Главная страница

Логопедия.Нарушение голоса. нарушение голоса. 1. Понятие патологической мутации. 6


Скачать 42.31 Kb.
Название1. Понятие патологической мутации. 6
АнкорЛогопедия.Нарушение голоса
Дата13.04.2022
Размер42.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файланарушение голоса.docx
ТипРеферат
#468888

Содержание




Введение 5

1. Понятие патологической мутации. 6

2. Методики восстановление голоса при патологической мутации. 8

3. Результаты коррекционной работы при патологической мутации. 15

Рассмотрим результаты коррекционной работы по описанной выше методике О. С. Орловой. 15

Занятия с подростками проводились амбулаторно два раза в неделю при условии ежедневных самостоятельных занятий дома. В результате уже на 5—7-м занятии удавалось выработать правильный стереотип голосообразования и голосоведения, добиться естественного нормального звучания голоса. 15

Как показывает опыт работы[1, с.20] при патологической мутации, очень важно первую беседу с подростком провести кратко, настойчиво и суметь при этом внушить ему возможность быстрого перехода на голосообразование взрослого мужчины. Надо просто и убедительно объяснить, что его голосовой аппарат здоров и его функциональные возможности достаточны для нормального голоса. После этого методом проб подбирается тон голоса, соответствующий конституции обучаемого. Затем логопед дает образец нескольких низких тонов, а подросток пытается их воспроизвести. Целесообразнее всего подбирать тон голоса при произнесении не очень длительного [м] («мычание») или [у] — наиболее низкого по звучанию гласного. 15

Нередко на первом же занятии подросток находит тон голоса, воспроизведение которого ему удобно, напряжение в гортани отсутствует, а сам звук соответствует голосу взрослого человека. Эту «находку» следует сразу же закрепить в процессе произнесения слогов и слов. Дискоординация между дыханием и голосообразованием исчезает без специальных упражнений. Полезно произносить и обиходные слова типа здравствуйте, до свидания и т. п. Для самостоятельных тренировок на дом дается задание повторять слоги любого типа (ма, мо, му, мэ, мы; да, до, ду, дэ, ды и т.д.); слова, короткие фразы и читать вслух стихи по собственному выбору. Через два, три занятия обучаемый, как правило, полностью овладевает нормальным голосообразованием. Более трудными и длительными оказываются восстановительные занятия с подростками, у которых выражены невротические проявления. У них нередко патологическое голосообразование фиксируется достаточно прочно. Описанными выше приемами быстрого вызывания нормального голоса достичь не удается. Можно применить следующий прием: на фоне жевательных движений имитируется стон на придыхательной атаке. Найдя требуемый тон, следует произносить слоги уже на мягкой атаке с поворотами слегка опущенной головы влево и вправо на 90°. Для закрепления восстановленной фонации полезно проводить дыхательные упражнения, формирующие костно-абдоминальное дыхание. Голосовые функциональные тренировки как обычно предусматривают произнесение пар слогов, слов, предложений, чтение стихов и прозы. На этом этапе закрепляется координация между дыханием и фонацией. Введение нового способа голосообразования в коммуникацию происходит постепенно в процессе голосовых тренировок. Однако при ее использовании в спонтанной речи нередко возникают трудности. Приведем пример. 15

Студент II курса медицинского института, 20 лет, был направлен на обследование с диагнозом «парез внутренних мышц гортани». На приеме говорил высоким сиплым детским голосом, которого очень стеснялся. На первом же занятии методом проб по подражанию логопеду был подобран чистый тон голоса густого баритонального звучания. Полученный тон сразу же без всякого усилия и напряжения голосового аппарата был введен в слоги и слова. 16

При активном желании избавиться от очень высокого голоса юноша был потрясен разницей между звучанием его прежнего детского голоса и сформировавшегося густого баритона. Новый голос вызывал удивление и окружающих, что также его смущало. Потребовалось некоторое время для привыкания к этому тембру. Запись речи на магнитофон и регулярное ее прослушивание помогли закреплению результатов. При контрольной проверке через 2 года молодой человек говорил звучным красивым баритоном[1,с.22]. 16

Сложность в данном случае состояла во введении нового для пациента голоса в спонтанную речь и его закреплении. Иногда голос восстанавливается очень быстро. 17

