Главная страница
Навигация по странице:

  • Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

  • Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

  • Психические свойства личности

  • 2. Развитие психики в процессе эволюции. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

  • В концепции Л.С. Выготского можно выделить три составные части

  • Главный вывод этой концепции

  • 3. Определение и психологическая характеристика сознания. Функции сознания.

  • Функции сознания 1.Ощущение себя познающим субъектом

  • 3.Способность к коммуникации

  • Психологические характеристики сознания

  • 4. Развитие сознания в онтогенезе.

  • 5. Понятие о самосознании, «Я-концепция», идентичность. Эпицентром сознания является самосознание

  • 6. Структура самосознания. Структура самосознания

  • 7. Самооценка и уровень притязаний. Определение, виды. Главная функция самосознания – самооценка

  • Уровень притязаний личности

  • 8. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного, сознательного. Неосознаваемые процессы. Бессознательный уровень

  • сверхсознание (Супер-Эго)

  • человеческих реакций и действий

  • Занятие 2. 1. Понятие о психике. Содержание психики человека. Классификация психических явлений. Психика существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.


    Скачать 59.8 Kb.
    Название1. Понятие о психике. Содержание психики человека. Классификация психических явлений. Психика существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
    Дата28.10.2022
    Размер59.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗанятие 2.docx
    ТипДокументы
    #760122

    1. Понятие о психике. Содержание психики человека. Классификация психических явлений.

    Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.

    Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности.

    Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде. Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

    Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

    Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

    Все психические явления неразрывно связаны; традиционно они подразделяются на три группы:

    1) психические процессы;

    2) психические состояния;

    3) психические свойства личности.

    Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

    Психическое состояние — текущая модификация психической деятельности человека, представляющая собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

    Психические состояния подразделяются на:

    1) мотивационные (основаны на потребностях установки — желания, интересы, влечения, страсти);

    2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

    3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);

    4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

    Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относятся:

    1) темперамент;

    2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

    3) способности;

    4) характер.



    2. Развитие психики в процессе эволюции. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

    Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система основных понятий.

    В концепции Л.С. Выготского можно выделить три составные части:

    Первую часть можно назвать «Человек и природа». Её основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов:

    • при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой;

    • объяснение существования механизмов изменения природы со стороны человека.

    Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он назвал знаками.

    Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - узелок на память или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией.

    Чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами ВПФ, то есть выступали в качестве психологических орудий.

    Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?». Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вероятно, что первыми словами человека были слова-приказы (например, «возьми то», «отнеси туда»), обращенные к участникам трудового процесса. Они - то и были словесными знаками. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешне командной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

    Главный вывод этой концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

    3. Определение и психологическая характеристика сознания. Функции сознания.

    Психика человека отличается от психики животных наличием сознанием. Основное отличие человеческой психики от животной – именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание – ее сущностная характеристика. Сознание - это функция головного мозга, сущность которой заключается:

    - в адекватном обобщенном отражении действительности;

    - в связывании вновь поступившей информации с прежним опытом;

    -в выделении человеком себя из окружающего мира, противопоставлении себя как субъекта конструктивно – творческой переделке внешнего мира.

    Сознание – высший уровень отражения объективной ре­альности, а также высший уровень саморегуляции, свойствен­ный исключительно человеку.

    Функции сознания

    1.Ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую дейст­вительность, контролировать собственные психические и пове­денческие состояния, управлять ими, способность видеть и вос­принимать в форме образов окружающую действительность.

    2.Мысленное представление и воображение действи­тельности тесным образом связана с волей. Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, гре­зы, мечты, фанта­зия), выступает как одна из важнейших психо­логических функ­ций сознания.

    3.Способность к коммуникации, т.е. передаче другим ли­цам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. С помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объектив­ную информацию об окружающем мире.

    4.Творческая функция – творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

    Психологические характеристики сознания

    АКТИВНОСТЬ — указывает на то, что при сознательном отражении действитель­ности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выра­зится в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

    ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — сознание человека всегда направлено на какой-либо ч.(;кт. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, ( (» то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

    РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию о своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом гу их людей.

    МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА — сознательное отражение деятельности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

    УРОВЕНЬ ЯСНОСТИ — степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.

    4. Развитие сознания в онтогенезе.

    В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого воз­раста выделяется 5 уровней, или этапов (Г.К.Ушаков):

    Первый этап до 1 года – бодрствующее сознание – ха­рактеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружаю­щую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оцени­вать наиболее приятную для него ситуацию, например, нахо­диться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния скрытого бодр­ствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окру­жающими, не реагирует на слова матери, хотя и спит, но глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовольствие.

