Главная страница

курсовая. 1. Понятие типа и формы государства 1 Форма государства понятие и сущность


Скачать 276.51 Kb.
Название1. Понятие типа и формы государства 1 Форма государства понятие и сущность
Анкоркурсовая
Дата30.05.2022
Размер276.51 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла142777.rtf
ТипРеферат
#556766

Содержание



Введение

1. Понятие типа и формы государства

1.1 Форма государства – понятие и сущность

1.2 Необходимость в типологии, основные понятия

2. Классификация типов и форм государства

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства

2.2 Соотношение типа и формы государства

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы государства является залогом правильного построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и административно-территориального устройства, политический режим.

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.

В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач:

- необходимо определить понятие формы государства, его элементы.

- определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.

- далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.

- непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.

Поставленные цели и задачи будут решены методом сравнительного анализа учебной литературы, монографий и статей следующих авторов: Матузов, Малько, Пиголкин, Мелехин и др.

Структура курсовой работы состоит из введения двух глав, разбитых на подпункты, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассматривается понятие типа и формы государства, во второй главе классификация типов и форм государства, а также соотношение типа и формы государства.

Государство очень сложный механизм, но изучение типов, формы государства и других составляющих необходимо, т.к. чтобы построить действительно правовое государство, необходимо учитывать опыт прошлого.

При написании курсовой работы использовался широкий круг юридической литературы, нормативно-правовых актов и периодической печати. Основными нормативно-правовыми актами послужили - Абдулаева М.И. Теория государства и права; Венгерова А.Б. Теория государства и права; Хропанюк В.Н. Теория государства и права.



1. Понятие типа и формы государства


1.1 Форма государства – понятие и сущность


государство унитарный федеративный

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

- форму правления,

- форму территориального (государственного) устройства

- политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.1

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.2

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

Форма государства означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

В понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.1

От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих (Приложение А).

1.2 Необходимость в типологии, основные понятия



Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять накопленный человечеством опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).1

Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.2

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются: принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть; целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; порядок осуществления государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется; государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют большую роль. (Приложение Б)

На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции. Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:

1) Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство;

2) Орудием какого класса оно является;

3). Каково социальное назначение данного государства.

Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.

В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.

Буржуазный тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов.

Благодаря вмешательству государства в экономику он оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства непосредственно были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.

Немало противоречий возникает в применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай - национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление.

Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу.1

Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

- традиционное общество;

- переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;

- общество, переживающее процесс сдвига;

- созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.1

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия - это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков.

В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.

Исходя из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время. 1

Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западноевропейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации.2

Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.



2. Классификация типов и форм государства


2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства



В типологии государства существует несколько основных типов государств, которые рассмотри ниже:

1. Рабовладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

2. Феодальное государство. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.1

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов. Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

4. Социалистическое государство.

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. При характеристики типов государства, уже учитывалась форма государства. Форма государства, как уже было сказано выше, состоит из трех основных элементов.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

1. Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.1

Ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

2. Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

3. Политический режим. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы. Тоталитарный режим. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима. Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов.

Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии. Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии.

2.2 Соотношение типа и формы государства



В отечественном государствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной - после формы правления и формы государственного устройства - характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. Однако такой подход оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав и свобод.

Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли либо индивидуально определенного физического лица, либо «элитарной», «аристократической» социальной группы, либо большинства населения.

Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления.

В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан, Иран).

В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме.

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.1

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.2

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства.

Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).



Заключение



В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количеств государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Существует рабовладельческий тип государства, феодальное государство, буржуазное и социальное.

Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства.

Например, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. Каждому народу должны быть свойственны своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование опасно и может стать причиной распада.



Список использованных источников





  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

  2. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. – 196 с.

  3. Бабаева, В.К. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – 275 с.

  4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. – 164 с.

  5. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – 126 с.

  6. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник,- М.: 2009. – 253 с.

  7. Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. – 184 с.

  8. Нерсесянца, В.С. Проблемы общей теории права и государства [Текст]. Учебник. – М.: 2010. – 94 с.

  9. Пиголкина, А.С. Общая теория права [Текст]. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. — 384 с

  10. Пиголкина, А.С. Теория государства и права [Текст]. Учебник. – М.: 2009. – 147 с.

  11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2008. – 65 с.


1 Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. – С. 196

2 Бабаева, В.К. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – С. 275

1 Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. – С. 164

1 Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник,- М.: 2009. – С. 253

2 Пиголкина, А.С. Теория государства и права [Текст]. Учебник. – М.: 2009. – С. 147

1 Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. – С. 184

1 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2008. – С. 65

1 Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. – С. 164

2 Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. – С. 196

1 Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. – С. 184

1 Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – С. 126

1 Пиголкина А.С. Общая теория права [Текст]. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. — 384 с

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2008. – 65 с.


написать администратору сайта