Главная страница
Навигация по странице:

  • .

  • Предметом ТГП

  • Право

  • Жизнь в первобытном обществе

  • развития первобытного общества .

  • 2) мезолит

  • Власть и социальные нормы в первобытном обществе

  • 7. Происхождение государства ( причины , факторы , пути )

  • Различные теории происхождения права .

  • Работа. Пустой. 1. Понятие, предмет и метод теории государства и права, ее место в системе юр наук


    Скачать 40.49 Kb.
    Название1. Понятие, предмет и метод теории государства и права, ее место в системе юр наук
    АнкорРабота
    Дата29.06.2020
    Размер40.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПустой.docx
    ТипЗакон
    #133126


    1.Понятие, предмет и метод теории государства и права, ее место в системе юр.наук.

     ТГП- это система общ.знаний основанных и общих закономерностях гос-ва и права,об их сущности назначении и развитии в обществе.

    Предметом ТГП выступают такие явления обществ-ой жизни, как гос-во и право.

    Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно правовых явлений .

    По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

    Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

    Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

    В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

    Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.
    2. Дайте определение праву . Раскройте его сущность . Каковы принципы права.
    Правоэто совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

    Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении.

    Сущность :

    1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

    2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

    3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

    4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

    5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

    6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

    Классификация принципов права:

    1. Общеправовые принципы права закрепляются в конституции, действуют во всех отраслях права, определяют основные направления правовой политики государства, позволяют прогнозировать поведение любого участника правовых отношений. К ним относятся принципы демократизма, законности, гуманизма, справедливости, равенства граждан перед законом и судом, взаимной ответственности личности и государства и т.д

    2. Межотраслевые принципы права действуют в нескольких смежных отраслях права, закрепляются в основных источниках отраслей права (кодексах). К ним относится, например, принцип состязательности сторон в процессуальных отраслях права (уголовный процесс, гражданский процесс).

    3. Отраслевые принципы права действуют только в рамках одной отрасли права. Например, принцип презумпции виновности в гражданском процессе; принцип отсутствия преступления без указания на то в законе (уголовное право); принцип оплаты по количеству и качеству труда в трудовом праве.

    4. Принципы правовых институтов используются в рамках межотраслевых или внутриотраслевых институтов права: например, принцип равной защиты всех форм собственности (институт собственности), неотвратимости наказания (институт юридической ответственности).

    В принципах права проявляется дух закона, поэтому правоприменитель может их рассматривать как источник права для разрешения конкретной жизненной ситуации, если отсутствует норма права, на которую можно сослаться. В романо-германской правовой системе, к которой принадлежит Россия, общие принципы права можно использовать при аналогии права для преодоления пробела в праве.

    Таким образом, в праве содержится комплекс принципов, которые выражают социальное назначение и сущность государства и права в целом.
    3.общество и власть . Государственная власть (признаки, методы, источники виды, характерные черты )
     3. Общество и власть

    Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

    Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой – подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» – первоисточник, первоноситель власти.

    Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

    Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие орг
    Основные признаки

    Невозможно существование государственной власти без наличия следующих основных признаков: Универсальность выражается во всеобъемлющем характере власти. Она имеет территориальный охват внутри государственных границ и социальный охват, распространяющийся на всех лиц, находящихся в государстве без учета принадлежности к гражданству. Верховенство выражается в том, что только данному виду власти делегированы функции по разрешению, приостановке, запрету иных видов власти в пределах государственной территории. Структурированность выражается в наличии специально созданных органов, объединенных в иерархичной подчиненности от нисходящей к верховодящий линии (внешняя структура). Существует внутренняя структурированность, которая проявляется в наличии соподчиненности внутри органов государственной власти. Должностные лица и институты государственных органов также имеют вертикаль соподчиненности. Прерогатива государственной власти выражается в наличии особых каналов воздействия, таких как законодательство (это канал передачи велений), либо правоприменительные органы – полиция, исправительные учреждения (это канал применения принуждения). Легитимность проявляется в абсолютном авторитете данного вида власти перед обществом, народом и населением государства. Нормотворческая монополия проявляется в наличии абсолютного права на правотворчество. Посредством издания нормативных правовых актов государственная власть устанавливает правила поведения общества, а также устанавливает структуру правоприменительных органов. Легальность основана на том, что в основе организации власти лежит Основной закон государства, Конституция и прочее. Принцип разделения властей также является признаком определения власти как государственной. Данный принцип основывается на взаимном контроле каждой ветви власти. В цивилизованных государствах существуют органы нормотворчества, правоприменения и судебные органы.

    Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennaya_vlast/priznaki_gosudarstvennoy_vlasti/ .

    Некоторые определяют следующие виды власти:

    • Верховная власть

    • Законодательная власть

    • Исполнительная власть

    • Судебная власть

    • Политическая власть

    • Управленческая власть

    • Публичная власть

    • Символическая власть

    • Государственная



    Роль государственной власти Роль государственной власти представляет собой ее значение в рамках управления обществом. Общеизвестно, что для любого общества необходимо руководство, ибо оно нуждается во власти, это делает возможным функционирование многих институтов общества, осуществляющих регуляцию жизни людей, общественных отношений, поведения и взаимодействия людей. Люди не могут существовать без власти, так как им требуется объединение в целях эффективного экономического и общественного развития. Государство способно подчинять людей, их поведение и деятельность воли всего общества, отдельного класса или группы лиц. При этом власть является социальным явлением. Она возникла с того момента, с какого появилось человеческое общество. Именно за счет власти возникло разделение труда, появилась частная собственность, выделились различные социальные группы. Власть упорядочила отношения между людьми на ранней стадии их развития, привела в исполнении различные функции, имеющие значение для общества, играла важную роль в распределении пищи и регулировании брачных отношений, а также вопросов разделения труда. Власть играет важную роль на стадиях развития общества.

    Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/rol_gosudarstvennoy_vlasti/ .

    Второстепенные методы государственной власти Также выделяют прочие (второстепенные) методы: Стимулирование проявляется в проведении морального и материального поощрения; Нормативный метод проявляется в наличии системы правовых актов по той либо иной сфере общественных отношений; Информационный метод основывается на государственном механизме дозирования информации и пресечения получения дезинформации.

    Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennaya_vlast/metody_gosudarstvennoy_vlasti/ .

    Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):

      1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

      2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

      3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

      4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

      5. устанавливает систему налогов;

      6. организует население по территориальному признаку;

      7. характеризуется легитимностью и легальностью.

    Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции



    Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.



    Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.



    Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:



    а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще;



    б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы;



    в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования.



    Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.



    Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:



    • во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»;



    • во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;



    • в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида);



    • в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других.



    Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определённых критериев .
    5. Первобытнее общество : причины возникновения , характерные черты , характеристика власти .

    Общество– многогранное понятие. В обобщенном виде его можно представить

    как совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей, объединенных общими интересами, имеющими постоянный и объективный характер, осуществляющих сотрудничество и взаимодействие посредством выработанных общеобязательных норм.

    Жизнь в первобытном обществе строилась на принципах естественного самоуправления, социального равенства, общественной собственности на средства производства и уравнительном распределении продуктов труда. При наличии примитивных орудий труда и господстве присваивающего хозяйства

    человек был не способен выжить без помощи коллектива и не мог произвести больше, чем потреблял. Эти и было обусловлено экономическое и социальное равенство. Социальная власть распространялась в рамках рода и строилась на началах первобытной демократии, опиралась на личный авторитет и традиции. Общество формировало институты самоуправления – родовое собрание, совет старейшин,вождей,жрецов.

     

    Этапы возникновения развития первобытного общества.В истории известно несколько вариантов периодизации первобытнообщинного строя. Чаще всего пользуются археологической схеме - эпохи связывают с материалами, из которых изготавливались орудия труда:

    каменный век: 5млн лет назад - конец III тыс. до н. э.;
    бронзовый век: конец III тыс. - I тыс. до н. э.;
    железный век: i тыс. до н. э.


    Первые государственные образования возникают уже на последних двух этапах, поэтому хронологически эпоха первобытного общества совпадает с эпохой каменного века.

    В нем можно выделить три периода:
    1) палеолит (древний каменный век): 5 млн - 12 тыс. лет до н. э.;
    2) мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.;
    3) неолит (новый каменный век): 8-3 тыс. лет до н. э.



    Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.



    6. Результатом каких способов систематизации законодательства относится ГКРФ , СЗРФ.

    Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.

    Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в то же время для консолидации характерны некоторые черты, присущие кодификации. Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом.