За консультацией обратился гражданин Турции, юноша 17 лет, рослый, хорошо сформировавшийся физически, но говоривший детским осиплым голосом. В Стамбуле, где он обращался к специалистам, его уверили, что помочь ему невозможно, голос останется таким на всю жизнь. На нашем приеме после нескольких попыток у пациента был вызван мужской голос низкого тона, почти бас. Юноша сразу почувствовал, что это его голос и стал свободно повторять предложенные слова и фразы. Ему был рекомендован речевой материал для самостоятельных тренировок (он владел русским языком). 17

На второе занятие через день он пришел, уже свободно общаясь голосом взрослого мужчины. На следующий день он вернулся в Стамбул. Дальнейшая его судьба нам неизвестна, но можно надеяться, что обретенный голос он сохранил[1,с.23]. 17

Ю. С. Василенко[2,с.162], высказал мнение, что самая распространенная причина патологической мутации кроется в собственных сенсорных возможностях индивида, скорее в их некоторой недостаточности. Значительная часть подростков при сформировавшемся голосовом аппарате не чувствуют, какой у них должен быть голос, и не могут перейти на него. Наступает несоответствие детского голоса полностью анатомически оформленной гортани. Причину этого мы объяснить не можем, но часто одного занятия, показа, каким должен и может быть голос, оказывается достаточно для устранения дефекта. 17

Более сложными являются случаи патологической мутации у подростков с легкой неврологической симптоматикой, например при неврозоподобном заикании или остаточных явлениях детского церебрального паралича. При этом не так быстро удается найти тон голоса, который бы соответствовал конституции подростка, и еще труднее закрепить этот голос. После обретения полноценного звучного тона обучаемые достаточно легко выполняют голосовые тренировки, произносят слова, фразы, стихотворения, короткие прозаические тексты, но в спонтанной речи переходят на уже привычную для них патологическую фонацию. В подобных случаях длительность фонопедических занятий увеличивается. Требуется постоянный контроль и поддержание достигнутого на приеме у логопеда, поэтому приходится подключать семью. Логопед объясняет близким суть нарушения, описывает трудности овладения полноценной фонацией и настоятельно рекомендует контролировать речь подростка. 17

На практике встречаются нарушения голоса, как бы близкие к патологической мутации. И. Максимов[3,с.133] называет их неполной или пролонгированной мутацией. Такие расстройства встречаются у мужчин 20—40 лет после нормально протекавшего пубертатного периода (имеется в виду гормональная сфера). По исследованиям И. Максимова, патология голоса начинается со времени мутационного периода, в 13—17 лет. При обращении к специалистам в более зрелом возрасте такие пациенты жалуются на слабые боли в горле, появление осиплости и утомления при голосовых нагрузках. При ларингоскопии голосовые складки гиперемированны и не смыкаются, чаще всего по типу овала. Вся картина напоминает хронический ларингит. Голос при этом имеет высокую тональность в диапазоне первой октавы и не соответствует полу и возрасту пациента. 18

Заключение 18

Список литературы. 21

3.Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.-М.: Просвещение, 2006.-223 с. 22



Введение


Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения голосообразования влияют на развитие речи, нервно-психическое состояние, затрудняют коммуникацию, нередко являются причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Одним из критических периодов в развитии и формировании голоса является период мутации. Мутация - физиологический процесс, во время которого наиболее часто возникают функциональные и органические дисфонии.

По данным различных авторов, распространенность нарушений голоса в период мутации составляет от 6 до 24%. (Ю.С.Василенко, Л.М.Доронина, Н.Ю.Кутуков, Н.В.Оленчик, Ю.Е.Степанова, С.Е.Уланов, и др.)[3, с.112].

Раннее выявление дисфоний у подростков во время мутации, предупреждение, а также их последующая коррекции являются не только одной из частных проблем логопедии, но и представляются актуальными для смежных наук: фониатрии, фонопедагогики, возрастной и специальной психологии и педагогики.

