Философия. философия зачет. 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы
Скачать 51.09 Kb.
|
1.Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение-целостная система воззрений на мир, на место в нём человека, отражающие отношение человека к миру и самому себе. Типы: 1. Мифологиия-тип мировоззрение в рамках которого человек в форме мифов пытался дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройства мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы ,животных и людей. 2. Религия -тип мировоззрения в котором освоение мира осуществимо через его удвоение на земной и сверхъестественный , причём сверхъестественное силы виде богов играет главенствующую роль мироздании и в жизни людей. 3. Философская-теоретически сформированные мировоззрения.Решение мировоззренческих проблем в философии происходит с позиции рациональный оценки , с позиции разума. 2. Предмет и функции философии Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир — человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. Философия выполняет множество функций, среди которых можно выделить следующие: 1. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия разрабатывает, создает систему понятий, категорий, принципов и законов, имеющих отношение к природе, обществу и мышлению. 2. Методологическая функция заключается в том, что философия, изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, выступает в качестве предельного, самого общего метода исследования реальности. 3. Рационализаторская функция – заключается в переводе в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого познания во всех его формах. 4. Прогностическая и эвристическая функция философии. Философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира. 5. Критическая функция философии. Философия критикует разного рода заблуждения. предрассудки. Она играет антидогматическую роль в развитии знания. При этом положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм. 6. Аксиологическая функция. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных. нравственных, эстетических, и т.п. 7. Социальная функция. Философия призвана решить двуединую задачу: объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. 8. Гуманитарная функция. Тесно связана с социальной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, утверждению позитивного смысла жизни Все функции взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные, и, так или иначе, включает их. 3. Роль философии в профессиональной деятельности юриста Значительную роль играет философия и в профессиональной подготовке юриста. Ведь известно, что право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией Фундаментальные проблемы права, такие как справедливость свобода и равенство, вина и ответственность и др., е одновременно и существенными философскими проблемами, а их решения связано с основными философскими вопросами о сущности человека и смысл его жизненно я, о онтологическую структуру мира и способы его познания. Итак, умения осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, обосновать с философской точки зрения свою теоретическую позицию и приемлемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста Такс обоснования, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, и на формирования этого мировоззрения должно влиять философия Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации или догматизации. время, несмотря на важность и актуальность этой дисциплины, ей недостает современной учебной и учебно-методической литературы 4. Понятие права в философии. Философия права: структура и функции Философия права является важной частью философских и социально-гуманитарных дисциплин, так как современный юрист обязан обладать высокой философско-методологической культурой, что позволит ему понимать, интерпретировать и объяснять юридические знания, понимать их суть, природу и историю развития, а также постигнуть смысл права, его ценность и значение для человека, общества и государства. Как известно из истории развития науки, философские идеи стали исходной основой всех последующих концепций о внутренней взаимосвязи права, свободы, справедливости, а также о правовом законе и правовом государстве. И в том, что эти ценности бытия человека и общества сегодня актуальны и значимы, что они исследуются в юридических науках, заслуга философии права. В современных условиях развития и совершенствования судебной власти в стране, формирования гражданского общества и правового государства существенно возрастает роль философии права в учебном процессе при подготовке юристов разного уровня. Философия права раскрывает перед будущими юристами объективную, в значительной степени независимую от официального или властного влияния, природу права, его сущность, причины и источники его возникновения, становления и развития.Таким образом, философия права имеет давние и богатые традиции. При этом несколько десятков лет в нашей стране она не изучалась на юридических и философских факультетах, как самостоятельная академическая дисциплина, что естественно нанесло ущерб ее развитию.В последние годы философия права возрождается в нашей стране, занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия. Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки. Что же такое философия права или правовая философия — это раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Философия права, как и любое другое научное направление, имеет ряд функций: - Онтологическая функция – определение природы и сущности правовой реальности, ее способы и формы существования; - Мировоззренческая функция – формировать у человека взгляды на мир права, правовую реальность, существование и развитие права как способа человеческого бытия; - Методологическая функция – выступать алгоритмом исследования правовой реальности, вооружать конкретные юридические науки и отдельного человека системой познания и преобразования правовой реальности; - Аксиологическая функция – разрабатывать представления о правовых ценностях: свобода, равенство, справедливость, а также представления о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности; - Воспитательная функция – формировать правосознание и правовое мышление через разработку правовых установок, в т.