    На втором этапе от 1 года до 3 лет – предметное созна­ние – главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка обогащается представле­ниями о предметах и явлениях, объем этих представлений уве­личивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На этом этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и буду­щим, он живет только в настоящем, не выделяет себя из окру­жающей среды, в его речи еще пока отсутствует местоимение «Я».

    На третьем этапе от 3 лет до 9 лет – индивидуальное сознание – появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, дифференцирование от других предметов действитель­ности. Сознание собственного «Я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

    Для четвертого этапа от 9 до 16 лет – коллективное сознание – характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о про­стейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде ста­новятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обу­чение в старших классах школы сопровождается участием под­ростков в общественных событиях и накоплением у них обще­ственного, социального сознания.

    На пятом этапе от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание – сознание подростка приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает видение не только событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигает по окончании юношеского воз­раста к 20 – 22 годам.

    5. Понятие о самосознании, «Я-концепция», идентичность.

    Эпицентром сознания является самосознание – осознание личности самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности.

    Самосознание или Я-концепция – относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

    Я-концепция – целостный, хотя не лишенный противоречия образ собственного Я. Представления о себе (субъективный образ своего «Я») склады­вается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, при­нятыми в обществе. Развитие самосознания проходит ряд ступе­ней: от наивного неведения в отношении самого себя до всё бо­лее углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой.

    6. Структура самосознания.

    Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитив­ной, аффективной и поведенческой.

    Когнитивная подструктурапредставляет собой образ собственный качеств, способностей, внешности, социальной значимости.

    Аффективно-оценочный компонент подразумевает самоуважение, самолюбие, самокритику. В нем выделяют оценку своих сегодняшних возможностей (актуальная само­оценка), вчерашних (ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная само­оценка). Если актуальная оценка выше ретроспективной, а иде­альная выше актуальной, это говорит о росте самосознания.

    И, наконец, третий компонент самосознания – поведенче­ский – означает способность действовать на основе знаний о себе и отношения к себе, стремление повысить самооценку, завоевать окружение.

    7. Самооценка и уровень притязаний. Определение, виды.

    Главная функция самосознания – самооценка – сделать доступным для собственного понимания мотивы и результаты своих поступков, оценить себя. Самооценка – ценность, значимость, которой ин­дивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей лично­сти, деятельности, поведения. Самооценка выступает как отно­сительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Ос­нову самооценки составляет система личностных смыслов ин­дивида, принятая им система ценностей. Самооценка интерпре­тируется как личностное образование, принимающее непосред­ственное участие в регуляции поведения и деятельности чело­века.

    Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания че­ловека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовле­творённости собой. Основу когнитивного компонента само­оценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фик­сация возможной рассогласованности этих величин. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

    • уровню – высокая, средняя, низкая;

    • соотношению с реальной успешностью – адекватная и не­адекватная;

    • особенностям строения – конфликтная и бесконфликт­ная.

    Уровень притязаний личности – это уровень само­оценки, проявляющийся в степени трудности цели, которую ставит перед собой человек. Уровень притязаний – характери­зует:

    1) уровень трудности, достижение которого является об­щей целью серии будущих действий (идеальная цель);

    2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в ре­зультате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых дей­ствий (уровень притязаний в данный момент);

    3) желаемый уро­вень самооценки личности (уровень Я).

    Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного дей­ствия, приводит к конфликту двух мотивов – тенденции повы­сить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тен­денции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание ус­пеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня при­тязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или не­адекватной самооценке. Уровень притязаний может быть высо­кий, средний и низкий. Человек с высоким уровнем притязаний выбирает самые сложные задачи, что обуславливает необходи­мость постоянного самосовершенствования. А с низким уров­нем – самые простые. Низкий уровень притязаний характерен для людей с низкой самооценкой и является своеобразным ме­ханизмом психологической защиты, которые позволяет лично­сти избежать неуспеха.

    8. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного, сознательного. Неосознаваемые процессы.

    Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

    Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

    Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

    Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

    В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии.

    Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

    Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

    В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

    Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

    Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

    Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

    Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.



    Рис. 7. Психоаналитический айсберг

    Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

    В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

    Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

    Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

    Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

    Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

    Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

    • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

    • подсознательными, субъективно-эмoциональными;

    • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

    Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

    Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

    • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

    • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

    • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

    Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

    В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.


    написать администратору сайта