    В российском праве существовали и существуют следующие основные виды кодификации:

    • - принятие основ и основных начал законодательства: в недавней истории это основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик;

    • - принятие федеральных кодексов и уставов: Кодекса торгового мореплавания СССР, Устава железных дорог СССР; в будущем эти кодексы будут российскими или СНГ (в зависимости от степени интеграции государств, входящих в СНГ);

    • - принятие кодексов Российской Федерации: например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.



    Сзрф



    Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).
    Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).
    7. Происхождение государства ( причины , факторы , пути )

    В теории  государства различают два основных подхода относительно причин возникновения государства  - классовый и экономический.
    Итак
    , причины возникновения государства выглядят следующим образом:
    1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
    2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
    3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
    4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.
    5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие -  создание государственного аппарата.


    Восточный путьотличался, тем, что государственные институты складываются

    прежде, чем формируется частная собственность и имущественное расслоение (Древний

    Египет, Вавилон, Древняя Индия, Китай). Появление административно-государственных

    структур было обусловлено необходимостью в организации массовых общественных

    работ, связанных с развитием поливного земледелия. Здесь происходит постепенное

    превращение родоплеменной знати в аппарат управления, а коллективной общинной

    собственности в государственную. Таким образом, на Востоке узурпировались не сами

    средства производства, а управление ими. Основными причинами появления государства

    здесь были:

    - потребность в осуществлении массовых работ по поддержанию ирригационных систем в

    связи с появлением поливного земледелия;

    - необходимость единого централизованного руководства большими массами людей и

    распределением произведенного продукта.

    Западный путь(Афины, Рим, государство Франков) характеризуется тем, что главным государтвообразующим фактором здесь было классовое расслоение общества,

    обусловленное формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Из родовой

    знати здесь формируется экономически сильная группа, которая стремиться ослабить роль

    народного собрания и передать власть своим представителям.

     


    8)структура правовой нормы , посему надо различать идеальную и реальную структуру .

    Структура правовой нормы

    Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.
    Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

    Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

    9) Теория происхождения государства и права сущность представители
    В науке сложилось немало доктрин, теорий, с позиции которых объясняют

    первоначальное возникновение государства.

    Согласно теологической теории (Фома Аквинский, Ж. Маритен), государство

    возникло в результате сотворения Богом мира, и потому оно незыблемо и не подвластно

    человеческой воле.

    Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский) основывает

    свое объяснение появления государства на том, что люди, стремясь к взаимному

    сосуществованию и совместному общению, создавали семьи.. Таким образом государство – это

    своеобразная большая семья, в которой подданные должны следовать воле правителя как

    дети в семье следуют воле отца.

    Договорная теория (Гольбах, Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев)

    рассматривает возникновение государства как результат добровольного объединения людей и заключения ими общественного договора. Народ по своей воле передает государству часть своей свободы в обмен на безопасность и обеспечение порядка.

    Органическая теория (Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.) развивалась под влиянием

    достижений естественных наук второй половины XIX в., особенно эволюционной теории

    Ч.Дарвина. Государство рассматривается как живой организм, который явился

    результатом эволюции человека и естественного отбора. Дальнейшее развитие человека

    приводит к объединению людей в единый организм – государство. Подобно живому

    организму, состоящему из клеток, государство состоит из людей.

    Представители теории насилия (Е.Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) в качестве

    главных причин образования государства называют завоевания и порабощения, которые

    приводят к господству одних племен над другими, одних групп населения над другими.

    Государство возникло как аппарат, обеспечивающий повиновение завоеванными

    народами.

    Психологическая теория (Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.) объясняет

    процесс формирования государства психологической потребностью большей части людей

    в повиновении, послушании, защите и стремлением отдельных личностей повелевать,

    вести за собой других.

    Экономическая теория (Сен-Симон). Согласно этой теории государство — это

    результат исторического прогресса. Именно изменения в области экономики

    приводят к образованию государства.

    Классовая (марксистская) теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин). Согласно марксисткой концепции государство возникло прежде всего в силу общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

    Патримониальная теория. (А. Галлер). Представители утверждают, что государ-

    ство произошло из поземельной собственности. В первобытном обществе земля

    принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности.

    Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение

    ими землей), и постепенно она переходит во власть государственную. Властителем земли

    объявляется государь (король, царь и т.п.).