Доминирующим в отечественной фониатрии остается медицинское воздействие, а психологическим и педагогическим методам отводится второстепенная роль. Несмотря на достижения современной дидактики, применение компьютерных технологий, методики логопедического воздействия не всегда эффективны, рассчитаны, главным образом, на устранение функциональных и органических нарушений голоса у взрослых и не могут быть в полной мере использованы в работе с детьми. Необходимо проведение поисковых исследований, направленных не только на коррекцию нарушенных функций, но и на разработку эффективных мер предупреждения голосовых расстройств.


1. Понятие патологической мутации.


К функциональным нарушениям голоса относят патологическую мутацию голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями.

Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и голосовом аппарате. Для большинства молодых людей этот процесс протекает незаметно[1, с.18].

Мутация связана с быстрым ростом гортани. Голосовые связки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, то есть на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые связки удлиняются только на 3-5 мм.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все это приводит к тому, что голос у мальчиков срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенная. Наблюдается диплофония (битональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные г/с. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений, становится более сильным.

Нормально протекающая мутация может появляться в нескольких формах. Часто отмечается лишь небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях у мальчиков во время речи или пения голос начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает часто, затем все реже, в результате детский тембр заменяется мужским. Иногда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота вплоть до афонии, когда она исчезает устанавливается мужской тембр. Течение мутации могут осложнить:

-    недоразвитие половой сферы;

-    острый или хронический ларингит;

-   различные инфекционные заболевания;

-   перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем диапазоне.

Патологическая мутация проявляется в долго держащемся фальцете или в затянувшейся мутации (голос на протяжении нескольких лет остается детским, или фальцетное звучание прорывается на фоне мужского звучания). У мальчиков иногда встречается преждевременная мутация, когда голос раньше времени становится грубым. Причина – преждевременное наступление половой зрелости и перенапряжение голосового аппарата. У девочек изредка наблюдается извращенная мутации, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Такие мутации часто встречаются при нарушениях функций щитовидной железы, надпочечников. Снижение адреналина в крови вызывает голосовые расстройства: понижается тонус мышц гортани, г/с смыкаются не полностью, в результате голос срывается и быстро утомляется.

Длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические.

2. Методики восстановление голоса при патологической мутации.


Ю. С. Василенко, О. С. Орлова[2, с.148] предложили следующий курс восстановления голоса при мутационных расстройствах.

Фонопедическая работа подразделяется на три этапа: первый — подготовительный, второй — формирование нового механизма голосообразования, третий — закрепление и автоматизация речевых стереотипов.

Целью подготовительного этапа является всестороннее обследование больного для обоснованного составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовки дыхательных и артикуляционных систем к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса.

На следующем этапе ставится задача активного формирования навыков речевого дыхания, воспитания нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

Направленность последнего, заключительного, этапа состоит в закреплении нового механизма голосообразования, работе над техникой речи, расширении диапазона звучания голоса.

Такая поэтапность в занятиях позволяет последовательно и системно строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых.

Начальным звеном фонопедической работы является рациональная психотерапия, позволяющая добиться активного и сознательного участия ребенка в процессе постановки голоса. Необходимо доходчиво и доступно, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, объяснить подростку разницу в механизме голосообразования детей и взрослых, подготовить к тому, что настал момент, когда его собственный голос должен приобрести грудное, низкое звучание, обосновать оправданность тех или иных упражнений. Вступительная беседа также имеет целью установить тесный контакт с больным, завоевать его доверие, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях. С первых же занятий важно нацелить подростка на упорные самостоятельные тренировки. Психотерапевтические беседы продолжаются на протяжении всего курса восстановительного лечения, постепенно формируя адекватное отношение к новому низкому голосу.

Одновременно с психотерапией начинаются дыхательная гимнастика и общеукрепляющая лечебная физкультура. Занятия ЛФК не только оказывают воздействие, ускоряющее постановку голоса, но и влияют на нормализацию дыхательной функции. За счет изменения частоты дыхательных движений достигается полное равномерное дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха, рациональное использование выдыхаемого воздуха во время речи.

Обучение дыхательным упражнениям проводится в состоянии покоя, статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их выполнять лежа, затем стоя и сидя. Медленный темп всех действий позволяет рассчитывать на выработку правильных кинестезий, снять напряжение с мышц гортани и оральной мускулатуры. В тренировочный комплекс следует включать упражнения, улучшающие осанку детей, так как часто подростки сутулятся, стесняясь своего роста, втягивают в плечи шею, что сказывается на голосообразовании и мешает становлению грудного низкого голоса.