ч. ориентировать на справедливость и уважение к праву. В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое. Естественное право – это первоосновы права, вытекающие из естественных потребностей человека, условий его жизнедеятельности, и определяющие исходные принципы, в соответствии с которыми принимаются правовые нормы и осуществляется их оценка. Позитивное право – система правовых норм, отношений и судебных решений, фиксированная в нормативных документах. Гуманистическое право – регулятивы взаимоотношений в социуме, направленные на человека, правозаконность и господство демократических принципов. структура философии: 1. Правовая онтология – это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона. 2. Правовая гносеология – учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности, о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве. 3. Правовая аксиология – учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности). 4. Правовая антропология – это учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. 5. Также, можно выделить философско-правовую праксиологию – учение о принципах правовой деятельности, законотворчестве и реализации права. 5. Культурно-исторические предпосылки и источники возникновения философии. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были: • общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности) • развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний. • Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии. Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно: • стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь. • уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, В. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф. В частности, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая его мировоззренческой частью любой религии. Миф рассматривался единственным духовным источником философии, он определял возможность философствования. Философия возникла в результате развития способности человека выразить объективно-разумное содержание мира в соответствующей ему понятийной форме. 2. В сциентистской концепции (от лат. scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии. 3. Гносеомифогенная концепция (от греч. gnosis – знание) происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (от греч. empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт. 6. Философия Древнего Востока Восточный взгляд на философские учения древних времен основывался на религии, понятиях, принятых в Китае, Египте, Индии, Вавилоне, Японии. Эти страны стали местом зарождения первичных мировоззренческих суждений. Большое внимание уделялось мифологии, научному познанию, религиозным течениям. Ключевую роль Восток сыграл в становлении философских рассуждений других стран. Древний Китай, Индия являются основателями важнейших теорий. Китайская культура основана на особенностях государственного управления. Он характеризовался деспотическими, монархическими аспектами. Социальное общество формировалось из семей, в которых главным являлся отец. Семьи больше напоминали кланы, в которых все должны были беспрекословно подчиняться главе. В основу философии легли понятия консерватизма, ритуальных обрядов, традиции страны, подчинение. В Индии взгляды кардинально отличались. Основой являлась не только религия, но и атеизм. Особенности индийской философии: • Самоконтроль; • Теория Мокши. Индивид должен освободить от источника страданий каждого человека – сансары; • Сансара – безостановочный круговорот, в ходе которого все живые организмы постоянно перерождаются; • Причина вовлечения человека в круговорот неведома; • Человек должен верить в мировые понятия справедливости, порядка, которые устанавливает карма; • Карма касается не только жителей планеты, но и высших сил, божества, небесных тел. Каждая из шести ключевых школ Индии по-своему трактовала мир, но в основе лежит понятие человека – это добрый, справедливый, ответственный живой организм. Речь идет о понимании важности установленных законов существования, следования им. Особый класс философских течений был сформирован в первом тысячелетии до нашей эры. Появление самобытных рассуждений началось в Индии и Китае. Именно их называют философией Востока. При формировании взглядов большое значение сыграли внешние факторы – экономическая обстановка, климатические условия, социальная жизнь, духовенство. Важнейшими представителями, сыгравшими главную роль в развитии течения, являются такие философы Древнего востока: • Конфуций. Имя Конфуция встречается в большинстве философской литературы. Годы жизни – с 551 до нашей эры по 479 год до нашей эры; • Шан Ян. Мыслитель проживал с 390 по 338 год до нашей эры. Он представлял легизм; • Лао-Цзы. Известный философ четвертого-третьего века до нашей эры. 7. Античная философия. Космологический характер древнегреческой философии Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Первых философов называли «физиками». Главным вопросом Древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло. Так, родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Излагая учение Фалеса о воде как начале. У Анаксимена — воздух. У Анаксимандра —апейрон («бесконечное») — неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало. Одним из наиболее крупных философских учений является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита — «О природе». Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений. Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. (Космоцентризм греческой философии – это теория, полагающая, что мир имел единое начало, это была естественная стихия – воздух, огонь, или вода. По мнению некоторых, источником формирования мира являлись числа.) Космоцентризм античной философии стремился также выявить причину мировой гармонии и порядка. Космос воспринимался целым миром, связанным со Вселенной и Землей. Начальная философия изучает, откуда появились солнце, планета, деревья и прочие детали окружающего мира. Объектами античных учений стали природа и космос. С течением времени они перестали задумываться о первоначальном ее появлении. Философы спорили, откуда произошел мир – из огня, воздуха, воды или других стихий. Рассуждения о природе помогли перейти к изучению человечества. После основной темы греков стал Бог. Ключевые аспекты космоцентризма: - Природа являет собой красоту; - Познание возможно с помощью абстрактного мышления. Для работы мыслей необходимо пространство. Чувственные концепты отсутствуют; - Изучение логических операций, предполагающих абстрагирование, синтез, анализ и обобщение поможет освоить первоначало; - Вместе дедукция и индукция – это важный аспект космического пространства; - Функциональность. Ключевой целью было оказание помощи обществу, поиск ответов на главные вопросы: бытие, человек, природа, мир; - Охват всего космоса совместно с человеческим миром. Космоцентризм основывался на преклонении, страхе перед космосом. Это тьма, которая может поглотить непокорных греков. Люди интересовались, откуда взялся материальный мир, почему происходят различные явления природы. |