    В процессе поиска причин появления государства складываются и другие теории –

    расовая, спортивная, ирригационная и т. д.

    Различные теории происхождения права.

    Эти теории отражают различные аспекты возникновения и природы права как социального явления. Подробно рассматривая одни аспекты, они зачастую упускают из вида другие, но вместе они дают достаточно полную картину.

    1) Теологическая теория (представитель - Фома Аквинский, 13 век) рассматривает право как вечное явление, выражающее божью волю. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется людям, как правило, через правителей. Теория ненаучна, она опирается не на знания, а на веру, вместе с тем она одна из первых связывает право с добром и справедливостью.

    2) Теория естественного права создавалась и разрабатывалась в различные эпохи и получила признание во многих странах мира. Теория исходит из того, что естественное право исходит от природы и содержит абсолютные и неизменные начала справедливости, естественные права и свободы человека. Оно как бы противопоставляется позитивному праву, создаваемому государством.

    3) Историческая теория (школа) права возникла в Германии в первой половине 19 века, согласно этой теории право зарождается и развивается исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов.

    4) Классовая (марксистская) теория (основатели - К.Маркс, Ф.Энгельс) рассматривала право как возведённую в закон волю господствующего класса, как орудие для подавления угнетённого класса господствующим, согласно этой теории право обусловлено экономическими условиями жизни общества и возникло вместе с возникновением классов.

    5) Психологическая теория (Л.Петражицкий и др.) рассматривает право как результат психологических установок, переживаний, его возникновение и действие объясняется психологией личности.

    10) Термин «источники права» является одним из древнейших в правоведении — ему более двух тысяч лет. Как полагают, его впервые использовал Тит Ливий для обозначения XII таблиц. Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции. А вот термин сохраняется и продолжает порождать дискуссии вновь и вновь о его содержании. Современная теория права традиционно использует такое сочетание терминов: «источник (форма) права» . Однако это своеобразная условность — нетождественное равенство, т. е. , с одной стороны, неравенство понятий очевидно, с другой — формулировка существует, используется.


    10. Существует ли различие между формой и источником права.

    Термин «источник права» имеет длительную историю, он традиционен. Однако слово «источник» столь многозначно, что специально-юридический его смысл уточняют дополнительным словом «форма» . Рассмотрим эти понятия изолированно.

    Источник права имеет три смысла. В материальном смысле источником права являются те общественные, политические, экономические условия, которые обусловливают правовые нормы. Таким образом, это те общественные отношения, из которых возникает право. Термин «источник права» в идеальном смысле означает правосознание. Под правосознанием в данном случае понимается желаемое право, представления о будущем праве. В действительности идеальный смысл неотделим от материального, так как пожелания определенного права связаны с имеющимися условиями. В формальном (юридическом смысле) источником права являются формы выражения нормативной воли. Именно формальный смысл термина «источник права» уравнивается с термином «форма права» . Таким образом, источник (форма) права — это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник (форму) права.

    Ключевым свойством права является его общеобязательность. Правила могут создаваться государством, людьми, богом, но если все признают их действенность, значит можно ставить вопрос о форме права.

    Соединение в едином собирательном термине «источник (форма) права» двух понятий представляет собой желание снять проблему их несоответствия. Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание. Не случайно мы иногда говорим: «Жизнь требует такого-то акта» , а законодатель не дает ее требованиям законодательной формы. Некоторые законодательные решения изумляют, радуют граждан, а некоторые встречают их противодействие. Таким образом, уравнивание источников и форм права — это некоторое искусственное образование, но необходимое в целях ясности системы юриспруденции.

    Современные государства с развитой системой законодательства не могут жить в неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет. Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов. Собирательный термин «форма (источник) » выполняет эту роль. Право объективируется в устойчивую, определенную форму. В ней оно содержится, охраняется. Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, возникающие явочным порядком. Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.

    11) государство подходы к определению и понятие

    Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.


    • теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

    • классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);

    • юридический (государство - юридическая персонификация нации);

    • социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);

    • кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)



    К признакам государства можно отнести:

      1. наличие публичной власти;

      1. организация общества



    12) каково соотношение и тенденции развития системы права и системы законодательства .

    Соотношение системы права и системы законодательства:

    1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

    2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

    3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

    4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

    Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

    Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

    1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

    2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

    3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

    4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

    5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

    Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.



    написать администратору сайта