Основное внимание уделяется формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы. После спокойного вдоха и выдоха подростку предлагается сделать вдох через нос, сосредоточив внимание на передней стенке живота. Диафрагма, сокращаясь при вдохе, приподнимает переднюю стенку живота, но грудь в это время подниматься вверх не должна. Несколько дней занятий позволяют добиться осознанности движений диафрагмы.

Вначале рекомендуются беззвучные дыхательные упражнения на координацию ротового и носового дыхания, а затем приступают к фонационным упражнениям, которые направлены на удлинение выдоха. После предварительного вдоха через нос подростку предлагается сделать плавный медленный выдох, длительно произнося щелевые глухие согласные: с-с-ш; ш-ш-с; ф-ф-с; с-ш-ф.

После установления ровного ритмичного дыхания можно переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.
Динамическая дыхательная гимнастика не только физически укрепляет организм, но и развивает фонационное дыхание, подготавливает речевой аппарат к голосовым нагрузкам. Такие упражнения служат фактором, координирующим дыхание и фонацию, движения и речь. Большое значение также приобретает возможность отвлечения подростка от собственного голоса, что в значительной мере ускоряет процесс реабилитации. В этих целях весьма полезны различные комплексы ЛФК.

Основная задача фонационных упражнений — добиться естественного резонирования звука, свободных, в полном объеме движений артикуляционного аппарата. Голосовые упражнения должны быть несложными, занятия непродолжительными и проводиться под контролем специалиста.

В фониатрической практике сложилось мнение о том, что главная цель функциональной тренировки при нарушениях голоса в период мутации заключается в фиксации и удержании гортани на более низком уровне, в расширении объема гортанно-глоточного резонатора, что создает условия для нормального звучания взрослого голоса. Первоначально гортань может быть зафиксирована в наиболее низком положении механическим путем. Для этого следует рукой отдавить щитовидный хрящ вниз и назад. В таком положении рекомендуется произносить гласные [у] или [о], которые имеют наиболее низкую тональность. Однако такое воздействие малоэффективно, так как болезненные ощущения, которые при этом могут возникать, мешают закреплению правильного механизма голосообразования.

Для опускания гортани можно рекомендовать более физиологичные упражнения, которые легко усваиваются тренирующимися.

1. Широко открыть рот. Расслабленный язык лежит на нижней губе, артикуляцию следует удерживать 1—2 мин.

2. Поочередное высовывание языка: узкого, напряженного — «жалом» и широкого, расслабленного — «лопатой».

3. Язык широкий, распластанный, лежит на дне полости рта. Сделать круговые движения его кончиком, облизав верхнюю и нижнюю губы.

4. Проталкивание языка сквозь сомкнутые зубы.

5. Широко раскрыв рот, имитировать зевание, затем сделать зевок с закрытым ртом.

6. Имитация полоскания полости рта и горла.

7. Опускание и поднимание нижней челюсти.

8. Движения нижней челюсти вправо и влево.

9. Движения нижней челюсти вниз и вперед с возвратом в обычное положение.

Кроме описанных упражнений целесообразно рекомендовать всем подросткам гигиенический и вибрационный самомассаж лица, мышц шеи, что действует успокаивающе, снимает усталость с мышц, участвующих в голосообразовании, придает бодрость. При гигиеническом самомассаже активизируется работа расположенных на поверхности нервных окончаний, вибрационный массаж способствует активному вовлечению нервных окончаний, расположенных глубже.

Не менее важно включить в процесс фонации грудной резонатор. Для этого подростку предлагается опустить голову и произнести длительно гласный [у] или [о], добиваясь ощущения вибрации грудной клетки. Если этого почувствовать не удается, то рекомендуется слегка постукивать по грудной клетке при одновременной подаче звука.

В процессе тренировок нужно стремиться к естественному свободному низкому звучанию, вначале это длительная фонация в одной тональности гласных [у__о__], после чего можно переходить к качанию звука [ô, ŷ].

