Главная страница
Навигация по странице:

  • Методология иогп выделяет два метода

  • 2 Особенности развития российской государственности и права.

  • 3 Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства. 1) Норманнская теория Представители

  • Антинорманнская теория Представители

  • Центристская теорияПредставители

  • Содержание

  • По форме государственного устройства

  • 5) ПРАВОВОЙ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В Киевской Руси можно выделить 3 основных социальных класса.Правящий слой (феодалы)

  • Бояре

  • Тиуны

  • Зависимое население

  • 7 Суд и процесс по Русской Правде 1. Судебный процесс

  • информатика. 1. Предмет иогп изучает строгую хронологическую последовательность возникновения, развития и функционирования государства и права в определенный исторический период так же иогп это история права,


    Скачать 0.5 Mb.
    Название1. Предмет иогп изучает строгую хронологическую последовательность возникновения, развития и функционирования государства и права в определенный исторический период так же иогп это история права,
    Анкоринформатика
    Дата21.12.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIGPR_Zachet_1.doc
    ТипДокументы
    #857391
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1.Предмет ИОГП изучает строгую хронологическую последовательность возникновения, развития и функционирования государства и права в определенный исторический период. так же иогп это история права, которая подразумевает изучение вопроса возникновения права и правовых систем, формирование нормативно правовых актов, эволюционно различает отраслей права, на опр.историческом этапе до сегодняшнего дня.

    Методология иогп выделяет два метода:

    - частно – научный

    - общенаучный ( хронологический и философский)
    Суть хронологического метода заключается в том, что исследование гос-ва и права РФ представляет собой явление последовательности, сменяющиеся под возд. времени характерной для того или иного исторического этапа политической и соц. обстановки развития права в целом.
    К философскому методу относится диалектический матфализм, деаликтический идеолизм,прагматизм,структуризм, позитивизм…

    К Специальным методам относят:

    - исторический (основывается на изучении гос. правовых явлений, исходя из конкретной исторической обстановки)

    - логический (характер. совокуп. приемов и способов логики при характ-ке гос-ва и права)

    - исторически-сравнительный ( основывается на изучении и сопоставлении гос-правовых явлений)

    - статистический ( основ. на изучении количеств. сторон ист. этапа развития гос-ва и права)

    - ретроспективный (основыв. на изучении явлений прошлого и сопоставлении их с настоящим)

    - синхронный ( одновременное изучение проблем развития гос-ва и права на различных территориях)

    - реконструктивный (означает додумывание, выстраивание определенных событий))

    - объективный ( означает изучение фактов, событий, их восприятие исходя из обоснования их возникновения и развития)

    -диахронный

    Периодизация- это разделение изученного курса на опр. этапы и период харак. общими свойствами В основе лежит тип гос-ва, тип права, объединенные общими экономическими формациями. Периодизация ИГПР представляет собой процесс, который охватывает момент возникн. гос – ва и права с учетом возникновения Древнерусского государства гос – ва по наст.вр.

    1) Образование Древне Русского гос-ва

    2) период феодальной раздробленности

    3) период формирования единого гос-ва

    4) Россия в период абсолютизма

    5) Россия в период буржуазной монархии

    6) Россия на пути становления буржуазно- демократ. республики

    7) Период образования советского гос-ва

    8) Советское гос-во в период НЭПа

    9) Россия в период тоталитаризма

    10) государство в период ВОВ
    11) Россия в период литерализации общ. отношений

    12) гос-во в период кризиса социализма

    13) период перестройки

    14) РФ на современном этапе.
    2 Особенности развития российской государственности и права.
    К середине IXв. северные восточные славяне (словене ильменские), находились в даннической зависимости от варягов (норманнов). Южные восточные славяне, в свою очередь, платили дань хазарам. В 859 объединившиеся славяне и финно- угры выгнали варягов из Новгорода. Вскоре здесь началась анархия, постоянные междоусобицы за власть. Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород.

    Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь.
    Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика.


    Рюрик правил в Новгороде, Синеус, — на Белоозере, Трувор, — в Изборске. От этих варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города.
    К сему времени Летописец относит следующее важное происшествие. Двое из единоземцев Рюриковых, с именами Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим Князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь .Они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?»


    Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из Новагорода, начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве.

    Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

    После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика. После его смерти вокняживается сам Игорь Рюрикович. В 882 Олег совершает поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) - это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь). Т.о. во второй половине IXв. образовалось Русское государство с центром в Киеве - Киевская Русь.

    3 Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства.

    1) Норманнская теория
    Представители: Немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер.
    Содержание: Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века Повесть временных лет, где говорилось о том, основателями древне – русского государства были варяги – норманы, т.е. германское племя с более высоким уровнем развития, которых славяне призвали в свои земли для управления ими; Государство создали норманы с добровольного согласия славян. Назв. «Русь»-скандинавского происхождения.
    2) Антинорманнская теория
    Представители: М.В. Ломоносов, Рыбаков, В.Г.Белинский, Н.И. Костомаров и др.
    Содержание: У славян шёл процесс разложения родового строя и формирования гос – ти до прихода варягов. Развивались промыслы, ремесла, торговля, осуществлялся переход от родовой общины к территориальной; складывались межплеменные союзы; существовали прообразы государственных институтов: князь, вече, дружина. Приглашение иноплеменников является показателем зрелости предпосылок к образованию государства :Племенной союз через приглашение варягов пытается решить противоречия, возникавшие между племенами. Варяжские князья завершили процесс образования государства. Назв. «Русь» - славянское.
    3) Центристская теория
    Представители:
    Большинство современных историков. В современном научном мире наиболее активными сторонниками центристской теории являются историки Кацва и Юргганцев.
    Содержание: Государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов.


    4 Государственный строй Киевской Руси.

    Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

    По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности). Представители князя обладали следующими полномочиями: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

    По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).

    Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения). Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, - система «сюзеренитета-вассалитета». Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов (холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.

    Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государство, используя вервь в фискальных, полицейских и административных целях, было заинтересовано в дальнейшем сохранении общинной структуры.

    Судебных органов как особых учреждений еще не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели и другие представители княжеской власти. В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.
    5) ПРАВОВОЙ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

    В Киевской Руси можно выделить 3 основных социальных класса.

    Правящий слой (феодалы) Имели привилегированное положение, что непосредственно закреплялось в законодательстве. На представителей этого слоя распространялось 2 важнейшие привилегии:

    Их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности. Если за убийство обычного человека штраф равнялся в 40 гривен, то за убийство представителя этого слоя 80.

    Для них устанавливался особый порядок наследования. По общему правилу к наследованию землей допускались только мужчины, при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для правящего слоя делалось исключение, при подобных обстоятельствах земля могла переходить и лицам женского пола (дочерям). Цель сохранение недвижимого имущества в руках узкого круга.

    Представители:

    Бояре - советники, старшие дружинники князя;

    Княжьи мужи - лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;

    Огнищане – управляющие княжескими имениями

    Тиуны – управители отдельными отраслями княжеского хозяйства.

    Простое свободное население (смерды - общинники) основная группа участников правоотношений по своей сущности, являющаяся неоднородной. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю – только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп – боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.).

    Зависимое население Наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находящиеся в кабале и услужении у феодалов.

    Закуп – является более сложной юридической фигурой. Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов, на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его т отымать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам или в случае отсутствия других свидетелей.

    Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа». Холопом можно было стать в результате: самопродажи в кабалу, рождения от холопа, женитьбе, поступлении в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека, совершения преступления, бегства закупа, злостного банкротства, попадания в плен.

    6 ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

    1. Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба опреде­ленному лицу или группе лиц.

    2. Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как поку­шение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов.

    За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяйства. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

    Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

    Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не целила ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива— повторности преступления.

    3. Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом.

    Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место.

    Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях — за убийство в разбое, поджог и конокрадство.

    Вира — денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну.
    7 Суд и процесс по Русской Правде


    1. Судебный процессносил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.

    Процесс делился на три стадии:
    1) Заклич – первая начальная стадия судопроизводства. Состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производил­ся в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладав­шей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

    2) Свод – напоминает очную ставку ( ст. 35-39) – вторая стадия процесса. Следствие предполагало прямое отыскание, т.е. все щли от одного возможного вора к другому.

    3) Гонение следасо­стояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта