее определению. Термин "культура"
    АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по культурологии.doc
    Дата25.10.2017
    Размер150.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на экзаменационные вопросы по культурологии.doc
    ТипДокументы
    #9800
    КатегорияИскусство. Культура
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Понятие культуры. Многообразие подходов к ее определению.

    Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного.

    Термин культуравозникает рано. Впервые в эпоху античности. Означал обработку, возделывание, улучшение (не только возделывание почвы, но и совершенствование самого человека, его душевных качеств). Цицерон: «Философия – это культура души».

    В Др. Греции культура – воспитанность, образованность. В античном сознании подлинно культурный человек должен быть не только воспитанным и образованным, но и иметь большие познания в области философии, логики, риторики, музыки, искусств, поэзии.

    В 17 в. – Пуффендорф. Культура – то, что создано деятельностью самого человека. Поэтому культура – результат преобразовательной деятельности человека. Все, что создано самим человеком, развитие самого человека.

    Попытаемся выделить и обосновать системные определения культуры, сложившиеся на сегодняшний день в различных областях социального знания. При этом следует различать несколько подходов философский, антропологический, социологический и комплексный, или “интегралистский” (общая теория культуры).

    1) Философский подход

    Предполагает рассмотрение культуры как основного способа деятельности человека. Культура – все, что создано человеком в отличии от природного, благодаря его индивидуальности.

    Культура в творчестве человека, результат развития культуры является человек.

    Данный подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление с точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях.

    2) Антропологический подход

    Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.

    Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

    3) Социологический подход

    Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

    Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социальности.

    Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

    В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный — на исследовании “типических единиц” или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

    4)Комплексный, или “интегралистский” подход (общая теория культуры).

    Отдельные недостатки и ограничения анализируемых подходов частично или полностью снимаются в рамках “интегралистского”, или комплексного подхода.

    2. Концепции культуры в европейской философии.

    1. Античная мысль.

    В древнегреческой философии воспитанность и культурность противопоставляется варварству, отсутствию образованности. Античные мыслители различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем превосходство греков над варварами. В Древней Греции сформировались и два подхода к решению проблемы субъекта культуры. С одной стороны своим возникновением культура обязана богам, а с другой – ее творец – человек. Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина, наделенного разумом и свободой, греки дали идеал гуманизма демократии.

    2. Эпоха Возрождения – период перехода к Новому времени (почти 3 века 14-17 в.в.). Период возрождения не только принес мировоззренческую парадигму с ее вниманием к человеку как совершенному существу, направляющему деятельность на достижение нравственного, художественного и культурного идеала. В литературе Ренессанса, космическая, социальная и телесная даны в неразрывном единстве. Традиция возврата к ценностям Античности сказалось и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенствования личности.

    Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец.

    3. Просвещение 18 в.

    Наступившая эпоха Просвещения провозгласила разум единственным мерилом человека. Французские просветители ставили на первое место искусство, этику и науку, как наиболее могучее орудие социального преобразования. В понятие «просвещение» они вкладывали широкий смысл: развитие знаний, гражданское воспитание, пропаганда новых идей, разрушение старого мировоззрения. Культура разума становится синонимом культуры. Формировалась представление о культурном уровне.(Вольтер, Руссо).

    4. Немецкая классическая философия выступила как продолжение, критика, идеология просвещения. Ее родоначальник Кант, поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Назначение культуры – моральное совершенствование человека, следование нравственности, долгу.Кант более четко проводит разграничение культуры и цивилизации. Апогеем рационализма в понимании культуры явились взгляды Гегеля. Гегель представил культуру как процесс самореализации мирового разума, возможности которого в состоянии решить все проблемы. Достижения человеческого разума в этот период породили иллюзию всепоглощающей силы разума, но, объясняя логику, гегелевская концепция не в состоянии объяснить закономерности функционирования общества и культуры.

    5. Современные концепции. Кульминационной точкой, возносящей разум, является диалектико-материалистическая концепция, связанная с Марксом и Энгельсом. Проблемы культуры рассматривались ими исходя из материалистического понимания культуры. Культура характеризует человека как общественное, деятельное существо.

    Культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры:

    - модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека;

    - постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека.

    Феноменологи (Гартман, Лосев и др.) озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами и впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув науки, оказывается сухим, безжизненным. Чтобы избежать этого феноменология строит учение о бытии сознания и разрабатывает особый феноменологический метод.

    Экзистенциалисты (Хойдеггер, Камю, Бердяев и др.) предложили философию, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования и сделали главным пунктом индивида, взятого самого по себе, вне его общественных связей.

    Герменевтика это философия о бытии человека в мире и понимания этого мира посредством языка и переживаний. Экзистенционализм выступает составной частью герменевтики. К числу крупных ее представителей относят ведущих экзистенционалистов (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев); которые понимали человека как существо эстетически, этически, религиозно чувствующее.

    Широкое распространение в 20 веке получила аналитическая психология. (Юнг, Фромм) Последователи Фрейда уделили много внимания внутренним процессам формирования и функционирования личности, из которых и выводятся культурные процессы.

    Популярная игровая теория культуры представлена именами Хейзинги и т.д. Теория утверждает инстинктивно игровое начало зарождения и построения истинной культуры, противопоставляя ее массовой в рамках которой человек приучается потреблять, а не творить.

    Влиятельным направлением культурологии является символическая концепция культуры (Кассирер, Уайт). Согласно этой концепции человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символических форм культуры – языка, искусства, религии, науки.
    3. Антропологический подход к изучению культуры и его основные разновидности.

    Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.

    Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Причем необходимо выделить наиболее распространенные в антропологической науке исследовательские установки, или векторы познания: (1) “зеркальное отражение” как непосредственное отображение мира культуры посредством наблюдения; (2) антропологический редукционизм как целый ряд версий или попыток сведения всего многообразия культуры к первопричинам (биологическим или историческим формам), потребностям и универсалиям; (3) символичность как выражение инобытия культуры в знаковой форме; (4) рефлексивность, или способность к выражению и фиксированию на исследовательском “табло” сознательных или бессознательных состояний носителей определенной культуры.

    4. Эволюционная школа в культурной антропологии (Э.Б. Тайлор, Д. Фрезер, Л. Морган).

    Для эволюционного объяснения были характерны: метод сравнительного анализа разных культур, а также сопоставление европейской культуры с предшествующими и особенно примитивными культурами; использование идеи развития культуры, трактуемой в естественнонаучном ключе (т.е. предшествующие состояния культуры рассматриваются как причина появления последующих).

    Тайлор. Главные труды - "Первобытная культура" и "Антропология" (1881). Наряду с Г. Спенсером и др. Т. - создатель эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Историю культуры Т. идеалистически рассматривал как самодвижение идей в области техники, хозяйственной и духовной жизни человека, выражавшееся в развитии форм тех или иных орудий, видов искусства, верований и культов. Наибольшее внимание Т. уделил истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, он вскрыл исторические корни многих непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Созданная Т. анимистическая теория происхождения религии долгое время была господствующей в науке, хотя впоследствии обнаружилась её ограниченность: Т. понимал религию только как явление индивидуальной психологии, а не как факт общественного сознания.

    Фрезер. Работа – «Золотая ветвь». Исследует разнообразие культуры, магию, обряды, чтобы попытаться объяснить 1 западный обычай: в древней Италии при передаче должности жреца при святилищах Дианы Нелийской был обычай убить предшественника, сломав предварительно ветку дерева, которую он охранял. С его точки зрения все религиозные верования и обряды можно объяснить, что подтверждено опытами. Была общая концепция истории: концепция развития общества, 3 ступени: 1) магия, 2) Религия, 3) Наука.

    Другие работы Фрезера: «Тотеизм», «Вера в бессмертие и культ умерших», «Фольклор в Ветхом завете», «Боязнь умерших в примитивной религии» и др.

    Морган. В трудах (основной из них - "Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации". Морган выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. М. разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, М. фактически сумел отойти от него и, по словам Ф. Энгельса, "...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории..."

    Вокруг концепции М. до сих пор идёт борьба между прогрессивным и реакционным течениями этнографической науки. Данные современной этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений М. требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет своё значение и продолжает развиваться наукой.
    5. Концепция культурного диффузионизма и ее основные разновидности.

    Диффузионизм (от лат. diffusio - распространение, растекание), направление в буржуазной этнографии и археологии, объединяющее ряд сходных школ. Д. объясняет развитие культур не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений и миграциями народов. Д. возник в конце 19 - начале 20 вв. как реакция на позитивистский эволюционизм, противопоставив упрощённой идее полного единообразия в развитии культур идею их абсолютного различия, нарушающегося лишь там, где заимствования или миграции обусловливают культурное сходство. Для последовательного Д. характерны подмена развития во времени перемещением в пространстве (немецкие учёные Л. Фробениус, Ф. Гребнер), отрицание единства исторического процесса (австрийские учёные В. Шмидт, В. Копперс); делались попытки использовать Д. для построения расистских теорий, приписывавших отдельным народам или расам исключительную культурную роль (австрийский учёный О. Менгин, немецкий учёный Г. Коссинна). Марксистская этнография, археология и социология рассматривают культурные влияния и миграции как важный, но не определяющий фактор культурно-исторического процесса.

    3 направления (концепции) в рамках диффузионизма: 1) Инвазионизм (искажение), 2) Концепция культурного центра: все культуры возникли из единого центра (обычно Египет, шумеры и др. древние страны), 3) Культурные круги

    6. Функциональный подход к изучению культуры. (Б.Малиновский, Радклифф-Браун и др.)

    ПОЯВЛЕНИЕ функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г.Спенсер и Э.Дюркгейм.

    Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образования (пережитка), а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводится.

    В процессе культурологических исследований понятие "функция" получило два основных значения. Первое - указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому, и второе - обозначение зависимости между частями, компонентами культуры.

    1. Функционализм Б.Малиновского - метод изучения культур. Основные положения теории культуры Малиновского сложились под сильным влиянием положения Г.Спенсера об обществе как о биологическом организме особого рода. Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, движении... Теория потребностей есть основа концепции культуры Б.Малиновского. Для выделения человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой. К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

    Само понятие "культура" Малиновский определял не всегда однозначно. Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Кроме этого, культура - совокупность ответов на основные и производные потребности. Культура в соответствии с такой постановкой вопроса есть вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи. Культура также есть некое целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов. Институт как первичная организационная единица - это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Такова общая картина структуры культуры по Б.Малиновскому.

    2. Структурно-функциональная теория культур А.Рэдклифф-Брауна.

    Особенностью научного кредо А.Рэдклифф-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б.Малиновского, не отрицал и исторического изучения культур.

    Общетеоретическая концепция А.Рэдклифф-Брауна опиралась на утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула... организм... общества людей). Он поддерживал точку зрения Э.Дюркгейма, что общество есть особая реальность, несводимая к индивидам. Любая система определяется: а) единицами (элементами), ее составляющими и б) отношениями между ними. Единицами социальной системы являются "человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними - это социальные отношения"(3). Социальная система состоит из: а) социальной структуры, б) общей совокупности социальных обычаев и в) специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

    Сверхзадачу своих исследований "примитивных культур" А.Рэдклифф-Браун видел в том, чтобы на основании понимания и анализа относительно простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальная цивилизация.
      1   2   3


    написать администратору сайта