Затем отрабатывается произнесение закрытых слогов типа ум, ом, уууммм, оооммм, уммммм, оммммм, а далее закрытых и открытых слогов мум, мом, му, мо.

Весьма эффективны упражнения, в которых произнесение гласных и слогов сочетается с движениями корпуса, рук и ног. При этом достигается отвлечение фиксированного внимания от патологического голоса, и вместе с тем движения туловища и рук вниз облегчают выработку и закрепление низкого звучания. В некоторых случаях с целью отвлечения обучаемых от дисфоничного звучания можно выключить слуховой контроль, используя корректофон Деражне[2, с.152].

Прежде чем приступить к работе над словами, отрабатывается произнесение ритмически организованных слоговых последовательностей, в которые включены равноударные и разноударные слоги:

му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му;

мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо;

му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо.

Постепенно отрабатываемые последовательности усложняются за счет увеличения числа слогов и введения новых гласных. Полученные навыки закрепляются при отработке односложных, двусложных и трехсложных слов с гласными [о] и [у]:

дом, он, ком, ром;

окно, око, руно, ухо;

сук, гум, ум, уж;

болото, долото, около, колокол.

Работа по введению других гласных проводится аналогично: вначале произносятся слоговые последовательности, а затем слова и специально составленные предложения: Вот дом. Дом большой. Около кола колокола. Открой окно. Кто пошел на каток? Наша река широка, как Ока.
Чтобы не вызывать утомления у обучаемых, в фонопедической работе целесообразно использовать игровые ситуации, чередовать голосовые и дыхательные упражнения. Речевой материал должен соответствовать интересам подростка, отражать лексику, близкую к его увлечениям. Тексты для тренировок подбираются с учетом этих требований. Хорошо закрепляется адекватное возрасту голосообразования при чтении распространенных пословиц и скороговорок.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Бык тупогуб, у быка губа тупа.

• Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

• Ума палата, да разума маловато.

• Была бы охота — будет ладиться работа.

Красно поле пшеном, а речь умом.

• Чужим умом умен не будешь.

• Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Последующая работа над стихотворными текстами содействует расширению диапазона голоса. Здесь легко подобрать упражнения, требующие изменения силы звучания и высоты голоса. Такая тренировка позволяет избежать утомления голосового аппарата, которое легко наступает при монотонной и монодинамической работе. Можно рекомендовать следующие тексты.

Топоры-то, топоры

тараторит, тараторит, дребезжит.

так и сыплются с горы.

Утюги бегут, покрякивают,

Вот и чайник

Через лужи, через лужи

за кофейником бежит,

перескакивают.

К. И. Чуковский.Федорино горе



















Сорок сорок для своих сорочат,

Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок,

Сразу поссорились сорок сорок.

Ю. Н. Кушак.Сорок сорочат


Пошли, пошли, поехали



За спелыми орехами.

(медленно)

За орехами, грибами,




Что родятся под дубами,

(быстрее)

Что растут под кленами,




Под липами зелеными.

(быстро)

* * *

Ревет гроза, дымятся тучи

(нараспев)

Над темной бездною морской,

(обычная речь)

И хлещут пеною кипучей,

(нараспев)

Толпяся, волны меж собой.

(обычная речь)

Вкруг скал огнистой лентой вьется

(нараспев)

Печальной молнии змея,

(обычная речь)

Стихий тревожный рой мятется,

(нараспев)

И здесь стою недвижим я.

(обычная речь)

М. Ю. Лермонтов. Гроза.









3. Результаты коррекционной работы при патологической мутации.

Рассмотрим результаты коррекционной работы по описанной выше методике О. С. Орловой.

Занятия с подростками проводились амбулаторно два раза в неделю при условии ежедневных самостоятельных занятий дома. В результате уже на 5—7-м занятии удавалось выработать правильный стереотип голосообразования и голосоведения, добиться естественного нормального звучания голоса. Как показывает опыт работы[1, с.20] при патологической мутации, очень важно первую беседу с подростком провести кратко, настойчиво и суметь при этом внушить ему возможность быстрого перехода на голосообразование взрослого мужчины. Надо просто и убедительно объяснить, что его голосовой аппарат здоров и его функциональные возможности достаточны для нормального голоса. После этого методом проб подбирается тон голоса, соответствующий конституции обучаемого. Затем логопед дает образец нескольких низких тонов, а подросток пытается их воспроизвести. Целесообразнее всего подбирать тон голоса при произнесении не очень длительного [м] («мычание») или [у] — наиболее низкого по звучанию гласного. Нередко на первом же занятии подросток находит тон голоса, воспроизведение которого ему удобно, напряжение в гортани отсутствует, а сам звук соответствует голосу взрослого человека. Эту «находку» следует сразу же закрепить в процессе произнесения слогов и слов. Дискоординация между дыханием и голосообразованием исчезает без специальных упражнений. Полезно произносить и обиходные слова типа здравствуйте, до свидания и т. п. Для самостоятельных тренировок на дом дается задание повторять слоги любого типа (ма, мо, му, мэ, мы; да, до, ду, дэ, ды и т.д.); слова, короткие фразы и читать вслух стихи по собственному выбору. Через два, три занятия обучаемый, как правило, полностью овладевает нормальным голосообразованием.
Более трудными и длительными оказываются восстановительные занятия с подростками, у которых выражены невротические проявления. У них нередко патологическое голосообразование фиксируется достаточно прочно. Описанными выше приемами быстрого вызывания нормального голоса достичь не удается. Можно применить следующий прием: на фоне жевательных движений имитируется стон на придыхательной атаке. Найдя требуемый тон, следует произносить слоги уже на мягкой атаке с поворотами слегка опущенной головы влево и вправо на 90°. Для закрепления восстановленной фонации полезно проводить дыхательные упражнения, формирующие костно-абдоминальное дыхание. Голосовые функциональные тренировки как обычно предусматривают произнесение пар слогов, слов, предложений, чтение стихов и прозы. На этом этапе закрепляется координация между дыханием и фонацией. Введение нового способа голосообразования в коммуникацию происходит постепенно в процессе голосовых тренировок. Однако при ее использовании в спонтанной речи нередко возникают трудности. Приведем пример. Студент II курса медицинского института, 20 лет, был направлен на обследование с диагнозом «парез внутренних мышц гортани». На приеме говорил высоким сиплым детским голосом, которого очень стеснялся. На первом же занятии методом проб по подражанию логопеду был подобран чистый тон голоса густого баритонального звучания. Полученный тон сразу же без всякого усилия и напряжения голосового аппарата был введен в слоги и слова. При активном желании избавиться от очень высокого голоса юноша был потрясен разницей между звучанием его прежнего детского голоса и сформировавшегося густого баритона. Новый голос вызывал удивление и окружающих, что также его смущало. Потребовалось некоторое время для привыкания к этому тембру. Запись речи на магнитофон и регулярное ее прослушивание помогли закреплению результатов. При контрольной проверке через 2 года молодой человек говорил звучным красивым баритоном[1,с.22].

Сложность в данном случае состояла во введении нового для пациента голоса в спонтанную речь и его закреплении. Иногда голос восстанавливается очень быстро.

За консультацией обратился гражданин Турции, юноша 17 лет, рослый, хорошо сформировавшийся физически, но говоривший детским осиплым голосом. В Стамбуле, где он обращался к специалистам, его уверили, что помочь ему невозможно, голос останется таким на всю жизнь. На нашем приеме после нескольких попыток у пациента был вызван мужской голос низкого тона, почти бас. Юноша сразу почувствовал, что это его голос и стал свободно повторять предложенные слова и фразы. Ему был рекомендован речевой материал для самостоятельных тренировок (он владел русским языком). На второе занятие через день он пришел, уже свободно общаясь голосом взрослого мужчины. На следующий день он вернулся в Стамбул. Дальнейшая его судьба нам неизвестна, но можно надеяться, что обретенный голос он сохранил[1,с.23]. Ю. С. Василенко[2,с.162], высказал мнение, что самая распространенная причина патологической мутации кроется в собственных сенсорных возможностях индивида, скорее в их некоторой недостаточности. Значительная часть подростков при сформировавшемся голосовом аппарате не чувствуют, какой у них должен быть голос, и не могут перейти на него. Наступает несоответствие детского голоса полностью анатомически оформленной гортани. Причину этого мы объяснить не можем, но часто одного занятия, показа, каким должен и может быть голос, оказывается достаточно для устранения дефекта. Более сложными являются случаи патологической мутации у подростков с легкой неврологической симптоматикой, например при неврозоподобном заикании или остаточных явлениях детского церебрального паралича. При этом не так быстро удается найти тон голоса, который бы соответствовал конституции подростка, и еще труднее закрепить этот голос. После обретения полноценного звучного тона обучаемые достаточно легко выполняют голосовые тренировки, произносят слова, фразы, стихотворения, короткие прозаические тексты, но в спонтанной речи переходят на уже привычную для них патологическую фонацию. В подобных случаях длительность фонопедических занятий увеличивается. Требуется постоянный контроль и поддержание достигнутого на приеме у логопеда, поэтому приходится подключать семью. Логопед объясняет близким суть нарушения, описывает трудности овладения полноценной фонацией и настоятельно рекомендует контролировать речь подростка. На практике встречаются нарушения голоса, как бы близкие к патологической мутации. И. Максимов[3,с.133] называет их неполной или пролонгированной мутацией. Такие расстройства встречаются у мужчин 20—40 лет после нормально протекавшего пубертатного периода (имеется в виду гормональная сфера). По исследованиям И. Максимова, патология голоса начинается со времени мутационного периода, в 13—17 лет. При обращении к специалистам в более зрелом возрасте такие пациенты жалуются на слабые боли в горле, появление осиплости и утомления при голосовых нагрузках. При ларингоскопии голосовые складки гиперемированны и не смыкаются, чаще всего по типу овала. Вся картина напоминает хронический ларингит. Голос при этом имеет высокую тональность в диапазоне первой октавы и не соответствует полу и возрасту пациента.







Заключение


Мутация — это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.

Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично.

Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух.

Также патологическая мутация может возникнуть при нарушении эндокринной системы, которая играет важную роль в развитии гортани и голоса.

При затянувшейся патологической мутации подросток продолжает говорить детским голосом, который постепенно становится заметно осипшим, иссякающим, с ощущениями большого напряжения, утомления и даже боли в горле. Происходит это от несоответствия сформировавшейся гортани уже взрослого человека и детского способа голосоведения. Такие явления могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, требуют установления причин и специальной коррекционной работы по нормализации голосовой функции.

Подростки с мутационными нарушениями голоса слышат свой дефект, но в силу различных причин перестроить функции голосоречевого тракта не могут. Они жалуются не только на качество голоса, но и на сильное утомление в момент речи, напряжение, ощущения дискомфорта в горле. При прослушивании подростка специалистом отмечается явная дискоординация между дыханием и фонацией. Картина гортани характеризуется покраснением слизистой оболочки, асинхронностью колебаний голосовых складок, их несмыканием в форме треугольника в заднем отделе. Но чаще при затянувшейся патологической мутации несмыкание голосовых складок приобретает форму овала.

Не забывая о необходимости клинических и инструментальных методов обследования, следует отметить, что большое значение в диагностике мутационных дисфоний имеет аудитивная оценка качества фонации. Прослушивание голоса с сопоставлением данных анамнеза и ларингоскопии позволяет правильно установить диагноз.

Ю. С. Василенко, О. С. Орлова предложили следующий курс восстановления голоса при мутационных расстройствах.

Фонопедическая работа подразделяется на три этапа: первый — подготовительный, второй — формирование нового механизма голосообразования, третий — закрепление и автоматизация речевых стереотипов.

Целью подготовительного этапа является всестороннее обследование больного для обоснованного составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовки дыхательных и артикуляционных систем к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса.

На следующем этапе ставится задача активного формирования навыков речевого дыхания, воспитания нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

Направленность последнего, заключительного, этапа состоит в закреплении нового механизма голосообразования, работе над техникой речи, расширении диапазона звучания голоса.

Такая поэтапность в занятиях позволяет последовательно и системно строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых.















Список литературы.


  1. Алмазова, Е. С. О голосовой мутации //Логопед плюс.-2009.-№2.-С.18-24.

  2. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. -М.:Академия, 2007.-356с.
  3. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.-М.: Просвещение, 2006.-223 с.



написать администратору сайта